Нестандартные пособия для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками
Нестандартные пособия для сенсорного развития детей раннего возраста.
Автор работы: Саниева Зульфия Дамировна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», с.Янгельское, Республика Башкортостан.Описание работы
: нестандартные игрушки и пособия из бросового материала для сенсорного развития детей раннего возраста. Материал будет интересен для воспитателей, работающих с малышами и для родителей. Хочу предложить к вашему вниманию игрушки и пособия, сделанные своими руками для детей раннего возраста. Как известно, в этот возрастной период основной деятельностью детей является предметно-манипулятивные действия, а сенсорный опыт, как мы знаем, является источником познания мира. Работая с детьми раннего возраста , я поставила перед собой следующие задачи: — совершенствовать восприятие, умение детей активно использовать осязание, зрение, слух; -формировать у детей представления о цвете, форме, величине; — формировать у детей интересы к дидактическим играм, самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности. Наряду со специально подобранными игрушками и пособиями, которые есть в дидактическом уголке, мною были изготовлены и нестандартные игрушки, заинтересовавшие детей в немалой степени.
«ОСЬМИНОЖКА-ШУМЕЛКА»
Осьминожка сделана из капсул «киндер-сюрприза», обвязана нитками цветов радуги, в капсулах находятся наполнители, которые звучат по-разному во всех «щупальцах». Игра способствует закреплению основных цветов, развитию слухового восприятия и дифференцирования различных звуков.
«СОБЕРИ БУСЫ»
Бусы изготовлены из колпачков и корпусов пустых фломастеров. На разноцветные шнурки дети нанизывают их, закрепляя цвета, тренируя мелкую моторику, во время игры воспитываются усидчивость и целеустремленность.
«МЯГКАЯ ПИРАМИДА»
Детали пирамидки сшиты из флисовой ткани, в них есть наполнители (шарики из различных материалов, монетки, полиэтиленовые гранулы из погремушек, шуршащая фольга и бумага, вата, и т.п), прикрепляются друг к другу с помощью «липучек». Пирамидка способствует развитию мелкой моторики, цветовосприятия, тактильных ощущений, закреплению понятий «больше», «меньше».
«НАКОРМИМ ПТИЧЕК»
Цель игры: накормить разноцветных птенцов «зернышками» такого же цвета. Игра предназначена для знакомства и закрепления основных цветов. В роли птенчиков «выступили» пластиковые бутылки, оформленные цветной самоклеящейся бумагой и аппликацией, а » зернышками» могут послужить крышки от бутылок, а в нашем случае- фишки от мозаики.
«КОПИЛКА»
Эта игра особенно любима моими детишками, ведь именно в этом возрасте они любят действовать с мелкими предметами, которые можно собирать, высыпать, сортировать и т.д. Здесь применены ведерко с крышкой с прорезями для плас- колпачков от флакончиков из-под инъекций. Естественно, все было заранее вымыто, продезинфицировано, обработано. Обязательно во время игры необходим контроль взрослых. Игра развивает мелкую моторику, умение действовать целенаправленно,тренирует глазомер.
«ПОДБЕРИ КРЫШКУ К БАНОЧКЕ»
Использованы баночки разного размера из-под витаминов, обклеены разноцветной самоклеящейся бумагой. Дети учатся откручивать и закручивать крышки, подбирая их по цвету и размеру, здесь также идет закрепление цвета, понятий величины, тренируется мелкая моторика. Для организации игр в домашних условиях можно в баночки капнуть чуточку эфирных масел- пихты, лимона, ванили и других- будет одновременной пользой для здоровья и тренировкой над развитием рецепторов обоняния.
«ДОМИК ДЛЯ МОЗАИКИ»
Игра была придумана после окончательной «гибели» коробки от напольной мозаики, и нужно было найти способ хранения разноцветных фишек. Идею подсмотрела в каком-то журнале, но она была усовершенствована мною в процессе изготовления «домика». Коробку из-под обуви обклеила «самоклейкой», из остатков ПВХ панелей вырезала перегородки, прикрепила на двусторонний скотч к донышку и стенкам коробки. Крышку разделила на четыре разноцветных сектора и вырезала окошки по размеру и форме фишек. Дети подбирают фишки по цвету и опускают их в соответствующие «комнатки». Когда крышку открываем-можем увидеть, правильно ли поселили мы » жильцов», и «кто попал не в свой домик». Во время игры также закрепляем узнавание и различение основных цветов, координацию движений пальцев и кистей рук. Уважаемые воспитатели, буду рада, если предложенные мною идеи пригодятся вам в оснащении предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Дидактическое пособие для детского сада своими руками Книжка-самоделка из коробки от конфет своими руками. Мастер-класс с фото Дидактическая игра для детского сада своими руками
Похожие статьи:
Дидактические игры из бросового материала своими руками
Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Спорт»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Умоем куклу»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Купаем куклу
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
Организация игры включает в себя:
- подготовку к проведению;
- непосредственно игровую деятельность;
- анализ.
При подготовке игры воспитатель должен:
- отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
- провести предварительную работу с детьми.
Временной план игры
Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:
- Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
- Основная часть (6–7 мин). Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
- Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
- Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.
После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.
Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.
Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе
Автор | Шевцова Е.А. |
Название | «Весёлые жучки» |
Задачи игры |
|
Материалы | Изображения чёрного жука, жука-солнышка, круги и квадраты чёрного и красного цвета, музыкальное сопровождение. |
Вступительная часть | Воспитатель обращает внимание детей на большого чёрного жука (изображение) на коврике. Ты скажи нам, чёрный жук, Отчего пришёл к нам вдруг. Жук усами шевелит, Ребятишкам говорит: Я немного заскучал, Своих деток потерял. Не могли бы вы, ребята, Моих деток отыскать? И тогда мы с вами вместе Будем весело играть. В.: Давайте поищем, где спрятаны детки чёрного жука. |
Основная часть | В.: Ребята, какого цвета наш жук? (Чёрного). А какой он формы? (Круглый). Значит, и дети у него чёрные и круглые. Давайте-ка поищем, нет ли их тут на лужайке. «Лужайка» (зелёная ткань или бумага) размещена на столе, а поверх неё лежат геометрические фигуры, круги и квадраты чёрного и красного цвета. Дети выбирают чёрные круги. В.: Почему вы решили, что это детки нашего жука? (Они круглые, чёрного цвета). Давайте отнесём детишек к большому жуку. Сколько больших жуков? (Один). А маленьких? (Много). Какого цвета жуки? (Чёрные). А теперь жучки хотят с нами повеселиться. Звучит музыка, дети выполняют произвольные движения, держа жуков в руках. В.: Хорошо мы поиграли с жучками. А теперь посадим их на травку, пусть отдохнут возле большого жука. (Дети раскладывают круги на зелёном фоне). Пока мы танцевали, к нам прилетел ещё один жук. (Воспитатель выставляет на мольберт изображение божьей коровки). Какого он цвета? (Красного). Давайте и его детишек найдём. Дети ищут круги красного цвета. В.: Ах, как обрадовались жучки и захотели полетать высоко-высоко. А потом опустились вниз, летают низко, у земли. И снова высоко! (Дети повторяют движения с жучками вслед за воспитателем). Давайте положим жучков возле их мамы, они по ней соскучились. А потом мы ещё поиграем с нашими жучками. |
Итоговая часть | В.: Ребята, кто прилетал к нам в гости? Какого цвета были жуки? Они были квадратные или круглые? Вы нашли деток жуков? (Ответы детей). Да, вы справились, вы все молодцы! |