Повторительно-обобщающий урок 5 класс Цель: повторение и систематизация знаний о Древнем Египте Шмаль Елена Сергеевна МКОУ «Комаровская ООШ» Пировского. — презентация


Урок — игра Древний Египет

Ход игры

Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту — стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.

Представление команд.

Прежде чем начать игру, команды должны представить нам свое название и девиз в древнеегипетском стиле.

Конкурс 1. Один из трех.

Конкурс проходит в тестовой форме. Из трех вариантов ответа нужно выбрать один — верный — и отметить его на карточке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Египтяне копали каналы, чтобы:

а) спасаться в них от палящего зноя; б) орошать удаленные от Нила поля; в) содержать в них священных крокодилов.

2. Сфинкс — это:

а) фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана; б) динозавр, который водится в южном Египте; в) фантастическое существо с телом человека и головой быка.

3. Бронза — это:

а) сплав золота и серебра; б) сплав меди и цинка; в) сплав меди и олова.

4. Стены гробницы египетского вельможи украшали надписями, рисунками и рельефами, потому что египтяне:

а) любили искусство и ценили все прекрасное; б) верили, что все изображения чудесным образом оживут в загробном мире; в) считали, что гробница вельможи должна отличаться от могилы обычного человека.

5. Носителем царских сандалий фараон назначал вельможу:

а) если был разгневан на него; б) в знак особой милости; в) из числа самых молодых придворных.

6. Иероглиф (кружок с точкой в центре) означает слово:

а) щит; б) фараон; в) солнце.

7. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:

а) наемниками; б) варварами; в) живыми убитыми.

8. В египетскую армию зачисляли:

а) всех взрослых мужчин; б) каждого десятого юношу; в) только воинов-наемников.

9. Древние египтяне считали, что разум человека находился:

а) в голове; б) в сердце; в) в печени.

10. Если древний египтянин давал клятву, то он клялся:

а) носом, потому что нос вдыхает воздух, а бог воздуха — это бог жизни; б) глазами, потому что глаза — это зеркало души; в) сердцем, потому что в нем, как считалось, заключен ум человека.

Конкурс 2. Посылка из Египта.

Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс — 1, максимальное — 5.

Подсказки первому капитану:

  • он был посвящен богине Исиде и ее супругу Осирису;
  • в его середине родился на свет бог Солнца;
  • его изображения украшали стены храмов и гробниц и капители колонн;
  • он бывает розового, белого и голубого цвета;
  • его цветок был эмблемой Верхнего Египта.

Ответ: лотос.

Подсказки второму капитану:

  • первыми их стали почитать земледельцы;
  • у них была своя богиня — доброе божество любви, веселья, музыки;
  • бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
  • в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
  • их древнеегипетское название — «миу».

Ответ: кошка.

Конкурс 3. Реставрация.

В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас — у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает два изображения. Максимальное число баллов за конкурс — 4.

  1. Анубис — бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала.
  2. Гор — сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола.
  3. Тот — бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.

Конкурс 4. Некоторые египтяне не работали на полях и в садах, не разводили скот. Они были ремесленниками. Труд ремесленников считался более тяжёлым, чем труд землевладельцев. Медники выплавляли медь. Работа их была нелегка, а орудия у кузнецов примитивны. Для поддержания в плавильной печи нужной температуры, в неё дули через длинные трубки. Это очень опасное занятие, и нередко человек, дувший в трубу, погибал на своём рабочем месте. То есть у кузнецов должны были быть сильные лёгкие. Сейчас мы проверим, кто же из вас обладает самыми сильными лёгкими. По одному участнику из команды вызываются к доске, им раздаются воздушные шарики, которые они должны будут надувать, пока шары не лопнут. (выигравшему — ещё один кусочек мумии).

Конкурс 5. Мумия.

Конкурс 4.

  1. Царь Древнего Египта (Фараон).
  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).
  3. Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).
  4. Гробница египетских фараонов (Пирамида).
  5. На каком материке находится Египет? (Африка).
  6. Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).
  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).
  8. Бог Солнца древних египтян (Ра).
  9. Так звали древнеегипетского бога пустыни, врага Осириса. (Сет).
  10. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).
  11. Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс).
  12. Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс).
  13. Когда египтяне начинали строить гробницу — при жизни человека или после его смерти? (При жизни).
  14. Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).
  15. Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).
  16. Самая престижная профессия в Древнем Египте.

Подведение итогов, награждение команд.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет (5 класс)

Схема конспекта урока

Профессия (специальность) учитель истории и права с дополнительной специальностью юриспруденция

Профессиональный модуль (учебная дисциплина) история

Преподаватель Чернопазова Наталья Михайловна

Наименование ОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»

Конспект (проект) занятия (урока)

Тема: Древний Египет

Цели и задачи:

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о природных условиях Древнего Египта, местоположении, о жизни земледельцев, ремесленников, египетских вельмож, о религиозных верованиях древних египтян, о древнеегипетской культуре и знаниях;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры;
  • Воспитывать уважение к истории и традициям Древнего Египта

Развивающие:

  • Формировать умение раскрывать содержание иллюстрации;
  • Давать самостоятельную оценку событиям, личностям;
  • Высказывать собственные суждения, анализировать исторические источники, читать историческую карту.

Место проведения занятия: МБОУ «СОШ №37»

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер, проектор

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник «История Древнего мира» для 5 класса, Колпаков С.В., Селунская Н.А., историческая карта «Древний Египет», документы, иллюстрации, атласы.

Тип занятия: повторительно-обобщающий урок

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

1. Организационный момент

Учащиеся занимаю свои места, проверяют готовность к уроку.

Вводное слово: Здравствуйте, ребята! Когда я шла сегодня к вам на урок, шел легкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займем свои места.

Учащиеся высказывают свои предположения о целях и задачах на уроке.

Вводная беседа: Ребята, обратите внимание на тему нашего урока (на интерактивной доске обозначена тема урока «Древний Египет») и подумайте, на какие вопросы по данной теме мы будем с вами отвечать.

Постановка целей и задач: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучили историю возникновения государства в Древнем Египте, рассмотрели общественное устройство в египетском государстве, познакомились с культурой Древнего Египта. Сегодня на уроке, мы должны обобщить и закрепить все полученные знания по данной теме.

2. Содержание урока

Учащиеся индивидуально работают с атласом. Отвечают на поставленный вопрос, работая у доски с электронной картой, доказывают, что главным фактором возникновения государства явилось земледелие.

Контрольная беседа, работа с картой: Рассмотрите карту Древнего Египта, подумайте и назовите предпосылки возникновения государства у древних египтян?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Контрольная беседа: Действительно, из истории мы знаем, что государства Древнего Востока образовывались там, где земледелие становилось главным занятием. Ребята, какие условия необходимы для развития земледелия?

Работа с интерактивной доской предполагает поочередное выполнение задания у доски.

Работа с интерактивной доской:

(задание представляет собой установление соответствия – на экране вразброс представлены слова: Разливы Нила, Экватор, Солнце, Влага, Ил, Почва, нужно правильно составить словосочетание по смыслу, аргументируя свой ответ).

Художественный рассказ учащихся о разливах Нила.(климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила, Нил разливался один раз в год с июля по ноябрь, в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля, эта система называлась ирригационной).

Фронтальный опрос: Из ранее изученного материала, нам известно, что люди заселяли долину Нила много тыс. лет назад .

1. Как вы считаете, почему люди расселялись именно в долине р. Нил?

2. Ребята, сколько раз в году Нил разливался и в какое время?

3. Каким образом поддерживалась влага в остальное время?

Художественный рассказ учащихся об организации работы древних египтян у электронной карты.(для строительства каналов приходилось объединятся несколькими сельскими общинами-номами, которыми руководил номарх, после длительной борьбы номы дельты Нила объединились в Нижний Египет (работа с картой), одновременно образовался Верхний Египет на юге (работа с картой).

Контрольная беседа: Как вы думаете, строительство ирригационной системы тяжелый труд? Что делали египтяне, чтобы облегчить тяжелый труд?

Учащиеся выполняют задания у карты, параллельно учащиеся работают в атласах

Работа с электронной картой:

1. Обозначить на карте местоположение Нижнего и Верхнего Египта?

2. Назвать дату объединения Верхнего и Нижнего Египта?

3. Обозначить столицу объединенного Египта на карте?

Обобщение: Итак, в 3 тыс. до н.э. образовалось могущественное государство Древний Египет, который простирался от порогов Нила на юге и до Средиземного моря на севере. Его столицей был город Мемфис.

Художественный рассказ:

Египет представляет собой прекрасно организованное государство. На протяжении многих веков структура его не менялась. Каждый человек занимал в обществе свое место и отличался от других своими обязанностями и правами.

Работа учащихся с интерактивной доской

На интерактивной доске изображена схема — пирамида «Структура общества в Древнем Египте». Нужно правильно расставить фигуры:

· Фараон

· Вельможа

· Писец

· Земледелец

· Раб

Используя схему, рассказать о том, какое место в обществе они занимали.

1.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: