Культура России 2-й половины XIX в.. Введение. 60-е гг. XIX в. в истории России. Период реформ Александра II (1855 — 1881). Формирование слоя интеллигенции, — презентация


Наука и образование XIX века

XIX век многие называют временем науки. Открытия совершались в невероятных количествах, ведь они были так необходимы для развивающейся промышленности. Также в XIX веке во всех странах значительно вырос уровень образования.

Мария Склодо̀вская-Кюрѝ

сказала: «Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человека и уменьшающего его страдания».

В ходе урока мы поговорим о научных достижениях в области физики, биологии и медицины, а также рассмотрим развитие системы образования в Европе и Америке.

Стремительные темпы индустриальной революции требовали от учёных поиска новых способов работы и создания различных приборов. Наиболее изучаемыми областями были физика, биология и химия. Познакомимся с важнейшими открытиями более подробно.

Майкл Фарадѐй
родилсяв 1791 годув Лондоне в небогатой семье.

В 13 лет он бросил школу, чтобы помогать семье деньгами. Работал рассыльным при книжном магазине. Затем там же стал учеником переплётчика.

Майкл очень много читал, особенно его интересовали книги по химии и физике. Дома Фарадей пытался проводить опыты. Большую роль в развитии его как учёного сыграла поддержка родных, которые, как могли, помогали Майклу.

Он посещал лекции научного общества, был лаборантом Королевской академии. Старания Майкла Фарадея были не напрасны. Он открыл
явление электромагнетизмаи научился превращать механическую энергию в электрическую.
Учёный понял, что электрический ток может вырабатываться при изменении магнитного поля.

На основе этого Фарадей создал первый электродвигатель и первый трансформатор.

Его изобретения внесли большой вклад в развитие промышленности. Кстати, мы до сих пор с ними сталкиваемся. На основе электромагнитной индукции работают электрический дверной звонок, пылесос, фен

.

В честь Фарадея названа единица измерения электрической ёмкости. А Лондонское Королевское общество вручает премию Фарадея за популяризацию науки в Великобритании.

Джеймс Кларк Ма̀ксвелл
родился в1831 годув Шотландии
.

Его семья принадлежала к старинному роду. Джеймс получил хорошее образование, работал в Кембридже, был профессором университета Абердѝна.

В молодости он увлёкся теорией цветов

и на протяжении жизни изучал
световые явления
.
Важнейшим его открытием сталаэлектромагнитная теория света
.

Он считал, что существуют электромагнитные колебания

, невидимые глазу. И они могут передавать электричество.

Его теория позднее нашла применение при создании
радиосвязи, радиолокации и телевидения.
Кстати, именно Максвелл сделал первую
цветную фотографию
.

Теорию Максвелла подтвердил другой учёный –
Генрих Герц
,
родившийся в1857 годув Га
мбурге.
Он научнодоказал существование электромагнитных волни то, что нет предметов, которые могут их остановить.

В память об этом открытии изобретатель радио Александр Попов в 1896 году передал первую телеграмму, текст которой состоял из двух слов «Генрих Герц». В честь учёного была названа единица измерения частоты –
Герц
.

Большое внимание физики уделяли строению веществ. Изучением устройства атомов занимался
Хѐнрик Ло̀ренц
.
АДжордж Сто̀нипредложил назвать единицу электрического заряда
«
электрон
». Позже учёные выяснили, что электрон не самостоятельная частица, а составляющая атома.

Вильгельм Ко̀нрад Рентгѐн
стал первым в истории лауреатом Нобелевской премии по физике.

Ему принадлежит открытие
невидимых икс-лучей
,
способных проникать сквозь предметы.
Использование этих лучей дало возможность увидеть то, что скрыто под слоем какого-либо вещества, и запечатлеть это на фотоплёнке.

Широкое применение рентгеновские лучи получили в медицине. Был создан аппарат, с помощью которого можно было рассмотреть внутренние повреждения больного. Открытие принесло Рентгену огромную популярность.

