Урок биологии по ФГОС в 5 классе на тему: «Царства живой природы» «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного, — презентация


Многообразие живых организмов: грибы

Не все взрослые знают, что грибы — это не растения, а отдельное царство живых организмов, которые включают в себя около 100 000 видов. Дело в том, что грибы невозможно отнести ни к растениям, ни к животным. Они проявляют черты обеих групп.

Несколько признаков грибов, которые характерны для растений:

  • Неподвижность. То есть растения не могут перемещаться
  • Постоянный рост
  • Насыщение клеток полезными веществами путем всасывания
  • Все клетки заключены в оболочку

Многообразие живых организмов, грибы, характеристика:

  • Отсутствие способности к фотосинтезу
  • Наличие хитина в клетках
  • Для питания используются вещество, которое называется гликогеном
  • Грибы могут питаться различными способами, ведь среди них есть сапрофиты, паразиты, симбионты.
  • Размножаются в основном спорами, почками и делением грибница. Дыхание грибов осуществляется при помощи кислорода, который поглощается грибницей.

Грибы
Грибы

Разработка урока по биологии на тему: «Разнообразие живой природы»; 5 класс

Автор: Пупышева Виктория Викторовна, учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ №15»

г. Краснотурьинск

2015 г.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе

на тему: «Разнообразие живой природы»

Цель урока:

формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.

Компоненты содержания урока:

знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.

Способы усвоения содержания урока:

восприятие, осознание, запоминание; переживание.

Методы обучения:

информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Формы реализации методов обучения:

демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.

Организационная форма урока:
вводный урок
— семинар.

Задачи урока:

  • предметные

    – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.

  • личностно-ориентированные

    — научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;

  • развивающие

    — развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Приложения:

  1. Презентация «Разнообразие живой природы».
  2. Задания для капитанов.
  3. Задания для команд.

Пояснения к занятию.

Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранее

разделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (
Приложение №3
). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (
Приложение №2
).

Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1

)

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Изучение нового материала (20-25 мин.)
  4. Закрепление (6 мин.)
  5. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

  1. Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?

(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)

  1. Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)

(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)

Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)

  1. Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.

Как называется самый высший таксон?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.

Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)

Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).

Название Царства Общая характеристика Примеры
Бактерии
Растения
Грибы
Животные

Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану:

количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека
) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.

(Учащиеся выступают по плану:

Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии)
(Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы (Слайд №7, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану:

количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)
(Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.

(Учащиеся выступают по плану

: Одноклеточные грибы — Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты)
(Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).

(Капитан выступает по плану:

количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)
(Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.

(Учащиеся выступают по плану:

Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения
:
)
(Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).

(Капитан выступает по плану:

количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)

Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.

(Учащиеся выступают по плану:

Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие)
(Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).

  1. Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.

(Учащиеся проверяют друг друга — взаимопроверка)

Учитель: давайте сделаем вывод –

мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.

  1. Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?

(Учащиеся отвечают)

Спасибо за урок!

Урок по теме «Классификация живых организмов»

Урок на тему: Классификация организмов.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные:

  • Формировать понятие систематика, царства, вид.
  • Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
  • Дать представления о разнообразии живых организмов.

Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать живых организмов
  • познавательные процессы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД

: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

В. Процессы жизнедеятельности в клетке.

В. Раздражимость.

Найти ошибки в тексте: Делению клетки предшествует деление…… Перед началом деления клетки ядро ….. в размерах и в нем становятся хорошо заметны …….. Эти структуры клетки передают наследственные признаки от клетки к клетке. Из одной клетки образуется … В ядре каждой и з двух новых клеток хромосом становится столько же, сколько их было в …..

  1. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

 Скажите, чем отличается живая природа от неживой?

 Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

 Назовите представителей живой и неживой природы

Дикой ягоды вкус. Соловьиные, звонкие трели, Запах спелых садов, Родника ледяной перелив. Снега первого хруст, Первоцветы в начале апреля, Желтых листьев покров И дождя незнакомый мотив.

Когда мы гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных, разнообразие которых велико. Но наверное мало кто из нас задумывался, что все живые организмы, которые нас окружают имеют названия, посмотрите пожалуйста на гербарии, которые лежат у вас на столах, это не просто растения, не просто травы, а это организмы, которые имеют свое название.

Цель сегодняшнего урока узнать на какие группы делят ученые всех живых организмов, как ученые классифицируют живых организмов. Тема урока: Классификация организмов.

  1. Изучение нового материала

Ученые древности уже начали интересоваться проблемой распределения живых организмов по группам, первоначально существовала классификация по принципу пользы или вреда, например ядовитые растения и лекарственные растения, домашние животные и дикие животные, огромный вклад в развитие науки, которая занимается классификацией живых организмов внес шведский ученый Карл Линней. (слайд 2)

Этот ученый является основоположником систематики – науки о классификации живых организмов. Этот ученый сделал очень многое для науки: во – первых каждый живой организм стал иметь двойное название, например человек разумный, во – вторых, Линней предложил ввести единый язык классификации – латинский; в – третьих, он описал более 5000 видов растений и 2000 видов животных.

В настоящее время ученым известно около 2 млн. видов живых организмов.

Одни виды чем – то сходны между собой, а другие совершенно различны. Например ворон и сорока – разные виды, но между собой они схожи. (Слайд 3, 4)

Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в ещё более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствами В настоящее время можно встретить разную классификацию царств живой природы. Мы рассмотрим 4 царства живой природы: бактерии, грибы, растения и животные. (слайд 5)

— Работа с текстом параграфа. Выписать в 4 столбика признаки царств живой природы.

Самая маленькая единица классификации – это вид.

Вид – это группа организмов схожих по строению и занимающих общую среду обитания.

Докажите, что изображенные на слайде организмы относятся к одному виду.

  1. Закрепление знаний

Придумать по три ключивых вопроса и задать своему товарищу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: