Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»


Значение дидактического материала в детском саду

Дидактические пособия служат основой для занятий по развитию речи. Они создают сюжетную линию занятия, вовлекая детей в игровой сюжет. При этом учитывается конкретность, образность детского мышления. Ребенку создается для обучения с их помощью увлекательная игровая ситуация, где он увлечен и мотивирован для выполнения заданий.

Развитие речи детей в существенной мере опирается на различные дидактические пособия. Их разнообразие и возможность большинства из них сделать своими руками позволяет подобрать подходящий вариант для проведения занятий с детьми.

Дидактика – наука об обучении

Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.

Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.

Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.

Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.

Читайте здесь — Как сделать сверлильный станок своими руками: делаем настольный самодельный станок. Пошаговое описание постройки приспособления (95 фото + видео)

Увлекательный процесс создания будущей любимой игрушки – тоже своего рода полезная дидактическая игра. Осталось определиться, какие навыки развивать первыми.

Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Дидактические игры по развитию звуковой культуры можно проводить не только на специальных занятиях. Во время утренней гимнастики можно провести артикуляционную гимнастику, на прогулке поиграть с детьми в мяч, побуждая их отчетливо произносить слова. Дидактическими играми с карточками, пазлами, картинками, написанием линий для развития руки можно увлечь ребенка в вечерние часы.

Цели игр по ЗКР

Упражнения по развитию звуковой культуры речи — это игры, в которых необходимо соблюдение правил. Они создаются с единственной целью — развить речь дошкольника.

Систематическое проведение дидактических игр помогут ребенку:

  • запомнить новые слова;
  • научиться связно говорить;
  • уловить разницу между словами, которые звучат похоже;
  • узнать о формах слова, связях слов в словосочетании;
  • научиться говорить с разной интонацией;
  • составлять высказывания, участвовать в диалоге.

Обратите внимание! На дидактическом занятии ребенку становится интересно, он лучше запоминает.

Учимся подбирать слова с заданным звуком

К 6 годам ребенок способен определять, какие звуки имеются в словах и самостоятельно подобрать определенные слова. Чтобы продолжалось развитие фонематического слуха детям предлагаются игры и упражнения, в которых нужно отыскать заданные звуки. Набор игр по формированию звуковой культуры в старшей группе может быть таким:

  • «Поймай звук!» — остановить говорящего хлопком в ладоши, если он услышит слово с заданным звуком.
  • дошкольнику интересно называть слова, начинающиеся с определенного звука; можно усложнить задание: «Назови то, что начинается на «А» и заканчивается на «З»;

Нам интересно все

  • предлагается вспомнить слова, последний звук которых такой же, как и в слове «сыр»;
  • исправить ошибки в произношении;
  • ребенок-архитектор нарисует в воздухе букву, сложит ее из палочек, солист — пропоет букву.

Важно! Проводить обучать ребенка в игре, чтобы у него не пропадал интерес. к систематическим занятиям.

Обучение звуковому анализу

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ, умение правильно определить количество звуков в слове, дать фонетическую характеристику каждому звуку, указать место каждого звука.

Важно! Ребенок должен уметь разделять слово на звуки, устанавливать их количество, последовательность, что поможет ему в овладении грамотой.

Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Трудности со звуковым анализом наблюдается у детей с проблемами в речевом развитии. Малыш не может последовательно воспроизвести звуков в словах. Он ориентируется только на смысл слова. Например, взрослый просит назвать звуки в слове «сок», а ребенок говорит «малиновый, абрикосовый». Если ребенку дать набор букв и попросить прочитать слов, он не сможет этого выполнить, поэтому важно обучение звуковому анализу, иначе ребенок не научится писать.

Работаем над дикцией

Дошкольник должен обладать хорошей дикцией. Такое умение развивается постепенно, по мере того, как развивается артикуляционный аппарат.

Обратите внимание! Ребенок должен уметь четко произносить каждый звук, слова и предложения.

Контролировать самостоятельно свою речь дети не могут, поэтому нечетко произносят окончания слов, пропускают слова. В электронном каталоге можно найти примеры различных упражнений:

  • «Егорки»

Произношение скороговорки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» на вдохе — выдохе. Ребенок должен сказать всю фразу и использовать весь запас набранного воздуха. если воздух остался, значит, нужно учить дошкольника правильно распределять дыхание.

  • «Вежливый поклон»
  • Дети поднимаются на носки, делают вдох, расставив руки в стороны. Наклоняются, постепенно складывая руки — выдох.

При систематических упражнениях у ребенка развивается речевое дыхание, артикуляции, улучшается дикция.

Тетрадь дошкольника

Учимся образовывать новые слова от исходных

Первоначальные сведения о том, как образуются слова в языке, ребенок получает в детском саду. На упражнениях по словообразованию у дошкольника развивается интерес к произнесенному слову, возникает желание сказать правильно: «Я построил слово так, как его говорят другие».

Примеры о том, как образовывать новое слово, но и на малоизвестных словах.

Обратите внимание! Чтобы дошкольник правильно подбирал словообразовательные морфемы, необходимо научить его выполнять семантический анализ. Можно использовать дидактические упражнения (ответить на вопрос, подобрать парное слово) или эмоциональные (придумывать «собственные» слова).

Нужно указывать детям на ошибки в образовании («драчуниха», «болтовник»). Словесные упражнения, направленные на дифференциацию суффиксов мужского и женского рода, представлены ниже:

  • У кого какая мама;
  • Мы спортсмены: Дети заканчивают предложения: катается на лыжах — лыжник, прыгает — прыгунья. Аналогично прорабатываются темы «Кем я буду», «Кто служит в армии»;
  • Назови машину одним словом«;
  • Найди одно слово вместо двух.

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Логопед занимается с ребенком

Например, в дидактическом пособии «Замочки-молнии» ребенок должен выбрать среди лежащих на столе открытых цветных молний те, которые соответствуют заданию воспитателя и закрыть их. При этом ребенок описывает свой выбор, его причины и действия, которые он совершает.

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности.

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.

Картинка 4 Речевой уголок

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: