Настольно печатные игры для старшей группы картотека. Картотека словесно-дидактических игр в средней группе


Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Если Вам интересно узнать о полной классификации игра для детей в детском саду, читайте нашу статью — Основные виды игр в детском саду и их темы.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группаОсобенности развитияИгрыПримерыВремяПримечания
2–2,5 (первая младшая)Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минутЕсли режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая)Интерес к играм в парах
  • дидактические игры с картинками;
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минутРабота направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя)Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая)Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минутСовмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная)Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью — дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минутДети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Виды

Существует огромное количество разновидностей детского лото, поэтому несложно учесть предпочтения и интересы каждого конкретного малыша. Для самых маленьких предлагаются карточки с небольшим числом клеток и элементов. Так, есть карточки и фишки с изображениями героев сказок, животных, овощей и фруктов. Они подойдут для деток до 4 лет. А вот геометрические фигуры, цифры помогут повторить важный материал в ненавязчивой форме ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов.

Есть и иные развивающие варианты. Например, познакомить детей с профессиями поможет набор, в котором игровые поля посвящены какой-то из них, а фишки представляют собой различные атрибуты (например, термометр и шприц относятся к врачу).

Дети играют в лото

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

Задачи:

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей; развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

Задачи:

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

Задачи:

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

Задачи:

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

Задачи:

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

Задачи:

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

Задачи:

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

Для этой возрастной категории важно выбирать игры, где сюжет нуждается в комментировании.

«Что нужно врачу?»

Задачи:

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

Задачи:

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

7. Игры настольно-печатные

  • Веселый карандаш
  • Волшебные палочки
  • Крестики-нолики
  • Морской бой (1-й вариант)
  • Морской бой (2-й вариант)
  • Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

    Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

    Цель игры:

    развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

    Оборудование:

    листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

    Возраст

    : 5–6 лет.

    Ход игры:

    дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх).

    После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

    Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

    Цель игры:

    научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

    Оборудование:

    10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

    Возраст

    : 5–6 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

    Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

    Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

    Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

    Цель игры:

    разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

    Оборудование:

    листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

    Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

    Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

    Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.

    Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

    Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

    Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

    Цель игры:

    развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование:

    чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток.

    Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

    Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

    Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

    Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

    Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

    Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

    Цель игры:

    развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование:

    чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

    Возраст

    : 6–7 лет.

    Ход игры:

    воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

    После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1 см в длину).

    Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

    Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

    Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

    Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

    Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

    Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

    В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

    Оглавление

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

АвторМакрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
НазваниеФрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»<�…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель. Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото»<�…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах. Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Дидактические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет

Парные картинки

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие. Поиск одинаковых картинок.

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.

Кто что делает

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и т. д.

Игровые действия. Поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке. Соревнование — кто первым сложит картинку.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 — 12.

Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку. Он получает значок победителя, например звездочку.

Не ошибись!

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Игровые действия. Поиск нужных частей картинки, их складывание; соревнование.

Ход игры. У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе — в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку, тот и выигрывает.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель: подобрать все инструменты, необходимые ему для работы, — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.

На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получиться большая, целая.

Домино

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4 — 6 карточек, и игра продолжается.

Лото

Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры.

Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные.

Ход игры. Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.

Охотник и пастух

Дидактическая задача. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху (см. рис). Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.

Игровые действия. Поиск нужных картинок; соревнование; использование фланелеграфа.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух». Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете.

— Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, — перечисляют дети.

— Почему они называются дикими? — спрашивает ребят воспитатель. — Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?

— Охотник, — дружно отвечают дети.

— А кто такой пастух? — снова задает вопрос воспитатель. — Каких животных он пасет?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.

— Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных.) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа — луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны—лес, там живут дикие звери.

По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.

Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» — подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4—5), в следующий раз надо добавить еще по 2—3 вида, чтобы усложнить задание.

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных. В игре карточек с изображениями диких зверей и домашних животных должно быть поровну.

Что лишнее?

Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Когда это бывает?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие. Поиск нужной картинки.

Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер», — говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

— Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

— Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно, — отвечает он.

«Ночь», — говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

Где это можно купить?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Игровое правило. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.

Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.

Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко).

— А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку!

Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!» Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.

Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какой магазин рядом с домом, чтобы помогать родителям делать простые покупки.
Страницы: 2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: