Сборник дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели можно создать своими руками замечательное интерактивное пособие — лэпбук.

  • 2 Информационное наполнение лэпбука
    2.1 Подборка загадок на экономическую тему
  • 2.2 Подборка пословиц о труде
  • 3 Как интересно оформить лэпбук на экономическую тему
  • 4 Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков по финансовой грамотности
  • 5 Видео: изготовление лэпбука «Играем в экономику»
  • 6 Как можно использовать лэпбук по экономике
  • Для какого возраста актуален лэпбук по финансовой грамотности

    С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой лэпбука на данную тему. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама.

    Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.

    Ещё в младшей группе малыши играют в магазин (примеряют на себя роли продавца и покупателя), однако лэпбук на финансовую тему будет актуален в старшем дошкольном возрасте

    К процессу создания лэпбука педагогу следует обязательно привлекать своих воспитанников: ребята могут вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию. Помочь могут и родители, например, принести монеты времён СССР или других государств, если таковые имеются дома.

    Старшие дошкольники вполне могут помочь воспитателю в создании лэпбука

    Ход игры.

    Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями)

    .

    14. «Что важнее?»

    Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

    Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши»

    и
    «жизненно необходимые предметы»
    ; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

    Как интересно оформить лэпбук на экономическую тему

    Прежде всего для лэпбука нужно придумать яркое название (не нужно просто писать «Экономика» или «Финансы»). Варианты могут быть следующими:

    • «Юные экономисты»;
    • «Играем в экономику»;
    • «Первые уроки царицы Экономики»;
    • «Игротека Рублика»;
    • «Школа гнома Эконома»;
    • «Экономград».

    Естественно, название помещается на обложку крупным красивым шрифтом. Саму же обложку можно сделать распашной в виде цельной картинки.

    Всегда интересно смотрятся распашные обложки

    Желательно наклеить на обложку картинку с изображением персонажа, олицетворяющего для детей мир экономики. Например, это может быть гном Эконом или царица Экономика.

    Хорошо придумать какого-то персонажа, олицетворяющего для детей мир Экономики, и поместить его на обложку лэпбука

    Можно проявить фантазию, выбирая общую форму лэпбука. Например, сделать его в виде чемоданчика (кейса) с ручкой. Ещё один нестандартный вариант — в форме матрёшек, на которых размешена информация.

    Неожиданно, но интересно — лэпбук в форме матрёшек

    Аналогично и кармашки пособия могут напоминать о его тематике — представлять собой кошельки, корзинки (как в супермаркете).

    Можно сделать оригинальные кармашки согласно тематике лэпбука (кошельки, корзина покупателя)

    Следует использовать как можно больше интересных элементов оформления. Например, это книжки-малышки, которые так любят рассматривать дети.

    Дети очень любят рассматривать блокнотики, книжки-малышки

    Замечательная идея — конвертик в форме цветочка «Учимся экономить». На его лепестках рассказывается, каким способом можно сохранить свои финансы.

    В центре такого конверта-цветка можно изобразить свинку-копилку

    Внутри лэпбука также можно поместить объёмные элементы — макет банкомата сбербанка или кассу магазина.

    Очень оригинальная идея — поместить внутрь лэпбука мини-банкомат России

    В пособие желательно включить элемент в виде ленты, например, из бумажных монет. Это всегда вызывает дополнительный интерес у детей.

    Ребятам нравится разворачивать и складывать элементы в виде ленты

    Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

    Степанова О.Н., Ломакина Н.М. Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 10.10.2020).

    Заказ № 552019

    Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку»

    Цель: развитие умения детей соотносить денежные знаки по достоинству.

    Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими.

    Материал: монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.

    Ход игры:

    Детям предлагается разложить монеты сначала в порядке возрастания, затем в порядке убывания.

    Дидактическая игра «Размен»

    Цель: развитие умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.

    Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, закрепить состав числа из 2-х меньших до 10.

    Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей).

    Ход игры:

    Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.

    Дидактическая игра «Купите Мише (Маше) подарок»

    Цель: развитие умений детей совершать покупки.

    Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, развивать умение детей сделать правильный выбор и купить желаемые товары с учетом игровых пристрастий мальчиков и девочек при условии, что у них на приобретение покупки есть определенная сумма денег.

    Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены игрушки, канцелярские товары, книги с ценниками, корзинка.

    Ход игры:

    Детям предлагается выбрать подарок из предложенных в магазине товаров.

    Дидактическая игра «Поможем Маше купить полезные продукты»

    Цель: развитие умения детей совершать покупки.

    Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, на указанную на кошельке сумму выбрать только полезные для здоровья продукты.

    Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены различные продукты питания: молоко, сметана, овощи, фрукты, конфеты, сок, кока-кола, шоколад и др., корзина для покупок.

    Ход игры:

    Детям предлагается на указанную сумму приобрести полезные для здоровья продукты.

    Дидактическая игра «Помоги маме купить продукты»

    Цель: развитие умения детей совершать покупки.

    Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, соотносить денежные знаки по достоинству, оперировать ими, соотносить желания с финансовыми возможностями, воспитывать бережливость.

    Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой.

    Карточки-задания (картинки с изображением необходимых товаров), карточки- модели «Фонд помощи бездомным животным», «Копилка», «Семья».

    Ход игры: Детям предлагается совершить покупки в соответствии с карточкой-заданием, оставшиеся от покупки деньги использовать по своему усмотрению: что-то купить себе, передать на благотворительность, вернуть маме или положить в копилку.

    Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»

    Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

    Задачи:

    • продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
    • способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
    • способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

    Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; набор карточек для распределения ролей (с изображением покупателя – 4 шт., кассира -2 шт., продавца -3), 5 карточек с изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

    Ход игры:

    Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям предлагается выбрать карточку и определить, какую роль он будет выполнять в игре.

    Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал, проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры приглашаются пройти в кассы. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные).

    Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

    Развитие игры предполагает объединение сюжетов с сюжетно-ролевой игрой «Семья», «Кафе».

    Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков по финансовой грамотности


    В сложенном виде лэпбук представляет собой кейс с ручкой


    Все кармашки лэпбука предсталвены в тёплых тонах, в центре помещены ленточные элементы


    Необычные элементы лэпбука — конвертик-цветочек и машинка для печати денег


    Отличительная черта лэпбука — монеты в прозрачных кармашках


    Лэпбук содержит уникальный мини-банкомат и включает в себя настоящий калькулятор

    Дидактические игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста

    «Кто что делает?»( люди труда)

    Расширить знания детей о профессиях
    и
    трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

    Материал.

    Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы
    и
    др.)
    Содержание-
    Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
    Вариант.
    Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках

    «Назови профессии» Цель.

    Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

    Материал.

    Цветок ромашки, на лепестках которой услов­но изображены результаты труда людей разных профессий.
    Содержание-
    Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

    Игра «Кто, чем занимается?»

    Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

    Никогда мы не забудем,

    Что умеют делать люди.

    Вариант 1.

    Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии

    Вариант 2

    Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию ( продает- продавец)

    « Где был Петя?»
    Цель игры
    . Учить детей описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывает ребенок.

    Содержание-

    Воспитатель говорит детям, что они бу­дут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель рассказывает: «Сегодня мы поиграем в такую игру, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать вы. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию». Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья, Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина (Прачечная)». «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая (Зал)». Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском суду, он считается проигравшим.

    «Кто больше?»

    Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспиты­вать умение быстро думать.

    Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, ка­кие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учи­тель, сапожник, летчик и др.») Каждый человек, имея свою профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии». Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекар­ство, делает уколы, операции». «Портной» — наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д. Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворника, няни, прачки, шофера и др. Дети вспоминают, что люди этих профессий делают.

    Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

    «Кто трудится, кто играет»- Цель.

    Закрепить представления детей
    о
    различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).

    Материал.

    Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

    У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), ус­танавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие)

    Игра «Кто что производит»
    Цель:
    подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

    Правила:

    соединить стрелочкой, кто что производит.

    Материал:

    изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

    «Какие бывают доходы?»( деньги и их назначение) Цель.

    Уточнить знания детей об основных и дополни­тельных доходах; усовершенствовать навыки самостоятель­ного определения видов доходов (основные и неосновные).

    Материал.

    Карточки с изображением основных видов де­ятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плот­ника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
    Содержание-
    Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

    «Товарный поезд»- Цель.

    Закрепить знания детей
    о
    месте изготовления то­вара; классифицировать товар по месту производства.

    Материал.

    Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда
    с
    вагонами.
    Содержание —
    Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каж­дом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т.д.
    Вариант.
    Дети группируют предметы по месту про­изводства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фа­янсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т.д.

    «Маршруты товаров»- Цель.

    Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты
    и
    др.).

    Материал.

    Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т.п.
    Содержание-
    Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина

    «Собери вместе»- Цель.

    Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

    Материал.

    Карта (панно) с изображением различных товаров.

    У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера — Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязатель­ные, и т.д.

    Игра «Купи другу подарок» Цель:

    научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

    Правила:

    выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

    Материал:

    карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

    «Что быстрее купят?» Цель.

    Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

    Материал.

    Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
    Содержание —
    Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

    «Что и когда лучше продавать?» Цель.

    Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

    Материал.

    Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
    Содержание-
    Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др.— в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

    «Хочу» и «Надо».

    Цель: Выявить знания детей о потребностях, необходимых для жизни человека.

    Педагог показывает предметные картинки, объясняет, что надо выбрать только самое необходимое для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор. Картинки: Яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др

    «Волшебный кошелек»

    Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

    Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.

    «Покупка ученого кота».

    Цель: Выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

    Проведение исследования: Педагог объясняет, что у ученого кота 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить ученый кот, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется.

    «Бартерный обмен»

    Цель: Выявить знания детей о равноценных товарах, умение отстаивать собственную позицию.

    Ребенку выдается несколько карточек с изображением товаров и ставится задача обменять их на карточки с другим товаром, равноценным.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: