Решебник к первой части рабочей тетради окружающий мир по программе Перспектива за второй класс. Авторы рабочей тетради А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая. Новая рабочая тетрадь за 2020 учебный год (белого цвета с птичкой на обложке).
В рабочей тетради на печатной основе задания не сложные, в основном ответы на них есть в учебнике «окружающий мир» за 2 класс, часть тетради соответствует части учебника. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда учебники вам в школе выдали старые, а тетради вы закупили новые, может получиться несоответствие. В любом случае, если у вас возникнуть вопросы, как делать домашнее задание, заглядывайте к нам в ГДЗ на 7 гуру.
В тетради Плешакова и Новицкой часто бывают задания поискать информацию в энциклопедиях и интернете, составить презентацию или доклад. В наших ГДЗ так же все это есть в уже готовом виде. Можно немного изменить картинки, чтобы не было повторов, если одноклассники пользуются теми же ГДЗ (что очень даже вероятно).
Внимательно читайте задания, в некоторых из них запрашивается личная информация (о городе проживания, семье и так далее), на такие вопросы мы, естественно, ответа за вас дать не можем, можем лишь только привести пример оформления. На такие задания отвечайте самостоятельно.
Как вы уже, наверное, поняли, не обойтись без принтера, хотя бы монохромного, потому что в тетради много заданий распечатать картинку или фото.
Все ответы проверены и одобрены учителем начальных классов.
ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс
Решебник к первой части рабочей тетради окружающий мир по программе Перспектива за второй класс. Авторы рабочей тетради А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая. Новая рабочая тетрадь за 2020 учебный год (белого цвета с птичкой на обложке).
В рабочей тетради на печатной основе задания не сложные, в основном ответы на них есть в учебнике «окружающий мир» за 2 класс, часть тетради соответствует части учебника. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда учебники вам в школе выдали старые, а тетради вы закупили новые, может получиться несоответствие. В любом случае, если у вас возникнуть вопросы, как делать домашнее задание, заглядывайте к нам в ГДЗ на 7 гуру.
В тетради Плешакова и Новицкой часто бывают задания поискать информацию в энциклопедиях и интернете, составить презентацию или доклад. В наших ГДЗ так же все это есть в уже готовом виде. Можно немного изменить картинки, чтобы не было повторов, если одноклассники пользуются теми же ГДЗ (что очень даже вероятно).
Внимательно читайте задания, в некоторых из них запрашивается личная информация (о городе проживания, семье и так далее), на такие вопросы мы, естественно, ответа за вас дать не можем, можем лишь только привести пример оформления. На такие задания отвечайте самостоятельно.
Как вы уже, наверное, поняли, не обойтись без принтера, хотя бы монохромного, потому что в тетради много заданий распечатать картинку или фото.
Все ответы проверены и одобрены учителем начальных классов.
Конспект урок окружающего мира в 1 классе
Обоснование выбора темы
Человеческому обществу во все времена был необходим, прежде всего, здоровый человек. Культура отношения к своему здоровью формируется у каждого ребёнка, конечно же, в семье. Но не меньшую роль в её формировании играет и школа, учитель. От того, является ли отношение к здоровью ценностным, прививаются ли навыки его сохранения и укрепления, многое зависит в перспективе жизни ребёнка.
Поэтому одной из задач своей работы я ставлю воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, стремления к физическому совершенствованию, профилактике вредных привычек. У младших школьников необходимо сформировать понимание значимости здоровья как важнейшей ценности жизни.
Большое значение я придаю урокам окружающего мира. На этих уроках дети учатся «искусству слышать» свой организм, внимательно относится к своему здоровью. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Учебник разбит на четыре блока:
- Что и кто?
- Как, откуда и куда?
- Где и когда?
- Почему и зачем?
Главная цель курса – научить детей задавать вопросы об окружающем мире и найти на них ответы Данный урок входит в систему уроков по теме «Почему и зачем?». С помощью разных заданий дети должны понять и уяснить: зачем мы спим ночью, ответить на проблемный вопрос: что нужно делать, чтобы наш сон был здоровым?
На материале этого урока я стремилась пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Думаю, что способность сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к своему здоровью поможет детям в дальнейшем полюбить и себя, и окружающий мир.
Я надеюсь, что знания, полученные детьми на уроке, запомнятся надолго. И мои ученики будут заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей.
Цели:
- Создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; выяснить значение сна в жизни людей.
- Способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о здоровье человека.
Задачи урока:
- Помочь детям понять значение сна в жизни человека.
- Совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну.
- Показать, что спят не только люди, но и животные.
- Систематизировать представления детей о труде людей, работающих ночью.
Оборудование:
учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point, фонограммы песен «Баю-бай», «Спят усталые игрушки», «Головами покиваем».
Предполагаемые результаты:
1. Усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил, научиться правильно вести себя перед сном. 2. Использование полученных знаний в повседневной жизни. 3. Положительный эмоциональный настрой. 4. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.
ХОД УРОКА
I. Создание положительного эмоционального настроя на уроке
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому. Что здоровье для человека – самая главная ценность. – Сегодня у нас необычный урок. Что вы от него ожидаете? (Дети высказывают свои предположения)
– Спасибо. Мне очень приятно слышать от вас такие слова. Я желаю, чтобы ваши желания оправдались, и вы, действительно, узнали что-то новое для себя, нашли ответы на волнующие вас вопросы.
II. Сообщение темы урока
– А сегодня мы с вами выведем частичку формулы здоровья, а какую именно, вы определите сами. – Сядьте удобнее, расслабьтесь. И, погрузившись в своё эмоциональное состояние, постарайтесь представить тему урока.
Звучит музыка детской релаксации – колыбельная песня. Идёт показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи. Дети просматривают мультимедийную презентацию (слайды 2-12)
– Ребята, какие чувства вы испытывали, слушая музыку и просматривая слайды? (Высказывания детей)
– Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?
(Ответы детей)
– Внимательно послушайте загадку и назовите отгадку.
Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт. (Это «сон»)
– Правильно. Тема урока «Здоровый сон». (слайд 13)
Ш. Актуализация знаний, планирование
– Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Высказывания детей учитель систематизирует и записывает на доске план изучения темы, состоящий из детских вопросов)
(слайд 14)
1. Что такое сон? 2. Зачем мы сипим ночью? 3. Какие существуют правила сна? 4. Как люди узнают про сон? 5. Как спят животные? 6. Кто не спит по ночам?
IV. Изучение нового материала
Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад, Стадо спит, пастух и пёс… Сон в страну свою унёс.
– Ребята, ваш первый вопрос: что такое сон? Может, кто-то уже знает? Сейчас существует много разной литературы, большое количество передач транслируется – поделитесь имеющимися знаниями с друзьями. (Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает)
– Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Сон – это наступающее через определённые промежутки времени состояние покоя и отдыха. – Ребята, а кто попытается ответить на вопрос: зачем мы спим ночью?
(Ответы детей)
– Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю.
(Дети слушают, анализируют)
– Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи.
1 день.
Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал.
2 день.
Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза.
3 день.
Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (Дети высказывают своё мнение, доказывают) В результате обсуждения появляется итог работы. (слайд 15)
Мы спим, чтобы: – отдыхать; – утром быть добрым бодрым и весёлым; – быть героем; – полетать во сне; – видеть интересные сны; – играть с «мультяшками».
– Правильно. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к заболеванию организма. Нам нравится смотреть интересные сны: мы в них и летаем, и играем со своими любимыми героями. – Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике. Что случилось с мальчиком на уроке? (Ответы детей)
– Прочитайте самостоятельно вывод.
(Дети читают в учебнике)
– Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну. И как раз ваш третий вопрос, какие существуют правила здорового сна? Как вы готовитесь ко сну?
(Высказывания детей)
– Давайте сейчас вместе выработаем эти правила. Нужно выполнить задание в нижней части учебника. Самостоятельно проанализируйте рисунки и закрасьте фишки разным цветом: что нужно делать перед сном – зелёным цветом, что можно делать – жёлтым цветом, что делать нельзя – красным цветом.
(Самостоятельная работа детей)
– Пожалуйста, теперь поработайте в парах. Расскажите о своих выводах друг другу, спорные ситуации обсудите.
(Работа в парах)
– Ребята, проверьте результат работы на слайде. Всё ли здесь, по-вашему, мнению выполнено правильно? (Слайд 16)
(Дети анализируют представленный вариант ответа, исправляют ошибки, доказывая свой выбор)
– Учёные, изучающие влияние сна на человека, также разработали правила, которых следует придерживаться. Посмотрите внимательно и скажите, что мы ещё не отметили в своих правилах? (слайд 17) – учитель читает и комментирует правила.
Ответы детей:
– Я отметил для себя ещё одно правило: ложиться и вставать в одно время. – Спать желательно в полной темноте. – Спать на ровной постели. – А я не понял: почему нужно спать на спине или на правом боку? – Ребята, кто может ответить на этот вопрос? – Наверное, так спать удобнее. – Я думаю, что так легче работать нашему сердцу, когда мы спим, оно тоже должно отдохнуть. Мне мама говорила, что сердце находится ближе к левой стороне. И, если мы будем спать на левом боку, то на него будут давить другие органы. – Молодцы! Но давайте этот вопрос оставим на сегодняшний день открытым. Вы, придя домой, по желанию, поинтересуйтесь у родителей или посмотрите в книгах, и постарайтесь найти другие варианты ответов. – А сейчас давайте закрепим правила здорового сна с помощью подвижной игры «Верно или неверно?» Если высказывание верно, вы складываете руки как во сне, если нет, то хлопаете в ладоши и стучите ногами. (Выполняется работа)
Перед сном нужно:
– почистить зубы и умыться; – попрыгать и побегать; – проветрить комнату; – посмотреть страшный фильм; – почитать книгу; – хорошо покушать.
– Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? Что слышите в ответ? И что означают эти слова? (Спокойной ночи! Доброго сна! Приятных снов!)
– Сейчас под колыбельную песенку в рабочей тетради нарисуйте свой сон. (слайд 18)
(Дети под музыкальное сопровождение рисуют свой сон)
– Посмотрите, какие чудесные сны вы смотрите! Кто желает прокомментировать своё творчество?
(По желанию учащиеся рассказывают, что изобразили на рисунках)
– Ребята, вернёмся к нашему плану. Следующий вопрос, как люди узнают про сон? – Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. И если вам интересно, вспомните свой сон, а дома в книге найдёте ему объяснение. А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает. – Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны?
(Дети делятся своими наблюдениями за домашними животными: если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт какие-то звуки)
– Давайте немного отдохнём.
(Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение – слайд 19)
– Ваш следующий вопрос, как спят животные? Давайте дальше продолжим обсуждение ваших наблюдений. (Слайды 20-24) – учитель демонстрирует слайды, дети смотрят мультимедийную презентацию. – А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло. (Сова)
Целый день он спать не прочь, Но едва настанет ночь, Запоёт его смычок Музыканта звать… (Сверчок)
Днём спит, Вниз головой висит, Ночью летает, Пищу добывает. (Летучая мышь)
То погаснет, То зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Ну, конечно… (Светлячок)
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы знаете об этих животных?
Дети рассказывают.
Итог:
не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных – основное время добычи пищи.
– Ребята, последний вопрос нашего плана: кто, кроме животных, не спит по ночам? Как вы предполагаете? – Я думаю, что не спят люди, которые болеют. – Я считаю, что это люди, которые путешествуют и находятся в дороге. – А я думаю, это те люди, которые по ночам работают. – Молодцы! Вы правильно рассуждаете. Посмотрите слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам, и объясните значимость данных профессий. (слайды 25-27)
(Дети приводят факты, случаи из жизни, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, милиции в ночное время)
V. Рефлексия. Оценивание работы
– Ну вот, ребята, обратите внимание на вопросы, которые мы поставили в начале урока. Пусть коротко, но мы старались найти на них ответы. Давайте подведём итог урока. Каждый для себя продолжит фразу… (слайд 28)
VI. Итоговая беседа
– Итак, подошёл к концу наш урок, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, какая может влиять на наше здоровье. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.
VII. Рекомендации для самостоятельной работы
(выбор по желанию)
– Ребята, если вы желаете, то можно дома зарисовать увиденный ночью сон. Можно рассказать маме или друзьям, как правильно подготовиться вечером ко сну. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо! (Слайд 29)
Используемая литература:
1. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой, – М.: Педагогика, 1981. 2. Расти здоровым: Детская энциклопедия / Р. Ротенберг, – М.: Физкультура и спорт, 1991. 3. Сказочный справочник здоровья. Т. 2 / А. Лопатина, М.: Амрита – Русь, 2005. 4. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / пер. К. Мишиной, А. Зыковой, – М.: Эксмо, 2005. 5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / сост. Н. Ю. Буянова, – М.: АСТ, 1998. 6. Интернет-ресурсы.
ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс
Стр. 4-5
На страницах 4-5 ответы напрямую зависят от региона проживания, заполните самостоятельно по образцу на сканах.
6-7
Ответы к страницам 6-7. Мы — жители вселенной
1. Представь, что ты любуешься окружающим миром. Нарисуй две картины…
Рисуем совершенно любой пейзаж: хоть городской, хоть природный.
2. Запиши определение.
Вселенная — это весь мир: звёзды, планеты, спутники.
3. Узнай по описанию небесные тела и запиши их названия в клеточки.
Раскаленные небесные тела, излучающие свет.
звёзды
Холодные небесные тела. Обращаются вокруг солнца. Не излучают собственного света.
планеты
Холодные небесные тела. Обращаются вокруг планет.
спутники
4. Подпиши названия планет…
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Подробнее о планетах Солнечной системы можно прочитать тут >>
8-9
Ответы к страницам 8-9. Наш «космический корабль» — Земля
1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»?. Нарисуй.
Земля из космоса выглядит как голубой шар. Не забывайте и про её спутник — луну.
2. Заполни пропуски в тексте:
Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт. Граница этой поверхности получила название линия горизонта.
3. Обозначь на схемах стороны горизонта.
Смотри скан ГДЗ или учебник.
4. Практическая работа «Комапас».
Выполняем по плану.
10-11
4. 4. Допишите.
Компас — это прибор для определения сторон света.
5. Разгадай кроссворд
глобус северный полюс южный полюс океаны материки
6. Определи материки по контуру.
Смотрите скан ГДЗ.
12-13
Ответы к страницам 12-13. Время
1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее.
Можно нарисовать символами: младенец — девочка — женщина изба — высотный дом — супер-дом конь — повозка — автомобиль
2. Единицы измерения времени в порядке их увеличения:
1 секунда 2 минута 3 час 4 сутки 5 неделя 6 месяц 7 год
4. Допишите.
Часы — это прибор, по которому можно узнать время.
14-15
Ответы к страницам 14-15. Сутки и неделя
1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению дня и ночи.
См. скан.
3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Сутки — это время полного оборота Земли вокруг своей оси. В сутках 24 часа.
4. Дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.
1 понедельник 2 вторник 3 среда 4 четверг 5 пятница 6 суббота 7 воскресенье
5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье…
В воскресенье мы всей семьей ездили на пикник к реке. Мы взяли с собой удочку, бадминтон и мяч. Мы выбрали место для пикника и накрыли раскладной столик. Папа поставил удочки. Мы вместе играли и веселились. На свежем воздухе очень приятно перекусить после веселых игр. Мы отлично провели это воскресенье.
16-17
Фотографии для рассказа:
Можно разместить фотографии своих занятий на неделе и фото своего питомца, за которым вы ухаживали.
18-19
Ответы к страницам 18-19. Месяц и год
2. Наблюдение за Луной. Новолуние, Рост Луны, полнолуние, старение Луны. Нарисуйте, как выглядит Луна в разные дни.
См. скан ГДЗ.
3. Картинка к сказочному объяснению изменения облика Луны.
На картинке изображена Луна в виде яблока. Сначала она полностью круглая. Но каждую ночь к Луне приползает гусеница и откусывает кусочек. Из-за этого Луна меняет свою форму.
4. Запиши определение…
Год — это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней.
5. Месяцы в правильной последовательности:
1 январь 2 февраль 3 март 4 апрель 5 май 6 июнь 7 июль 8 август 9 сентябрь 10 октябрь 11 ноябрь 12 декабрь
20-21
Ответы к страницам 20-21. Времена года
1. Рисунки-символы для четырех времен года, начиная с весны.
Символом весны можно нарисовать росточек, лета — цветок, осени — яблоко, зимы — снежинку.
3. Картинка к сказочному объяснению смены времен года.
Каждый год пролетает над Землей огромная Жар-птица. И когда пролетает она близко, наступает жаркое лето. Но стоит её вернуться на свою Тридесятую планету, Земля остывает и наступает зима.
4. Запиши определение.
Явления природы — это изменения, происходящие в природе.
5. Примеры сезонных явлений.
Весенние явления: таяние снега, ледоход на реках, пробуждение растений, капель, прилет птиц. Летние явления: цветение цветов, созревание плодов, зной, птицы выводят птенцов. Осенние явления: улет птиц, листопад, похолодание, некоторые животные впадают в спячку. Зимние явления: снегопад, мороз, вьюга, метель.
Список всех явлений природы в разные времена года >>
22-23
Ответы к страницам 22-23. Погода
Практическая работа «Термометр»
3. Запишите числами:
десять градусов тепла + 10° десять градусов мороза — 10° ноль градусов 0° шесть градусов выше ноля + 6° шесть градусов ниже ноля — 6°
5. Запишите определение.
Термометр — это прибор, который измеряет температуру.
24-25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях?
Дождь, гроза, град, радуга, снег, туман
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода — это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
26-27
Ответы к страницам 26-27. Календарь — хранитель времени, страж памяти
1. Рассмотри, как строена страничка отрывного календаря. Оформи страничку календаря «Мой день рождения».
На свободной страничке нужно написать красиво свою дату рождения: число, месяц, год, день недели.
2. Подпиши названия времен года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами…
Весна всегда ассоциируется с зеленым цветом, лето с красным, осень — с желтым или оранжевым, зима — с голубым.
4. Отгадай загадки.
Дней прибывает а сам убывает — календарь. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят — месяцы.
28-29
Ответы к страницам 28-29. Красные дни календаря
1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.
См. фото.
2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря.
Выбирайте любой праздник и распечатайте подходящую фотографию.
30-31
Ответы к страницам 30-31. Народный календарь
2. Запиши приметы народов своего края о погоде на основе наблюдений:
а) за явлениями в мире неживой природы:
Облака плывут высоко — к хорошей погоде. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Деревья покрылись инеем — к метели.
б) за растениями:
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. Из берёзы течет много сока — к дождливому лету. Если кувшинка закрывается — быть дождю.
в) за поведением животных:
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме. Ласточки летом низко летают — к дождю. Когда дома кошка свернулась клубком — к морозу.
По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>
4. Вообрази, что ты живешь на необитаемом острове. Придумай приспособление, которое поможет считать дни, недели, месяцы в году. Нарисуй схему этого приспособления.
См. фото. Это календарь Робинзона Крузо. Каждый день он делал одну насечку на пальме.
32-33
Ответы к страницам 32-33. Экологический календарь
1. Найди в учебнике и запиши определение.
Экология — это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, природой и человеком. Экология учит нас бережно относиться к окружающему миру.
2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зеленый Дом».
См. фото.
3. Впиши в таблицу даты экологических дней. Придумай рисунки-символы.
См. таблицу на скане. Дата Название 11 января Всероссийский день заповедников и национальных парков 22 марта Всемирный день воды 1 апреля Международный день птиц 22 апреля День Земли 5 июня Всемирный день окружающей среды 4 октября Международный день защиты животных
34-35
Фотографии для фоторассказа:
36-37
Конспект урока по познанию мира на тему Смена дня и ночи (1 класс)
Тема: Смена дня и ночи
Предмет: Познание мира
Основные задачи урока:
- Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
- Проводить групповые наблюдения за явлениями природы.
- Проводить практическую работу с глобусом и картой.
- Наблюдать за изменениями Земли.
- Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года.
- Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
- Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
- Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.
Ход урока
1. Разминка.
2. Повторение.
Повторение знаний о Солнце и Земле.
1 ученик — рассказ о солнце.
Дополнительные вопросы:
- Что такое природа?
- Назови признаки живой природы.
2 ученик — рассказ о земле.
- Как вести себя во время грозы?
- Назови органы чувств.
3 ученик — рассказ о том, как представляли люди землю в древности.
- Назови пословицу о здоровье, чистоте.
- Как беречь глаза?
4 ученик — рассказ о форме Земли.
- Как беречь уши.
- Назови предметы неживой природы.
3. Актуализация знаний.
Работа по книге
— Что изображено на рисунках?
— Наблюдали ли вы такие явления?
На смену тёмной ночи встало утро, Прозрачное, умытое росой, Всё выше солнце — вот и день А вечер уж за ним шагает словно тень.
— О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи?
На странице 18 прочитайте рассуждения ребят.
— С кем вы согласны?
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус.)
— Что такое глобус?
— Для чего нужен глобус?
Изготовление моделек глобусов из пластилина.
Чтение текста на стр. 18.
Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария.
Наблюдение на теллурии смены дня и ночи.
Просмотр презентации «Смена дня и ночи»
— Почему же день сменяет ночь?
Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте.
Физкультурная минутка «Делай так».
4. Актуализация знаний.
Решите задачу: что взять с собой?
У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи.
Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги.
Выслушиваются ответы детей:
1 группы: вещи для Лены. 2 группы: вещи для Миши.
— Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши?
— Почему получились разные сумки?
— Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии — лето?
— Что мы не знаем?
— Что же сегодня на уроке мы будем узнавать?
5. Тема: Смена времён года.
Работа с теллурием.
— Почему происходит смена времён года?
6. Кроссворд.
Обернулась в лёд вода Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зима.)
Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. (Весна.)
Я соткано из зноя Несу тепло с собою Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. (Лето.)
Несу я урожаи Поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю. (Осень.)
(День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.)
7. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 25, № 13.
— Как вы думаете? Везде такие сезоны?
Рассказ Маши Петровой про сезоны.
Книга, откуда взят материал.
8. Итог.
Осень.
Ответы к страницам 36-37. Осенние месяцы.
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз:
сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз:
ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун. б) с явлениями живой природы: листогной, листопад. в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
Подробнее о старинных названиях осенних месяцев >>
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ:
Осень в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор:
золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
38-39
Ответы к страницам 38-39. Осень в неживой природе.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ:
иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября.
40-41
Ответы к страницам 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья — это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.
Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.
42-43
Ответы к страницам 42-43. Звездное небо осенью.
1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.
Ответ см. рисунок.
2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.
Сказочная история:
Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.
Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.
Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.
3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:
Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда. Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.
4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).
Рассказ:
Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.
Еще рассказы о созвездиях звездного неба по ссылке >>
Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.
Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:
Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.
Сказка:
Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.
44-45
Ответы к страницам 44-45. Трава у нашего дома.
1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.
3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.
Ответ:
клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.
4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).
Мята. Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная. Подорожник. Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.
Фотографии для вклейки:
А если учитель задал подготовить доклад или презентацию, берем здесь: Презентация трава у дома >>
46-47
Ответы к страницам 46-47. Старинная женская работа.
1. Найди среди этих растений лён.
Ответ:
второй слева.
3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.
Ответ на рисунке.
Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.
48-49
Ответы к страницам 48-49. Деревья и кустарники осенью.
1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.
Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.
Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>
2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.
Ответ:
можжевельник.
Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.
Ответ:
лиственница.
3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.
Ответ:
Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.
4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад:
у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.
50-51
Ответы к страницам 50-51. Чудесные цветники осенью
3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.
Определяем по атласу определителю Плешакова >>
Ответ:
хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.
Фото для вклейки:
4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.
Георгина 1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом. 2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.
Еще презентации с рассказами о растениях цветника >>
52-53
Ответы к страницам 52-53. Грибы
2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.
Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.
4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >>.
Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка. Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.
Найти еще информацию о нужных грибах поможет статья Про грибы для детей >>
54-55
Ответы к страницам 54-55. Шестиногие и восьминогие.
1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.
См. фото.
2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.
Схема превращения насекомых.
Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.
3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.
Ответ:
Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.
4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).
Муравьи Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.
56-57
Ответы к страницам 56-57. Птичьи секреты
1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.
См. фото.
Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач. Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.
2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».
Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси. Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.
3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.
Сойка Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.
58-59
Ответы к страницам 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.
1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.
лягушка жаба ящерица змея
2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.
Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую. Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.
3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.
Ответ:
1. Белка. 2. Мышь.
4. Впиши в текст названия животных.
На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.
Любознательным: подробнее про бурого медведя >>
60-61
Ответы к страницам 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
60-61
Ответы к страницам 62-63. Осенний труд
1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.
В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму. В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.
2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.
Фото для вклейки:
Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.
Ответ:
Любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.
64-65
Ответы к страницам 64-65. Будь здоров
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.
Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.
Ответ:
Ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.
3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…
ИГРА «Высокий дуб» В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей. Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч. Играют до тех пор, пока не надоест. Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.
Еще русские старинные игры на воздухе >>
66-69
Ответы к страницам 66-69. Охрана природы осенью
3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.
См. фото.
4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.
Гриб баран, водяной орех, мандаринка.
5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.
Пример:
Морж атлантический Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.
Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>