История кукол
История простой куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, — оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла-оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен.
В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества, и эту роль играли куклы — на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года.
Для домашнего театра проще всего использовать пальчиковых кукол, их легко изготовить самим, любой ребенок сможет проявить фантазию и сделать себе своих неповторимых кукол. Подобное занятие поможет ребенку любого возраста проявить себя в творчестве, самому изготовить кукол, а затем придумать сценарий по любимой сказке и порадовать свою семью и друзей. Изготовить такую куклу можно из бумаги или кусочков ткани, раскрасить на свой вкус, украсить нитками, бусинами или просто нарисовать на самих пальчиках персонажей и представление можно начинать.
Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами.
Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не соскакивая с него и не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.
Пальчиковый театр своими руками
Пальчиковый театр.
Цель
пальчикового театра
:
-Развитие мелкой моторики руки.
Задачи:
-Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью
.
-Выражать свои эмоции посредством мимики и речи
.
-Активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление.
-Расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.
-Знакомить с народным творчеством.
-Обучать навыкам общения, игры, счета.
-Создать положительный эмоциональный фон
Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками
ребенок надевает атрибуты на
пальцы
, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми
пальцами
, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.
Пальчиковый театр хорош тогда
, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих
пальцев
. Сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и другие могут показывать двое, трое
детей
, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря
пальчиковым атрибутам
.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр
— это уникальная возможность расположить сказку на
ладошке у ребенка
, в которой он сможет занять роль любого героя. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание
детей фиксируется на том
, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Пальчиковые
куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит
детей
, здоровается и прощается.
У детей этого возраста
отмечается первичное освоение режиссерской
театрализованной игры
. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки
пальчикового театра
ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития
специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель»(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо»артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающее умение использовать некоторые средства выразительности(мимика, жесты, движения, сила, тембр голоса, темп речи)
для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя режиссерской
театрализованной игре
.
Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует
:
—развитию мелкой моторики рук
, так как нужна точная, скоординированная работа
пальчиков
;
—развивается
способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить » выступление» своего героя;
-заучивания реплик героев, ребенок тренирует память и речь;
—театральные постановки развивают
фантазию и воображение;
-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым
;
—развивается
пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
—развиваются
артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Таким образом, развитие мелкой моторики
кисти руки является важнейшей задачей воспитания
дошкольного возраста
. Тренировка движений
пальцев
и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее
развитие
высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно
пальчиковый театр
, который прививает умение слушать,
развивает мелкую моторику
, произвольность движений, позволяет детям раскрыться.
Пальчиковый театр
является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребенка к письму, для
развития моторной координации
. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам
развития мелкой моторики кисти рук у детей дошкольного возраста
. Учеными доказано, что
развитие
рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Мир пальчиковых кукол — маленькая
, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.
Выбор инструментов и материалов
Материалы:
Пряжа – «Пехорка» акрил.
Цвета пряжи в небольшом количестве: красный, телесный, голубой, светло-коричневый, жёлтый, зелёный, тёмно-серый, бордовый.
Болотный – около 20 гр.
Темно-коричневый – около 30-40 гр.
Использованный стержень от шариковой ручки или то, что окажется под рукой для черенка метлы.
2 бусины чёрного цвета для глаз диаметром 0,5см.
Крючок для вязания №1.
Крючки
Самый главный инструмент в вязании- это крючок.
Выбор правильного инструмента — дело не последней важности. Умение правильно подобрать крючок для работы — это залог успеха в работе настоящего мастера! От правильного выбора инструментов и приспособлений во многом зависит качество вязаных изделий, а также производительность труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.
Крючки могут быть короткими(12-15см) и длинными(35-45см).Длинными крючками пользуются для тунисского вязания. Они имеют стержень цилиндрической формы, на конце которого имеется шарик. В продаже имеются тунисские крючки различных размеров.
Короткие крючки используются для обычного вязания. Они могут быть как толстыми, так и тонкими.
Толстые крючки (№2-6) используют для вязания изделий из шерстяной или толстой пряжи. Тонкими металлическими крючками(№0,5-1,05) вяжут ажурные легкие изделия (кружева, салфетки). Как правило, крючок должен быть в 1,6-2 раза толще нитки. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное с большими просветами.
Плотное полотно можно получить, используя толстые нити и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкие нити. Любой крючок состоит из трех частей: стержня, бородки и головки. Крючки бывают металлические, деревянные, костяные, пластмассовые.
Костяной крючок. Этот крючок по праву считается самым древним способ вязанием крючком. Он отличается гладкой поверхностью и легкостью. Тщательно отполированный костяной крючок идеально подходит для вязания. Костяные крючки легки и приятны в работе, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. Однако в настоящее время для вязание крючком, его изготовления используют очень дорогой поделочный материал, поэтому он очень редко встречается и дорого стоит.
Деревянный крючок. Деревянный крючок очень легкий и гибкий. Его используют достаточно редко в работе вязание крючком, так как у него есть существенный недостаток. При вязании крючком шероховатая поверхность, которая при взаимодействии с нитью разрушает ее прочность. Деревянные крючки пригодны только для очень толстого вязания мягкой эластичной нитью, иначе они быстро ломаются.
Пластмассовый крючок. Такой крючок отличается легкостью, гибкостью и гладкой поверхностью. Однако у этого крючка тоже есть недостаток: способность электризовать пряжу, поэтому его для вязания крючком лучше не использовать. Он сравнительно быстро стачивается о пряжу. В противном случае, для того чтобы снять статическое электричество, вам придется периодически сбрызгивать полотно и клубок ниток антистатиком.
Металлический крючок. Металлический крючок очень удобен, так как он обладает достаточной гибкостью, прочностью и гладкой поверхностью. К тому же в ходе работы вязание крючком он не накапливает статического электричества. Для вязания крючком, самым лучшим считается использовать крючок, изготовленный из стали. Алюминиевый крючок менее удобен, так как вовремя вязания он оставляет на руках и нити темные следы.
Каждый крючок имеет свой номер. Он равен диаметру стержня крючка в поперечном сечении и обозначается как целыми, так и дробными числами от 0,5мм до 15мм.
Очень важно перед вязанием крючком уметь правильно определить его номер при изготовлении изделия. Сделать это можно самостоятельно: нить складывают пополам и скручивают ее. Затем подбирают крючок, диаметр которого равен толщине образовавшейся нити.
Крючок с пластмассовой или деревянной ручкой, отличной в своём сечении от круга, всегда удобнее держать в руке. Предпочтительно использовать крючки с плоской частью стержня в 3-4 сантиметрах от его головки. Дополнительная опора для большого и среднего (указательного) пальца правой руки, более удобна, и значительно облегчает Ваш труд.
Пряжа
Всем известно, что качество изделия напрямую зависит от выбора пряжи. Перед тем, как взяться за работу, необходимо определиться для каких целей будет вязаться изделие. Может, оно будет носиться летом в жаркий день или зимой в самый сильный мороз? А может изделие будет связано для маленького ребенка? Это все очень важно для выбора пряжи.
Выбор ниток для вязания крючком очень разнообразный.
Это может быть шерстяная или полушерстяная пряжа, синтетическая или льняная, шелковая или вискозная, а также – натуральная. Может быть, вы захотите связать изделие из хлопка, шелка или мохера, кашемира или ленточной пряжи. Сейчас очень популярной стала пряжа из смешанных волокон.
Необходимо посмотреть, как туго связана нить на пряже, туго связанная нить очень подходит для вязания крючком. Нить может отличаться и по толщине, от этого будет зависеть выбор самого крючка для вязания. Нужно учитывать то, что из толстой пряжи получатся плотные вещи.
При выборе пряжи для новой вещи необходимо установить, какой узор будет вязаться и какова будет плотность вязания.
Можно соединять пряжу разных оттенков и сортов, это придаст вещи оригинальную окраску и нужную толщину.
Попробуйте растянуть пряжу, если она упруга и пытается восстановить первоначальную длину, то вещи из такой пряжи будут прочные. Они не будут деформироваться даже после стирки. Обязательно следует посмотреть, нет ли на пряже узелков и неровностей. Если вы будете вязать ажурный узор, то это будет смотреться очень неаккуратно.
Если в ваших планах – вязание цветного узора, то необходимо проверить, не будет ли пряжа линять. Нужно намочить конец ниток, положить на белую ткань и прогладить. Если следов не осталось, значит можно начинать вязание цветного узора. Если же появились сомнения, что пряжа может линять, лучше свяжите из нее однотонное изделие.
Идеальная пряжа для вязания крючком должна легко скользить и не запутываться, тогда вы получите не только великолепное изделие, но и огромное удовольствие от работы.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать.
Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, Вы сможете лучше понять своего малыша, мотивы и причины того или иного его поведения.
Даем тему, например: «Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один». Задавайте малышу наводящие вопросы: Что случилось с бельчонком? Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? Кого он встретил по пути? Как он нашел дорогу к дому? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки Вы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость родителей, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно. Пальчиковый театр, помимо прочего,это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-родитель, играя на равных вы станете ближе друг другу, а малыш сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Сборка и оформление игрушки
Сборка лица: пришить деталь подбородок и нос к голове, сделать утяжки для глаз (игла должна выходить в области подбородка – так мы получим старческое выражение лица), пришить бусинки, вышить бородавки, брови и рот одним штрихом.
Сборка косынки: делаем складочку на косынке, закрепить её несколькими стежками – это передняя часть косынки. Овал перетянуть несколькими витками нити того же цвета и пришить к передней части косынки.
Волосы: надеть на голову косынку и булавками отметить границу волос. Косынку снять, и начинаем крепить предварительно нарезанные волосы светло-серого цвета в 2 ряда. Длина волос на ваше усмотрение. После этого надеть косынку на голову и пришить.
См. фото №1 и №2.
Сборка бабули: пришить голову к туловищу так, чтобы остался небольшой горбик. Сшить (сцепить) между собой кончик пальца и край окончания вязания руки (см. фото №2) – в полученное отверстие будет вставляться метла. Затем пришить руки или прикрепить их ниточным креплением (я пришила). Приколоть ноги и проверить бабулю на устойчивость. Вот теперь ноги можно пришить.
Сборка метлы: сшить длинные края черенка метлы, вставить туда использованный стержень шариковой ручки, отверстия по краям зашить. Нужно оставить 2 конца нити на одном из концов черенка метлы и делаем метёлку (как кисточку).
Стоимость материалов
Нитки акриловые 8 цветов – остались от выполнения вышивки
Крючок был куплен еще в прошлом году для вязания салфетки для мамы на ее день рождения;
Остатки синтепона от пошива прихваток для бабушкиной кухни использовались для набивки куклы.
Бисер для глаз тоже нашелся дома.
Количество потраченных денег на изготовление игрушки оказались минимальными.
В интернет- магазине и видела похожее изделие стоимостью около 500 рублей, а материалы для моей пальчиковой куклы остались от предыдущих поделок. Поэтому выполнять изделия своими руками не только приятно, но и выгодно.
Профориентация
В процессе работы над проектом «Пальчиковый театр» в рамках предмета технология я ознакомилась с такой профессией, как Вязальщица трикотажных изделий.
Выполняет изделия с помощью вязальной машины. Контролирует ее техническое состояние и качество пряжи. Во время работы, регулирует натяжение и плотность вязки. Отвечает за качество и комплектует изделия. Вязальщицы высокой квалификации могут совместно с художником-модельером разрабатывать образцы трикотажных переплетений, изготавливать модели по эскизам.
Рабочее место вязальщицы – часть цеха, где компактно располагаются все обслуживаемые машины. Учитывая то, что в процессе работы вязальщице приходится пользоваться измерительными шаблонами (проверяя размеры изделий), ножницами, отверткой, плоскогубцами (заменяя иглы), кисточками, волосяными щетками, она должна обладать информацией об особенностях эксплуатации различных инструментов и элементов.
На вязальных машинах или вручную выполняют трикотажное полотно и различные изделия. Трикотаж образуется переплетенными нитями, может иметь огромное разнообразие в рисунках. При выполнении вязаного изделия вручную применяются спицы, крючки и др. При выполнении на машине количество вспомогательного инструмента увеличивается — деккеры, иголки, каретка…
Вязальщица заправляет машину нитями или пряжей, проверяет плотность полотна, правильность рисунка переплетения, выправляет, а при необходимости меняет иглы, связывает концы оборвавшихся нитей специальным узлом, снимает наработанное полотно или изделие с машины. Трикотажное полотно может выполняться по эскизам художников или самостоятельно после разработки техники и рисунка вязания и подбора цвета и фактуры ниток, пряжи.
Подарим ребенку самый настоящий праздник — пальчиковый театр!
Выполнение технологических операций
Правила безопасности
- С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу
- Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках
- Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
- Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
- Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Санитарно-гигиенические требования при вязании
- Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
- Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
- Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
Самооценка своей деятельности
- Использование недорогих материалов.
- Оригинальность
- Доступность
Результат проекта по технологии «Пальчиковый театр» полностью оправдал мои ожидания. Мне нравиться набор который я изготовила. Я довольна своей работой ,так как мне удалось достичь поставленной цели.
Литература
- А. Краузе. Вязание .- Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана.- 1989.
- Г. С. Ильина. Вязание. Альбом моделей. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность.- 1984.
- В. П. Гирич. 1000 узоров. – М.: Легкомбытиздат. – 1993.
- Альбом тамбурного вязания. – С-Пб. – 1890.
- Л. С. Усс. Вязание. Альбом моделей. – М.: Лёгкая и пищевая просышленность. – 1985.
- Ю. А. Максимова. Ручное вязание. – Москва. – 1959.
- Л. Симферояполь: Крымиздат. – 1959.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Применение пальчикового театра в качестве средства развития диалогической речи у детей
Определение 1
Пальчиковый театр – это театрализованная игра, организуемая посредством использования маленьких фигурок, которые ребенок одевает на пальцы.
Основным атрибутом пальчикового театра являются миниатюрные персонажи, которые ребенок одевает на пальцы и с их помощью играет определенные роли, озвучивая героев собственным голосом. В основном пальчиковые персонажи изображают героев сказок или мультфильмов, а могут быть сделаны просто в виде кукол, которые способны выполнять разнообразные функции и роли.
Использование пальчикового театра в воспитательно-образовательном процессе направлено на решение целого комплекса задач:
- Развитие и совершенствование речи ребенка.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие таких психических процессов как: мышление, воображение, память и мышление.
- Развитие творческих способностей и пространственного воображения.
- Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей 460 руб.
- Реферат Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей 250 руб.
- Контрольная работа Пальчиковый театр как средство развития диалогической связной речи детей 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Эффективность пальчикового театра обусловлена тем, что театрализованная деятельность вызывает у детей неподдельный интерес и эмоциональный подъем, позволяя в непринужденной и веселой обстановке проявить свои таланты и творческие способности.
По содержанию пальчиковые игры представляют собой инсценировку различных сказок, рифмованных историй, стишков, приговорок, потешек и т.д. Участие в игре могут принимать как пальцы одной руки, так и одновременно двух. В том случае, если в игре участвуют одновременно две руки, то это способствует усвоению таких понятий как «лево», «право», «верх», «низ» и т.п.
Замечание 1
Таким образом, пальчиковые игры способствуют развитию у детей ловкости, умения управлять собственными движениями, концентрировать внимание на совершаемом виде деятельности, а также развитию связной диалогической речи (озвучивая героев).
Основные характеристики пальчикового театра, используемого в качества средства развития диалогической связной речи:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- Универсальность – организовать пальчиковый театр можно в любое время и в любом месте.
- Кратковременность – театральное представление может быть коротким не более 2-5 минут, но при этом содержательным и познавательным.
- Активность и безопасность – несмотря на то, что пальчиковый театр представляет собой довольно активную игру, он обеспечивает безопасность телесного контакта, вне зависимости от того, проводится он в группе или паре.
- Вербальность и невербальность – в зависимости от цели пальчикового театра, он может содержать в основном жесты (развитие мелкой моторики), мимику (разминка мимических мышц) или же обильную речь.
- Игровая вариативность – один и тот же сюжет можно проигрывать в разнообразных вариантах.
- Постепенное усложнение мыслительных и двигательных задач.
Особое значение пальчиковый театр имеет для развития речи ребенка, которая находится в зависимости от развития мелкой моторики. В связи с чем, мелкая моторика входит в обязательный комплекс развитии речи детей.
Таким образом, пальчиковый театр оказывает двойственное влияние на речевое развитие ребенка. Так, развитие мелкой моторики положительно сказывается на развитии речи ребенка, а проигрываемые театральные диалоги, когда ребенок говорит за своего героя, оказывают благоприятное влияние на развитие связной диалогической речи.