Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи


Особенности речевого развития детей с ОНР

  • Группа детей с ОНР объединяет различные речевые расстройства (наиболее популярные — дизартрия и алалия). Выделяется 4 формы ОНР:
  • 1-й уровень — отсутствие общеупотребительной речи. Широко используются звукоподражания и звукокомплексы.
  • 2-й уровень — «начатки» речи. Малыш может произносить простые фразы и поддерживать диалог. Речь малопонятна.
  • 3-й уровень — различные дефекты произношения (в основном сложных звуков), ошибки в словообразовании и словоизменении.
  • 4-й уровень — остаточные нарушения. Хорошо развиты навыки анализа и синтеза, встречаются ошибки в согласовании и образовании малознакомых слов.

Обучение грамоте ребенка с нарушениями речи

Особенностью зрительной памяти у детей с ОНР является ее пониженный уровень. Улучшается в ходе постоянных тренировок в игровой форме. Пример игры: некоторое количество предметов разложить в ряд перед малышом, попросить его внимательно на них посмотреть и запомнить. Ребенок закрывает глаза, и убирается один предмет. Дошкольник должен назвать, какого предмета не хватает.

Игра детей с 4-м уровнем ОНР

Научно-методические принципы методов обучения грамоте детей с ОНР

На вопрос: «Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями?» в начале статьи был дан ответ — звуковым, аналитико-синтетическим. Следовательно, для овладения малышом грамотой необходимо развивать:

  • анализ и синтез;
  • наглядно-образное мышление;
  • общую и мелкую моторику;
  • внимание и память.

Составляют предложения по предметной картинке

Упражнения с предметными картинками позволяют увеличить объем зрительной памяти детей с нарушением речи и подтолкнуть развитие собственного монолога малыша.

Дополнительная информация! В процессе составления предложений по предметным картинкам формируются умения анализа и синтеза.

Например: ребенок называет, что изображено на карточке перед ним, а затем логопед просит его назвать первый звук в слове (только что произнесенном малышом).

Упражнения по предупреждению нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР

В программе предупреждения нарушений письма у старших дошкольников прописываются следующие упражнения:

  • на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза: различение речевых и неречевых звуков, повторение за педагогом, способность выбрать необходимый звук из названного, составление слов с заданным звуком.
  • одновременное ознакомление с буквами, при изучении звуков.
  • развитие моторных навыков.
  • улучшение способностей ориентирования на бумаге. Выдается лист бумаги и карандаш (при необходимости — детский тренажер, для правильного удержания инструмента в руке). Задания могут быть самыми различными: нарисовать круг в левом нижнем углу листа, квадрат в правом верхнем и т.д.

Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах

Предупреждение дисграфии

Дисграфией называют расстройство процессов письма, проявляющееся в нелогичных, систематически повторяющихся ошибках в тех словах, где их, казалось бы, невозможно допускать.

Дополнительная информация! Между устной и письменной детской речью существует тесная взаимосвязь.

Для того, чтобы предупредить возникновение дисграфии, необходимо сформировать:

  • навыки различения звуков речи (в том числе и близких по звучанию, например свистящие — шипящие).
  • правильное произношение.
  • широкий пассивный и активный словарь дошкольника и его зрительно-пространственные представления.

Первое ознакомление с фонетикой и графикой языка

Первое знакомство с фонетикой и формирование основных графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи происходит в несколько этапов.

  1. Способ называния слов с необходимым звуком. «Назови мне пять слов со звуком [c]».
  2. Анализ слова и развитие навыков определения места звука в слове. «Какой первый звук в слове лампа?».
  3. Первоначальное знакомство с буквой в процессе чтения художественного произведения.
  4. Пройденный образ закрепляется многочисленным выкладыванием буквы из подручных материалов (счетных палочек, веревочек).
  5. Методика многократного написания буквы в прописях.
  6. Использование звукобуквенных схем, где требуется выложить уже знакомые буквы, а остальные назвать по смыслу.
  7. Те же методы используются для развития слогового и полноценного чтения. На данный момент существует огромное количество пошаговых уроков — от звука к слову — где в одном пособии собран весь комплекс занятий для обучения грамоте ребенка.

Детские занятия чтением

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (5). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 10.10.2020).


В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с нарушениями речи. Описывается программное содержание образовательной области «Обучение грамоте». Раскрываются приемы и методы обучения звуковому, звукобуквенному и слоговому анализам слов различной слоговой структуры.

Ключевые слова: обучение грамоте, языковой анализ, звуковой анализ слова, звукобуквенный анализ слова, слоговой анализ слова, нарушения речи

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения, буква — это знак звука» [1]. Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову [4].

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Дети с нарушениями речевого развития имеют дефекты произношения, бедный словарь, строят очень короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами. Поэтому в работе с данной категорией детей требуется совсем иной подход, специальные коррекционно-развивающие занятия, где немаловажную роль играют навыки звукового анализа слова. При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) [3]. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно формировать у детей необходимую готовность к процессу обучения грамоте и развивать базовые предпосылки к профилактике нарушений письменной (дислексии и дисграфии), возникающих в процессе школьного обучения у детей с нарушенным речевым развитием.

Реализация цели обучения грамоте осуществляется посредством решения следующих коррекционно-развивающих задач:

‒ формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

‒ развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);

‒ развивать слуховое и фонематическое восприятие;

‒ формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

‒ формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;

‒ формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесенности), о предложении;

‒ формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2–3 слов без предлогов и с предлогами (с опорой на зрительную схему);

‒ формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов;

‒ формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;

‒ формировать умение определять последовательность звуков в слове;

‒ формировать умение определять количество звуков и слогов в слове;

‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть, дотронуться до ушей, погладить себя по животу, по плечам, дунуть, подпрыгнуть, сделать столько шагов, сколько слогов в слове);

‒ формировать умения фонематического синтеза;

‒ формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;

‒ формировать представления о гласных и согласных звуках;

‒ формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;

‒ формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;

‒ формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов и умения перекодирования звукового кода в другую знаковую систему (фонема — артикулема — графема);

‒ развивать интегративные функции посредством координации в системе «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция), в системе «ухо — рука» (слухо-моторная интеграция), в системе «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция);

‒ формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, «рисовать в воздухе», составлять буквы из пальцев рук;

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Рис. 1 Символическое обозначение характеристик согласного и гласного звука

Содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста и организуется в форме игры-занятия с сохранением структурных составляющих плана-программы. Использование данной организационной формы способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса детей, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе [2]. Для облегчения формирования умения осуществлять звуковой анализ слова вводятся символические обозначения характеристик гласных и согласных звуков (Рис.1, Рис.3), символы «количество слогов» и «количество звуков» (Рис.2).

Для успешного обучения грамоте детям необходимы два открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Рис. 2 Символы «Количество слогов», «Количество звуков»

Дети дошкольного возраста с нарушением речевого развития способны освоить звуковой анализ слов с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, мммак, мааак, маккк).

Рис. 3. Специальные символы гласных звуков «А«, «У«, «О«, «Ы«, «И«, «Э«

Когда дети в игровом, звукоподражательном действии смогут протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ними ставятся новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Определить с какого звука начинается слово «мак» и протянуть этот первый звук. Определить есть ли звук «м-м-м» в слове «дом». Назвать слова, начинающиеся на звук м-м-м? Задача звукового анализа слов решается детьми дошкольного возраста с большей охотой, когда ей придается игровая форма. Для дифференциации гласный и согласных звуков используется схема дифференциации, обеспечивающая наглядную опору основных характеристик (Рис.4).

Рис. 4 Модель дифференциации гласных и согласных звуков

Особое внимание хочется уделить определенной последовательности овладения детьми с нарушением речи различными формами звукового анализа:

‒ умение выделять начальный ударный гласный звук из состава слов;

‒ анализ звукосочетаний, состоящих из двух-трех гласный (типа «ау», «иа»);

‒ анализ и синтез обратных звукосочетаний (типа «ам», «ух»).

‒ умение выделять звук из слова из 3-х звуков (из слов типа «дом»);

‒ анализ и синтез слов из 2-х открытых слогов (типа «мама»);

‒ анализ и синтез слов из 4-х звуков с закрытым слогом и стечением согласных (типа «слон»);

‒ анализ и синтез слов из 5-ти звуков (типа «туман») и т. д.

Организация занятий образовательной области «Обучение грамоте» продумана таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий, при котором дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки. У детей с нарушением речи развивается умение последовательно выделять звуки в словах, проводить звуковой, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Задания на практических листах имеют большое значение для детей с нарушениями речи (Рис.5). Обеспечивают формирование базового уровня фонематических процессов, навыков звукового, звукобуквенного и слогового анализа, развития графических навыков и познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — чтению и письму. Создают условия для ориентировочно-познавательной деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, речь.

Рис. 5. Образцы схем для звукового и слогового анализа слов

Закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений. Формулируют умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно, развивают навык самоконтроля и самооценки.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 2000.
  2. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. — № 2 (6). —С. 95–97.
  3. Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи / З. В. Поливара. — М.: Флинта, 2013.
  4. Пятница Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница. — Мозырь: Белый ветер, 2020..

Основные термины
(генерируются автоматически)
: слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, звуковой анализ слова, синтез слов, слоговой анализ, этап обучения.

Развитие фонематического слуха

Подготовка к школе детей с недостатками речи невозможна без развития фонематического слуха. Умения слухового анализа пригодятся малышу в дальнейшем школьном обучении, а их развитость предупредит возможное возникновение дисграфии.

Система работы по дифференциации звуков

Ведущий навык фонематического слуха — умение дифференцировать звуки на слух и в произношении. Система работы поделена на несколько этапов:

  1. Различение отдельного звука: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: к, т, д, с, в, а, о».
  2. Дифференциация звука в слогах: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к]: ма, да, ка, ло, ко, со».
  3. Различение звука в словах: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л]: сажа, лак, мак, дом, лом».
  4. Произносительная дифференциация звуков: «Повтори за мной са-са-за, дом-лом-сом и т.д.».

Причины, диагностика и клиника ЗПР в кодировке МКБ 10 у детей

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР

Различная степень развитости звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР обуславливается уровнем речевого нарушения:

  • 1-й уровень ОНР — структуры как таковой не имеется.
  • 2-й уровень — грубо нарушена.
  • 3-й уровень — нарушены свистящие, шипящие, сонорные звуки. Страдает как произношение, так и звуко-слоговой анализ и синтез.
  • 4-й уровень — остаточные нарушения, возможны в потоке неконтролируемой связной речи (малыш активно рассказывает о событиях прошедшего дня, не следя при этом за своей речью).

Методика обучения грамоте дошкольников с ТНР

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Чтение и письмо всегда рассматривались как первые и основные предметы начального обучения. Современная начальная школа предъявляет большие требования к дошкольникам. На практике, при поступлении в первый класс ребёнок должен владеть навыками слитного чтения и печатного письма, хотя ФГОС ДО и ФГОС НОО не ставят таких целевых ориентиров для дошкольников. В этом видится явное противоречие. Учителя хотят видеть подготовленных детей, с которыми легко работать по общеобразовательной программе, а педагоги ДОУ не могут обеспечить такого объёма знаний у дошкольников, основываясь на требования ФГОС ДО. Более того, остро стоит вопрос выбора методов подготовки дошкольников к начальному обучению в школе.

На современном этапе известно два противоположных подхода к обучению дошкольников грамоте.

Первый – Звуковой аналитико – синтетический метод, предложенный

ещё в 1864 году и переработанный, модифицированный многими авторами: , , .

Данный метод предполагает:

1. Формирование умственного действия звукового анализа слов:

    Установление последовательности звуков в слове (по звуковым схемам) Выделение звука из слова, установление его места в слове (начало, середина, конец).

2. Словообразование и словоизменение:

    Умение видеть сразу две буквы при чтении, ориентация на следующую за согласным гласную Знакомство с буквами гласных звуков, их замена в трёхбуквенных словах «СОМ – САМ»

3. Воссоздание звуковой формы слова:

    Выделение согласного звука из слова, знакомство с его буквенным обозначением Замена фишек в схеме буквами Чтение слогов и слов по букварю

Преимущества метода:

1. Дети не только овладевают навыком начального чтения, но и специально вводятся в

звуковую действительность языка, что в последующем обеспечивает усвоение

грамматики и орфографии.

2. На всех этапах обучения чтению (звуковой анализ слова, словоизменение, воссоздание

звуковой формы слога и слова) у детей формируются умственные действия.

3. Плавный переход с одной ступени обучения на другую, одновременное овладение

звуковым анализом и слоговым чтением.

Методика обучения грамоте, основанная на аналитико-синтетическом метод включает три основных этапа:

I этап: подготовительный (2 месяца, 16 занятий).

Цели: подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие

устной речи детей.

Задачи:

    формирование фонематического слуха овладение терминами : «слово» — «звук» — «предложение» — «рассказ», их дифференциация

Для реализации данного этапа было необходимо выбрать учебную единицу, действия с которой должны послужить формированию умений и навыков на основе осознания в условиях учебно – игровой деятельности. Такой единицей является «СЛОВО».

На первых занятиях я знакомлю детей с понятиями «РЕЧЬ», «СЛОВО», «ЧТЕНИЕ», «ПИСЬМО». Через эти понятия ребёнок осознаёт необходимость совершенствовать речь, учиться читать и писать. Для этого хорошо использовать сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо». Дети совершают экскурс в историю древнего Мира и, через игру, понимают значение понятия «грамотный человек».

На последующих занятиях, посредством различных игровых упражнений, дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают первые сведения о звуках и словах, предложениях, рассказе. Знакомятся со схематическим изображением слов и предложений. Причём, термины вводятся уже в конце, после практической деятельности с предметами и после осознания детьми сути понятия. На этом этапе я на занятиях уделяю большое внимание двигательной активности детей, но при этом стараюсь, чтобы хотя бы 10 минут дети провели за столом. В этот момент от них требуется концентрация внимания и терпение (работа с раздаточным материалом).

Термины, для сообщения ребёнку:

    Звук – то, что мы слышим и произносим Буква – значок звука то, что мы видим и пишем» Слово – название чего – либо. Слог – часть слова Предложение – новость о ком – то или о чём – то. Рассказ – история о ком – то или о чём – то.

Игры на развитие двигательной активности:

    «Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько частей в слове» (на первых занятиях понятие «слог» не вводится) «Выбери и принеси игрушку с заданным звуком» «Живые звуки» «Кочки» (при делении слов на части и составлении предложений дети перемещаются по «кочкам на болоте») «Стоп, палочка, остановись»(ошибка = стоп игра)

II этап: букварный (9 недель, 18 занятий).

Цель: воспитывать направленность на звуковую сторону речи

Задачи:

    Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

На примере первого изучаемого звука «А» даю понятие «гласный звук – звук, который поётся голосом. Голос не встречает преград на своём пути». Дети учатся выделять этот звук среди других звуков на слух (с помощью звуковой линейки), придумывают слова с этим звуком, «материализуют» его сначала с помощью красного цвета, затем – буквой. Ввожу понятие « буква – значок звука, то, что мы видим и пишем».

    Подготовка детей к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «СГ» по схеме.

По мере изучения гласных звуков, я знакомлю детей с звуковыми схемами. Дети на этом этапе готовятся к усвоению согласных звуков, не изучая их.

Например:

Логопед: — Выложите столько красных квадратиков, сколько звуков я назову:

«АУ». Дети выкладывают два красных квадрата, пропевая звуки.

— Поставьте вместо квадратика «У» синий квадратик – «П».

Что получилось?

Дети читают: «АП» (произношение «ПЭ» — недопустимо!)

— Поменяйте местами квадратики. Получилось «ПА»

— Добавим еще два квадрата (синий и красный – «ПА»).

Поём «ПАПА» (применение метода «глобального чтения»)

Затем то же самое проводится на материале работы с «гномами – звуковичками» (см. далее)

    Звуковой анализ трёхбуквенных слов (и четырёхбуквенных) с использованием схем – фишек.

Последовательность усвоения букв гласных звуков такова:

А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

При этом сразу вводятся термины «звуки — братики». При сравнении двух гласных (в словах) дети осознают (интуитивно) разницу между твёрдыми и мягкими звуками и далее, при изучении согласных, им легче переключиться с твёрдого звука на мягкий при чтении прямых слогов типа МА – МЯ, МО – МЁ, МУ – МЮ, МЫ – МИ, МЭ – МЕ. При пении слогов обращаю внимание детей на правило: «Если согласный звук подружится с мягким гласным, он сам становится мягким».

Таким образом, букварный период включат в себя:

    Знакомство со звуковой схемой. Различение гласных и согласных звуков, включение фишек разного цвета в схему (красный, синий) Чтение (пение) прямых слогов типа «СГ» по звуковой схеме. Анализ трёхбуквенных слов типа «МАК, ДОМ, КИТ, КОТ, ШАР, ЛУК, ЖУК, ДЫМ, НОС, РАК». Анализ четырёхбуквенных слов типа: «ВАТА, ЛУНА, СЕНО»…

III этап:послебукварный (15 недель, 30 занятий).

Включает:

    Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными.
    Усложнение схем слов (появление зелёной фишки, обозначающей мягкий согласный) Пение таблиц без указания на букву.

Последовательность усвоения звуков в послебукварном периоде:

П – Т – Т* — К – К* — М – М* — Б – Б* — Д — Д* — Н – Н* — В – В* — Р – Р* — Л – Л* — Г – Г* — Х – Х* — С – С* — З – З* — Ж – Ш – Ц – Ч – С-Ш – З — Ж — Ч — Щ — С-Ц

Она определяется:

    Частотностью употребления звуков в речи Возможностью сразу составлять слоги и простые одно – двусложные слова.

«Букварный» и «Послебукварный» периоды объединены между собой одной сюжетной линией: занятия построены в форме сказки о «Гномиках – Звуковичках».

Каждый «Гном» соответствует определённому звуку. Так, например, в городе Гласных проживают 5 пар гномов в красных домах. Каждая отдельная пара – братья — близнецы. Они различаются лишь цветом одежды, в зависимости от того, твёрдо звучит звук или мягко. В Городе Согласных гномы живут в синем и зелёном домах. Они отличаются буквами на одежде и цветом башмачков (синие и зелёные тапочки) . У звонких на шапочках – колокольчики, у глухих – большие уши. Гномы играют в разные игры вместе с детьми. В результате, дети легко запоминают звуки «в лицо» и без труда находят их, характеризуют, подыскивают «братца». Кроме того, «гласные» гномы могут петь (в их домике «жучок» от музыкальной открытки). Это значительно облегчает процесс обучения детей грамоте. Параллельно идет обучение печатанию изучаемых букв в тетрадях в клетку.

Таким образом, дети, заканчивающие подготовительную группу, обладают следующими знаниями и умениями:

    Проводят звуковой анализ практически любого слова. Различают гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям. Читают по слогам небольшие тексты, пересказывают их. Печатают небольшие тексты в тетрадях в клетку.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: