Конспект занятия по оригами в старшей группе «Мудрая сова» план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему


ЯНВАРЬ

Тема «Весёлые птицы» (из природного материала).

Цель

  • Обучать приёму «включение».
  • Закрепить приёмы «опредмечивания».
  • Отрабатывать технические умения (склеивание клеем).
  • Развивать творчество.

Материал

  • Ольховые шишки на ветке (готовая заготовка).
  • Перо птицы.
  • Крылатки.
  • Жёлуди.
  • Пластилин.

Мотивация

Птицы для уголка природы.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Прослушивание птиц в аудиозаписи.

Подбор определений.

Методические приёмы

Слушание птиц в аудиозаписи.

Рассматривание предложенного материала.

Планирование работы.

Обсуждение замысла.

Обыгрывание: «Расскажи о своей птице».

Тема «Превращение полукруга в конус» (из бумаги).

Цель

  • Познакомить со способом техники бумажной скульптуры — закручиванием полукруга в высокий конус.
  • Учить использовать показанный способ в изготовлении различных поделок.
  • Учить анализировать готовые поделки.

Материал

  • Круги писчей бумаги разной величины и цвета с обозначением диаметра в контуре.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: конус высотой 10 см.

Мотивация

Для оформления художественного уголка.

Предварительная работа

Экспериментирование с бумажным полукругом.

Лото «Цветные фигуры».

Р/и «Найди образ».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Встреча низкого конуса и высокого».

«Превращение полукруга в конус» — процесс изготовления поделок.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Размещение готовых работ в художественном уголке.

Тема «Мосты» (по условию, из строительного материала).

Цель

  • Учить конструировать мосты по условию.
  • Развивать плановую функцию.
  • Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
  • Развивать память, мышление.

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Грузовой и пассажирский транспорт.

Мотивация

Мосты для переправы

Предварительная работа

Наблюдение за мостами.

Рассматривание иллюстраций мостов с их анализом.

Д/и «Составь мост».

Методические приёмы

Д/и «Конструктор».

Беседа об основных частях построенной на предыдущем занятии машины.

Демонстрация конструкции моста (подтверждение ответов детей).

Рассматривание транспорта (определение нужной ширины моста).

Самостоятельная работа.

Обсуждение готовой постройки (соответственно заданным условиям).

Тема «Путешествие в зимний лес» (из бумаги).

Цель

  • Закрепить способ техники бумажной скульптуры — закручивание полукруга в высокий конус.
  • Упражнять детей в умении скручивать полукруг в конус.
  • Развивать воображение, творчество, фантазию.

Материал

  • Круги писчей бумаги разной величины и цвета с прочерченным радиусом (линия разреза).
  • Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
  • Ножницы, клей.
  • Неполный макет зимнего леса.

Мотивация

Для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Рассматривание серии картинок об обитателях леса.

Составление рассказов-описаний.

Рисование зимней сказки.

Методические приёмы

Загадки о животных.

Проблемная ситуация: «Что можно внести в макет?».

Повторение способа скручивания (конус из полукруга).

Продумывание и озвучивание замысла.

Заполнение макета поделками и составление рассказа.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память;
  • совершенствовать зрительное и тактильное восприятие;
  • формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия;
  • развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Важно, чтобы дети осознавали практическую значимость своей деятельности. Они будут более замотивированы, если узнают, что их изделие можно подарить взрослому (маме, папе, бабушке и т.д.).

Занятие по конструированию в детском саду

При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.

Технологические карты и схемы

Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

  1. Тема конструирования.
  2. Цель образовательной деятельности.
  3. Задачи образовательной деятельности.
  4. Предварительная работа.
  5. Организация развивающей среды.
  6. Материалы и оборудование.
  7. Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.

Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.

Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.

Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию

Тема технического конструирования«Мост»
Цель образовательной деятельностиРазвитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором
Задачи образовательной деятельности
  • Образовательная: познакомить детей с понятиями «мост», «переправа», «вес», «прочность», «устойчивость», «узкое место».
  • Развивающие: решение проблемной задачи переправы героя игры,
  • понимание понятий «прочность» и «устойчивость»,
  • развитие умения работать по схеме.
  • Воспитательная:
    • формирование мотивации к коллективному сотрудничеству,
    • формирование навыков коллективного обсуждения и решения задач,
    • воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Предварительная работа
  • Беседа с детьми о природном рельефе, неровностях и возвышенностях.
  • Мотивирующая сказка-игра (преодоление героем препятствия — водного потока).
Организация развивающей средыИмитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки.
Материалы и оборудование
  • Аудиозапись шума речного потока.
  • Макеты мостов из строительного конструктора.
  • Строительный конструктор (деревянные кубики и другие элементы).
  • Рисунки мостов.
  • Схема-подсказка, помогающая построить мост.
Описание этапов проведения с указанием продолжительности
  1. Подготовительный этап (приветствие, мотивационная сказка-игра) — 5–7 минут.
  2. Основной этап (постановка цели, практическая деятельность, небольшая разминка в процессе) — 10–12 минут.
  3. Заключительный этап (подведение итогов, обсуждение результата) — 3–5 минут.

Фотогалерея: примеры схем конструирования из конструктора «Лего» или аналогичного ему


Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры


Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя


Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых


Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль


Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали


Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей


Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку

Фотогалерея: примеры схем для занятий по конструированию из различных материалов


Схемы для конструирования могут быть как цветными, так и монохромными Выполнять аппликации можно из разных материалов


Схемы необходимо готовить с учётом типа строительных материалов, которыми располагает ДОУ


Дети могут собрать мост и модифицировать его впоследствии по заданию воспитателя


Эта схема позволяет понять, как выглядит готовое изделие


Глядя на схему, ребята могут сконструировать животных из подготовленных фрагментов бумаги, картона или фетра


Дети могут наклеивать заранее подготовленные фрагменты бумаги, картона или других материалов на готовую схему

Фотогалерея: готовые поделки, выполненные в разных техниках


Поделки маленького размера требуют от ребёнка большой концентрации внимания и помощи взрослых


В процессе занятий дети могут работать все вместе как над одним объектом, так и над целыми инсталляциями


Дети могут заниматься конструированием и дома вместе с родителями


Аппликация «Космос» выполнена с использованием легко доступных материалов (цветная бумага, одноразовая посуда, клей, фломастеры)


В инсталляции можно включать как поделки, так и готовые фабричные объекты


Детям очень нравится, когда с выполненными поделками можно играть после окончания работы


Инсталляции можно выполнять с использованием любых подручных материалов, в зависимости от цели занятия


Изделия, выполненные на занятиях по конструированию, хорошо интегрировать в другие виды деятельности ДОУ

Временной план занятия

Рекомендованная длительность занятия в средневозрастной группе составляет 15–20 минут. Общий план занятия может выглядеть следующим образом:

  1. Вступление, организационный момент — 1 минута.
  2. Мотивирующее начало — 3–5 минут.
  3. Показ и объяснение приёмов работы — 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей — 6–8 минут.
  5. Обсуждение работ — 2 минуты.
  6. Заключение — 1 минута.

Таблица: материалы для вводного этапа занятия

Тема занятияМотивирующее начало
«Неваляшка»В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку: В гости к нам пришла, друзья, Кукла необычная. Не сидит, не лежит, Только знай себе, стоит. Знают Сашки и Наташки, Куклы эти… (неваляшки). Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д. Проводится игра «Найди, где спряталась». Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
«Игрушки-зверюшки»В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица-снежинка»Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада — город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.

Таблица: пример конспекта занятия по конструированию

АвторСуворова Л.А.
Название«Будка для собачки»
ЦельСоздание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования — складывания бумаги пополам.
Задачи
  • Обучение анализу бумажной поделки (выделение частей поделки, их расположения на плоскости и относительно друг друга);
  • обучение приёму складывания листа бумаги;
  • обучения создания овала путём закругления углов квадрата;
  • воспитание аккуратности.
Материалы
  • Лист бумаги белого цвета,
  • полоска бумаги коричневого цвета,
  • квадратный лист бумаги чёрного цвета,
  • клей,
  • кисточка,
  • ножницы,
  • фигурки собачек,
  • клеёнка,
  • тряпочка.
Ход занятия
  1. Игра с мячом «Кто в каком домике живёт». Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников, называя животное или птицу. Задача ребёнка — сказать, где это животное обитает. Затем ребёнок бросает мяч следующему воспитаннику, называя другое животное и т. д.
  2. Воспитатель демонстрирует ребятам готовую будку из бумаги, учит при помощи наводящих вопросов анализировать постройку из бумаги.
  3. Прямой показ действий для создания бумажной будки.
  4. Физкультминутка. Раз — подняться, потянуться (потянулись). Два — согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе). Три — в ладоши три хлопка (хлопки в ладоши). Головою три кивка (движения головой). На четыре — руки шире (руки в стороны). Пять — руками помахать (махи руками). Шесть — на место сесть опять (присели).
  5. Самостоятельное выполнение воспитанниками действий по конструированию будки из бумаги.
  6. Демонстрация и обсуждение готовых работ. Игра с бумажными поделками и фигурками собачек.

Видео: занятие по конструированию из строительного материала в младшей группе

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе

Видео: занятие по конструированию из бумаги в подготовительной группе

Отличие занятий по конструированию в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) воспитанники уже владеют основными способами создания изделий из бумаги. Они должны познакомиться с объемными фигурами (шаром, кубом, конусом, цилиндром, пирамидой, кирпичом) и научиться размещать их в пространстве, делая прочные конструкции.

Воспитатель учит детей видеть знакомые элементы в образцах изделий, работать не только по образцу, но и по чертежам. Можно заняться конструированием из кубиков разных форм и размеров, а потом сделать фигуры из бумаги.

В это время закрепляются уже освоенные умения заменять детали на другие, соединять их, используя разные техники работы с бумагой разной плотности. Воспитатели организуют коллективную деятельность по созданию 1 предмета.

Иногда занятия проходят в форме сюжетно-ролевой игры. Например, взрослый говорит, что зайцу нужна помощь: его жилище разрушила лиса. Часть детей могут стать строителями и сделать дом, другая часть — охранниками и сконструировать забор, третья — придумать мебель и т.д.

Чем старше дети, тем больше в их работе должно быть творчества. Если с младшими воспитанниками можно ограничиться созданием поделок по образцу, в средней — учить работе с чертежами и схемами, то в старшей группе дошкольники могут сами придумать изделие по заданной теме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]