Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе. Тема: «Жизнь ратными подвигами полна».
ОДНКНР. 5 класс.
Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»
Тип урока:
расширение имеющихся и «открытие» новых знаний.
Цель:
формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».
Задачи:
Образовательные:
углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные: уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный», «благословение» и др.; расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Психологический настрой – звучание колокольного перезвона.
Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.
А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?
Ответы учащихся.
Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.
А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:
Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?
(Ответы. Предварительно во внеурочное время были просмотрены кинофильмы «Александр Невский», «1612», «Повесть о настоящем человеке»)
3. Целеполагание.
Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.
Ø Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?
Ø Какова цель нашего урока?
(в ответах учащихся определяется цель урока)
Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.
Обратимся к толковому словарю и словарю синонимов. Найдите значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:
(работают со словарями, отвечают).
В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.
— Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный, мужественный)
Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.
— А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?
Обратите внимание на газеты, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.
— Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!
4. Работа над новым материалом.
Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.
— Обратимся к значению слова «благословляли». Как вы понимаете его значение? (ответы учащихся).
— А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!
— Откроем учебники и поработаем над текстом «Благословение Сергия Радонежского». Прочитаем его и рассмотрим иллюстрации.
— У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?
-Подтвердите текстом или своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».
4. Работа в парах.
Сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником. У меня 8 карточек, разрезанных пополам. Пару свою вы найдете, правильно составив слово. А сложив карточку, прочитаете задание. А на экране вы увидите общее задание: прочитать текст, дать обоснованный ответ на вопросы для обсуждения.
1 пара: слово «герой».
с. 28-31 — «Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман»
2 пара: слово «защитник».
с. 31- 32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» об Алексее Маресьеве
3 пара: слово «подвиг»
с. 32-33, «Александр Иванович Покрышкин ».
4 пара: слово «родина»
с. 34-35 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу» (во время работы учащихся звучат патриотические песни разных лет)
Заканчивайте работу. Мы внимательно слушаем ваши отчеты. (пары отчитываются о проделанной работе, оценивают работу других пар)
6. Проверка усвоения материала.
— О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?
— Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?
— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
Работа с пословицами.
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
7.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.
· Был ли полезен для вас урок?
· Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?
· Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?
8. Домашнее задание:
Подготовить сообщение о героях своей Родины, национальности, семьи.
Форма: презентация, доклад, сочинение, и др.