Развивающие игры для детей — строим социальные сети

Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру – нельзя.

Йохан Хейзинга «Человек играющий»

Мы играем не потому, что мы бываем детьми. Но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.

Карл Гроос

Познание атома – детская игра по сравнению с загадками детской игры.

(авторство приписывается Альберту Эйнштейну)

Недавно Фиме исполнилось два года. На первый свой День рождения дочь не получила от родителей ничего, так как муж (человек практичный) посчитал, что «бабушки и дедушки и так надарят». В целом это было резонно. Однако на этот раз я не уступила. Мне почему-то казалось, что обязательно нужен большой магазин, много игрушек, выбрать и уехать счастливой. Поэтому мы поехали в самый большой и самый центральный детский магазин, поднялись на лифте с парковки и стали растерянно плутать среди магазинов одежды. Добравшись до игрушек, мы растерялись еще больше: в куклы дочка не играет, мультики не смотрит и персонажами из них пока не интересуется, развивающая лабуда вся на детей постарше. В отчаянии я кинулась было за одеждой, но муж взвыл и привел нас в книжный, откуда ровно через десять минут (заканчивалась парковка) мы ушли с мешком литературы. «Это лучше, чем пластиковая хрень», – отрезал муж. «Интересно, могу ли я тогда называть твой ноут хренью?» – подумала я, но промолчала. Дома пазлы, пирамидки, сортеры и деревянные конструкторы перемежаются с игрушками в стиле от-бабушки-с-любовью и куклами в колясках («она же девочка!»), а наибольшим интересом по-прежнему пользуются моя косметичка и кухонная утварь. Я никогда не могу толком придумать, что лучше подарить дочке. И не могу найти ни одного магазина или сайта с игрушками, которые бы отвечали каким-то моим внутренним (честно говоря, не до конца сформулированным) критериям и понятиям о «правильном развитии». Так во что же должны играть дети? И должны ли они играть в принципе?

Про козу и ее планы на будущее

Многие из нас никогда не задумывались о природе и истории игры и всегда считали, что игра – это просто игра. Да. Но нет.

Ученые, философы и психологи с позапрошлого века изучают этот феномен, проводят эксперименты, исследуют поведение животных и чего только не делают, чтобы доказать нам всем, что игра – это вообще не просто. В игре мы учимся взаимодействовать друг с другом, а главное – примерять на себя другие роли. Играют не только люди, но и все крупные млекопитающие – котята, щенки, детеныши шимпанзе, но при этом только человек может вообразить себя чем или кем угодно.

Именно поэтому у людей период детства длится гораздо дольше, чем у любых других животных: нужно слишком многое узнать и многому научиться. Здесь важную роль играет игра.

Упоминания об игре встречаются в самых древних документах, которыми располагает человечество – в Библии, Ведах, сочинениях Платона и Аристотеля. Этимология разнится, но контекст примерно один: у греков это именно детские развлечения, у римлян слово связано с радостью и весельем, а у евреев – с шутками и смехом; на санскрите само слово «игра» означало радость, а у древних германцев понятие игры связывалось с плавным движением (маятника, например), приносящим удовольствие.

В Древнем мире с его лозунгом «Хлеба и зрелищ» игры имели религиозно-политическое значение и были важнейшим явлением общественной жизни. Неудивительно, если учесть, что развлечений в то время было довольно мало. С утра сходил на казнь, днем перекинулся в кости, шахматы или шашки, вечером сделал ставку на Гладиаторских боях. Ну и потом ждешь, конечно, Олимпийских игр (в общем-то, мало что изменилось).

Итак, первое, что нужно знать об игре – она есть везде. Определенные действия, которые можно назвать играми, совершают рыбы, осьминоги и даже муравьи, не говоря уже о млекопитающих и птицах. Снежные козы, например, развлекаются, прыгая вдоль обрывов на огромной высоте. Несмотря на кажущуюся бессмысленность этого занятия, которое, к тому же, часто приводит к гибели, оно так и не было вытеснено чем-то более безопасным (представляете себе козью мать, хватающуюся за сердце?) в ходе эволюции. Игра оказалась для этой самой эволюции важнее. Ученые выяснили, что именно игривые особи больше приспособлены к жизни: чем чаще животные играют, тем сильнее у них развит лобный отдел коры головного мозга. Он отвечает в том числе за когнитивные функции: внимание, память, визуально-пространственное восприятие. Иными словами, у тех, кто больше играет, лучше развиты, например, способность планировать будущее и отличать важное от несущественного. С трудом представляю себе козу, планирующую переезд в другие горы, но ученым верю.

Второе, что нужно знать об игре – она является одним из самых древних видов человеческой деятельности. Именно игре отводится ключевое значение в трансляции достижений культуры подрастающим поколениям. Так что игра древнее самой культуры, как утверждал в своем фундаментальном труде «Человек играющий» (Homo Ludens, 1938) знаменитый историк и философ культуры Йохан Хейзинга. Он считает игру первичным импульсом человеческой истории, который невозможно объяснить никаким биологическим анализом. Однако пионеры исследования теории детской игры рассматривали закономерности ее развития по аналогии с игрой животных, так как были уверены в инстинктивно-биологической природе игры, ее врожденном характере. Именно в XIX веке начала складываться теория игр – штука увлекательая, но сложная. Вы можете запомнить буквально несколько фамилий специалистов по игре, чтобы блеснуть на детской площадке. Сколько можно обсуждать нянь и отпуск, в самом деле?

Карточки «Семейные псикреты»

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

«Псикреты» – это психологические секреты, т. е. те особенности поведения, те привычки, интересы и представления, о которых люди часто не задумываются и не рассказывают другим, но которые влияют на их отношения с миром и окружающими. Игра «Семейные псикреты» – повод поделиться своими «псикретами» друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям. Особенно важно это для детско-родительских отношений. В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удается в повседневной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому, играя, он учится осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

  • дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;
  • учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;
  • способствует нормообразованию;
  • создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;
  • позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;
  • развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет.

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет.

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет, в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

Дедушка Фрейд (и не только)

Существуют как минимум десять научных подходов к объяснению причинности появления игры. В теории и практике игры есть диаметрально противоположные точки зрения: от полного отрицания воспитательной роли игры до абсолютизации ее культурного значения. Истина, как водится, где-то посредине.

Первыми об игре заговорили Фридрих Шиллер и Гербер Спенсер, но касались они вопроса лишь вскользь и связывали игру исключительно с наслаждением: мол, появляется свободное время, можно и поразвлечься, но в жизни это не пригодится. Большое влияние на зарождающуюся тогда психологию оказал Уильям Штерн, который первым упомянул о том, что ребенок вынужден переходить в игровой мир воображения и фантазий из-за буквальной «тесноты» мира, в котором он живет – комнаты, квартиры, мест для прогулок. Он также обратил внимание на то, что ребенок вводит в вымышленный им мир других людей – прежде всего, взрослых, чьи роли он берет на себя в играх.

Зигмунд Фрейд (куда же без него) в своей работе «По ту сторону удовольствия» (1920) пишет про детскую игру как про средство осознания себя:

«…дети повторяют в игре все то, что в жизни производит на них большое впечатление, что они могут при этом отрегулировать силу впечатления и, так сказать, сделаться господами положения. Но с другой стороны, достаточно ясно, что вся их игра находится под влиянием желания, доминирующего в их возрасте, – стать взрослым и делать так, как это делают взрослые».

Иными словами, основной движущей силой игры, как и любой другой человеческой деятельности, является (как вы уже догадались) сексуальное влечение. Фрейд считал, что создавая игровую ситуацию, ребенок способен преодолеть многие запреты и барьеры. Таким образом он заложил основы игротерапии.

Но если все вышеперечисленные мыслители касаются вопроса игры лишь попутно, то немецкий психолог Карл Гроос считается одним из создателей теории игры. Он выделял «физическую» важность игры, считал, что игра служит подготовкой организма к жизненным испытаниям, а главный ее инструмент – упражнения. Теорию свою Карл строил на наблюдении за поведением детенышей животных, а потому игра у него получила биологически важную функцию – приобретение навыков, необходимых для дальнейшей «взрослой» жизни. Однако он ничего не говорил про психологические аспекты игры, про ее роль в педагогике. Собственно все, кто занимался теорией игры дальше, либо соглашались с Гроосом, либо спорили с ним, либо его дополняли. Например, голландский биолог и психолог Фредерик Бойтендайк был как раз из тех, кто спорил. Во-первых, он считал, что если животное никогда не играло, это вовсе не означает, что у него будут менее развиты инстинкты. По крайней мере никаких доказательств такому утверждению он не находил. Он также отделил упражнения от игры, утверждая примерно следующее: ребенок может учиться ходить – и это не игра, но он может играть в ходьбу. На аналогиях с животными это звучит проще: лисенок может выйти с родителями на охоту, чтобы учиться – это имитация, обучение, и ведет она к убийству жертвы, так что это не игра. Тот же лисенок может играть в охоту со своими братьями и сестрами, и это действие будет совершенно безобидным. Швейцарский философ и психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже, преподававший в молодости в парижской школе для мальчиков, где директором был изобретатель теста IQ Бине, рассуждал об игре в контексте интеллектуального развития. Он считал, что в игре ребенок осваивает и подчиняет реальность. У Пиаже, кстати, есть любопытная штука про эгоцентризм детей в возрасте от двух до семи лет.

Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трех гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребенок, с той же стороны. Обычно ребенок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребенка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали свое фото. Даже если ребенка и куклу меняли местами — все повторялось: ребенок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы». Пиаже подчеркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребенка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров.

И происходит это примерно после семи лет. Поэтому не надейтесь, что тоддлер сумеет увидеть ваше желание попить кофе c вашей стороны чашки.

Отечественные умы вопрос игры, конечно, тоже занимал. В советской психологии следует упомянуть прежде всего Ушинского (подчеркивал значение игры для духовного развития личности), Сикорского (напротив, считал, что игра важна именно для развития умственного) и Басова (не соглашался ни с тем, ни с другим). Михаил Яковлевич Басов – один из основателей отечественной психологии, поэтому я не могу ограничиться упоминанием его мнения в скобках. Он смотрел на игру не только натуралистически, изнутри самой личности, как многие его предшественники, но анализировал ее как общий тип поведения. Игру, утверждал он, стимулирует свобода взаимоотношений со средой – то есть отсутствие у ребенка каких-либо обязательств. Именно свобода приводит к особому виду поведения – игре.

Фамилия нашего следующего героя вам, скорее всего, знакома: Лев Семенович Выготский, основатель «культурно-исторической теории» в психологии. Он ввел понятие сюжетно-ролевой игры, объясняя ее появление тем, что ребенок уже хочет войти в мир взрослых, но еще не может быть его активным участником. Игра для него является именно способом участия во взрослой жизни. При этом он отмечал, что хотя создаваемые ребенком ситуации и являются мнимыми, чувства, которые он при этом испытывает – самые что ни на есть настоящие. Не важно, что в руках у девочки – дорогущий пьюще-писающе-какающий бейби борн или сшитая мамой тряпичная вальдорфская кукла – она будет пеленать ее, укачивать и считать своим малышом.

Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн, как водится, со Львом Семеновичем не соглашался и сделал попытку создать свою теорию игры. «Игра – это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности

» («Основы общей психологии», 1940). Он считал игру не просто действием, развеивающим скуку или тренирующим навыки, но вполне осмысленным, во время которого ребенок совершенно осознанно стремится получить желаемые эмоции и чувства. Выводы Сергея Леонидовича развил психолог, философ и педагог Алексей Николаевич Леонтьев, который объяснял игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Он считал, что ребенок получает удовольствие от самого процесса: «
Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия
».

Создатель оригинального направления в детской и педагогической психологии, наш теоретик-классик психологии игры Даниил Борисович Эльконин (вы наверняка слышали про метод обучения по системе Эльконина-Давыдова) определил игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Он изучал именно ролевую игру, которая непосредственно готовит ребенка ко взрослой жизни. И не просто готовит, а влияет на его желание стать взрослым.

Развивающие игры для детей — строим социальные сети

С точки зрения некоторых специалистов фраза «развивающие игры для детей» звучит как «масло масляное». Люди, работающие с детьми, знают, что ребенок развивается во время любой игры — он вообще, в отличие от взрослых, не делает ничего бессмысленного, предназначенного просто для развлечения, как бы его действия ни выглядели со стороны. Тем не менее, некоторые игры действительно развивают интеллект ребенка особенно интенсивно; их не следует навязывать ребенку, но если вы просто предложите ему поиграть вместе, он вряд ли откажется.
Полоса препятствий

Это может стать первой развивающей игрой для ребенка, который только что начал ползать. Раскладывайте на его пути различные препятствия — подушки, телефонные книги, большие мягкие игрушки, и так далее. Преодолевая такие их, ребенок развивает когнитивные функции и крупную моторику. Тщательно выбирайте безопасные препятствия, и следите за тем, чтобы на пути ребенка не было хрупких и ценных вещей, а также спящих кошек и собак.

Классические игры

Многие классические игры, которые с детства знакомы и нам, и нашим родителям, а также бабушкам с дедушками, по оценкам специалистов, отлично развивают интеллект ребенка. Например, обычные прятки и игры, в которых один человек прячет какой-либо предмет, а другой — ищет, развивают наблюдательность, внимание, и многие другие важные качества. Жмурки — еще одна отличная игра, которая учит ребенка ориентироваться в пространстве, не полагаясь на зрение. Вариантом жмурок является игра в угадывание предметов с завязанными глазами: ребенку завязывают глаза, перед ним кладут несколько предметов, и предлагают назвать их, полагаясь только на тактильные ощущения.

Замечательная игра для развития памятиРазвитие памяти — играем в волшебника и концентрации внимания: один человек расставляет на столе несколько предметов, подводит к нему ребенка, и дает ему смотреть на них в течение 20-30 секунд (этот срок можно менять с учетом способностей ребенка). Затем ребенок отворачивается, на стол ставят еще один предмет, и ребенок должен определить, чего именно не было на столе раньше. Количество предметов можно увеличивать, повышая уровень сложности игры. Как вариант, можно предлагать ребенку по памяти называть предметы после того, как он смотрел на них в течение тридцати секунд.

Выявление сходств и различий, развитие памяти

Категоризация — очень важное свойство человеческого интеллекта. Поэтому среди развивающих игр много тех, которые призваны научить детей разделять объекты на основании определенных признаков. Детям до трех лет можно предложить разделить кубики по цветам: синие — к синим, зеленые — к зеленым, и так далее. Маленькие дети также могут классифицировать предметы на основании их формы или размера. Детям старше 3-4 лет можно предложить такую игру для развития памяти: на стол выкладываются игральные карты «рубашкой» вверх. Ребенок переворачивает по очереди две карты. Если у них одинаковая масть, они забирает их, и уступает место другому игроку. Если нет, он должен запомнить, где лежат карты определенных мастей, чтобы в следующий раз перевернуть карты одной и той же масти. Выигрывает тот, у кого наберется больше карт — а значит, тот, у кого память развита лучше.

В подобные игры можно играть в любом месте. Когда вы идете в магазин, предложите ребенку искать там продукты определенного цвета — например, фиолетового (сливы, баклажаны), а можно искать объекты определенной формы у вас дома — круглые, треугольные, пятиугольные. Это прекрасно развивает наблюдательность и концентрацию внимания.

Игра в животных

Эта игра развивает воображение, память и многие другие функции мозга. Правила просты: родители называют какое-то животное, и ребенок должен имитировать его поведение. Затем родители говорят: «Наступила ночь!», и «животное» засыпает. Оно просыпается, когда называют следующее животное. У этой игры может быть множество вариаций, но суть одна — дети учатся выделять основные характеристики животных и имитировать их.

Измерения

Используя самые разные предметы и понятия, учите своего ребенка измерению. Начать можно с сантиметровой ленты, но затем игру нужно расширять. Например, предлагайте ребенку подсчитать, сколько минут и секунд в сутках (разумеется, вам придется ему помочь), сколько минут и секунд длится ваша прогулка, сколько месяцев, недель и часов прошло с момента рождения ребенка, и так далее. Осенью, когда вы с ребенком лежите в саду на траве, предложите ему измерить его и ваш рост яблоками (выкладывайте яблоки столбиком рядом с лежащим человеком). Определите, сколько деревянных кубиков в ширину ваш диван, и сколько кубиков в высоту — холодильник. Используйте разные объекты и все новые меры длины и объема — это не только помогает развивать математические способности, но и позволяет ребенку выйти за пределы привычных систем измерения, посмотреть на обычные вещи под необычным углом.

Знакомство с запахами

Когда вы с ребенком находитесь на кухне, давайте ему понюхать разные приправы — корицу, мятуМята и ее полезные свойства: ароматная свежесть, ваниль, тмин, гвоздикуГвоздика: изысканная ароматерапия, мускат, и так далее. Говорите ему названия всех этих приправ. После этого попросите его закрыть глаза, и определить название приправ только по запаху. Эта игра будет особенно полезна, если у вас в кухне большая коллекция приправ. В игру можно включить запахи пищи, косметики, и даже целебных трав, различить которые бывает довольно трудно.

Метки статьи:

  • игры для детей
  • Как приучить ребенка к горшку — не такое простое дело
  • Как выбрать няню — Фрекен Бок или Мери Попинс?

Статьи по теме Подвижные игры для детей: движение — это жизнь

Игротерапия — путь к успешному развитию ребенка

Игрушки для младенцев — что нужно вашему карапузу?

Полезные игры для детей — стойкие оловянные солдатики

Сорри, Монтессори

Современные психологи и педагоги во многом солидарны с предшественниками и рассматривают игру как подготовку ребенка к тому, что ждет его в будущем. Более того, эту позицию, судя по современным тенденциям, разделяют многие из нас – адекватных и прогрессивных, как мы сами себя называем, родителей. А ну-ка, кто из вас водит или хочет водить ребенка не в обычный, а в монтессори-детский-сад? Спасибо, опустите руки. А ведь одна из отличительных особенностей Монтессори-педагогики именно в том, что дети проводят много времени, осваивая так называемые упражнение практической жизни. В таких дошкольных учреждениях даже игрушек нет – в обычном понимании этого слова. Ваш ребенок не будет катать машинки или пеленать кукол, а будет пересыпать, переливать, носить, открывать и закрывать, расстегивать и застегивать, мыть, чистить, резать… В общем, делать примерно то, что вы делаете каждый день на протяжении всего декрета.

Ну а те из нас, кто не за Монтессори, те, конечно, за Вальдорфскую педагогику. Там-то дети играют – скажете вы. Да. Но нет. И тут они часть дня наблюдают за тем, как педагоги занимаются хозяйственными работами или рукоделием (и могут присоединяться по желанию), много танцуют, поют и гуляют, а если и играют, то в особенные игрушки – условные, обезличенные, чтобы не гасить, а стимулировать фантазии и воображение. Добавим сюда обзоры про псевдоразвивающие игрушки и бесчисленные статьи о том, что игрушки (особенно если это, например, животные или что-то еще реальное) не должны быть ярких, ненатуральных цветов, иначе это сбивает с толку детей и дает им неправильную картину мира. И вот результат: прямо сейчас мы с вами наблюдаем интересный тренд отказа от игрушек и вообще игр в традиционном понимании и переориентации детей больше на игру-практику, которая готовит их ко взрослой жизни.

Современные ученые идут еще дальше. Согласно последним исследованиям, детям игрушки вообще НЕ НУЖНЫ. Еще раз повторю. На всякий случай, чтобы вы не думали, что это опечатка. Все капслоком. ДЕТЯМ ВООБЩЕ НЕ НУЖНЫ ИГРУШКИ. Дальше – пруфы.

Мам, купи головешку!

Антрополог Дэвид Лэнси (David Lancy) в своей книге «Растя детей» (Raising Children, 2017) описывает игры, характерные для сохранивших свой древний уклад племен Азии и Африки. В одном из племен, живущем в джунглях Таиланда, он видел отца, который спокойно наблюдал за ползающим с ножом в руке сыном (ползал он потому, что ходить еще просто не умел), и четырехлетнюю девочку, самостоятельно нарезающую себе зелень с помощью мачете. Я не знаю, сможет ли кто-то из нас с вами мачете хотя бы поднять, а четырехлетка спокойно готовила родителям ужин. В одном из восточно-африканских племен тоддлер вполне может начать облизывать нож – и никто не кинется его отнимать. По крайней мере, пока кому-то из родителей не приспичит отрезать себе кусок мяса или припугнуть соседа. Дети жителей тихоокеанского острова Ванатинаи также свободно играют с ножами и головешками, которые они вынимают из костров. Лэнси рассказывает:

«Да, инциденты случаются, но это вовсе не означает, что эти родители не заботятся о детях или равнодушны к ним».

Просто в таких сообществах все основано на принципе равноправия, и с самого раннего возраста к детям относятся как к полноценным членам общества, поэтому делиться с ними едой и любыми другими ресурсами – абсолютная норма. По мнению этих родителей, ребенок гораздо лучше учится на своем опыте, пусть даже иногда это и связано с риском получить травму. Игры с «опасными» предметами развивают изобретательность, решительность и творческие способности, а раны и ожоги – это лишь возможность для получения нового опыта и знаний, а не повод биться в истерике или бежать к врачу.

Игры в подобных сообществах в основном ориентированы на повторение за взрослыми или обучение деятельности, которой детям придется заниматься в будущем. Если ты парень и тебе повезло родиться в племени инуитов (эскимосы Северной Америки), то в подарок от папы ты получишь не машинку и уж тем более не велосипед, а миниатюрный гарпун и кусок тюленьей кожи: иди, учись охотиться, в жизни пригодится. А если ты, скажем, девочка из индейского племени Конамбо, то с малолетства будешь лепить из глины, чтобы потом заняться гончарным мастерством (это племя славится своей традиционной керамикой). Девочки из африканского племени Ака в первые годы жизни начинают собирать еду вместе с матерями, а мальчишки с малолетства карабкаются на деревья за медом диких пчел. Про неудачу, постигшую Винни-Пуха, они слыхом не слыхивали.

Не в ходу там и агрессивные или соревновательные игры – считается, что соревнование, наоборот, расхолаживает и лишает мужества. Дети придумывают игры, в которых нет победителя, а важен сам процесс. Например, привязывают небольшой груз к перышку, подбрасывают его вверх и затем щелкают по нему, пока он плавно опускается на землю. Нет, не кто сколько щелкнет, а просто щелкают. И все. В их играх также нет места фантазии и вымыслу. Даже если дети из племени кочевых африканских пигмеев Ака будут притворяться животными, то это будут, например, антилопы, а не кентавры или единороги. Их цель – не просто развлечься, но приобрести практические навыки: попробовать встать на место антилопы и определить, куда она побежит.

«В племенах охотников и собирателей почти нет разницы между игрой и работой, потому что во время игры дети репетируют взрослые роли

» – объясняет антрополог Адам Бойетт (Adam Boyette). В общем, они недалеко ушли от Платона, который говорил, что «
человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».


Почему енот не научит делиться

Ученые пришли к выводу, что природа игры современных детей гораздо ближе к тому, что мы можем наблюдать в сохранивших древний уклад племенах, нежели к тому, что диктует общество потребления. Детям гораздо больше нравится помогать взрослым или просто повторять за ними, чем играть в свинку Пеппу или притворяться Гарри Поттером. По мнению психолога Анджелин Лиллард (Angeline Lillard), среди современных родителей не слишком распространена привычка давать детям повозиться с кухонной утварью или привлекать их к выполнению домашних обязанностей. Они, скорее, попросят ребенка не лезть и заняться своими делами, если он захочет помочь подмести пол или помыть посуду. При этом родители не понимают, почему через пару-тройку лет дети часто отказываются выполнить элементарные просьбы вроде «убери за собой чашку» или «собери свои игрушки». Психолог объясняет:

«Детям нравится повторять за взрослыми, так как они хотят стать важной частью реального мира. Современное общество сильно преувеличивает важность вымысла и фантазии для детей».

Более чем за сорок лет исследований ученые так и не смогли доказать широко распространенную точку зрения о том, что игра в воображаемые игры развивает специальные социальные навыки или дает детям другие преимущества – к такому заключению пришли Лиллард и ее коллеги (Psychological Bulletin, 2013).

В исследовании, которое они провели, приняли участие сто американских детей в возрасте от трех до шести лет. Каждому ребенку показали девять пар фотографий. На одном фото ребенок выполнял какое-то реальное действие: резал ножом овощи, разговаривал по телефону или кормил малыша из бутылочки. На втором просто притворялся, что делает то же самое. Когда детей спрашивали, что они предпочтут, дошкольники выбирали реальное действие почти в двух третях случаев. Исследование показало, что среди детей намного больше ярых приверженцев упражнений практической жизни (к радости Марии Монтессори), нежели фанатов делать что-то понарошку. Любовь к реальным занятиям чаще всего объяснялась вполне прикладными причинами, например, желанием научиться кормить малыша, чтобы помочь маме с братиком или сестричкой. Дети также выбирали фото с реальными занятиями потому, что просто не пробовали делать этого раньше. А очень хотели. «Я ни разу не говорил по настоящему телефону», – признался один из ребят.

В ходе еще одного исследования мальчикам и девочкам такого же возраста предложили выбрать между реальными предметами (такими как микроскоп, например) и их игрушечными версиями. На протяжении десятиминутной игры дети проводили с реальными предметами вдвое больше времени. Интересно, что предпочтение менялось с возрастом. Если трехлетки играли с теми и с другими предметами примерно одинаковое количество времени, то дети постарше неуклонно предпочитали только настоящие и почти не интересовались игрушечными.

Еще пара любопытных исследований также доказывают, что реальный мир имеет гораздо больше влияния на детей, нежели вымышленный. Детей от четырех до шести лет поделили на три группы, в каждой из которых было по тридцать два ребенка. Двум группам читали истории про то, что нужно делиться. В первой главным героем был енот, во второй – человек, но и тому и другому по сюжету становилось гораздо лучше, если он отдавал то, что очень нужно было ему самому. Третья группа детей вообще слушала историю про семечки, в которой никто ни с кем ничем не делился. После этого детям раздали наклейки и предложили поделиться ими друг с другом. Именно в группе, которая слушала историю с участием реального персонажа, а не говорящего енотика, больше всего детей продемонстрировали желание отдать часть наклеек.

А вот еще более яркий пример. Девяноста детям в возрасте от четырех до шести лет читали одну из трех версий истории с картинками про ребенка, который заблудился по пути к школьному автобусу. Первая (назовем ее реалистичная) версия происходила в обычном современном городе. Действие второй (футуристической) разворачивалось на Луне в далеком будущем. Третья история (фантастическая) происходила в Средние века при участии магических персонажей. В конце каждой истории главный герой наконец добирался до школьного автобуса. И детям (независимо от того, какую историю им читали) предлагали выбрать, до какого именно: обычного школьного, футуристического с ракетами по бокам, либо до волшебной кареты с крыльями дракона соответственно. Удивительно, но 40 процентов детей помещали стандартный школьный автобус в конец футуристической истории, и то же самое делали примерно 70 процентов детей, слушавших фантастическую сказку.

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию.

Дидактические игры

по социально-коммуникативному развитию.

«Слушай хлопки»

Развитие внимания, произвольности поведения.

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»

кол-во играющих:

3-6.

Развитие воображения, умения перевоплощаться.

Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий- ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

«Что слышно»

кол-во играющих:

один или несколько.

Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.

“Четыре стихии”

кол-во играющих:

группа детей.

Развитие внимания.

Дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарии: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать:«Воздух!» – а показать движение «земли».

“Горячий мяч”

кол-во играющих: группа детей до 10человек.

Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.

“Фигуры”

кол-во играющих:один.

Необходимые приспособления:

Счетные палочки.

Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.

Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.

Комментарии:счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.

Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.

“Полет бабочки”

Развитие внимания, выразительности движений.

Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.

Комментарии:необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.

Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

“Зеркало”

Развитие внимания, скорости реакции, моторики.

Дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарии: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

“Мой необыкновен-ный фотоаппарат”

Развитие внимания, активного словаря.

Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.

Комментарии: для детей 5 лет временной прмежуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.

“Кто кем будет”,

кол-во играющих: два или более.

Развитие внимания, воображения, мышления, речи.

Дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы. Обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет…(пока – ученик, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т.д.?».

Комментарии: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т.д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т.д.

Детям так же можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т.д.).

“Кем был”

кол-во играющих: два или более.

Развитие мышления, речи, воображения.

Дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был…(яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д.)?».

Комментарии: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.

“Танец шляпы”,

кол-во играющих: 4-8 человек.

Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.

Развитие внимания, моторной координации.

Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарии:в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», т.к. дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.

“Угадай и найди”,

кол-во играющих: один человек.

Необходимые приспособления:игрушки.

Развитие внимания, восприятия, памяти.

Взрослый рассказывает о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.

Комментарии:игра может происходить по схеме «ребенок – ребенок», т.е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать. Что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т.д.

“Золушка”,

кол-во играющих: один или более.

Необходимые приспособления: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.

Развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточеннос-ти, усидчивости, навыков счета.

Ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза.

Комментарии: перед началом игры необходимо расмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия.

“На ощупь”,

кол-во играющих:

5-10 человек.

Необходимые приспособления:

Мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности

В мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребенок, ощупывая мешок должен сказать, что в нем находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовет больше всех предметов.

Комментарии: детям младшего возраста предварительно показывают предметы, которые складывают в мешок.

Лучше приготовить несколько наборов предметов, что бы дети не могли их запомнить.

Во время обследования мешка ребенок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа.

Детям 4-х лет время обследования можно увеличить.

“Сложи сказку”

(И.Климина),

кол-во играющих: 6-7 человек.

Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.

Развитие воображения, мышления.

  1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
  2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

“И я”(народная игра),

кол-во играющих: один или более.

Развитие сообразительнос-ти, выдержки, чувства юмора.

Взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончанию игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.

Взрослый начинает:

  • Гуляла я как-то по лесу…

Дети:

  • И я!
  • И вдруг из-за дерева выскочил волк!

(Тишина).

  • Он лязгнул зубами…

(Тишина).

  • Я испугалась…
  • И я!
  • Но в этот момент из-за кустов выехала машина…

(Тишина).

  • Волк убежал…

(Тишина).

  • А я сила в машину…
  • И я!
  • Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…
  • И я!

Комментарии:со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.

Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.

  • Я принесла новую игрушку.
  • И я!
  • Вадик попросил поиграть.
  • И я!
  • Я не дала ему игрушку.
  • ?..

«Зоопарк»,

кол-во играющих:4-20 человек.

Развитие творческих способностей, воображения, выразительности движений.

Дети становятся в круг, и каждый по очереди показывает движения, которые совершают задуманные животные. Остальные играющие должны угадать, что это за животное.

Можно разбить играющих на группы по 3-4 человека. Ведущий тихонько говорит им, какое животное нужно изобразить. Все стараются, как могут, каждый – в меру своих представлений о привычках этого зверя. Задача остальных – угадать, что это за животное.

Комментарии:этой игре должна предшествовать определенная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций и т.д. Тогда детям легче будет передать повадки того или иного животного.

“Разговор с руками”,

кол-во играющих: взрослый + ребенок.

Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги.

Отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия.

В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок – 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».

Комментарий:игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой.

Подвижные игры

«Крокодил в болоте»,

Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона – «кочки» на болоте.

Развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться.

По ковру раскладывают «кочки». Дети – «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачливых «охотников», которые сильно шумят («крокодил» называет имя, и «охотник» должен подойти к нему).

Комментарий:число «крокодилов» может увеличиваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ограничения. Например, можно договориться, что когда наступает ночь, прыгать можно только по квадратным «кочкам», а когда день – по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом, а может использовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также будет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

«Змейка»,

кол-во играющих: 10 и более.

Развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий:взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

«Кенгуру»,

кол-во играющих: любое.

Необходимые приспособления:мячи.

Развитие координации движений.

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 метров. Если мяч выпадает, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий:эта игра – эстафета проходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но, несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для дошкольников, требует тренировки.

«Бабочки и

слоны»

Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности движений.

Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

«Раздувайся

пузырь»

кол-во играющих: группа.

Развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

«Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит хвост»), то на место головы дракона встает другой ребенок.

Примечание: когда игра проводится впервые, головой дракона может быть взрослый.

«Поймай рыбку»

Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети – «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» – дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводится под музыку.

“Пчелкины шалости”

«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчела» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.

“Передай мячик”

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

Замечание:усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

“Медвежонок”

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок»сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

«Лови-лови!»

кол-во играющих: любое

Необходимые приспособления:

Палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Снятие эмоционального напряжения.

Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий – в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих – поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий:игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

Коммуникативные игры

«Обзывалки»

кол-во играющих: не менее двух,

необходимые приспособления:мячик.

Развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Детям предлагается передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Алешка – картошка», «А ты, Иришка – редиска», «А ты Вовка – морковка» и т.д. обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», — и т.д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

«Динозаврики»

кол-во играющих: 6-7.

Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Дети, представляя себя “динозавриками”, делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям, обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что им захочется.

«Охота на тигров»

кол-во играющих:

не менее 4-х,

необходимые приспособления:

маленькая игрушка (тигр).

Развитие коммуникативных навыков.

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти.пока водящий считает дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

«Давай поговорим»

кол-во играющих: два или больше.

Развитие коммуникативных навыков.

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать…(волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых детей, так как в игровой форме учит ребенка не боятся общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

«Ладонь в ладонь»

кол-во играющих:

двое или более;

необходимые приспособления:

стол, стулья и т. д.

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

«Радость и грусть»

кол-во играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий:основная задача взрослого – помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой – грустным.

«Газета»

кол-во играющих: четверо или кратное четырем.

Необходимые приспособления:

газета.

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий:эта игра помогает детям преодолеть робость перед тактильным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а так же детей перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны встать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

«Найди отличие»

кол-во играющих: взрослый + ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаш (и).

Развитие коммуникативных навыков.

Ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения – они меняются ролями.

Комментарий:если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки складываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т.д.

«Пес Барбос»

кол-во играющих:

6-8.

Необходимые приспособления:платок.

Развитие произвольности, самоконтроля.

Выбирается ребенок, который будет “собакой”. Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака»просыпается и с лаем ловит побеспокоивших детей. Пойманный становится «собакой».

Комментарий:игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь.Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточится на занятиях.

«Растущие цветы»

кол-во играющих: группа.

Необходимые приспособления:

Музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка.

Укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству. Развитие наблюдательности.

Один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись, за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображают его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий:когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. у ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему не нравится или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

«Дотронься…»

кол-во играющих: 6-8 человек;

необходимые приспособления:

игрушки.

Развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до…(глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». кто не нашел необходимого предмета – водит. Комментарий:игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

35

Про зеленую палочку и белую проволочку

Пока я читала и писала все эти замечательные доказательства того, что дети больше любят мыть посуду, чем стоя в перевернутом табурете воображать себя мчащимися в Хогвартс Гарри Поттерами (это почему-то единственный персонаж, который приходит мне в голову, когда мне нужно вообразить, кого воображают дети), я вспоминала своего младшего брата. И вот если у Толстого была его «зеленая палочка» (ну, вы помните, а если не помните, то вот), то у моего брата была «белая проволочка». Обычная такая, сантиметров тридцать длиной, немного погнутая белая проволочка. Помню, ему лет пять, он в оранжевом коротком халате (моем, само собой) и без трусов мечется от безделья из комнаты в комнату и вдруг видит свою проволочку. Подходит, очень аккуратно берет двумя руками за ее концы, поднимает ко лбу, обвязывает вокруг головы и… превращается в Рембо. Клянусь, даже я в тот момент вместо пятилетнего мальчика без трусов начинала видеть Сильвестра Сталлоне в его лучшие годы. И ведь так могут только дети! Ну и Сильвестр Сталлоне, конечно. Поэтому в утверждение, что роль фантазии в детских играх является переоцененной, мне, честно говоря, не слишком верится. И я раскопала еще и такую инфу.

Этнографы и путешественники, описывающие быт и нравы народов, стоящих ближе к первобытному уровню развития, действительно указывают, что дети в таких сообществах почти не играют. Шотландский миссионер и исследователь Африки Давид Ливингстон еще в 1857 году в своей книге «Путешествия и исследования миссионера в Южной Африке», описывая быт одного из племен, упоминал: «Я никогда не видел, чтобы их дети играли

». Однако связано это, прежде всего, с тем, что в первобытном обществе в принципе не существовало такого большого разрыва между взрослыми и детьми, который мы наблюдаем сегодня. Их матери никогда не брали декретный отпуск, а отцы были заняты добычей мамонтов, поэтому времени на игры и детей просто не оставалось. С отцами, кстати, ситуация не сильно изменилась. В связи с этим дети рано включались в занятия взрослых и становились действительно самостоятельными. Сюжетно-ролевые игры, по мнению некоторых исследователей, начинают развиваться во время патриархата, когда женщины стали много времени проводить дома и, следовательно, уделять его детям. Или как минимум передавать детей гувернерам и нянечкам, которым нужно было что-то делать с ними в течение всего дня.

Cюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью для детей от трех до семи лет. Они учатся отличать реальность и фантазию, планировать в уме, предвидеть свои действия и действия окружающих, координировать их. В такой игре ребенок не просто воспроизводит какие-то жизненные ситуации, но берет на себя роль, вживается в нее и учится прогнозировать и экспериментировать. Поэтому именно воображаемые игры оказывают большое влияние на социальное и эмоциональное взросление детей – утверждают в своем докладе (Development Science, 2018) психологи Талия Голдстайн (Thalia Goldstein) и Мэттью Лернер (Matthew Lerner). Они пришли к такому выводу, проведя тест на эмпатию среди четырех- и пятилеток. После игровых сессий, в которых принимали участие дети, кто-то из взрослых делал вид, что случайно ушиб колено или поранил палец. Те, кто играл в воображаемые игры (был супергероем, животным или поваром, например) были менее восприимчивы к чужой боли, нежели дети, играющие с кубиками или читающие книжки. По предположению ученых, игра в воображаемые игры позволила детям лучше контролировать сильное переживание при виде взрослого, испытывающего боль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]