Игра-экспериментирование в группах раннего возраста


Организация познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста».

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А.

«Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Од

нако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.

Дети 1,5–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования. Часто родители принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называют орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность — сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.

Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.

Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Познакомить детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Познакомить детей со свойствами и качествами такого материала как камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как — горох и фасоль.

Основное содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

Экспериментирование с песком и с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Игры с водой способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Сначала рассказать, что вода жидкая, ее можно наливать в чашечку, и предложить малышам игру «Напои зверюшек». Расставить небольшие стаканчики около зверюшек, и предлагать ребенку налить в каждый стаканчик воды из кувшина. В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее.

Далее, выливая воду из кувшина в надувной шарик, стакан, бутылочку, формочку наглядно показать малышу, что вода может принимать различную форму. Можно поиграть с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом будут наблюдать, как прозрачная вода по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового.

Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Педагоги могут совместить игру и эксперимент. Сначала предложить малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показать детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку.

Далее, знакомство детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики. И тут открывается широкий простор для фантазии. С сырым песком можно проводить различные игры. Кроме куличиков можно делать домики для зверей. Можно также слепить пироги, используя формочки.

Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству.

При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста нужно учитывать возрастные особенности детей.

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Дети по природе своей исследователи. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности. Важно обратить внимание родителей на необходимость развития у детей исследовательской деятельности и именно поэтому, привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

Родительский уголок

Беседы

«Семейные встречи»

Тематические консультации

Опросы, анкетирование.

Нацеливать родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

У детей в возрасте 2 – 3 лет очень важно развивать интерес к познанию окружающего мира. Интерес побуждает к поиску новых знаний. Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.

Список литературы:

1. Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду.

2.Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с.: 16 – 19.

3.Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4. Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.-М.:ТЦСфера.,2011

Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

Взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

Мы считаем невозможным развитие экспериментально- опытнической деятельности детей без участия воспитателя и поставленных м экспериментальных целей и задач т.к, без поставленных задач ребёнок будет просто манипулировать предметами. Для реализации этого раздела нами были разработаны перспективные планы, игры- эксперименты с песком и водой, для детей с 1,6 до 3-х лет направленные на развитие экспериментально- опытнической деятельности. Игры разрабатывались с учётом возраста и возрастных особенностей, от простого к сложному.

Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. В группе имеется наполненный прокаленным песком. Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей предлагаем детям сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используем пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой используем пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из пенопласта и коры и т.д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой были изготовлены клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботимся о температуре (+ 18°, +20°), следим за длительностью игры и состоянием одежды детей.

В играх дети закрепляли знания о сухом (сыпется) и влажном (лепиться) песке («Сыпем, лепим»). Научились выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получали знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка»), превращаться в лёд («Какая разная вода») познакомились с разной температурой воды («Кто разбудил китёнка») и т.д.

Кроме того, в своей работе мы использовали разнообразные методы.

Игровые — они ведущие в данном возрасте, без героя или сюрпризного момента не обошлась ни одна игра- эксперимент, дети с удовольствием помогали матрёшке найти бусинки, отсеивая сухой песок через сито. Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Делали снежные пирожные из снега для снеговика. Наши герои играли с детьми в подвижные игры- с целью снятия психомоторного напряжения и создания положительных эмоций. Дети показывали героям, как они умеют играть пальчиками (пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Ветер дует нам в лицо» и т.д). Наряду с игровыми использовались словесные методы — разъяснение, пояснение, объяснение, художественное слово (стишки, потешки, загадки), указание к действию. Используя репродуктивные методы, такие как зеркальные действия — «Налей водичку в стаканчик» и синхронные действия «Давай вместе, насыплем песок в ведёрко» развивали в детях уверенность в себе, умение повторить то, что делает взрослый.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: