ИСТОКИ: СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ Цель урока: введение в курс предмета «Истоки» Задачи: 1. знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры; 2. — презентация


Конспект урока по учебному курсу «Социокультурные истоки» с презентацией, 1 класс. Образ Родины

Урок для учащихся 1 класса по учебному курсу «Социокультурные истоки» на тему «Образ Родины»
Автор: Ванюта Тамара Савельевна, учитель начальных классов, высшая категория, МБОУ Саранпаульская СОШ, Филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада Тема урока: «Образ Родины». Цели: расширить представление учащихся о понятиях «Родина», «Малая родина»; развивать познавательный интерес к истории своей Родины; систематизировать знания учащихся о родном крае; повышать у детей уровень патриотической и гражданской ответственности; воспитывать патриотические чувства, чувства любви к своей Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество. Задачи: рассказать о государственных символах России, обобщить понятие «Родина»; воспитать эмоционально-патриотическое отношение к символике России, чувство любви к Отечеству и гордости за него; развить познавательный интерес и уважение к символам России; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному краю, традициям своего народа; развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность. Оборудование: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, образец узора для каждого ребенка, сигнальные карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать учебный курс «Социокультурные истоки». Сегодня на уроке вы узнаете много полезной и интересной информации. А вот какая тема урока сегодня вы должны догадаться сами. 2. Актуализация новых знаний. 1 этап. Россия – наша Родина. — Чтобы ответить на вопрос: «Какая тема сегодняшнего урока?». Отгадайте ребус. Слайд 1. Разгадывание ребуса: Р1А (ответ: Родина).
— Догадались. Какая сегодня тема нашего урока? (Родина.) — А у вас есть Родина? (У каждого человека есть Родина). — Как называется наша Родина? (Россия). — Что значит слово «Россия» для вас? (Россия – наша Родина) Слайд 2: Тема урока: «Образ Родины».
Слайд 3. Карта России.
— Наше государство называется Российской Федерацией. «Федерация» — объединение многих республик, краёв и областей. Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили наши отцы и деды.Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас. — Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! — Как вы думаете, какова численность населения нашей страны? Население России составляет более 150 миллионов человек.Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100 национальностей и народностей.
Слайд 4. Президент России (на экране проектируется портрет В.В.Путина).
— Главой нашего государства является Президент – Путин Владимир Владимирович, который избирается гражданами для руководства страной.
Слайд 5.Государственные символы России (на экране проектируется герб и флаг РФ).
— Какие российские государственные символы вы знаете? — К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн
Слайд 5. Герб России.
У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный
Слайд 5. Российский флаг.
— Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма. В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.
Слайд 6. Гимн России (на экране проектируется гимн России).
— Что обозначает слово гимн страны? (“Гимн” — слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем) Звучит гимн России. Дети внимательно слушают. Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова. — Ребята, где обычно включают гимн России? (когда спортсмены занимают призовые места, когда президент поздравляет с Новым годом). — В гимне говорится о том, что наши леса и поля «раскинулись от южных морей до полярного края». Почему так говорят? (учитель показывает на карте) (Потому что наша Родина богата своими необъятными и беспредельными просторами). — В мире нет страны, сравнимой с нашей по размерам, разнообразию природы и по множеству населяющих ее народов.
2 этап. Наша малая Родина. — Что такое малая Родина? (Это там, где ты родился: деревня, поселок.) — С самого детства каждый человек в первую очередь запоминает образ своей деревни, села, реки, дороги, ближнего леса и поля или городской улицы – всего того, что окружает его с первых дней жизни. — А вы где родились? В каком поселке? (поселок Саранпауль). Слайд 7. Карта ХМАО – Югра. п.Саранпауль (на экране проектируется карта ХМАО –Югры).
Учитель показывает поселок Саранпауль на карте Ханы – Мансийкого авт. окр. – Югра. Рассказывает об истории п. Саранпауль, метонахождении. Саранпауль расположен на севере Ханты- Мансийского автономного округа-Югра на правом берегу реки Ляпин в его верховьях. В саранпаульском поселении проживает около 4 тысяч человек разных национальностей — русские, коми, ханты, ненцы, манси, татары, украинцы, белоруссы. Окружающая природа — северная тайга.на западе — горы Приполярного и Северного Урала. Саранпауль непосредственно расположен на равнине — Западно-Сибирская низменность. Древесная растительность: сосна кедровая, сосна, берёза, ель, пихта, рябина, ольха, ива, лиственница. Кустарники: шиповник, тал. Животные: лось, северный олень, волк, бурый медведь, соболь, норка, белка, ондатра, выдра, горностай, полёвки. Птицы: лебедь кликун, утки, глухарь, тетерев-косач, рябчик, орлан-белохвост, стерх, журавль серый, кедровка, гаичка, трясогуска. Рыба: сырок, таймень, окунь, щука, налим, чебак, нельма, хариус. Полезные ископаемые: торф, бурый уголь, кварц-хрусталь, поделочные камни. Название переводится как «зырянский посёлок». Обратимся к стихотворениям мансийского поэта Ювана Шесталова.
Слайд 8.Портрет. Биография Ю.Н. Шесталова (на экране проектируется портрет Ю.Н.Шесталова).
Юван Николаевич Шесталов родился 22 июня 1937 года в деревне Камратка Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Он рос в семье колхозника манси. Учился на факультете народов Севера в городе Ленинграде, педагогического института им. А. И. Герцена, окончил Тюменский педагогический институт в 1965 году. Работал в редакциях газет, радио и ТВ округа. Он награжден орденами Дружбы народов в 1984 и Трудового Красного Знамени в1987году. Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа, Лауреат Государственной премии РСФСР им. A.M. Горького 1981 года, заслуженный деятель культуры округа с 1997, член Союза писателей России с 1962 года. Но, к сожалению, рано ушедший от нас 5 ноября 2011 года.
Чтение стихотворений учениками. 1 чтец. Здравствуй, край мансийский, милый, Со смолистою тайгой, С молодой отцовской силой, С материнской добротой! Машет мне рукой осина, Улыбается вода. Слышу лепет лебединый Здравствуй, милая земля! 2 чтец. Взгляни-ка, друг, в мою родную сторону, Её угодья издавна щедры. Раскинула, как скатерть, свой простор она, Расставила на скатерти дары. Тайга шумит, зелёная, как море, Зверьё — что рыба в шубе меховой! А в реках, что сияют, с небом споря, Гуляют осетры, горды, как шхуны, И нельмы – как серебряные луны. Слайд 9. Рассказ о поселке Саранпауль. Исторические сведения.
Известный исследователь Александр Александрович Дунин-Горкавич, выдающиеся ученые Любомир Николаевич Жеребцов, Нина Александровна Лискевич, знаменитый саранпаульский краевед Роман Гермагенович Семяшкин утверждали что «… В районе реки Ляпин первая ижемская семья появилась в 1842 г., основав селение Саранпауль. По народным преданиям, это переселение было связано с падежом оленей в верховьях рек Халмер – Ю и Народа-Ю. С этого времени на Ляпин практически каждый год прибывало по одной — две семьи (иногда и больше), пока не образовалось самостоятельное село, получившее название Саранпауль. Люди были очень довольны местом проживания: рыбы много, леса богаты и зверем, и ягодой. Занимались охотой, рыбалкой. Ста¬ли разводить домашних животных, которых завозили по Сибиряковскому тракту. В лесах расчистили мес¬та для по¬лей, ого¬родов. Сажали картофель, сеяли рожь, ячмень. Собирали хорошие урожаи. 3 этап. Традиционные промыслы народа манси: рыболовство, охота, оленеводство, сбор дикоросов. Основными традиционными промыслами народов манси, ханты, ненцы, коми, проживающих в нашем поселке являются рыболовство, охота, оленеводство, сбор дикоросов. Слайд 10. Рыболовство. Рыболовство основной вид промысла в нашем районе. Рыбной ловлей население занимается как зимой, так и летом. А какая рыба обитает в нашей речке Ляпин, вы должны определить по картинкам на слайде.
Слайд 11.
— А теперь поиграем! Я показываю картинку с изображением рыбы, а вы говорите ее название.
Слайд 12. Охота.
Так же к основному виду национального промысла манси относится охота. Чтобы люди охотились на законных основаниях, в нашем поселке организованны национальные общины. Охота – это традиционный вид деятельности нашего народа.
Слайд 13. Оленеводство.
Важное значение для поселка имеет оленеводство. Оленеводством занимаются манси, ненцы, коми. У каждого из вас есть родственники, которые ездят в оленеводческие стада. Это очень тяжелый, кропотливый труд. Не каждый сумеет выдержать нагрузки оленевода. В морозы собирать стада, спать по несколько дней на морозе, отгонять волков, перегонять стада с зимнего пастбища на летнее и обратно (кослать), ремонтировать и делать нарты, ставить чум. Много работы у оленевода. Фото с кослания.
4 этап. Традиционные ремесла народа манси. Важное значение в жизни манси, занимают традиционные национальные ремесла. Как правило, все, что сделано руками местных мастеров, сделано из натуральных материалов. Из того же кедра, используя его корень, мастера плетут корзины (корневатики), бытовые предметы, вырезают посуду, различные ящики, короба. Из березовой коры изготовляют туеса, посуду, ложки, короба и даже кое-что из мебели. Очень много изделий для своего хозяйства манси делают из глины. В условиях долгой снежной зимы и близости многих рек, без специального транспорта и средств передвижения не обойтись. С давних времен, а кое-где и сегодня манси пользуются лодками, выдолбленные из бревен, лыжами, нартами, снегоступами, а также собачьими и оленьими упряжками. Слайд 14.РАБОТА С МЕХОМ
(Дополнительная информация). Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов, манси и коми относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора. В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы, парки, гуси, обувь, капоры. Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды.
Слайд 15. РЕЗЬБА ПО КОСТИ.(Дополнительная информация)
. Обработка кости является традиционным занятием коренного населения Югры. В XIX — XX вв. из кости изготавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки ножей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а также на¬кладки и пряжки для мужских поясов. В настоящее время сохраняется традиция изготовления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи.
Слайд 16. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ.(Дополнительная информация).
Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси, коми из дерева дела¬ют некоторые виды домашней посуды, утвари, модели традиционных транспортных средств, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины.
Слайд 17. РАБОТА С БЕРЕСТОЙ.(Дополнительная информация).
Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и манси он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюр¬ных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов.
Слайд 18. РАБОТА С ТКАНЬЮ.(Дополнительная информация).
Ткань — один из наиболее востребованных материалов для народного творчества. Традиционно на территории Югры развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика). Аппликативными орнаментами ханты и манси украшают одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. Куклы (акань, паки) изготавливаются из лоскутков цветной ткани.
Слайд 19. РАБОТА С БИСЕРОМ(Дополнительная информация).
Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером — это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.
Слайд 20. РАБОТА С ГЛИНОЙ.(Дополнительная информация).
Глина относится к разряду наиболее доступных при-родных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила. К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным.
Слайд 21. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА И ТРАВЫ.(Дополнительная информация).
Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из наиболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. В настоящее время сохраняется традиция изготовления плетеных из корня коробок, так называемых корневатиков, а также циновок. Циновки применялись для покрытия пола, стен.
5 этап. Практическая работа. Слайд 22-25
— Сегодня на уроке мы научимся рисовать мансийский узор. Посмотрите на экран, сколько разнообразных мансийских узоров показано, и все они имеют названия, и у каждого узора своя форма. Прочитайте названия узоров, обратите внимание, на что похожи формы узоров. Как вы думаете, откуда народ брал эти названия, формы? (Названия и форма узоров связанны с природой). — На партах у вас лежит листочек с нарисованным узором. Найдите этот узор на экране. Как называется узор? («Совр паль» — «Заячьи уши»). Давайте попробуем обвести узор по точкам, а потом нарисуйте узор самостоятельно. — У кого получилось? — Из чего состоит узор? (Из геометрических фигур: из квадратов и прямоугольников). — На каком предмете вы изучали геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник? (На математике). — Какой сделаем вывод? (Мансийские узоры связанны с математикой). — Мы сделали два вывода: мансийские узоры связанны с математикой, названия и форма узоров связанны с природой. — Да, национальные традиционные ремесла связанны с природой нашего края. Но не только традиционные ремесла связанны с природой, с природой связан мансийский фольклор: сказки, легенды, обычаи, традиции, песни, загадки, пословицы и т. д. Прекрасные стихи сложил о Миснэ (о лесной фее) Юван Шесталов, он хорошо знал мансийские обычаи и древние легенды. Дремлет лес, легко дыша, В нём живёт, я знаю, Миснэ, добрая душа, Женщина лесная. Ходит веточки стройней, Где-то в снежной дали, Шубка вышита на ней Птичьими следами. Бисер искрится огнём, Весь в лучистых блёстках. Так сияет ясным днём Иней на берёзках. Пусть ни солнца, ни лучей, Воет вьюга злая. А у Миснэ из очей Льётся ласка мая. Всё согреет этот взор, Всё растопит синий. Холод сердца, лёд озёр, Старых прядей иней. Если больно от обид, Миснэ беспокоясь, «Тюпын, Тюпын», — говорит,- «Милый, милый»- то есть. — А вот, чтобы проверить вашу смекалку, предлагаю вам отгадать
мансийские загадки: Словно треугольник в тундре стоит, В небе над ним дымок дрожит. В летний зной и в холода Служит людям он всегда. Чум.
Ночью очень чутко спит, Оленье стадо сторожит, Волков отгоняет И на охоте помогает.
Собака.
По мхам он ходит и траве, Носит лес на голове, Рогами защищается — От врагов спасается.
Олень.
По ночам она летает, Вкусных мышек промышляет. Днём на кочке сидит, С закрытыми глазами спит.
Полярная сова.
Кто в жестокую пургу Роет норку в снегу, В снежок зарывается, От холода спасается?
Куропатка.
Он мягкий, но не пух, Зелёный, но не трава.
Мох.
Олень от них убегает – А они не отстают.
Нарты.
С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, — прячет. А в чум попадёт – плачет.
Снег.
Радость пастуха оленевода На четырёх палочках стоит, Обсохнет – за мамой побежит.
Новорождённый оленёнок.3. Итог урока (рефлексия и оценивание). — Какая сегодня тема урока была? — Расскажите, что нового вы узнали на уроке? — Что больше всего на уроке понравилось? — Чему научились на уроке? — Вы сегодня на уроке очень хорошо потрудились. Правильно выполняли задания. Активно работали. Молодцы! — У вас на партах лежат три солнышка: первое солнышко радуется, второе просто в хорошем настроении, а третье плачет. Сейчас каждый из вас поставить сам себе оценку за работу на уроке. Чтобы оценить свою работу, выберите одно солнышко и покажите всему классу. — А понравился ли урок вам?
Презентация на тему: Образ Родины

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ООМ для 1 класса УМК «Школа России» Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»


Конспект урока труда в 1 классе по теме: Мозаичная аппликация «Петушок» Конспект интегрированного урока для 1 класса

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?»

Конспект урока «Многообразие грибов» 1 класс по УМК «Гармония»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Особенности построения урока по программе «Истоки»

«Особенности построения урока по программе «Истоки»

Главная цель курса

«Истоки» — развитие духовности учащихся, приобщение их истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

Мир духовных ценностей личности – это результат активной деятельности самого ребёнка. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективность общения друг с другом. Необходимы специальные усилия, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким.

Присоединение в классе.

Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настроит учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Необходимо выразить детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности. Очень важно обращаться к ребёнку по имени, это способствует присоединению учителя к учащимся.

Присоединение способствует и предметно-пространственное окружение и расположение учащихся во время занятий. На них важно развивать чувство «Мы».

Активные формы обучения (тренинги).

Тренинг – важная составляющая часть урока. Они скомпонованы в целостную систему. Каждый последующий тренинг логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень. Тренинг — это шаг, ступенька в приобретении опыта путём собственных усилий.

Реализация системы тренингов позволит учащимся:

  1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
  2. Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха;
  3. Научиться управлять своей деятельностью.

Тренинги разработаны в соответствии с тематическим планированием курса «Истоки». Часть тренингов разработана на основе заданий из рабочей тетради.

В течение учебного года учащиеся постепенно осваивают различные активные формы – разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. В каждом тренинге чёткий алгоритм действий поможет осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Это особенно важно на начальном этапе работы.

Тренинг подразделяется на этапы:

  1. подготовительный;

б) основной (индивидуально, в паре, в группе);

в) рефлексия.

Подготовительный этап тренинга необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также для мотивации учащихся на предстоящую работу. Учитель может использовать различные средства влияния на психологический климат: музыкальное оформление, интерьер, знаки внимания и так далее. Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для учащихся. Важно выразить надежду на успех. На данном этапе более активен учитель. Работа строится в форме беседы, диалога. В речи учителя должны звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, что позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.

Основной этап. Активность передаётся учащимся. Роль учителя – направляющая. Учитель наблюдает за самостоятельной работой учащихся, анализирует успехи и неудачи в общении ребят, должен вовремя придти на помощь, подвести к компромиссу, взаимной обоюдной уступке, призывая к совместному поиску выхода из ситуации. Время работы не более 15-20 минут.

Ресурсный круг (вид тренинга).

Этапы ресурсного круга:

  1. Подготовительный этап.

Учитель и учащиеся сидят в круге. Присоединение, подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово. Всё внимание сосредоточено на говорящем.

  1. Основной этап (диалог в круге).

Диалог в круге всегда начинает учитель.

1 круг – учитель просит каждого назвать увиденный образ, начиная фразу со слов: «Я вижу…».

2 круг – учитель дополняет ответы и предлагает соединить образы со звуками, прислушаться к звукам, начиная предложение со слов «Я слышу…».

3 круг – он начинается со слов «Я чувствую…», дети говорят о своих ощущениях, запахах.

Но иногда диалог происходит лишь в одном круге. Такой тренинг целесообразно проводить в заключительной части урока.

  1. Рефлексия.

— Что понравилось вам?

— Что сложнее увидеть, услышать или почувствовать?

— Что мешало общению?

— Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?

— В чём вы видите значимость разговора?

В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику. Он проводится как в начале урока с целью актуализации имеющихся знаний и опыта у учащихся, так и в его заключительной части, для того, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению. Работа в ресурсном круге требует от учителя умения вести беседу, вовремя направлять её в нужное русло, подводить итог того, что было сказано. Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами.

На уроке по «истоковской» методике от учителя требуется уважение к чувствам и опыту ребёнка, искренний интерес к его личности, желание не только сказать самому, но и услышать ученика, способность спокойно, без назидания разобраться в тех проблемах, которые его волнуют.

На заключительном этапе (рефлексии) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы. При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркнуть важность результатов совместной работы группы.

В «Истоках» представлены 2 вида тренингов – развивающие и оценивающие

. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме и осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе.

Оценивающих тренингов за год восемь. Мы оцениваем динамику развития каждого ученика (по итогам индивидуального этапа) и группы (в паре, тройке, четвёрке). Оценивание результатов осуществляется по 7-бальной шкале. После оценивающего тренинга следует положительно оценить действия каждого ученика, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, огласить достоинства ребёнка.

Оценочная деятельность осуществляется через систему вознаграждения.

Способы вознаграждения:

1.Одобрение и аргументированная похвала.

2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.

3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе).

4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).

5.Благодарность.

Тренинги развивают саморегуляцию поведения, основные характеристики познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), помогают детям управлять чувствами.

Активные формы обучения воспитывают целеустремлённость, ответственность, контактность, покладистость, исполнительность, доброту.

Структура тренинга:

  1. Подготовительный этап

    (присоединение к заданию).

  2. Индивидуальный этап.

Учитель объясняет задание, предлагает самостоятельно найти ответ. Не обращаясь за советом к соседу, чтобы оценить свои знания. Определяется время на обдумывание вопроса (3-5минут). По завершении времени индивидуального этапа учитель просит всех одновременно закончить работу и внимательно послушать следующее задание.

  1. Работа в паре.

Учащимся предлагается сообщить друг другу своё решение и прийти к единому мнению.

Возможна схема общения:

— первый учащийся сообщает партнёру свой выбор,

— второй внимательно слушает и выражает своё согласие или несогласие, знакомит со своим решением.

Далее учащиеся пытаются прийти к единому решению. Если необходимо – объясняют свой выбор.

Время на принятие общего решения — 5минут.

За минуту до окончания данного времени, необходимо предупредить учащихся о своевременном завершении диалога.

Учитель просит учащихся одновременно завершить работу в паре и приступить к обсуждению принятых решений.

Данный этап может быть структурирован на микроэтапы, которые учащиеся проходят под руководством учителя.

  1. Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка учителя.

Возможен следующий вариант обсуждения:

  1. Заслушивают мнение любой пары и выявляют тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.
  2. Заслушав объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
  3. Оценивается результат совместной работы в паре.
  • Рефлексия.
  • Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.

    Учитель подводит итоги работы, отмечает учащихся, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение.

    На каждом уроке ведётся работа в тетрадях.

    Структурные единицы тетради.

    В основе положен принцип преемственности. За доверие и открытость оценки выставлять безнравственно. Всегда найдите то, за что можно похвалить. Если работу не сделал: скажите спасибо за то, что ребёнок размышлял над этим предметом и зашёл пока в тупик. В следующий раз он сможет свои мысли оформить.

    Две логические части:

    • учебные задания
    • задания тренингов

    Есть задания, которые ребёнок делает самостоятельно, с помощью учителя (в школе), с родителями дома.

    Ученик рисунки выполняет сам, но не важно как, важно как думал, какие чувства вложил.

    Деятельность учащихся оценивается с целью поощрения и указания путей для саморазвития. Оценка должна как бы поднять ребёнка в собственных глазах, укрепить его положительную репутацию в коллективе одноклассников. Особенно поощряются социально-ценностные достижения детей.

    Оценка выставляется один раз в полугодие. Она складывается из оценивания работы в тетради и работы на уроке (чьё высказывание вам понравилось). Оценивается также активность учащихся на уроке. В конце года ребёнку можно вручить открытку, в которой отмечены успехи и тактично указано на то, над чем ещё надо поработать.

    На уроке важно достигнуть

    целостности восприятия, мышления, чувствования, впечатления ради духовного и нравственного развития учащихся.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]