Урок — игра Древний Египет
Ход игры
Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту — стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.
Представление команд.
Прежде чем начать игру, команды должны представить нам свое название и девиз в древнеегипетском стиле.
Конкурс 1. Один из трех.
Конкурс проходит в тестовой форме. Из трех вариантов ответа нужно выбрать один — верный — и отметить его на карточке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Египтяне копали каналы, чтобы:
а) спасаться в них от палящего зноя; б) орошать удаленные от Нила поля; в) содержать в них священных крокодилов.
2. Сфинкс — это:
а) фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана; б) динозавр, который водится в южном Египте; в) фантастическое существо с телом человека и головой быка.
3. Бронза — это:
а) сплав золота и серебра; б) сплав меди и цинка; в) сплав меди и олова.
4. Стены гробницы египетского вельможи украшали надписями, рисунками и рельефами, потому что египтяне:
а) любили искусство и ценили все прекрасное; б) верили, что все изображения чудесным образом оживут в загробном мире; в) считали, что гробница вельможи должна отличаться от могилы обычного человека.
5. Носителем царских сандалий фараон назначал вельможу:
а) если был разгневан на него; б) в знак особой милости; в) из числа самых молодых придворных.
6. Иероглиф (кружок с точкой в центре) означает слово:
а) щит; б) фараон; в) солнце.
7. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:
а) наемниками; б) варварами; в) живыми убитыми.
8. В египетскую армию зачисляли:
а) всех взрослых мужчин; б) каждого десятого юношу; в) только воинов-наемников.
9. Древние египтяне считали, что разум человека находился:
а) в голове; б) в сердце; в) в печени.
10. Если древний египтянин давал клятву, то он клялся:
а) носом, потому что нос вдыхает воздух, а бог воздуха — это бог жизни; б) глазами, потому что глаза — это зеркало души; в) сердцем, потому что в нем, как считалось, заключен ум человека.
Конкурс 2. Посылка из Египта.
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.
Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс — 1, максимальное — 5.
Подсказки первому капитану:
- он был посвящен богине Исиде и ее супругу Осирису;
- в его середине родился на свет бог Солнца;
- его изображения украшали стены храмов и гробниц и капители колонн;
- он бывает розового, белого и голубого цвета;
- его цветок был эмблемой Верхнего Египта.
Ответ: лотос.
Подсказки второму капитану:
- первыми их стали почитать земледельцы;
- у них была своя богиня — доброе божество любви, веселья, музыки;
- бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
- в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
- их древнеегипетское название — «миу».
Ответ: кошка.
Конкурс 3. Реставрация.
В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас — у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает два изображения. Максимальное число баллов за конкурс — 4.
- Анубис — бог мертвых и бальзамирования. Изображался с головой шакала.
- Гор — сын Исиды и Осириса, бог восходящего солнца, божественный повелитель Египта. Изображался с головой сокола.
- Тот — бог мудрости, создатель древнеегипетской письменности. Чаще всего изображался с головой ибиса.
Конкурс 4. Некоторые египтяне не работали на полях и в садах, не разводили скот. Они были ремесленниками. Труд ремесленников считался более тяжёлым, чем труд землевладельцев. Медники выплавляли медь. Работа их была нелегка, а орудия у кузнецов примитивны. Для поддержания в плавильной печи нужной температуры, в неё дули через длинные трубки. Это очень опасное занятие, и нередко человек, дувший в трубу, погибал на своём рабочем месте. То есть у кузнецов должны были быть сильные лёгкие. Сейчас мы проверим, кто же из вас обладает самыми сильными лёгкими. По одному участнику из команды вызываются к доске, им раздаются воздушные шарики, которые они должны будут надувать, пока шары не лопнут. (выигравшему — ещё один кусочек мумии).
Конкурс 5. Мумия.
Конкурс 4.
- Царь Древнего Египта (Фараон).
- Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).
- Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).
- Гробница египетских фараонов (Пирамида).
- На каком материке находится Египет? (Африка).
- Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).
- Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).
- Бог Солнца древних египтян (Ра).
- Так звали древнеегипетского бога пустыни, врага Осириса. (Сет).
- Здание, где люди поклонялись богам (Храм).
- Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс).
- Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс).
- Когда египтяне начинали строить гробницу — при жизни человека или после его смерти? (При жизни).
- Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).
- Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).
- Самая престижная профессия в Древнем Египте.
Подведение итогов, награждение команд.
Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет (5 класс)
Схема конспекта урока
Профессия (специальность) учитель истории и права с дополнительной специальностью юриспруденция
Профессиональный модуль (учебная дисциплина) история
Преподаватель Чернопазова Наталья Михайловна
Наименование ОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»
Конспект (проект) занятия (урока)
Тема: Древний Египет
Цели и задачи:
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о природных условиях Древнего Египта, местоположении, о жизни земледельцев, ремесленников, египетских вельмож, о религиозных верованиях древних египтян, о древнеегипетской культуре и знаниях;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры;
- Воспитывать уважение к истории и традициям Древнего Египта
Развивающие:
- Формировать умение раскрывать содержание иллюстрации;
- Давать самостоятельную оценку событиям, личностям;
- Высказывать собственные суждения, анализировать исторические источники, читать историческую карту.
Место проведения занятия: МБОУ «СОШ №37»
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер, проектор
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник «История Древнего мира» для 5 класса, Колпаков С.В., Селунская Н.А., историческая карта «Древний Египет», документы, иллюстрации, атласы.
Тип занятия: повторительно-обобщающий урок
Деятельность обучающихся
Деятельность преподавателя
Примечание
1. Организационный момент
Учащиеся занимаю свои места, проверяют готовность к уроку.
Вводное слово: Здравствуйте, ребята! Когда я шла сегодня к вам на урок, шел легкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займем свои места.
Учащиеся высказывают свои предположения о целях и задачах на уроке.
Вводная беседа: Ребята, обратите внимание на тему нашего урока (на интерактивной доске обозначена тема урока «Древний Египет») и подумайте, на какие вопросы по данной теме мы будем с вами отвечать.
Постановка целей и задач: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучили историю возникновения государства в Древнем Египте, рассмотрели общественное устройство в египетском государстве, познакомились с культурой Древнего Египта. Сегодня на уроке, мы должны обобщить и закрепить все полученные знания по данной теме.
2. Содержание урока
Учащиеся индивидуально работают с атласом. Отвечают на поставленный вопрос, работая у доски с электронной картой, доказывают, что главным фактором возникновения государства явилось земледелие.
Контрольная беседа, работа с картой: Рассмотрите карту Древнего Египта, подумайте и назовите предпосылки возникновения государства у древних египтян?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Контрольная беседа: Действительно, из истории мы знаем, что государства Древнего Востока образовывались там, где земледелие становилось главным занятием. Ребята, какие условия необходимы для развития земледелия?
Работа с интерактивной доской предполагает поочередное выполнение задания у доски.
Работа с интерактивной доской:
(задание представляет собой установление соответствия – на экране вразброс представлены слова: Разливы Нила, Экватор, Солнце, Влага, Ил, Почва, нужно правильно составить словосочетание по смыслу, аргументируя свой ответ).
Художественный рассказ учащихся о разливах Нила.(климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила, Нил разливался один раз в год с июля по ноябрь, в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля, эта система называлась ирригационной).
Фронтальный опрос: Из ранее изученного материала, нам известно, что люди заселяли долину Нила много тыс. лет назад .
1. Как вы считаете, почему люди расселялись именно в долине р. Нил?
2. Ребята, сколько раз в году Нил разливался и в какое время?
3. Каким образом поддерживалась влага в остальное время?
Художественный рассказ учащихся об организации работы древних египтян у электронной карты.(для строительства каналов приходилось объединятся несколькими сельскими общинами-номами, которыми руководил номарх, после длительной борьбы номы дельты Нила объединились в Нижний Египет (работа с картой), одновременно образовался Верхний Египет на юге (работа с картой).
Контрольная беседа: Как вы думаете, строительство ирригационной системы тяжелый труд? Что делали египтяне, чтобы облегчить тяжелый труд?
Учащиеся выполняют задания у карты, параллельно учащиеся работают в атласах
Работа с электронной картой:
1. Обозначить на карте местоположение Нижнего и Верхнего Египта?
2. Назвать дату объединения Верхнего и Нижнего Египта?
3. Обозначить столицу объединенного Египта на карте?
Обобщение: Итак, в 3 тыс. до н.э. образовалось могущественное государство Древний Египет, который простирался от порогов Нила на юге и до Средиземного моря на севере. Его столицей был город Мемфис.
Художественный рассказ:
Египет представляет собой прекрасно организованное государство. На протяжении многих веков структура его не менялась. Каждый человек занимал в обществе свое место и отличался от других своими обязанностями и правами.
Работа учащихся с интерактивной доской
На интерактивной доске изображена схема — пирамида «Структура общества в Древнем Египте». Нужно правильно расставить фигуры:
· Фараон
· Вельможа
· Писец
· Земледелец
· Раб
Используя схему, рассказать о том, какое место в обществе они занимали.
1.