«Нетрадиционные формы работы с родителями в адаптационный период» в группе раннего возраста


Современные формы работы с родителями в группе раннего возраста

Наталья Ланина

Современные формы работы с родителями в группе раннего возраста

Отчет

об использовании современных форм с родителями в группе раннего возраста.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. В своей работе я использую как традиционные так и нетрадиционные формы общения с родителями. К традиционным формам относятся – родительские собрания, лекции, практикумы, к нетрадиционным формам – семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Почтовый ящик установлен в раздевалке группы.

Родители имеют возможность вкладывать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями заочно, когда я не могу встретиться с родителями лично.

Основная роль в моей практике продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, следуя принцам ФГОС, общение педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мною как нетрадиционные. Например, я практикую проведение родительскихсобраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН»

,
«Что? Где? Когда?»
.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями считаю и мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две — три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях, где изучается и передается опыт семейного воспитания.
Групповые родительские собрания — это форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний разнообразна, с учетом пожеланий родителей. Например,я часто предлагаю такие темы как: «Знаете ли вы своего ребенка?»

,
«Воспитание послушания у детей»
,
«Методы педагогического воздействия»
,
«Послушен ли ваш ребенок?»
,
«Как играть с ребенком?»
,
«Нужно ли наказывать детей?»
и др.

Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Часто в своей работе использую индивидуальную форму общения с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Планируя тематику бесед, я стремлюсь к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания ребенка дошкольника. Тематические консультации мною организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают мне устанавливать теплые отношения с родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм я отнесла проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года»

,
«Рождественские забавы»
,
«Масленица»
,
«Праздник мам»
,
«Лучший папа»
,
«Папа, мама, я — дружная семья»
,
«Праздник урожая»
и др.

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной, эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Использование разнообразных форм работыдало определенные результаты: родители из «зрителей и «наблюдателей»

стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях.

Организация работы с родителями в группе раннего возраста методическая разработка (младшая группа)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2

Организация работы с родителями в группе раннего возраста

Подготовила: Груздева В.М.

воспитатель 1 младшей группы

2019 г.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:• групповые родительские собрания;• консультации;• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;• Дни добрых дел;• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;• оформление фотомонтажей;• совместное создание предметно – развивающей среды;• работа с родительским комитетом группы;• телефон Доверия;• почта Доверия; В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно – информационное направление

Досуговое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашей группе созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:• родительские уголки• папки — передвижки различной тематики• семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка»• семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»• копилка Добрых дел и др. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:• совместные проекты «Моя мама лучше всех» • спортивный праздник «Папа может!» • празднование дней рождения (ежемесячно),• Новогодний утренник.Планируется• выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»,• спектакли «Теремок». «Колобок». Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно. Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей, вручая им грамоты и благодарности за активное участие в жизни группы. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». В уютной кухоньке с мойкой и плитой, красивой посудой дети просто обожают играть. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так в рамках акции «Дни добрых дел» я организовала ремонт игрушек, мебели, группы, прогулочной площадки вместе с родителями, родители оказали помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым удалось наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: