Комплексная работа за 1 полугодие 4 класс УМК «Школа России»


Итоговая комплексная работа ученика 4 класса (1 и 2 вариант)

Итоговая комплексная работа

ученика 4 класса

I вариант

Задание

1.
Прочитайтекст тихо, вполголоса. По сигналуотметьместо, гдетычитаешь.
Медвежья спячка

Всем известно, что зимой медведи спят в берлогах. Засыпают они задолго до первого снега. Но чтобы спокойно выспаться, медведю нужно хорошо подготовиться. Прежде всего — найти подходящее место, например упавшее дерево с вывороченными корнями или яму. Это место надо утеплить, выстлав травой и мхом. Если берлога неглубокая, мишка укрывает её ветками и молодыми ёлочками. Зимой начнутся метели и занесут такой дом снегом. Пройдёшь и не заметишь даже, что рядом под сугробом спит медведь. Уютно и тепло ему в берлоге.

Однажды учёные решили узнать, как именно под снегом мишка спит и что делает. Для этого они выбрали нескольких животных и поместили на огороженную территорию с искусственными берлогами. На каждом медведе были прикреплены специальные датчики, которые передавали информацию о состоянии зверей. В ходе эксперимента выяснилось, что медведи любят спать, свернувшись клубком. Ворочаются они крайне редко — один раз в несколько дней. А дышат невероятно медленно — всего два вздоха в минуту!

Однако рассказы о том, что во сне мишка сосёт свою лапу, не подтвердились. Ничего подобного учёные не увидели. Во время зимней спячки медведь действительно иногда засовывает лапу в рот, но вовсе не потому, что у него там запас жира, помогающий пережить голодный период. А, вероятнее всего, потому, что у него зимой облезают подошвы лап. Они зудят, вот мишка их и чешет зубами.

Но не все медведи зимой спят. У белых медведей только самки хорошенько отъедаются и засыпают — им нужны силы, чтобы родить, а потом и выкормить детёнышей. А самцы не спят: они всегда бодры и полны сил. Им безразлично, когда нырять за рыбой. Белые медведи — самые лучшие пловцы среди хищников. Охотясь под водой, они могут надолго задерживать дыхание, да и скорость плывущего белого медведя впечатляет — семь километров в час!

Диана Лапшина

Задание 2.
Дочитайтекст до конца.Ответьна вопрос :«Что помогло учёным наблюдать за спячкой медведей?»
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Задание 3.
Составьплан для пересказа текста.
1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

Задание
4.Из первого абзаца текставыпишипо одному слову в каждый столбик.

Глагол

в неопределённой форме

Глагол

в настоящем времени

Глагол

в будущем времени

Задание 5.
Из последнего абзаца текставыпишитри слова: существительное, прилагательное, глагол;укажиграмматические признаки.
Существительное _________________, начальная форма _______________, род ________ , склонение _______, падеж _____.

Прилагательное _________________ , начальная форма _________________ ,

число ________, род в ед. ч. ________, падеж ______ .

Глагол _________________ , начальная форма ________________________,

спряжение ___________, лицо ________________, время ________________ ,

число ___________, род (в прошедшем времени, ед.ч.) _________ .

Задание
6.Выполнисинтаксический разбор предложения и разбор по членам предложения и частям речи.
Зимой начнутся метели и занесут такой дом снегом.

Задание 7.
В последнем предложении текстанайдиинформацию о скорости плавания белого медведя.Внесинедостающие данные в задачу.
Белый медведь проплыл 91 км со скоростью ____________. Сколько времени плыл медведь?

Ответ. _________________

Задание 8.
Прочитайтекст.
Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы имеют массу около 450 кг, длина тела достигает 250 см, высота в холке может быть до 150 см. Длина европейского бурого медведя обычно 2 м при высоте в холке около 1 м и массе до 4 ц. Внеси в
таблицу данные из этого текста.

Масса Длина тела Высота в холке
Бурый медведь
Белый медведь

Заполни
пропуски в предложениях.
Белый медведь тяжелее бурого медведя на _________________________________ кг.

Длина тела бурого медведя короче на _____________________________________ см.

Белый медведь выше бурого медведя на __________________________________ см.

Задание 9.

Бурые медведи во время спячки дышат невероятно медленно — всего два вдоха в минуту. Сколько вдохов сделает бурый медведь за сутки?

Отметь
галочкой правильный ответ.

2400 вдохов
2880 вдохов
1440 вдохов
4800 вдохов

Задание
10.Прочитай
текст.

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки), рыбы и хищники. Медведи добывают и копытных — косуль, ланей, оленей, карибу. Бурый медведь любит мёд. Сезонным объектом питания служит рыба во время нереста. Когда рыба только начинает прибывать на нерест, медведи съедают пойманную рыбу целиком, затем начинают поедать только самые жирные части — кожу, голову, икру и молоки.

К
какой группе животных относится медведь?Отметьгалочкой правильный ответ.

растительноядный
насекомоядный
хищник
всеядный

Обоснуй

свой выбор.

Задание
11.
Сейчас на планете осталось всего 12-20 тысяч белых медведей. Их выживанию угрожает таяние льдов из-за изменения климата, браконьеры, загрязнение океана.
Напиши,какие меры по охранеэтих животных, по твоему мнению, надо предпринять.

II вариант

Задание 1.
Прочитайтексты тихо, вполголоса.
Текст 1

Любовь к лесу родилась у меня в детстве. Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых брянских лесах. Раньше они назывались дебрянскими, от слова «дебри» — непроходимые лесные чащи. В брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много интересного. Я узнал главное, что лес, и один только лес, спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. Каждый гектар уничтоженного леса вызывает неизбежную гибель гектара плодородной земли. Лес задерживает влагу. Снег в лесах гораздо медленнее тает, чем в безлесных местах. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдаёт эту влагу ближним полям и рекам. А в безлесных голых полях талые и дождевые воды стремительно скатываются в реки, вызывают наводнения и безвозвратно уносят огромные слои плодородной земли… Лес питает родники и реки своей чистой водой. Большинство рек берёт начало из лесных болот и озёр. В местах, где лес уничтожен, грунтовая вода уходит очень глубоко и начинается обмеление рек. Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев. К. Паустовский
Текст 2
В гости к лесу пришёл И стою на краю. Смотрит лес на меня, На корзину мою. Расступился. Тропинку Свою протянул, И в малинник привёл, И орешник нагнул. Подарил боровик, Показал соловья. — Ты ко мне приходи! — Пригласил его я. Только он до железной дороги дошёл И простился: — Ты сам приходи. Хорошо? Юлия Симбирская

Задание 2.
Что объединяет эти тексты?Подчеркниответ.
жанр тема идея автор

Задание 3.
Озаглавькаждый текст.1.
____________________________________________ 2. ________________________________

Задание
4.Перечитайвторой текст.Напиши,какие дары преподнес лес автору.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.
Отметьгалочкой строчку, в которой все слова

это имена существительные 3-го склонения.

молодёжь, мелочь, тюлень
пень, тополь, выхухоль
рысь, ель, жимолость
сирень, медведь, лось

Задание
6.Из первого текставыпишипервое предложение.Выполниего синтаксический разбор и разбор по членам предложения и частям речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 7.
Отметьгалочкой схему, которая соответствует словупрогулка.

Задание 8.
Прочитайзадачу.
В лесном питомнике Ира и Дима обрабатывают саженцы елей от вредителей. За 10 минут Ира обрабатывает 20 саженцев, а Дима 30. Сколько саженцев они обработают за один час, работая вместе и с той же производительностью? Отметь
галочкой правильные решения.

20 • 6 + 30 • 6=
(20+30) • 10=
(20 + 30) • 6 =
20 •10 + 30 • 10 =

Найди
значения отмеченных выражений.
Задание
9.Рассмотридиаграмму.
На ней показано количество гектаров леса в разных странах.

Пронумеруй

названия стран в порядке увеличения площади, занятой лесом.

Страны, богатые лесом

Россия 809000 га
Конго 154000 га
Бразилия 520000 га
Канада 310000 га
Австралия 149000 га
США 304000 га
Китай 207000 га
Индонезия 94000 га
Индия 68000 га

Задание 10.
Восстановипредложения.
Леса оказывают влияние на _______________________ и процессы, происходящие на земной поверхности. Благодаря __________________ энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению _________________ , необходимого

для жизнедеятельности представителей животного и растительного мира. Лес _____________ почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническая ____________________ леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению. Лесные полосы способствуют _________________ , а также ослабляют силу ветра, ведущего к уносу __________________ слоя почвы. Лес служит ______________________ для многих животных.

Используй
слова: солнечный, климат, задерживать, кислород, снегозадержание, вырубка, плодородный, среда обитания.
Задание 11.
Прочитайпословицы.
1. Рядом с лесом жить — голодному не быть. 2. Лес — богаче царя. 3. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит.

Объясни
смысл одной из пословиц.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметь
галочкой направления использования леса человеком в хозяйственных целях.

источник пищи (грибы, ягоды, дичь, мёд)
источник энергии (дрова, биотопливо)
источник сырья (древесина, смола, дёготь, кора) для лесной промышленности
источник загрязнения природы
регулятор природных процессов
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: