Какие центры в группе использовать для развития речи
Речь – одна из важных психических функций. Она позволяет передавать информацию. Ребенок должен приобрести речевые навыки в дошкольном возрасте. Они не даются от рождения, и речи приходится обучать. Это касается всех деток без исключения. Мало кто воспринимает речь на слух и самостоятельно. В большинстве случаев нужно прикладывать много усилий, чтобы научить речевым навыкам вовремя. Это забота и воспитателей в ДОУ, и родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это организованное пространство с подобранными материалами и оборудованием. Она помогает обучать ребенка самым разным навыкам в соответствии с возрастом. Вот тут подробно написано о требованиях к развивающей среде.
Предметно-пространственная среда, способствующая речи, формируется в помещении группы ДОУ. Она состоит из нескольких центров (уголков, или стендов). Для детей разного возраста перечень стендов может быть почти одинаковым, а вот их наполнение будет отличаться. Работать с речью помогут такие центры:
- речевой и книжный;
- игровой;
- театральный;
- центр ИЗО;
- сенсорно-строительный;
- другие (опосредствованно).
К развивающей предметно-пространственной среде в детсаду предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС, она должна быть легко трансформируемой, насыщенной по содержанию, многофункциональной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной, комфортной психологически. И быстро преобразовываться в условное пространство для текущей игры: поликлинику, кафе, полянку в лесу.
Организованная предметно-речевая среда должна помочь в решении таких вопросов:
- развивать словарный запас;
- работать над грамматическим строем (учить словообразованию и правильным грамматическим конструкциям);
- развивать связную речь (учить пересказывать, описывать, отгадывать загадки);
- формировать полноценную звуковую культуру речи (совершенствовать дыхание, улучшать слуховое внимание и чистоту звукопроизношения);
- развивать мелкие моторные функции.
Обстановка в группе должна соответствовать возрасту. И позволять чередование разной активности: образовательной, социальной и самостоятельной. Насыщенная и подходящая развивающая среда будет увлекательной для ребенка. Она позволит улучшить речь и разносторонне развить малыша.
Конспект НОД в группе раннего возраста «Зайка»
Цели занятия: формирование активной и пассивной речи, развитие звукоподражания, мелкой и общей моторики, развитие эмоциональной сферы.
Демонстрационный материал: макет дома, деревянная мозаика «Солнце», дорожка здоровья, фигуры животных.
Воспитатель.(незаметно включает магнитофонную запись плача) — Кто-то плачет? Вы не плачете? А кто? Давайте поищем. (все вместе ищут, воспитатель комментирует действия, находят корзину с зайчиком, плач прекращается) Воспитатель. Вот кто, оказывается плакал. Кто это, дети?(зайка). Потрогайте зайчика руками. Какой он?(холодный) Зайка замерз, его надо согреть Прижмите его к щеке. Посмотрите, у зайчика есть шерстка. Какая? (пушистая, погладьте ее) Воспитатель. Ребята, у нас в гостях маленький зайчонок. -Зайка, почему ты плакал? Расскажи, кто тебя обидел, что случилось? Зайчонок.(говорит воспитатель) Как же мне не плакать? Испугался я лису! Заблудился я в лесу. Как друзей теперь найду? Как домой я попаду? Воспитатель. Вот что случилось с зайкой. Он заблудился и хочет попасть домой к маме-зайчихе. Воспитатель. Ребята, поможем зайке найти дорогу к дому? Давайте сначала с зайкой поиграем, чтобы он согрелся и развеселился.
Подвижная игра «А мы с зайкой пляшем».(вместе с воспитателем дети выполняют движения, соответствующие словам стихотворения) А мы с зайкой пляшем, пляшем, пляшем. Ручками мы машем, машем, машем. Ножками мы топаем, топаем, топаем. Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Воспитатель. Зайку мы согрели, развеселили, а теперь пойдемте к зайкиному дому по дорожке.
Игра малой подвижности «По ровненькой дорожке». По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Топ-топ-топ. Воспитатель.(показывает макет дома) -Что это?(дом) -А это что?(указывает на разные части дома, побуждает детей к высказываниям) Воспитатель. Вот построен новый дом, Кто хозяин в доме том? В этом доме живет бабушка. Давайте зайдем к ней в гости, она нам и подскажет дорогу к зайкиному дому. Сейчас я надену фартук (показывает). Что это? Правильно, фартук. Я буду бабушкой. А у меня еще кто-то в домике живет. Как вы думаете, кто?
Дидактическая игра «Чудесный дом». Есть у нас чудесный дом, И живут игрушки в нем. Ваня к дому подойдет, Ваня спросит: «Кто живет? Кто же в домике живет?» Ребенок. «Мяу-мяу» (ребенок выбирает из животных котенка и показывает детям). Воспитатель. Дети, кто это? (котенок, аналогично игра проводится с собакой и петушком). Воспитатель. Сейчас я насыплю зернышки и позову петушка: «Цып-цып-цып». Как позовем петушка?(ответы детей) Давайте угостим петушка зернышками. Воспитатель. Как петушок клюет? (клю-клю-клю). Повторите. (ответы детей). Петушок любит песни петь, давайте мы споем ему песенку.(дети поют вместе с воспитателем)
Песенка-потешка «Петушок». В обработке М.А. Булатова. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь? Воспитатель-бабушка. Пока петушок клюет зернышки, вам, дети, пора идти провожать зайку до дома. До свидания, ребята! До свидания, зайчонок! По следам в лесу пойдете- В домик к зайчику придете! Зайчонок. Вот, спасибо! Не оставили меня в беде, поспешим скорей домой. Воспитатель. А как же мы увидим следы? Солнышко спряталось за тучи.
Дидактическая игра «Собери целое из частей» (дети собирают из разрезных картинок «солнышко»)
Дети по следам (дорожка здоровья) пришли к зайкиному дому. Воспитатель. Что это?(зайкин домик) А это кто?(мама зайчиха) Обрадовалась зайчиха, что зайчонок снова дома, и подарила детям подарок – барабан.
Музыкально-дидактическая игра «Барабан». Ваня палочку возьмет И ударит в барабан, И сейчас же громко он Нам ответит «бам-бам-бам». Дети повторяют в игре звукоподражание.
Автор: Николаева Елена Владимировна, воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида» г. Сосногорска.
Статья размещена в авторской редакции