Известен случай, когда один английский моряк написал учёному письмо, в котором рассказал, что ранен в грудь, но врачи не могут найти пулю. Моряк просил выслать в конверте немного лучей, чтобы доктора ими воспользовались, и обещал вернуть их обратно, как только пулю обнаружат.

Открытие Рентгена необходимо было исследовать более подробно, ведь это важный шаг в истории развития физики.

Антуа̀н Анрѝ Беккерѐль
установил, что некоторые химические элементы при разложении атомных ядер выделяют излучение.Это явление получило названиерадиоактивность
.

Большой вклад в её изучение внесли
Пьер Кюрѝи его супругаМария Склодовская-Кюри
.

Мария Склодовская с раннего детства проявила стремление учиться. Она отличалась трудолюбием и прилежностью. Мария жертвовала всем ради того, чтобы получить диплом университета.

Вскоре она стала первой женщиной-преподавателем в истории Сорбо

нны. Вместе со своим мужем Пьером Кюри она занималась изучением радиоактивности.

В
1898 годуони открыли новый элемент, который получил названиеПоло̀ний
,
в честь родины Марии – Польши.
В 1903 году Анри Беккерель и супруги Кюри за свои исследования были удостоены Нобелевской премии.

В 1911 году во второй раз Мария Склодовская Кюри получила эту премию. Во время Первой Мировой войны Мария занималась оборудованием переносных рентгеновских аппаратов, которые помогали при проведении операций.

Открытия, совершенные в области физики и химии, создали новую картину мира.

Настоящий переворот во взглядах человечества произвёл учёный-натуралист
Чарльз Да̀рвин
. С раннего детства он интересовался естественными науками и коллекционированием насекомых.

В 22 года Чарльз отправился в кругосветное путешествие на корабле «Бигль

», длилось оно целых 5 лет. За это время учёный собрал богатый материал для исследований.

Анализируя свои находки, Дарвин пришёл к выводу, что
всё живое не было сотворено Богом, а сформировалось в процессе длительного развития
.

В
1859 годуон выпустил книгу
«
Происхождение видов
». Чарльз Дарвин выдвинул теорию естественного отбора, согласно которой выживают только самые приспособленные особи.
А в1871 году
он выпустил книгу «
Происхождение человека
»,
в которой обосновал, что человек произошёл от человекообразной обезьяныпутём долгой эволюции
. До сих пор эта теория имеет как сторонников, так и противников.

В
XIXвеке начала развиваться такая наука какмикробиология
.
Её основоположником сталЛуи Пастѐр
.

Он доказал, что в природе существуют микроорганизмы, которые могут как нанести человеку вред, так и принести пользу.

Пастер пытался выявить возбудителей таких страшных заболеваний как бешенство, холера и сибирская язва. Он предложил метод прививок, чтобы обезопасить человека от этих болезней.

6 июля 1885 года
девятилетнему мальчику была сделана перваяпрививка против бешенства
.

Также учёный предложил технологию обеззараживания и длительного хранения продуктов, которая получила название

«
пастериза̀ция
».

Микробиологом был и
Роберт Кох
.
Ему удалось открыть бациллу сибирской язвы и микроб, вызывающий холеру.

Бесценным вкладом в развитие медицины стало обнаружение им возбудителя
туберкулёза
. От этой болезни в Европе умирало огромное количество людей, и врачи не знали, как с этим бороться. Роберт Кох с помощью красителей обнаружил крошечные палочки ярко-синего цвета. Позже их назвали «
палочки Коха
». Произошло это в 1882 году.

Широко применялись различные изобретения в медицине. В
1816 годуРэнѐ Лаэннэ̀кизобрёлстетоскоп, с помощью которого можно было прослушивать сердце и лёгкие человека.
Он представлял собой трубку с раковиной для уха. Стетоскоп помогал определить развитие туберкулёза.

Столь быстрое развитие науки невозможно без изменений в системе образования

. Раньше образование было доступно только высшим слоям общества, тем, кто мог оплатить обучение в частных школах.

Однако в XIX веке индустриализация, бурная политическая жизнь требовали образованного общества. Постепенно во многих государствах стали проводиться реформы в этой сфере.

В большинстве германских государств всеобщее начальное образование появилось ещё в XVIII веке. Однако оно находилось под сильным влиянием католической церкви.

В Англии в
1870 годупредприниматель и представитель либеральной партииУильям Фо̀стервыдвинул закон «О всеобщем начальном образовании».
Стали создаваться государственные школы-интернаты, но обучение в них оставалось платным.

В 1880 году появился закон «О начальном образовании».

Дети в возрасте от 5 до 10 лет были обязаны посещать школы. Однако многие родители отправляли своих детей работать вместо учёбы. Тогда стали устраивать проверки предпринимателей, у которых трудились малолетние.

В
1891 годувышел закон
«
О бесплатном образовании
»,
государство стало оплачивать обучение детей.

Развивалось в Англии и высшее образование. В
1826 годубыл открытЛондонский университет
,
который отличался от религиозных Оксфорда и Кембриджа.
Здесь больше внимания уделялось точным наукам, была открыта кафедра экономики и политики. Здесь впервые стали принимать на обучение женщин. А с 50-х годов XIX века были организованы курсы для работающих жителей Лондона.

Во Франции в 1881 и 1882 годах вышли законы, по которым вводилось обязательно бесплатное начальное образование для детей с 6 до 13 лет

. На последних годах обучения дети получали профессиональную подготовку.

Высшее образование во Франции было сосредоточено в рамках
Императорского Университета
,
основанного Наполеоном Бонапартом в1808 году.
Он объединил все университеты в одно учреждение. Система преподавания здесь была отделена от религии.

Быстрыми темпами развивалось образование в Соединённых Штатах Америки

. Молодое государство уделяло большое внимание подготовке специалистов в разных сферах деятельности.

Начальное образование было бесплатным, его могли получать и мальчики, и девочки в возрасте от 6 до 14 лет. В 1821 году была открыта первая государственная средняя школа. А в больших городах создавались высшие школы для учащихся от 14 до 18 лет.

В XIX веке американцы первыми начали вводить практику совместного обучения мальчиков и девочек.

США лидировали по количеству высших учебных заведений. Это открытые ещё в конце XVIII века Гарвардский, Пенсильванский, Йельский, Принстонский, Колумбийский, Дартмутский и Брауновский

университеты.

В
1868 годув Нью-Йорке был открытКорнельский университет
.

Таким образом, развитие индустриализации требовало глубоких научных знаний, которые могло обеспечить качественное образование.

Были сделаны открытия в области физики и строения веществ. Майкл Фарадей открыл явление электромагнетизма. Джеймс Максвелл выдвинул теорию электромагнитных волн, а Генрих Герц подтвердил её.

Вильгельм Рентген обнаружил икс-излучение, способное пронизывать различные предметы.

Антуан Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри были удостоены Нобелевской премии за изучение явления радиоактивности.

В
XIXвеке изменился взгляд на человека, как биологический вид. Чарльз Дарвин выдвинул новую теорию происхождения человека, которая шла наперерез с существовавшей религиозной теорией.
Начала развиваться такая наука как микробиология. Её основоположником стал Луи Пастера. А Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии за открытие возбудителя туберкулёза.

В Европе и США развивалась система образования. Начальное образование становилось всеобщим и бесплатным.

Просвещение и наука во второй половине XIX века. презентация к уроку по истории (8 класс) на тему

Слайд 1

Просвещение и наука во второй половине XIX века.

Слайд 2

«… нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое…» (В.Пикуль. «Ночной полет») План 1. Развитие образования. 2. Успехи естественных наук. 3. Развитие географических знаний. 4. Развитие гуманистических наук. Домашнее задание.

Слайд 3

1. Развитие образования 1 / 2 Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения.

Слайд 4

Начало развития внешкольного образования ( 1859 ) 1 / 2 Получили распространение различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300. Эти школы были бесплатными. Программа обучения в них была намного шире, нежели в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии и физики, изучались также география и отечественная история.

Слайд 5

Массовое открытие земских школ ( 1864 — 1874 ) 1 / 2 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства . Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы , охватив все губернские и уездные города, а также многие сельские районы. Устный счет. Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Слайд 6

Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60-х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 90-х годов было открыто около 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы. Гимназии Гимназист

Слайд 7

Высшее образование Открываются университеты в Томске, Одессе. Действуют специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Технологический, Горный, Путей сообщения, Электротехнический институты

Слайд 8

Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Горный институт Петровская сельскохозяйственная академия

Слайд 9

Однако в целом уровень грамотности населения в России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи 1897 года Для сравнения: В конце 60х годов По переписи населения 1897 года Для сравнения: в конце 60-х годов

Слайд 10

2. Развитие науки и техники Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс. 1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей. Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

Слайд 11

Открытие Столетовым скорости света А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света. Физик Александр Григорьевич Столетов

Слайд 12

Изобретение Яблочковым дуговой электролампы В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира. Физик Павел Николаевич Яблочков Свеча Яблочкова

Слайд 13

Самолет Можайского В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. Физик Александр Федорович Можайский

Слайд 14

Гусеничный трактор Блинова В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

Слайд 15

Таблица Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов — одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы — закона перехода количества в качество.

Слайд 16

Доклад Попова по радиосвязи Александр Степанович Попов Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Радио Попова

Слайд 17

На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым 1 / 1 В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов. Василий Васильевич Докучаев

Слайд 18

Ученые-натуралисты Иван Михайлович Сеченов И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга.

Слайд 19

Ученые-натуралисты Илья Ильич Мечников И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства. Николай Федорович Гамалея

Слайд 20

Открытие Пржевальским вида дикой лошади ( 1879 ) Экспедиция Пржевальского Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид — «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи.

Слайд 21

Экспедиции Миклухо-Маклая Николай Николаевич Миклухо-Маклай Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства — Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам.

Слайд 22

Историческая наука Сергей Михайлович Соловьев С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета. Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.

Слайд 23

Начало научной деятельности Ключевского Василий Осипович Ключевский Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

Слайд 24

Открытие в Москве Исторического Музея Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

Слайд 25

Открытие Эрмитажа для посещений С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи. В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России — Русский музей. В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

Слайд 26

Домашнее задание: Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради. НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ( Кто? Что? Когда? ) математика физика химия биология география история 2. Параграф 36.

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Высшие учебные заведения XVIII века

О них мы рассказывали на нашем сайте в рубрике «Достижения в области науки и искусства» в статьях:

  • «Образование в XVII веке»
  • «Основание Московского университета»
  • «Учреждения высшего образования в Российской империи»
  • «Основание Академии художеств»
  • «Первая Российская академия наук».

В данной статье остановимся на истории создания Медико-хирургической академии.

Медико-хирургическая академия

Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

Петербургская медико-хирургическая академия

18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.

Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.

О выпускниках Академии


И. Олешкевич «Портрет Н.Ф. Арендта»

Н.Ф. Арендт и А.С. Пушкин

Когда 27 января (8 февраля) 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом, Арендт руководил его лечением и навещал раненого по несколько раз в сутки. Лицейский друг Пушкина Данзас писал в своих воспоминаниях: «Приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения

— Если так, — отвечал ему Арендт, — то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды».

Н.Ф. Арендт вместе с поэтом Жуковским стал посредником между Николаем I и умирающим поэтом: он передал просьбу Пушкина к царю помиловать секунданта Данзаса, а от Николая I привез Пушкину записку, в которой было сказано, чтобы поэт не беспокоился о будущем жены и детей. По воспоминаниям П.А. Вяземского, «Арендт, который видел много смертей на веку своем и на полях сражений, и на болезненных одрах, отходил со слезами на глазах от постели его и говорил, что он никогда не видал ничего подобного, такого терпения при таких страданиях».

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения:

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям-самодержавие, народность и православие.
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причём социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Организация “Земля и воля”, позднее переименованная в “Народную волю” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: