Страдательные причастия настоящего времени. Цель урока: познакомиться с образованием страдательных причастий настоящего времени и условиями выбора гласной. — презентация


Конспект урока по русскому языку на тему «Действительные причастия прошедшего времени»

Тема урока:

«Действительные причастия прошедшего времени»

Задачи:

обучающие:

— познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени;

— формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;

— научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки;

— вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.

развивающие:

— развивать орфографическую зоркость;

— активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

— развивать коммуникативные и информационные компетентности;

— раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

— создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

— развивать мыслительные операции, познавательную активность;

— воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

— воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

— развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование:

Доска, учебники, тетради, карточки, задания для работах в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 7 класс, М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Доброе утро, ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Повторение изученного материала

($16 стр. 42)

Учитель: Ребята, перед тем, как начать новую тему, я хотела бы повторить изученный вами материал прошлого занятия.

2.1 «Причастный оборот. Выделение причастного оборота»

Учитель: Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты. Работа по карточкам. Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик работает у доски.

Примерные предложения:

1) На улице был ливень, сопровождающийся раскатами грома и ужасными картинами.

2) Сегодня я увидела милого котенка, лакающего молоко прямо с земли.

3) Речь, отражающая смысл

, — правильная речь.

4) То мы говорим, то заставляем человека, говорящего путные вещи

, говорить чушь.

5) Живущие на юге

птицы очень часто прилетают к нам.

«Гласные в действительных причастиях настоящего времени»

Учитель: Что же такое причастие?

Ответ:

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.

Учитель: На какие вопросы оно отвечает?

Ответ:

Причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Учитель: Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие?

Ответ:

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

Учитель: Чем причастие является в предложении?

Ответ:

В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

Учитель: Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Ответ:

В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-) и -ащ- (-ящ-).

Учитель: Когда пишется буква У или Ю в суффиксах действительных причастиях?

Ответ:

Пишется буква У или Ю, если причастие образовано от глагола
Iспряжения.
Учитель: Когда пишется буква А или Я в суффиксах действительных причастиях?

Ответ:

Пишется буква А или Я, если причастие образовано от глагола
IIспряжения.
2.2 Задание со словами.

Учитель: От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола.

На доске запись:

Бороться, играть, тянуть, любить, петь, лечить, шептать, строить

Ответ:

Бороться,
Iспр. – борющийся; играть,Iспр. – играющий; тянуть,Iспр. – тянущий; любить,IIспр. – любящий; петь,Iспр.- поющий; лечить,IIспр. – лечащий; шептать,Iспр.- шепчущий; строить,IIспр.-строящийся.
Вывод:

В суффиксах действительных причастий настоящего времени
-ущ- (-ющ-)
и —
ащ- (-ящ-)
пишется: 1) буква
у
или
ю
, если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква
а
или
я
, если причастие образовано от глагола II спряжения.

3. Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени».

( $ 17,стр. 45)

3.1 Беседа по таблице на стр.45 из учебника «русский язык» 7 класс. (М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская).

3.2 Чтение теоретического материала на стр. 46 из учебника «русский язык» 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская).

ПРАВИЛО!!!

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш- , -ш-. Суффикс -вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс -ш- — к основам, которые оканчиваются на согласную.

3.3 Учитель: Ребята, откройте страницу 45, обратите внимание еще раз на таблицу и ответьте на вопросы:

1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?

Ответ:

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш- , -ш-.

2.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

Ответ:

При помощи суффиксов -вш- , -ш-.

3. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?

Ответ:

Суффикс -вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс -ш- — к основам, которые оканчиваются на согласную.

4.
Физкультминутка.
Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (хлопок).

«Спящая царевна» Жуковского (вверх).

«Медный всадник» Пушкина (хлопок).

«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).

«Уроки французского» Распутин (хлопок)

Учитель: Итак, ваши знания проверены, немножко отдохнули. Идем дальше.

5.
Закрепление изученного материала.
5.1 Запишите действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте. (Запись на доске.)

Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть.

Ответ:

Увидеть- увидевший, сеять- сеявший, ненавидеть- ненавидевший, нести- нёсший, повлечь- повлёкший, увянуть- увядший, прибыть- прибывший, погасить – погасивший, пригореть- пригоревший.

5.2 Выполнение упражнения 96, стр.46 (смотр. Приложение № 1)

Задание: распределите словосочетания на две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложения с однородными членами. Суффиксы причастий обозначьте.

5.3 Учитель: Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы. Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски. Выделить суффиксы причастий; гласную перед суффиксом.

Увидеть — увидевш

ий, сеять — сея
вш
ий, улыбаться — улыба
вш
ийся, ненавидеть — ненавиде
вш
ий, нести — нёс
ш
ий, повлечь — повлёк
ш
ий, увянуть увяд
ш
ий, прибыть — прибы
вш
ий, погасить — погаси
вш
ий, пригореть — пригоре
вш
ий, прикасаться — прикаса
вш
ийся.

Вывод:

Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

6. Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.

1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени,

2-й — действительные причастия прошедшего времени.

Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны.

7.
Домашнее задание.
Учитель: Повторить $17, правила выучить! Из художественной литературы выписать 5 предложений с причастным оборотом (причастие – действительное, прошедшего времени), одно предложение синтаксически разобрать.

8.
Итог урока.
— Что было легко?

-Что было сложно?

-Что было непонятно?

— Что понравилось?

Спасибо за урок!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]