САМЫЙ УМНЫЙ Интеллектуальная игра для начальных классов материал по окружающему миру (3 класс) по теме


Конкурсная игра по русскому языку для 3 класса «Звездный час»

  • 26 марта 2016

Цели игры:

  1. Вызвать интерес к русскому языку.
  2. Формировать образную и выразительную речь.
  3. Расширить кругозор учащихся.
  4. Развивать образное и логическое мышление.

Оборудование:

  • Школьные песни.
  • Оформление зала (высказывания великих о русском языке, фразеологизмы, игры со словами – информация, которая размещалась на стендах в школе всю неделю; выставки стенгазет всех классов).
  • Распечатанные задания, карандаши.
  • Звездочки (жетоны), набор цифр для ответов (от 1 до 8).

Ход внеклассного мероприятия «Звездный час»

До начала мероприятия звучат школьные песни. Учащиеся 3 классса А танцуют танец «Мы маленькие дети» («Непоседы»).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит». Расскажу вам древнюю легенду.

Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин. «Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, вы­ражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп. В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил: «А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаро­вывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Ребята, прав ли Эзоп?.. Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения. И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.

У нас среди параллели третьих классов есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их!

Сегодня сражаются ученики…

Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы будут и для вас!

По правилам нашей игры после каждых двух конкурсов выбывает участник, набравший меньшее количество баллов.

Конкурс 1. «Разминка»

Вопросы для участников игры:

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). 3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы). 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов). 5. Как переносится слово? (По слогам). 6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком). 7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу). 8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).

Конкурс 2. «Люки и львы».

В пропущенные места вставьте подходящие буквы. Вопросы для участников:

1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей (клюшка). 2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги (клюка). 3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги (плюшка). 4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка (злюка). 5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке (блюдечко). 6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке (клюква). 7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас (ключик). 8. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей (телевизор).

Жюри подсчитывает баллы.

Конкурс для болельщиков «Загадки»

1. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное).

2. Чёрные птички На каждой страничке Молчат, оживают, Кто их отгадает. (Буквы).

3. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит,И называется строй:… (алфавит).

4. Что для меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. (Глагол).

5. Пером сеют, Глазами жнут, Головой едят, Памятью переваривают. (Грамота).

6. Даю я признаки предметам, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).

Конкурс 4. «Пословицы и поговорки»

Стихотворение читает болельщик.

Пословицы недаром молвятся: Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится, Ведь с ней и горе не беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья!

Задание: каждой пословице найти её продолжение.

Конкурс для игроков

Найдите ошибки в пословицах и поговорках.

1. Шило в горшке не утаишь (в мешке). 2. В семье не без водопровода (урода). 3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей). 4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт). 5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить). 6. Кашу соляркой не испортишь (маслом). 7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).8. У мышки глаза велики (у страха).

Вопросы для болельщиков:

1. Без труда ищи, а нашёл – береги. 2. Век живи – а горы копает. 3. На ловца и борозды не портит. 4. Нет друга – не вытащишь рыбку из пруда. 5. Муравей невелик, зверь бежит. 6. Старый конь век учись.

Конкурс 5. «Грамотеи»

Стихи читают дети 1 класса.

1 ученик.

Буква А и буква О Обижаются давно: – Нас, ни в чём не виноватых, Часто путают ребята. Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами: Изуродует он слово, Пишет через а – «карова».Букве а стоять здесь стыдно.

2 ученик.

Вдруг у Лямина Петра Выползут из-под пера То какая-то «трова», То какие-то «драва», Ведь завянет травка даже, Коль при ней такое скажут!

3 ученик.

Буква А и буква О Обижаются давно: – Скачем мы без всяких правил, Как Петруша нас заставил, Будто мы ему враги, Хоть из азбуки беги. (Л. Дружинина)

А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых.

Задание для игроков – исправить Кузины ошибки:

«Развеможнобезулыбкиоченьболноиобидно, ВидетьКузиныошибки: гласподшышкоюневидно». «НалителянасугропБыстроКузепомогайте, ирасшибсебеялоп, всеошибкиисправляйте.

(Подсчёт баллов жюри)

Конкурс для болельщиков

Ведущий: А мы с болельщиками в это время отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку.

СКОРОГОВОРКА

У Вари На бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя Вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. (Елена Благинина)

Конкурс 6. «Крылатые выражения»

Ведущий: Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:

1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.

Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов.

Вопросы для игроков:

1. Как снег на голову (неожиданно). 2. Яблоку негде упасть (тесно). 3. Хоть глаз выколи (темно). 4. Держать язык за зубами (молчать). 5. С гулькин нос (мало). 6. Как в воду глядел (знал).

Жюри подводит итог. Осталось3 участника.

Конкурс 8. Шарада

Из рассыпанных кубиков составить, как можно больше слов. По итогам этого конкурса выбывает 1 участник. А участник, составивший наибольшее количество слов имеет право на приз в ящике. Так же и среди болельщиков выбирается тот, кто составил самое длинное слово. Победитель получает приз из выбранного им ящика.

Суперигра

В финал выходят 2 игрока. Из слова ПАТРИОТИЗМ составить, как можно больше слов. Если у участников слова заканчиваются им могут помочь их пара.

Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончились наши соревнования. Попросим жюри подвести итог. А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.

Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш».

Награждение.

Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новых встреч!

Автор: Серкова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова», Смоленская область, п. Кардымово.

Интеллектуальные игры в деятельности учащихся начальной школы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

,

учитель начальных классов

МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа»

“Я очень рекомендую, чтобы человек упражнялся в играх, содействующих совершенствованию, не ради игры, а потому что они служат совершенствованию в искусстве размышления и изобретения”.

Лейбниц.

Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Одной из наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные игры. В последнее время интеллектуальные игры занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. Что же такое интеллектуальные игры? Из толкового словаря следует, что интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало человека. Философский словарь определяет игру, как “непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе”. Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает, как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Следовательно, интеллектуальные игры – это занимательная деятельность, в результате которой развиваются мыслительные способностей детей, воспитываются духовно-нравственные качества.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных ими знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Интеллектуальные игры предоставляют для этого прекрасную возможность и способствуют развитию творческой активности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения, развивают все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяют словарный запас.

Интеллектуальные игры позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.

Для развития интеллектуальных умений, как и любых других умений, необходимо выполнять следующие условия:

Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию интеллектуальных умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования логического и творческого мышления.
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их интеллектуальной деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Важную роль в мотивации ребенка играет элемент соревновательности.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к знаниям. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность осуществить свои силы, поверить в себя.
Учет возрастных особенностей.
Развитие интеллектуальных способностей должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, должно быть интересным и полезным.
Соблюдая эти условия, была разработана и реализуется программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей младших школьников через игру. Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки».

Основной целью работы данного объединения является
создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Для себя, как педагога, я определила следующие задачи:

Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.

Повысить уровень внимания, памяти детей.

Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).

Реализуя данную программу, считаю, что смогу достичь следующих результатов:

Повысить уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Сформировать умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации. Научить детей работать в команде.

Развить интерес учащихся

к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Методика проведения игр.

Занятия можно разделить на несколько видов: викторины, «Что? Где? Когда?», «Азбука», «Пентагон», «Своя игра» и другие.

При проведении викторин использую разные формы работы: фронтальную, групповую или индивидуальную. Викторины провожу в игровой форме, например «Самый умный», «Почемучки», «Волшебный сундучок» и т. д. Так же использую приемы: эрудит-лото, десятка вопросов и другие. Часто в викторине встречаются шуточные вопросы и вопросы на смекалку, ребусы, анаграммы, кроссворды. От занимательных вопросов и загадок, которые часто дети находят сами в различных познавательных книгах и журналах, постепенно перехожу к литературным викторинам.

Такие игры, как «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Пентагон» проводятся по определенным правилам. Например, игра «Что? Где? Когда?» проводится, как правило, в два тура. На обсуждение каждого вопроса дается одна минута. Ответы в письменном виде сдаются в жюри. Основной зачетный показатель команды – сумма правильных ответов во всех турах.

Интеллектуальные игры проходят в виде соревнования между командами. Поэтому
игроки условно выполняют определенные роли, но основная нагрузка ложится на капитана. Капитан контролирует ситуацию первые 5 секунд, если ребята молчат, он начинает давать версии. Он же ведет обсуждение, отслеживает все высказываемые игроками версии, назначает отвечающего, причем он обязан знать, что тот будет отвечать. В случае, когда команда не находит ответа, капитан отвечает сам. Капитан следит за временем и за 5-10 секунд до окончания времени должен добиться от команды общего решения по ответу.
Далее предполагаемые роли распределяются так: генератор идей – высказывает идеи по вопросу, доказывает их; критик – опровергает эти идеи, доказывая, что он прав; эрудит – научно подтверждает идеи, либо дополняет версии; эмоциональный стабилизатор – поднимает «дух команды», или успокаивает в нужный момент; реализатор – готовит формулировку ответа.

Самое главное во всем этом – понимать, что роли не строго регламинтируются, а варьируются в зависимости от человека, его опыта и способностей.

В результате проведения игр повышается уровень развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Дети определяют функции участников и способы взаимодействия, выявляют самостоятельно проблему и способы ее решения, учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Содержание игр.

Интеллектуальные игры можно разделить на тематические и обобщенные. Тематические игры составлены по одной, определенной теме. В обобщенных играх рассматриваются вопросы из разных областей знаний. Например, тематические викторины «Щелкунчик», «Незнайка», «Мальчик-Волшебник» (по роману-сказке Дж. К. Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»). К таким викторинам дети готовятся самостоятельно, а затем проводится игра.

В играх использую разнообразные типы вопросов, например такие:

1.
«Вопрос, содержащий ответ».Это вопросы, в которых содержится ответ целиком или по существу (однокоренное слово, искаженная форма слова). Например: «Это Просто Чудо! В 2004 году впервые в истории борзая выиграла забег у беговой лошади. Назовите кличку собаки, состоящую в русском переводе из двух слов». Ответ: Просто Чудо.
2.
«Вопрос на вечную тему».Имеется ряд тем, к которым относятся: солнце русской поэзии, олимпиады, високосные годы, алфавит, римские и арабские цифры, азбука Морзе, ноты, деньги, карты, шахматы, музы, месяцы и дни недели, страны света и др. Часто достаточно просто вспомнить этот перечень, и ответ готов. Например: «Я, Ф, М, А, М, И, И, А, С, О, Н, — закончите ряд». Ответ Д – декабрь.
3.
«Отбор».Это самый ходовой тип вопроса. На основании информации, содержащейся в вопросе, из возможного числа ответов (довольно часто небольшого) следует выбрать не стопроцентно вытекающее, а наиболее вероятное – имевшее место на самом деле. Малоизвестные факты, отметающие ложные версии, приводятся, широко известные – надо вспомнить самому. Например: «На пляже близ Барселоны был проведен первый в мире чемпионат Европы в забеге на 75 см. Победитель преодолел эту дистанцию за 1 минуту 20 секунд, как бы опровергая мнение о своих сородичах. Кто же соревновался?» Ответ: Черепахи.
Получить полный текст

4.
«Мозаика».Приводятся несколько фактов о предмете, явлении, либо человеке, часто весьма разнородных, и требуется определить как или что же это. Например: «Эта хищная птица обитает в горах и степях, а еще ее изображение можно увидеть на гербе нашей страны». Ответ: орел.
5.
«Этимология».Это вопрос о происхождении слова или образного выражения. Сюда же входит определение слова по ранней форме или выражение по его части. Например: «В старину носом называли палочки, которые носили с собой люди, чтобы делать на них заметки о том, что нужно запомнить, не забыть. Какое крылатое выражение появилось благодаря этому»? Ответ: Зарубить на носу.
6.
«Аллегория».Описывается нечто знакомое всем, но с необычного ракурса, так, что трудно догадаться, о чем идет речь. Но можно. В общем, неизвестное об известном, которое и надо определить. Например: «Вы, несомненно любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню произведения? Ответ: Муха-Цокотуха.
7. «Нонсенс».
В этих вопросах предлагается назвать объекты или субъекты, обладающих заданными свойствами – а на самом деле их не существует вообще, что и требуется обосновать. Например: «Оказавшись в центре Москвы, не забудьте посетить улицу Кузнецкий мост. Она издавна славится своими магазинами. Одного только нет на этой улице, но все приезжие с удивлением оглядываются и ищут это. Что же они ищут?». Ответ: Мост.
Отвечая на вопрос, дети выделяют нужную информацию, структурируют, выявляют общие законы, анализируют, сравнивают, рассуждают и находят решение.

Таким образом, организационно-педагогические условия, реализуясь во внеурочной деятельности, позволяют решить задачи развития интеллектуальных способностей школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Программа кружка «Юные знатоки» в нашей школе реализуется четвертый год. Дети с увлеченностью посещают все занятия. В каждом классе со второго по четвертый появились сплоченные и дружные команды, которые соревнуются между собой. Команды школы участвуют в районных, зональных и всероссийских соревнованиях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: