«Детский альбом» П. И. Чайковского Выполнил: ученик 3 «В» класса МБОУ СОШ 7 г.Туймазы Т Хабиров Эмиль. — презентация


Чайковский «Детский альбом» (презентация). презентация к уроку на тему

Слайд 1

«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский Подготовила учитель музыки МКОУ «Школа №10» городского округа Ступино М.О.

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

Слайд 3

Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Музыка, которая звучала внутри мальчика, всё больше и больше захватывали Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Слайд 4

Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры. Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории.

Слайд 5

Сочинение «Детского альбома» — это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящён любимому племяннику композитора Володе Давыдову – глухонемому мальчику.

Слайд 6

«Утренняя молитва» Пьеса — образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название – «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия создана из живых, как бы говорящих интонаций. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. В музыке чувствуются оттенки душевных волнений, тончайшие нюансы смены настроений.

Слайд 7

«Зимнее утро» «Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». П.Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминающееся. Пьеса — образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением.

Слайд 8

«Игра в лошадки» Так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной.

Слайд 9

«Мама» Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.

Слайд 10

«Нянина сказка» День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают нянину сказку.

Слайд 11

«Сладкая грёза» Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души.

Слайд 12

«Марш деревянных солдатиков» Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

Слайд 13

«Болезнь куклы» «Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

Слайд 14

«Похороны куклы» На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.

Слайд 15

«Новая кукла» Эта пьеса — яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение — радость. Пьеса написана в трёхчастной форме.

Слайд 16

«Вальс» Существуют разные типы вальса — лирический, и бальный, характерный танец. Эта пьеса – одно из многих свидетельств любви П.Чайковского к вальсу.

Слайд 17

«Мазурка» Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» написана в традиционной для этого танца трёхчастной форме.

Слайд 18

«Русская песня» В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующих о необычайной любви композитора к России и всему русскому. «Русская песня» написана на основе подлинной народной песни.

Слайд 19

«Мужик на гармонике играет» Эта пьеса — вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники

Слайд 20

«Камаринская» Камаринская — название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни. Народный характер музыки подчёркнут тем, что в начале – на всём протяжении темы звучит гудящий басовый звук, он напоминает звучание волынки. Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры скрипки и переборы гармоники.

Слайд 21

«Полька» Полька — одна из наиболее популярных пьес «Детского альбома». Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.

Слайд 22

«Итальянская песенка» Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри «Детского альбома», который можно условно назвать «Музыкальный дневник путешествий», поскольку это пьесы («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка») с явным национальным колоритом.

Слайд 23

«Старинная французская песенка» Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после «Детского альбома» он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере «Орлеанская дева».

Слайд 24

«Немецкая песенка» По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (подлинно фольклорный мотив). Она имеет ярко выраженный танцевальный характер.

Слайд 25

«Неаполитанская песенка» Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской — как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо «Детского альбома» она звучит в III действии балета «Лебединое озеро».

Слайд 26

«Баба Яга» Эта пьеса образует с окружающими ее соседними пьесами еще один мини-цикл внутри «Детского альбома». Его условно можно охарактеризовать как сказочно-мечтательный мир ребенка. К сказочным образам обращались многие русские композиторы; Баба Яга П.Чайковского не столь свирепа, как у других.

Слайд 27

«Песня жаворонка» Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П. Чайковского — «Временам года»: здесь тоже есть пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. Сравнение этих пьес приводит к интересным выводам «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.

Слайд 28

«Шарманщик поёт» Последняя пьеса «Детского альбома» — «Шарманщик поёт» — здесь за основу композитором взят ещё один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение её ручки – это символ бесконечности движения самой жизни.

Слайд 29

«В церкви» Церковный характер музыки очевиден не только исходя из названия, но и по самой внутренней сути произведения. Это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.

Слайд 30

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/23144/?interface=themcol&onpage=20&page=2 https://yandex.ru/images/search?p=10&text=%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-896-pd-1-wp-5x4_1280x

Мероприятие «Детям о П. И. Чайковском»

ДЕТЯМ О ЧАЙКОВСКОМ
Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия
: расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского
Задачи:
— приобщать детей к слушанию класси­ческой музыки; — способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского; — вовлекать дошкольников в разные виды художественно эстетической деятельности; — воспитывать эс­тетический вкус, любовь к музыке П.И Чайковского.
Словарная работа:
Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, опера, композитор.

Музыкальный репертуар:

«Сентиментальный вальс», «Вальс» из балета «Спящая красавица», пьесы из цикла «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс», «Неаполитанская песенка», «Баба Яга», «Игра в лошадки», «Песня жаворонка» «Немецкая песенка» П. И. Чайковского

Предварительная работа:

Разучивание музыкального репертуара, слушание музыки пьес из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского

Атрибуты и материалы:

экран, ноутбук, проектор мультимедиа, музыкальный центр, музыкальная шкатулка, цветы, метла, барабаны, детские музыкальные инструменты, костюмы солдатиков, Гномика, Бабы Яги.

Действующие лица:

Баба Яга, Гномик – взрослые.

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.

Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.
Ведущая:
Тихо, тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом, В удивительном наряде- разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг, Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой… Это музыка торопит и ведет нас за собой. Музыка, которая сейчас звучала, и к которой мы пришли в гости, написана великим русским композитором П.И. Чайковским. Ребята, посмотрите на портрет Петра Ильича, каким вы представляете его характер? Несомненно, прежде всего, доброта, такова и его музыка. В ней, как и в сказках побеждает добро, красота, именно поэтому его музыка так любима и взрослыми и детьми во всем мире. *** *** Видео презентация «П.И. Чайковский» Слайд 1
Ведущая ведет рассказ на фоне презентации:
Есть на Урале небольшой городок — Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Слайд 2 Он рос очень добрым, боялся кого – нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, потому что он постоянно придумывал забавные истории и разные веселые игры. Была у маленького Пети и еще одна особенность: он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда эти звуки и как из них может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай: в доме Чайковских был организован праздник, на котором звучала музыка и все танцевали. Вечером, после праздника, когда в комнату вошла няня, Петя лежал на кровати и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Слайд 3 Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич в 1866 году окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Слайд 4,5,6,7 «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу картины природы. Эта музыка написана для фортепиано. Каждому месяцу посвящена своя музыкальная картинка, наполненная любовью к жизни и восхищением ею. Слайд 8 Петр Ильич написал 3 балета: «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Слайд 9 10 опер, в том числе на произведения А.С. Пушкина. Музыку к спектаклю по сказке А.Н. Островского «Снегурочка». Слайд 10 А так же много прекрасных произведений для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». Композитор очень любил путешествовать: он бывал во Франции, Италии, Германии. Слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал их, а затем записывал в свой альбом. Свои впечатления он передал в музыке («Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка»). Слайд 11 Чайковский был не только композитором, но и дирижером оркестра, а так же преподавал в Московской консерватории – учил будущих пианистов и композиторов. Сейчас консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории стоит памятник Чайковскому, где он изображен сидящим с дирижерской палочкой в руке. Раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс и все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут Петр Ильич Чайковский.
Конец презентацииГолос из-за кулис:
Петр Ильич Чайковский? Ведущая: ой, кто это говорит? Кажется, звук доносится из этой музыкальной шкатулки,
Голос из-за кулис:
да, да, я в шкатулке, откройте, пожалуйста, мне так интересно… Ведущая:конечно, откроем, (
открывает)
да это же маленький гномик, здравствуй, гномик.
доносится чиханье, появляется гномик.
Гномик: здравствуйте, и никакой я не маленький, я же немного волшебник. Мне очень интересно узнать про Петра Ильича Чайковского, а что было дальше? Ведущая: а вам ребята, интересно? Тогда слушайте дальше. У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему композитор посвятил «Детский альбом», в котором были необычайно забавные и занятные пьесы. Это и знакомый «Марш деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы» и вовсе трагическая «Похоро­ны куклы». Потом «Новая кукла», танцы, песни… Боб мог играть на фортепиано, и поэтому сам исполнял эти пьесы. Но вы ребята, уже слушали многие пьесы, сможете их узнать? *** *** Проводится музыкальная викторина, звучат отрывки из пьес: 1. «Болезнь куклы», 2. «Игра в лошадки», 3. «Камаринская», 4. «Песня жаворонка». Ведущая: я вижу, вы хорошо знаете музыку Петра Ильича Чайковского. Гномик: молодцы, а хотите, чтобы герои «Детского альбома» пришли к нам в гости? Ведущая: разве это возможно? Гномик: конечно, ведь я же немного волшебник, итак
берет ноты «детского альбома», открывает…
Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, Сочиненный, для ребятмного, много лет назад.
*** *** Звучит волшебная музыка.
Гномик: Они в коробочке лежат, Но если их достать — Построятся за рядом ряд, Пойдут маршировать. И каждый с новеньким ружьем, Похожи, словно братики. Кто скажет, как мы их зовем? Дети: Оловянные солдатики. *** *** Мальчики, исполняют марш-перестроение с барабанами. «Марш оловянных солдатиков» П.И. Чайковского. Гномик: а ну-ка руку дай, дружок, Начнем мы танец, новый, детский, И встанем дружно мы в кружок, Под звуки музыки немецкой. *** *** Дети исполняют «Немецкий танец» «Немецкая песенка» П.И. Чайковского. Гномик: Неаполь, город итальянский, всех удивляет красотой, Там звуки песен, ритмы танцев покорили шар земной. *** *** Дети оркеструют пьесу «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского Гномик: бал в разгаре, шутки, смех, Музыка зовет нас всех. Вальс Чайковского, друзья, Пропустить никак нельзя. *** *** Дети выполняют танцевальную импровизацию на музыку П.И. Чайковского «Вальс». Гномик: Бом, бом, бом, бом! закрыва… *** *** Звучит «Баба Яга» П.И. Чайковского, «
вылетает» на метле Баба Яга, «летает» по кругу.
Баба Яга: как это закрывается? А я? А моя музыка? Мне Петр Ильич Чайковский посвятил самую лучшую пьесу и назвал моим именем «Баба Яга»! Ведущая: конечно, как мы могли забыть? Такую забавную стремительную музыку, так и хочется полетать на метле. Баба Яга: вот именно! Пока альбом не закрылся, давайте я вас прокачу на метелке. *** *** Катанье на метле. «Баба Яга» П.И. Чайковского. Баба Яга: ну мне пора, а следующий раз, будете музыку П.И. Чайковского слушать, не забудьте меня пригласить (
«улетает»).
Гномик: Бом, бом, бом, бом! закрывается альбом… Ведущая: Прошло много лет, с тех пор как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка из «Детского альбома» кажется нам удивительной и неповторимой. Посмотрите еще раз на портрет П.И. Чайковского и давайте навсегда сохраним чудесные звуки его произведений в памяти и в сердце. Литература 1. С. Романовский Детство П.И. Чайковского, М. 1983 2. Г.А. Прибегина Петр Ильич Чайковский, М.1986 3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А.: Чудеса для малышей, Ярославль: Академия развития, 2007 4. Щербакова Н.: Музыкальный сундучок, М.: Обруч, 2012

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: