Мастер — класс»Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками»
Самопрезентация
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Николенко Элина Александровна. Я представляю центр развития ребенка детский сад № 13.
В моей семье не было педагогов, но уже с детства я с уважением относилась к учителям своей школы, мне очень хотелось стать одной из них. Окончив школу, я поступила в Россошанский педагогический колледж, а затем в Борисоглебский педагогический институт. Судьба привела меня в детский сад, в котором работаю уже почти семь лет.
Самое главное для воспитателя — любить детей, любить просто так, отдавать им своё сердце. Я люблю свою работу, своих малышей, свой детский сад.
Мое педагогическое кредо – «Творить, пробовать, искать и развиваться!»
Как воспитатель, я постоянно нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно, и умно организовать деятельность воспитанников, как сделать так, чтобы детям было интересно и познавательно. С некоторого времени моим увлечением стала фотография. Мне нравится видеть мир другими глазами, а видоискатель фотоаппарата мне это позволяет сделать, запечатлеть и поделиться с детьми. Когда в руках фотоаппарат, поневоле начинаешь искать интересные моменты.
Моим воспитанникам очень понравилось рассматривать фотографии, и я решила применить фототехнику в своей работе.
Фотографии выполняют специальные практические задачи. Они создаются мной для:
- для изучения нового материала;
- для закрепления пройденного;
- для повторения, практического применения полученных знаний;
- для обобщения, систематизации знаний.
Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. По фотоснимкам очень хорошо проводить беседы на разную тематику, составлять описательные рассказы, учить задавать вопросы, рассматривать времена года и т. д.
В рамках этой темы я организовала фотовыставки, фотографические наблюдения, оформляла фотоальбомы, создавала фотоколлажи, презентации, дидактические, сюжетно-ролевые игры, светофор эмоций (в уголке настроения), фотокниги, фото-кейсы и др.
Мастер-класс
В рамках ФГОС среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. В связи с этим в своей работе я начала использовать «Фото-кейс» технологию
.
«Фото-кейс — технология»
— это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
Целью работы
с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
В «фото – кейс» входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
Фото «Аленка потеряла куклу»
Любой фото-кейс создается с определенной целью. У данного фото-кейса цель такова:
Цель:
учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
Текст.
Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.
В подготовительной группе воспитатель предлагает детям сформулировать проблему самостоятельно, исходя из данной фотографии, не прилагая текст к фото-кейсу.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Вопрос.
Как бы вы поступили на месте Аленки?
Выбранная нами ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Естественно, эта ситуация должна «зацепить» ребёнка. В ней должно содержаться достаточно информации, должна быть по силам воспитанникам, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику «фото-кейса», где определена последовательная этапность деятельности воспитателя и детей. Данную работу можно провести по подгруппам, каждая из которой должна принять одно общее решение, суметь обосновать и доказать его правильность.
А теперь, когда мы кратко рассмотрели теоретический аспект, предлагаю посмотреть несколько примеров «фото-кейс-технологии». Каждая фокус-группа получит «фото-кейс», который предназначен для определенной возрастной группы дошкольников. Начнем со второй младшей группы. (В младших группах можно составлять «фото-кейсы» в основном для освоения культурно-гигиенических навыков)
2 младшая группа
Фото «Умывание»
Цель:
воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.
Текст:
Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать.
Как бы вы поступили на месте Саши?
Средняя группа
Данный «фото-кейс» можно применить в НОД.
Фото «В гости к медвежонку»
Цель:
закрепить знания о длине.
Текст:
Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.
Почему так долго бежал волк?
Фото-кейсы могут содержать одно фото (как два предыдущих), а могут быть фото-кейсы с продолжением (содержать несколько фотографий).
Старшая группа
Фото «Кукла»
Цель:
учить детей анализировать поступки; способствовать развитию нравственных аспектов поведения.
Текст:
Во время игры Настя разрешила поиграть со своей любимой куклой подруге Оле. Оля пообещала поиграть и вернуть куклу обратно. Но нечаянно ее сломала. Оля боялась об этом сказать Насте.
Как бы вы поступили на месте Оле?
Подготовительная группа
Фото «Как правильно переходить улицу»
Цель
: закрепить правила дорожного движения.
А на примере детей подготовительной группы, четвертая фокус-группа под моим руководством попробует найти выход из сложившиеся ситуации. Попытаемся с вами пройти все этапы «фото-кейс-технологии».
Технологическая карта по работе с кейс-фото «Как правильно переходить улицу»
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото. | Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию. |
| — Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему) — Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте? — Каковы могут быть последствия данного поступка? | — Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте. — Девочка может попасть под машину. |
| — Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? | Думают. — Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора. — Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора. — Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу. — Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД. |
| — Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд. | Дети выбирают один ответ. |
| — Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу. — Почему вы выбрали именно этот вариант? | Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению. |
| — Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации? — А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать? | Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации. Ответы детей. |
По такой же схеме воспитатель выстраивает работу и с остальными возрастными группами детей.
Вывод: «Фото-кейс
-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение «фото-кейс
-технологии» — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Математический домик
Дидактическое пособие по математике для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предлагаемые в пособии игровые упражнения помогут дошкольникам от 4-х до 7-и лет лучше запомнить цифры и геометрические фигуры, правильно использовать математический знак «больше-меньше». Игры с дидактическим пособием «Математический домик» привлекают дошкольников вариативностью правил, лёгкой сменой игрового поля, возможностью играть самостоятельно или со сверстниками.
Представляю вниманию читателей несколько игровых заданий, которые разработаны для детей старшего дошкольного возраста.
Почтальон
Оборудование
: почтовые ящики, — они сделаны из пустых спичечных коробков с цифрами от 1 до 9; набор писем-карточек из белого картона 3 х 2 см с цифрами от 1 до 50.
Задачи и описание игр
Вариант 1
— закреплять знание цифр от 1 до 9, навыки зрительного соотнесения их на самом письме и на почтовом ящике.
Описание
: ребёнку предлагают разложить письма с цифрами первого десятка в соответствующие почтовые ящики.
Вариант 2
— выделять цифры от 1 до 9 среди других, называть их и соотносить с цифрами на почтовых ящиках; активизировать поиск вариантов решения поставленной игровой задачи.
Описание
: ребёнку предлагают выбрать среди 15 карточек только письма с цифрами, указанными на почтовых ящиках, и правильно разложить их.
Кошкин дом
Оборудование
: окошки на стене домика в виде квадрата, круга, полукруга, треугольника, прямоугольника, пятиугольника, овала, шестиугольника, на которых сидят котята; шторы, соответствующей окошкам формы из плотной цветной бумаги.
Задачи
: закреплять названия геометрических фигур, навыки зрительного и тактильного соотнесения формы «шторы» с формой «окошка».
Описание
: ребёнку предлагают спрятать котят, подобрав к окошкам шторы соответствующей формы, и правильно назвать геометрические фигуры.
Большой-маленький
Оборудование
: парные картинки с изображениями большого и маленького размера, карточки со стрелками, знаки «больше-меньше».
Задачи
: закреплять понятия «больше», «меньше», «слева», «справа», «между»; умение правильно обозначать отношения между предметами с помощью стрелок и знаков.
Описание
. Ребёнку предлагают прикрепить на стенке домика стрелки между парами картинок или картинки около стрелки так, чтобы «носик» стрелок смотрел в сторону меньшей по размеру картинки. После того, как ребёнок запомнит направление стрелки, педагог говорит: «Смотри, у стрелочки «убежала» палочка, остался только носик!», — и показывает математический знак «больше-меньше». Обычно дети проявляют интерес и легко усваивают правила использования знака.
Разноцветный квадрат
Оборудование
: квадратная стена домика, которая состоит из основных геометрических фигур разного цвета и размера; игральный кубик.
Задача
: научить ребёнка находить заданные фигуры на зашумленном фоне.
Описание
.
Вариант 1
— ребёнку предлагают назвать геометрическую фигуру, бросить кубик и найти на игровом поле столько таких же фигур, сколько точек выпало на игральном кубике.
Вариант 2
— найти на игровом поле фигуры, у которых количество углов совпадает с количеством выпавших на кубике точек.
Алёна Надеева, воспитатель
МБДОУ Д/с № 30, г.о. Самара