Проблемные ситуации в организации образовательного процесса в ДОО
Библиографическое описание:
Проблемные ситуации в организации образовательного процесса в ДОО / О. В. Полетаева, Л. О. Захарова, Л. З. Мирзебалаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2177/ (дата обращения: 10.10.2020).
Технология проблемного обучения детей была предложена американским педагогов и психологом Дж. Дьюи. В основу технологии Дж. Дьюи положил проблемные ситуации, как мощный способ развития психических и познавательных процессов детей. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют детям развивать инициативу и самостоятельность, что является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
От педагога требуется организация такого образовательного процесса, в котором ребенок будет выступать как деятель. В процессе проблемного обучения в МАДОУ МО г. Краснодар « педагоги используют методы, требующие от детей активной творческой позиции, желание узнать что-то новое, самостоятельно решать возникающие затруднения.
Проблемные ситуации, которые используются в детской образовательной организации подразделяются на педагогические и психологические ситуации. Педагогическая проблемная ситуация имеет в своей основе вопросы, посильные для детского восприятия и самостоятельного решения. Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста. Психологические проблемные ситуации могут создаваться педагогом для работы с конкретным ребенком и основаны на наблюдениях за деятельностью детей.
Рассматривая вопрос о применении проблемного подхода в организации образовательной деятельности, что очень актуально в современном дошкольном образовании, для начала необходимо рассмотреть принципы организации современного образовательного процесса (табл. 1).
Таблица 1
Принципы организации современного образовательного процесса
Название принципа | Характеристика принципа |
Принцип развивающего обучения | Ориентация содержания дошкольного образования на «зону ближайшего развития». |
Принцип деятельностного подхода | Развитие самой деятельности, ее основных компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, рефлексия) способствует развитию ее субъекта — ребенка. |
Принцип системного подхода | Реализация содержания в последовательности «от общего к частному». Частное рассматривается во взаимодействии с другими объектами или явлениями, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. |
Принцип интеграции | Существенно обогащает, способствует смысловому углублению имеющихся знаний, расширяет ассоциативное информационное поле детей. |
Принцип создания проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка | Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность направленность на достижение цели, а найденные им способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии мышления. |
Принцип диалогового взаимодействия ребенка ивзрослого; детей между собой | Создает оптимальные условия для создания ситуации успеха. Каждый ребенок чувствует себя нужным, умелым, уверенным, в случае необходимости получает помощь взрослого. |
Принцип учета индивидуальных особенностей | Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и т. д. |
Принцип учета специфики полоролевого развития | Учет психологических различий мальчиков и девочек в различных видах деятельности |
Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей | Реализация регионального компонента. |
Данные принципы все-таки имеют отличия от тех, которые использовались в традиционном подходе. Все они основаны на деятельностном подходе. Хочется особо отметить последние два принципа. Если строить образовательный процесс с учетом этих принципов, вы убедитесь, что они существенно обогатят образовательный процесс в вашем детском саду. Вы также будете реализовывать индивидуальный и региональный компонент.
Хочется поподробнее остановиться на одном из основных принципов: принципе создания проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка (для формирования субъектности это очень важно).
Структурной основой любой формы работы с детьми и мотивационной основой познавательно-исследовательской деятельности дошкольников может стать проблемная ситуация. Проблемный подход позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, актуализировать имеющийся опыт ребенка, повысить личностную значимость.
Создание проблемной ситуации — наиболее сложный и ответственный момент конструирования занятия.
Требования ксозданию проблемной ситуации (поА.М.Матюшкину)
− решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
− формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;
− проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка;
− проблемная ситуация должна бросать вызов детской любознательности;
− в процессе решения проблемной ситуации должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней.
При проблемном подходе взаимодействие с дошкольниками лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление может стать стимулом к началу поисковой, творческой, познавательной деятельности. Отрицательные эмоции могут стать толчком к негативному отношению к новому и даже к педагогу.
Что касается структуры занятия на основе проблемного подхода, то это может выглядеть так (табл. 2).
Таблица 2
Структура игрового занятия на основе проблемного подхода
Компонент деятельности | Этап занятия | Задачи, решаемые всовместной деятельности педагога идетей |
Проблема — цель работы детей на занятии (мотив) | мотивационно-ориентировочный | Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулирование цели, предложение по инициативе детей |
План | поисковый | Поиск путей решения проблемы, необходимых путей, разнообразных вариантов, определение порядка действий |
Исполнительские действия | практический | Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детской деятельности, позволяющих с одной стороны, разрешить проблему, а с другой — решить поставленные образовательные, воспитательные и развивающие задачи) |
Оценка | рефлексивно-оценочный | Выявление факта путей достижения цели (решения проблемной ситуации), оценки собственных усилий и действий |
Тогда возникает вопрос: как педагогу научиться сформулировать проблемную ситуацию или проблемный вопрос, чтобы достичь поставленной цели и задач на занятии? Предлагаем примерные педагогические ситуации для развития этого навыка.
Практикум «Формулирование проблемы, описание проблемной ситуации»
Ситуация 1.
− возраст детей: 5 лет
− образовательная область: «Познавательное развитие»
− задачи: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах, учить использовать свои знания для решения проблемной ситуации
− персонаж, ситуация: в гости к детям прилетел снегирь (или другая птица, зимующая в вашей местности), он собирается лететь дальше на юг (на север — в зависимости от сроков проведения занятия)
− задание: сформулировать проблему, возможную цель работы детей на занятии; план по разрешению проблемы, наметить формы работы с детьми и виды детской деятельности по разрешению проблемы.
− проблема:
− цель работы детей на занятии:
− план по разрешению проблемы:
− формы работы сдетьми/виды детской деятельности:
Ситуация 2.
− возраст детей:6 лет, подготовительная группа
− образовательная область: «Познавательное развитие»
− задачи: обобщить и дополнить знания детей о строительных профессиях, материалах, из которых строят жилища
− персонаж, ситуация: поросята из английской народной сказки в обработке С. Михалкова «Три поросенка»
− задание: сформулировать проблему, возможную цель работы детей на занятии; план по разрешению проблемы, наметить формы работы с детьми и виды детской деятельности по разрешению проблемы в соответствии с задачами
− проблема:
− цель работы детей на занятии:
− план по разрешению проблемы:
− формы работы сдетьми/виды детской деятельности:
Литература:
- Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. Пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
- Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ — М.: Школьная пресса, 2008. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2020. — 96 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, проблемный подход, работа детей, ребенок, ситуация, форма работы, образовательный процесс, принцип.
Актуализация знаний и умений
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».В зависимости от программных задач, особенностей детей группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.