Мастер-класс для педагогов школы. Тема: Исследовательская деятельность
Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
При входе все выбирают себе ленточку, парты стоят – 5 групп по 5 человек на парте бейджики с цветом. На парте головные уборы, материал для работы, ручки Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас сегодня на этом мероприятии. Меня зовут Надежда Петровна, я работаю учителем истории и обществознания Кулигинской школы Кезского района. Тема моего мастер- класса «Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности».
Своё выступление я хочу начать китайской пословицей.
«Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает — «присваивает» знания и опыт. Какие люди нужны нашему обществу? Правильно – умные, трудолюбивые, творческие. Проблема развития детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Я думаю многие из вас согласятся со мной в том, что школьников нужно активно включать в проектную и исследовательскую деятельность, потому что она способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а также на доступном уровне показывает, где можно применить предметные знания на практике! — Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектную и исследовательскую деятельности в своей работе! — Спасибо! — А на уроке? — Мне приятно, что в зале есть единомышленники!!!!!
Цель такой деятельности — формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя. Метод исследования и проектирования: — позволяет развивать у учащихся интерес к предмету, — склонности к выполнению сложных заданий, — способности мыслить творчески, — а также воспитать в них уверенность в своих силах, — формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; — ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; — самостоятельно планировать пути достижения целей. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). И даже в учебниках вы можете увидеть примерные темы проектных или исследовательских работ, составляя рабочую программу по предмету можете указать в качестве контроля защиту такого вида работ В своей практике я пытаюсь внедрить этот вид деятельности не только на уроке, вот, например, некоторые краткосрочные исследования учеников Все вы прекрасно знаете, что любая деятельность включает в себя определённый алгоритм действий, так и исследование состоит из нескольких этапов. Предлагаю Вам распределить этапы работы исследовательской деятельности по порядку. Этапы исследования: 1. Определение темы проекта 2. Обоснование актуальности темы 3. Формулирование проблемы 4. Постановка цели 5. Постановка конкретных задач исследования 6. Выдвижение гипотезы 7. Определение объекта и предмета исследования 8. Выбор методов исследования. 9. Практическая значимость исследования 10. Оформление содержания 11. Формулировка выводов исследования 12. Защита Понятно, что работа эта нелегка Давайте вместе с вами на основе примера разберемся с этими этапами Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст. Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. «Эврика!», — сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду — плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы иследования. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста. Задание 1. 1) тема исследования? 2) актуальность чем эта история может быть интересна для людей? (переправы через реку нет, а переправляться через нее надо, как же сделать так чтобы это было возможно) 3) Проблема Почему мудрец не мог переправиться через реку? (не было лодки) 4) Какая была цель у мудреца (надо переправиться через реку) 5) Гипотеза (мудрец переправиться через реку) 6) Объект (что рассматривается?) река 7) Предмет (что изучается?) переправа через реку Методы (измерение, моделирование) 9) Практическая значимость (лодка построена и поможет переправляться людям через реку) 10) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег) Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску). Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом. 2. Определение темы проекта Первая трудность, с которой сталкивается педагог — это выбор темы. Она должна заинтересовать ребёнка. Большинство детей, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны в связи с этим необходимо найти то, что способно увлечь. Работа, которую вы задумали провести должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования, также должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. Предлагаю Вам, коллеги пройти все этапы создания мини-проекта на конкретном примере вместе I. Тему проекта, вы сейчас определите сами. Итак, Внимание! Черный ящик! Черный ящик (внутри денежная купюра). II. Что в черном ящике? отгадайте загадку: Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. (Деньги) Что получают в день зарплаты? Что прячут в сундуках пираты? За что конфеты продают? Какое слово выйдет тут? (Деньги) Какова же тема нашего проекта? Тема проекта: Деньги. Это название нашей общей темы, но у каждой группы будет мини исследование, связанное с какой-то определенной стороной денежного вопроса. Итак, группы у нас уже сформированы. I. Следующий наш шаг — это распределение ролей в группе, это мы сделаем очень просто, на ваших столах лежат своеобразные головные уборы выберите тот который вам больше всего понравиться. Все выбрали, теперь отклейте пожалуйста стикер и прочитайте какую роль вы выполняете в группе, Одеваем головной убор и начинаем работу. 1. Организатор — спрашивает всех участников про их мнение (версию) 2. Спикер — выступает перед классом с готовым решением группы; 3. Секретарь — записывает высказанные мнения (версии) и решение 4.«Почемучка» — задает уточняющие вопросы или высказывает противоположное мнение (версию) 5. Поисковик (ищет необходимую информацию в тексте) У каждой группы своё задание. У вас на столах есть карточки – подсказки для составления отчета. Ваша задача состоит в том, что вам предстоит провести мини-исследование по имеющемуся у вас материалу и оформить мини-исследование по этим этапам, на это Вам дается 15 минут, а потом защитить вашу исследовательскую работу перед нашей аудиторией до 4 минут. На ваших столах есть инструктивная карта и материал по вашей теме для проведения исследования и составления отчета. 1. Семейный бюджет 2. криптовалюта – деньги будущего 3. история появления денег 4. Электронный деньги 5. о чем могут рассказать денежные купюры II. Работа групп. (Группам выдаются задания и инструктивные карточки.) Работа групп (15 минут) Защита 4 минуты. Уважаемые коллег, время, отведенное для вашего исследования подошло к концу и мы просим выступить вас с защитой Приглашаем 1группу – Большое спасибо! Приглашаем 2группу – 3. Рефлексия Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии. Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас. На моем столе лежат лепестки роз, я предлагаю вам взять тот лепесток, который соответствуют вашему отношению к мастер-классу и поместить в стакан. Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое. Желаю успеха в нашей не легкой работе и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии Спасибо за работу!
Похожие записи:
Портфолио учителя начальных классов Конспект НОД в средней группе. Знакомство детей с хакасским орнаментом Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей подготовительн Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в соответствии с ФГОС»
Пискурева Ольга Михайловна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7»
Г.о. Подольск
Учитель начальных классов
Мастер-класс
Тема: «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ
с ФГОС»
Слайд 1. Мастер-класс
Цель: Представление опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи:
1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.
2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.
Добрый день, коллеги.
Рада приветствовать вас на мастер-классе «Проектно-исследовательская деятельность» Слайд 2. Хочу сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской технологии. С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить модель двух проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности. Слайд 3.
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»
Карл Роджерс
1.Представление технологии
Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. Слайд 4 Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Слайд 5 (комментирую)
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации.
Слайд 6.
Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.
Для выполнения каждого проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом используются различные педагогические технологии и методики.
Слайд 7.
2.Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
По данной технологии я работаю в течение 15 лет и это дало следующие результаты:
Слайд 8.
.Это успешное участие в конференции исследовательских работ для начальной школы «Открытие». За это время выпускники начальной школы, учащиеся 4 классов были призерами данной конференции . Были представлены работы по теме: «Энергия ветра», «Можно ли увидеть звук», «Соблюдение правил выгула собак» ;