Факты биографии Лермонтова, связанные с Кавказом и написанием поэмы «Мцыри»
Идея поэмы вынашивалась Лермонтовым с 1831 г., когда он, семнадцатилетний юноша, решил начать писать историю своего ровесника – «монаха 17-ти лет», который жил с младенчества в монастыре, но его «страстная душа томится» в неволе. С 1830 г. юным поэтом уже писалась поэма с похожим сюжетом «Исповедь», герой которой – испанец, заточенный в монастырской тюрьме за злодеяние, им не совершённое.
Влияние на замысел оказали поездки на Кавказ, очарование его природой, приобщение к культуре, обычаям и фольклору горных народностей, которые Лермонтов узнавал с детства. Болезненного Мишус 6-летнего возраста возила на кавказские минеральные источники бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, останавливаясь в имении своей сестры под Владикавказом. В 1829 г. Михаил напишет в память о пребывании на Кавказе такие стихотворения, как «Грузинская песня», «Черкешенка» и др. Тема Кавказа стала в творчестве Лермонтова одной из ведущих.
В стихотворении «Кавказ» шестнадцатилетний поэт писал о неизгладимых детских впечатлениях, что «южные горы», увиденные хоть раз, «чтоб вечно их помнить», так же притягательны, как «песня отчизны». Подчеркивая свои чувства, трижды повторяет Лермонтов в стихотворении: «Люблю я Кавказ». Тогда поэт не мог предположить, что ему предстоит еще дважды приехать на Кавказ, но уже не своей воле, а в качестве ссыльного, и принимать участие в боевых действиях.
В 1837 г. за обличительное сочинение «Смерть поэта» последовала ссылка Лермонтова в Нижегородский полк, находившийся под Тифлисом в Грузии. Путешествие к месту службы среди гор по Военно-Грузинской дороге, овеянной местными легендами, поразили его воображение. Несмотря на положение изгнанника, Кавказ Лермонтовым воспринимался как пространство абсолютной свободы, он помог ему раскрыть свой творческий потенциал как поэта и художника. Колоритная кавказская природа как символ величественной гармонии запечатлена поэтом на его живописных полотнах. Великолепные панорамы Кавказа на картинах и рисунках поэта похожи на иллюстрации к поэме «Мцыри». Себя Лермонтов на кавказской службе изобразил одетым по-черкесски, как полагалось офицерам Нижегородского полка: с шашкой, в мохнатой бурке, наброшенной поверх мундира. Этот автопортрет человека в военной форме с детским выражением лица и грустными глазами передает душевное состояние поэта в то время.
Ссылка 1837 г. была непродолжительной, но это был значимый период в жизни поэта. На Кавказе Лермонтов приобрел новые знакомства с людьми, которые резко отличались от представителей петербургского светского общества. Своему другу Раевскому поэт писал: «Хороших ребят здесь много». Но имен не называл, потому что не мог назвать открыто людей столь же неугодных власти, как и он сам. Лермонтов сблизился прежде всего с сосланными на Кавказ декабристами, особенно близко подружился с поэтом-декабристом Александром Одоевским, который после 10 лет каторги служил рядовым солдатом в одном полку с Лермонтовым.
Лермонтова интересовало этническое своеобразие Кавказа, на котором сосуществовали различные культурные и религиозные традиции. Он видел, с одной стороны, отсталость, дикость, жестокость, коварство воинствующих кланов , с другой – свободолюбие, гордость, уважительное отношение горцев к своим традициям. Лермонтов увлеченно изучал сказания и предания горских народов. Одной из них была древняя песня о юноше и тигре, отраженная в поэме впоследствии как поединок героя с барсом.
По воспоминаниям близких поэта, в прежней старой столице Грузии Мцхете, в древнем монастыре Джвари (VII в.) Лермонтов во время случайного разговора с одним монахом узнал о его трагической судьбе. Тот был чеченцем, в детстве плененным во время военной операции. Возвращаясь в свою резиденцию в Тифлисе, генерал Ермолов, главнокомандующий Кавказским корпусом, взял его с собой. Но мальчик в пути занемог, и его оставили в грузинском монастыре. Там он вырос, принял православное крещение, но ему тяжело было привыкнуть к монашеской жизни. Он предпринял несколько попыток к бегству, вследствие одного побега тяжело заболел и чуть не умер. Чудом выжив, примирился со своей отшельнической участью. Этот рассказ впечатлил Лермонтова, он затрагивал интересную для него тему судьбы невольника, отраженную в его произведениях, таких как «Исповедь». Используя фрагменты из ранних поэм, Лермонтов начинает писать поэму с названием «Бэри» (на грузинском «монах»). Теперь местом действия его поэмы стала Грузия.
Была еще одна подобная история, но с иной развязкой, связанная с именем генерала Ермолова, в семье которого при трагических обстоятельствах появился воспитанник, чеченский мальчик. Он был найден раненым трехлетним малышом возле тела убитой матери после сражения в чеченском селении, которое было разорено и сожжено в отместку за грабительские набеги его жителей. Генерал отвез спасенного мальчика в семью своего родственника, а сам стал его крестным отцом. Мальчик получил имя Петр Захаров. Заметив способности ребенка к рисованию, Ермолов нанял для него учителей, после оплатил обучение в Академии художеств. Петр Захаров-Чеченец стал первым чеченским художником и академиком. Среди его талантливых работ есть портреты его покровителя Алексея Петровича Ермолова и Михаила Юрьевича Лермонтова, с которым его познакомил писатель А. Муравьев. Скончался Петр 30 лет от роду в 1846 г. от чахотки, пережив Лермонтова на пять лет.
Завершив поэму, Лермонтов поставил в рукописи дату «1839 г. Августа 5». Позже он заменил название на «Мцыри» («послушник») и эпиграф: «У каждого есть свое отечество». В таком эпиграфе цензура могла усмотреть осуждение колониальной политики правительства на Кавказе. Поэма была включена в книжку «Стихотворения М. Лермонтова» 1840 г. В этом же году Лермонтов, высланный опять на Кавказ за «бескровную» дуэль с французским атташе, по пути остановился в Москве. Узнав об этом, Гоголь пригласил его на свои именины, где поэт прочитал отрывок из новой поэмы, которую приняли восторженно. Покидая Родину уже навсегда, Лермонтов написал, обращаясь с прощанием к России: «Быть может, за стеной Кавказа укроюсь от твоих пашей…».
У Лермонтова среди кавказских горцев было много кунаков , т.е. друзей, с которыми у него сложились уважительные отношения. Его самого воспринимали не только как боевого офицера и честного, бесстрашного противника. Уважение к Лермонтову возросло, когда узнали, что он пишет стихи. Ходила легенда, что горцами было запрещено убивать Лермонтова, потому что он «ашуг», т.е. поэт, «устами которого говорит Бог». Его неопубликованные тексты расходились в списках , читались наизусть и были достаточно известны. В часто пересказываемом стихотворении «Валерик» о страшном кровопролитном сражении выражены мысли о бессмысленности войны и об отношении к горцам, к которым поэт не испытывал ненависти. До битвы и после они для него не враги, но в бою он выполнял свой долг офицера, верного присяге, защищающего своих товарищей. Интересен эпизод в тексте, когда оказавшийся после боя в кругу русских офицеров чеченец-кунак не соглашается с их мнением. У него своя, более мудрая точка зрения, которая ближе автору.
Одной из кавказских поэм стала «Мцыри», сокровенное творение Лермонтова, выражающее его «alter ego». Белинский считал «Мцыри» воплощением «идеала поэта», отражением «в поэзии тени его личности». Мучительное одиночество и самозабвенная жажда духовной свободы отразились в натуре его героя.
Автопортрет Лермонтова
Урок на тему «Изучаем поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Литература
«Общая информация о применении»
КУЧУМОВА Ирина Викторовна, Литература ,8 класс, МОУ «Вильвенская СОШ»
Программа по литературе для общеобразовательной школы. Учебник «Литература. 8 класс.»В.Коровиной.
Раздел М. Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».
«Используемые психолого-педагогические авторские приемы»:
- Учащиеся сами выбирают первую учебную цель (начало индивидуальной образовательной траектории)-один из трёх модулей(см Рис№1). Необходимо выполнить все три модуля в любом порядке, внутри модуля учащиеся выбирают и выполняют в любом порядке три образовательных продукта(см.рис№2).
Учащимся сообщаются: ход работы, формы и сроки промежуточного и итогового контроля по данной теме.
Учащиеся сами выбирают информационные источники из числа предложенных: учебник, справочники, ЦОРы, Интернет
3.Изучаемые фундаментальные законы и понятия учебного предмета, общепредметные учебные умения , навыки и способы деятельности
: литературный анализ произведения: тема, сюжет ,художественные средства ,основная мысль ,которую хотел сказать автор. Описание героев: внешность, характер и пр. Знакомство с жанрами. Эмоциональное восприятие художественного текста. Развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы.
Рис№1
МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Рис№2 МОДУЛЬ№1 «Сюжетные линии поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.
Образовательный продукт№1 . «Сюжетная линия — Мцыри в монастыре.»
Приведи три (можно больше) наиболее впечатляющие ,на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри в монастыре» | Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения ,метафоры и пр.) | Найди строки из поэмы, которые определяют отношение Мцыри к жизни в монастыре | Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» | Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» | Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии «Мцыри в монастыре» | Почему Мцыри называет монастырь тюрьмой? |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт№2 . «Сюжетная линия –Мцыри на воле»
Приведи три (можно больше) наиболее важные, на твой взгляд, сцены сюжетной линии «Мцыри на воле» | Укрась каждую сцену примерами художественных средств, примененных автором(эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) | Что поразило Мцыри за стенами монастыря и вызвало подъём его душевных сил? | Найди строки из поэмы, которые определяют завязку к сюжетной линии «Мцыри на воле» | Найди строки из поэмы, которые определяют кульминацию к сюжетной линии «Мцыри на воле» | Найди строки из поэмы, которые определяют развязку к сюжетной линии «Мцыри на воле» | Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт №3. «Сюжетная линия – Предсмертное завещание Мцыри»
Приведи строки, раскрывающие предсмртные желания Мцыри и подчёркивающие цельность его натуры. | Какие художественные средства (эпитет, метафора, сравнение) использует при этом автор? | Найди строки из поэмы, отвечающие на вопрос: О чём жалеет в предсмертном завещании Мцыри? | Что означает его предсмертный бред и песня рыбки? | Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри? | Какие чувства ты испытываешь знакомясь с этим сюжетом поэмы? |
МОДУЛЬ№2 «Образ Мцыри в поэме».
Образовательные продукты модуля выбираются в любом порядке, но должны быть выполнены все.
Образовательный продукт№1 «Героическая сила духа – определяющая черта образа Мцыри»
Перечислите черты, свойственные характеру Мцыри | Раскройте каждую черту строками из поэмы | Какие эпизоды поэмы, раскрывающие героический характер Мцыри, Вам запомнились больше всего |
1. 2. 3. |
Образовательный продукт№2 . «Мцыри – свободолюбивая личность»
1. Построить кластер с ключевым словом «свобода»
КЛАСТЕР
.Кластер-(англ.cluster-гроздь)-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
Посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.
Вокруг «накидать» слова или предложения,выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы(«планета» и ее «спутники»).
Эти слова или предложения соединить прямыми линиями с «сердцем» текста. У каждого из «спутников» , в свою очередь, тоже появятся «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается гроздь.
2. Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?
Образовательный продукт№3 . «Оценка образа Мцыри В. Г. Белинским».
Перечислите черты, по словам В.Г.Белинского характеризующие Мцыри | На основании текста поэмы подтвердите их справедливость | Чем, по словам В.Г.Белинского, Мцыри близок самому поэту? | Каким стихотворным размером, по словам В.Г.Белинского написана Поэма? С чем В.Г.Белинский сравнивает этот стихотворный размер? |
1. 2. 3. |
МОДУЛЬ№3 «Современное прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри
»
Образовательный продукт№1 . «Современное звучание
поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри
»
Чем вам близок образ Мцыри? | Назовите проблемы, поднятые автором и близкие нынешнему поколению. | Кто из современных героев книг или кинофильмов, на ваш взгляд, близок по духу Мцыри? | Какие картины природы, нарисованные Лермонтовым в поэме, наиболее близки тебе по духу? | Какое слово повторяется в поэме чаще других (около 15 раз)? Что значит это слово в твоём понимании? |
Образовательный продукт№2 . «Образ Кавказа в поэме.»
Каким воспринимает Кавказ М,Ю,Лермонтов? | На основании текста подтверди своё мнение | Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри? | Сравните эпизоды поединка юноши с тигром в народной грузинской песне и Мцыри с барсом в поэме М,Ю,Лермонтова. В чём новаторство М,Ю,Лермонтова? | В каких произведениях русской и современной литературы поднимается тема Кавказа? |
Образовательный продукт №3. «Моё понимание образа Мцыри».
Нарисуй рисунок-ассоциацию «Моё понимание образа Мцыри». Прокомментируй выбранный цвет, отдельные детали и образ вцелом.
Самоконтроль «Пересказать поэму ,используя наиболее красивые поэтические строки, не нарушив сюжета поэмы»
Основная идея поэмы «Мцыри», композиционные особенности
Образ Мцыри. Свободолюбивый и мятежный дух героя. Смысл жизни монахов и Мцыри
Всего Лермонтовым было создано около 30 поэм, некоторые остались незаконченными, идеи и мотивы одних поэм были окончательно реализованы в других. При жизни поэта были опубликованы только три, в том числе поэма «Мцыри». В этом лиро-эпическом жанре Лермонтов имел в юности склонность к подражанию поэмам Байрона, Пушкина и других авторов. Со временем жанр поэмы в творчестве Лермонтова претерпевает существенную эволюцию. Поэмы последних лет его жизни представляют неповторимые образцы этого жанра, существенно разнятся по стилю, повествованию. Лермонтов пробовал свои силы в различных поэтических жанровых вариантах, разнообразие которых проявилось в уникальности «Демона», «Песни про купца Калашникова», «Мцыри».
В поэме «Мцыри» раскрывается тема «естественного человека», которая связана с учением французского мыслителя Жан-Жака Руссо. Многих романтических писателей привлекал мир, далекий от цивилизации, как прообраз человеческого детства, где человек лишен социальных проблем. Однако эта просветительская идея показана Лермонтовым в сюжете поэмы «Мцыри» как недостижимая и трагическая. Герой из естественной среды получает воспитание в мире, живущем по законам цивилизации. Он стремится к родной природной стихии, чтобы познать полноту жизни, утерянную людьми цивилизации, чей внутренний мир извращен социальными условиями. Он бежит в родственный, но неведомый ему мир, наслаждаясь которым, погибает.
В поэме проявляются характерные черты романтизма: противоречивость между идеалом и реальностью, трагедийная исключительность личности героя, его порыв к личной свободе. Но у Мцыри, как у иных романтических героев, нет таинственного прошлого, нет любовной драмы.
Эпиграф «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» является смысловым ключом к раскрытию содержания поэмы. Это выражение взято из ветхозаветного сказания о царе Сауле и его сыне, нарушившим запрет не есть пищу до конца дня. Юноша, попробовав меда, смиренно ожидал казни. Но толпа заступилась за приговоренного, спасая от «безумства» царя. Под «медом» Лермонтов подразумевает свободу, на которую наложен запрет.
Поэма представляет собой полную страсти исповедь героя, в которой понятия свободы и Родины сливаются в единый символ, ради них он готов отречься от вечного покоя и рая. Начинается поэма лаконичным эпическим повествованием, в котором дана предыстория сюжета. Хотя в поэме нет ни одного имени собственного, понятно, о ком идет речь. В горном монастыре, возвышающемся над слиянием рек Куры и Арагви, похожем по местоположению на монастырь Джвари, на одной из могильных плит есть надпись о каком-то царе, вручающем «России свой народ». Это упоминание о грузинском правителе Ираклии II, который спасая раздробленную страну от притязаний на ее территории южных соседей: Турции и Персии, обратился к Екатерине II с просьбой о протекторате. Так началось присоединение Грузии к Российской империи. Но на Северном Кавказе многочисленные магометанские народности противились присутствию русских войск, что привело к затяжной войне. Во второй строфе упоминается «русский генерал», проезжающий мимо монастыря «из гор к Тифлису». Это российский наместник на Кавказе – Алексей Ермолов. Плененный мальчик был отдан монахам, один из которых его выходил и спас от смерти. Ребенок мусульманской веры впоследствии был крещен и готовился постричься в монахи. Его никто не зовет по имени, он просто «мцыри» – монастырский служка.
Благодаря Лермонтову «Мцыри» стало именем собственным. Это слово по-грузински означало человека, исполняющего послушание, готового принять монашеский постриг. Мцыри – «душой дитя», чье предназначение определено: он – «судьбой монах». Он «безмолвен и одинок», избегая всех, томится «неясной тоской» о родных местах и семье. Попав шестилетним ребенком в обитель, он остался чужим для монахов, не может смиренно разделять с ними молитвы. Во время полуночной грозы, когда братия столпилась, молясь у алтаря, он сбежал. После трех дней поисков его нашли бесчувственным в степи. Юноша силен духом, но немощен телом, он словно «в тюрьме воспитанный цветок», опаленный лучами недолгой свободной жизни. После побега Мцыри снова очутился в монастыре, но он уже не сможет томиться в заточении после того, как познал на воле «три блаженных дня».Мцыри, изъявляя последнюю волю, просит перенести его в сад, к двум белым акациям, откуда видны главы гор Кавказа, который словно «друг или брат» прохладным ветерком будет петь «про милую страну». Умирая с мыслями о Родине, Мцыри обещает никого не проклинать. Особенности композиция поэмы в ее замкнутости: действие началось в монастыре, там же и окончилось. Откуда герой бежит, туда, по воле судьбы заблудившись, и возвращается. Эта замкнутость воплощает безысходное роковое пространство, невозможность покинуть его пределы.
Из 26 глав 24 отведены исповедальному монологу главного героя, в котором раскрывается его душевный мир в воспоминаниях о родине, о наслаждении свободой и созерцании красоты природы. Рассказы юноши о ночной грозе, встрече с юной грузинкой, сражение с барсом, сновидении в степи пронизаны страстной и трогательной искренностью. Кульминационным эпизодом является поединок Мцыри с барсом. Эта смертельная схватка, напоминающее объятия, двойственна по сути: они переплелись «как пара змей», сцепились «крепче двух друзей». В этом сопоставлении есть родство природной дикой энергии двух существ. Есть еще один незаметная, но важная сюжетная деталь. Когда раненый, истощенный Мцыри впадает в состояние «предсмертного бреда», ему чудится, что он лежит на дне, окруженный рыбками. Одна из них, с золотой чешуей, поет убаюкивающую песню, заговаривая остаться в водах, полных «холода и покоя». Если в бою с барсом Мцыри готов принять смерть как воин, то обессиленному юноше рыбка поет песню смерти, покойной, как сон. «Сестры» рыбки подобны его монастырским братьям. Так передан смысл жизни монахов, которые стремятся, отказавшись от радостей земного бытия, к уединению и самоотречению ради служения Богу. Эпизоды боя и сна перекликаются мотивом трагической обреченности героя.
Образ Мцыри многогранен: это и «естественный человек», и бунтовщик, не принимающий чужеродную среду. Он – натура цельная, не испытывающая сомнений и колебаний в своем порыве к свободе. Мятежный дух его пронизан стремлением к жизни в «чудном мире тревог и битв», который противопоставлен «жизни в плену» среди «душных келий и молитв», миру, не ведающему состояния естественности. Противостояние героя выражено образными антитезами: для него свобода – это три дня на лоне девственной природы Кавказа, неволя – вся остальная жизнь в монастырских стенах.
Конспект урока по литературе для 7 класса на тему «М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Тема.М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция 7 класс
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения.
Развивающие:
развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока:
комбинированный c использованием SMART-технологий.
Оборудование:
портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, презентация для SMART-доски, фрагмент видеофильма «М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (прикреплен к презентации), романс «Парус» (прикреплен к презентации), иллюстрации к поэме “Мцыри”, интерактивные упражнения,технологическая карта урока, учебник «Литература» (русская и зарубежная) для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (с изменениями) / Составители: О. Исаева, Ж.Клименко, О.Корнинко, А.Мельник, В.Храброва, В.Мухин, И.Данилова, 2015
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
— Творчество какого поэта мы начали изучать на предыдущем уроке?
Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.
— Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году. Слайд № 1
— Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта). — Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).
3. Актуализация ранее изученного материала.
— Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях. — Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения, просмотр иллюстраций к ним, можно предложить прослушивание романса «Парус»).Слайд № 2 – фото ассоциация
— В каком стихотворении отражена страстная любовь Михаила Юрьевича к Кавказу, восторг и восхищение его неповторимой красотой и величием? («Кавказ», на предыдущем уроке демонстрировался фрагмент видеофильма «М.Ю.Лермонтов «Мцыри», время: 00 – 1.40). Это стихотворение мы читали на прошлом уроке. Об этой стране мы будем вспоминать и сегодня.Слайд № 3 – Лермонтов-художник
(можно в дополнение посмотреть фрагмент видеофильма «М.Ю.Лермонтов «Мцыри», время: 3.12 – 4.20).
— Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.)Слайд № 4
— Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)
4. Слово учителя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.
5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели. Слайд № 5
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов “Мцыри”Слайд № 6
6. Формирование знаний и умений.
А) Индивидуальное задание
(
сообщение ученика
). История создания поэмы (можно в дополнение продемонстрировать фрагмент видеофильма «М.Ю.Лермонтов»: время 1.40 – 3.12).
Б)Работа с текстом поэмы.Просмотр фрагмента видеофильма
«М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывок из поэмы, время: 4.20 – 16.05).
В)Эвристическая беседа
по прочитанной поэме и прослушанному фрагменту.
Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы? – Какие сцены в поэме наиболее запомнились? – Каким вы представляете себе главного героя?
Работа с портретом Мцыри
Слайд № 7
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения и прослушивания фрагмента? – По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.
Поэма
– лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).Слайд № 8
Поэма «Мцыри» — это романтическая поэма.
Теория литературы
Слайд № 8
Романтизм
– литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Для романтизма характерны следующие черты:
Слайд № 9 (шторка)
*Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
*Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
*Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Постараемся доказать, что «Мцыри» — романтическое произведение.
(Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)
Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Слайд № 10
Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж.
Поэма была написана в 1838 году под впечатлением реальных событий (ссылка на Кавказ), а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии.
Г) Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (интерактивное упражнение «Установи соответствие») Слайд № 11
На SMART-доске вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.Слайд № 5
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Д) Индивидуальное задание.
(сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу? – Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. – Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?
Е) Создание проблемной ситуации.
Слайд № 12 (шторки)
– Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри”
– изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
– Определите идею.
Идея
– борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Ж) Эвристическая беседа
.
Работа с учебником.
Сюжет и композиция поэмы.
– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.) – Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) – Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.) – Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет. – Каков сюжет поэмы? – В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод:
таким образом композиция рамочная.
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).
З) Лексическая работа.
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.Слайд № 13
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; 2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
7. Закрепление знаний и умений.
А) Групповая работа
(в парах)
– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции (интерактивное упражнение «Композиционная линия»)Слайд № 14
Б) Аналитическая беседа.
(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. Слайд № 15
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Слайд № 16
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри. Слайд № 17
Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни. Слайд № 18
8. Рефлексия.
А) Цифровой диктант
Слайд № 19
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:
* В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
* Доволен ли ты тем, как прошел урок?
* Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
9. Организация домашнего задания: Слайд 20
- Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
- Раскрыть значение слова свобода
по словарю.
- Ответить на вопросы: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение. Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
- Выучить отрывок наизусть.
- Виртуальная экскурсия (по желанию): Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова (персональный сайт учителя, страница «Виртуальные музеи» — https://sites.google.com/site/mirosha125/v-mire-literatury/virtualnye-muzei)
- Для любознательных: дополнительная информация о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова на персональном сайте учителя (страничка «К 200-летию М.Ю.Лермонтова»)
Образы монастыря и кавказской природы, их роль в произведении. Смысл открытого финала
Рутинной и бесцветной жизни в монастыре, который Мцыри называет своей тюрьмой, противопоставлен свободный мир природы. В недолгом скитании открылась Мцыри сущность его неясной скорби по родным местам в прояснившихся воспоминаниях о младенческой жизни в отчем доме, отце, сестрах. В общении с природой, которая стала для него воплощением Родины, Мцыри чувствует ее гармонию, красоту, глубину и тайну, ощущает себя ее частью. Это подчеркивается сравнениями его с горной «серной», он так же «пуглив и дик», с тростником, который «слаб и гибок». Сам он сравнивал себя со «зверем, чуждым людям», от которых он в горах прятался, «как змей».
Природа в поэме «Мцыри» присутствует как самостоятельное действующее лицо, она не просто живописный фон или красочная декорация странствия героя. Природа помогает раскрыть характер Мцыри, ведь мы ее видим его глазами. Богатство и многообразие пейзажей «седого незыблемого Кавказа» в рассказе Мцыри подчеркивают аскетизм и скуку монастырского бытия. Важно для понимания образа Мцыри его поведение во время грозы. Когда монахи «лежали ниц у алтаря» в молитвах, ведь для нихв грозе проявление «божьего гнева», сбежавший юный послушник чувствовал себя братом бури, смотрел «глазами тучи», «молнию ловил» рукой, его «бурное сердце» переполнялось ощущением «дружбы краткой, но живой» со стихией.
Джвари
Мечтательный юноша видит природу, как храм, сравнивает «горные хребты» с алтарями, он чувствует, как дышат «сонные цветы» на рассвете. Он вслушивается в звуки природы, уподобляет шум горного потока вечному спору сотни его сердитых голосов с «упрямой грудою камней», слышит, как плачет шакал, словно «дитя». Припав к земле, он внимает «волшебным, странным голосам», ведущим разговор «о тайнах неба и земли». Мцыри, слышащий зов природы, в себе чувствует необузданную звериную силу духа. Оттого он, несмотря на слабость тела, побеждает в честном поединке мощного противника – барса.
Не случайно Мцыри привиделся на ступенях скал шагающий вниз в подземную пропасть «злой дух», низвергнутый с небес. В природе все пронизано бунтарским духом. В этом «злом духе» упоминается могучий великан Амирани, один из героев грузинского эпоса, который так же, как Прометей, подаривший людям огонь и тайные знания, за богоборчество был прикован к скале.
Природа в поэме предстает в двух образах, в этой двойственности заложена основа философского восприятия Лермонтовым природы по отношению к человеку. Она может быть представлена в виде гармоничного и величественного «божьего сада», где роса – это следы «небесных слез»на радужных растениях. А может в виде страшного ночного густого «темного леса», в котором темнота с «миллионом черных глаз» смотрит из-за каждого куста. В лесу не видно гор, которые были ориентиром, Мцыри заблудился и вернулся к монастырю вопреки своей воле. Природа может быть дружественной и враждебной. Но она явила Мцыри мир подлинной жизни.
Философская проблематика поэмы «Мцыри»
Поэма «Мцыри» является философским произведением о смысле человеческой жизни, ее ценности, которая представляется поэту как свободное и активное существование, позволяющее сохранить человеческое достоинство. Герой «Мцыри», несмотря на трагические метания по кругу в поисках путей к недостижимой цели, близок по духу самому поэту своим героическим порывом, готовностью погибнуть ради глотка свободы. Это поэма не только о свободолюбивом горце, погибающим на чужбине. Она о судьбах многих современников Лермонтова, лучших передовых людей своего времени. Общество в годы реакционного правления Николая I после подавления восстания декабристов находилось в «мертвой точке», не зная какой избрать путь. И хотя герой поэмы не достиг своей цели, не увидев прекрасной Родины, о которой мечтал, он ради ее обретения готов отдать жизнь, а не прозябать в бездействии.