Нетрадиционные подходы в физическом воспитании дошкольников
Нетрадиционные подходы в физическом воспитании дошкольников
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Вместе с тем разработка проблемы развития дошкольного образования на основе альтернативной организации учебно-воспитательного процесса отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей старших дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные.
Психотерапевтическиеигрынетрадиционные методыработы с детьмив детском саду«Я – ДОКТОР»
«Доктор» лечит больного пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. «Доктор» с твердым убеждением приказывает органам:
— Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.
— Кровь, будь чистой, здоровой, промой все сосуды организма.
— Животик, будь мягким, мой кишечник работай точно в нужное время.
Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними бокал с теплой кипяченой водой.
Руками делаются пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе медленно произносится высоким голосом «аум»). Одну руку поднимают вверх, другой закачивающие движения над стаканом и то, что представит фантазия ребенка, затем произносятся слова на выдохе:
«Водичка чистая, здоровая, я всегда буду здоровым и веселым и красивым».
Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезам, то можно салфеткой протирать больные места.
Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию. Звук «аум» произносится свободно, без задержки дыхания, как подсказывает фантазия ребенка, с целью ощущения удовольствия от певучести гласных звуков. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Одним из путей оптимального развития здорового ребенка является обеспечение его психологической безопасности. Созданию условий психического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) помогут психотерапевтические игры.
Психотерапевтические игры – это игры, направленные на оздоровление души. Такие игры проводит воспитатель с подгруппой детей или индивидуально в хорошо проветренном помещении. При необходимости игры сопровождаются мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой в медленном или среднем темпах.
Данные игры благотворно влияют на психику ребенка, так как успокаивают и расслабляют, оставляют приятные ощущения. С помощью этих игр ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во сне.
Игры стабилизируют эмоциональное состояние, помогают обрести уверенность в себе. Развивают умение руководить своим телом, воспитывают к нему бережное отношение, желание быть здоровым.
Игры служат созданию доброжелательной обстановке, атмосферы любви и радости в группе.
Психотерапевтические игры порождают радость, свободу, покой в себе и вокруг себя.
Кроме того, жизнерадостное настроение, получение от участия в играх способствуют правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме.
«ПЕРЫШКИ»Цель:—
профилактика искривления позвоночника,
—
развитие умения владеть своим телом.
Ход игры:
Воспитатель: «Игра «Перышки» поможет вашему позвоночнику быть здоровым. Представьте себя легкими и воздушными, перышками». (Воспитатель показывает как стоя, не отрывая стоп от пола тянуть позвоночник как можно выше вверх, стараясь при этом оторвать свое тело от пола). «Для этого: встаньте строго, касаясь обеими стопами ног пола, тяните вверх как можно выше свой позвоночник». (Воспитатель показывает, дети повторяют).
«Итак, начали. Подул ветер. Перышки взлетают вверх (дети вытягивают позвоночник). Ветер утих, перышки вернулись на землю (позвоночник возвращается в исходное положение). Наш позвоночник здоров!» (повторить 5 раз). «ПТИЦЫ»
Цель:—
развивать умение визуализировать;
—
создавать ощущение легкости от полета,
—
направить внимание на определенные участки тела,
—
воспитывать любовь к своему телу.
Ход игры:
Воспитатель: «Представьте себе, что вы красивые большие белые птицы. Вот вы разбежались, расправили крылья и взлетели высоко к синему, синему небу. Вы летите навстречу ветру, гордо расправив свои сильные
«БУРАТИНО»Цель игры:—
терапевтический эффект для шейного отдела.
Ход игры:
Лепим красивый нос для Буратино.
Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик».
При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи.
«ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ»
Сидя прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку, касаемся лбом колена и стопы ноги.
Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.
Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног. «ЗЕРНЫШКО»
Цель игры:—
развивать умение визуализировать;
—
развивать умение расслаблять мышцы тела.
Ход игры:
Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождь, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, а затем медленно потягивает ножки – корешки и ручки – росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь к солнышку.
Подул холодный сильный ветер – дети съежились в комочки.
Выглянуло солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками. (2 – 3 раза).
«ШАРИК»Цель игры:—
развивать умение напрягать и расслаблять мышцы рук, ног, шеи, лица.
Ход игры:
Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением.
Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.
Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела.
Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол. «ШАЛТАЙ – БАЛТАЙ»
Цель игры:—
развивать умение расслаблять мышцы туловища.
Ход игры:
Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
Шалтай – балтай сидит на стене,
Шалтай – балтай свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.
крылья. Каждое перышко продувается насквозь теплым, ласковым ветром, и вместе с ветром уносятся все ваши неудачи, беды и болезни, а организм насыщается целебной силой Воздуха». (Дети стоят на полу, разведя руки в стороны, представляя себя птицами). В заключении воспитатель вместе с детьми произносит: «Мы красивы, сильны и здоровы!».
«КОМПЛИМЕНТЫ»Цель игры:—
учить говорить комплименты окружающим, активизировать словарь,
—
создавать благоприятную обстановку в группе.
Ход игры:
Воспитатель: «У нас в гостях девочка и старшей группы. Я предлагаю вам поиграть с ней. Мы будем дарить нашей гостье комплименты. Если ей понравятся наши комплименты, она пригласит нас в гости в свою группу».
«ФАНТИКИ КРАСОТЫ»Цель игры:—
обогатить словарный запас детей,
—
учить видеть в окружающем красоту,
—
создать в группе атмосферу добра, радости и красоты.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и охарактеризовать какой – либо объект (девочка, кукла, цветок, картину). Дети называют слова, описывающие красоту объекта. За каждое названное слово получают фантик.
«ТАНЦУЮЩИЕ ФИГУРЫ»Цель игры:—
развивать умение визуализировать,
—
учить расслаблять и напрягать свое тело, снимать нервное и мышечное напряжение,
—
учить управлять своим телом,
—
развивать чувство радости от гармоничного движения тела.
Ход игры:
Воспитатель: «Я приглашаю вас на бал. Но что же делать, у музыкантов сломались инструменты? Как мы будем танцевать? А очень просто! Представьте себе, что звучит ваша любимая мелодия… Потанцуйте под нее.»
По команде воспитателя: «В ритме танца закружись!» (Дети выполняют свободные танцевальные движения по воображаемую мелодию).
По команде воспитателя: «А теперь остановись!» (Дети замирают в выбранной ими танцевальной фигуре).
«УЛЫБНИСЬ, ПОДРУЖИСЬ!»Цель игры:—
развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность,
—
воспитывать потребность в доброжелательном общении,
—
создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе.
—
увеличение амплитуды движений в суставах пальцев рук и кистей;
—
обмен внутренней энергией, установление теплых межличностных отношений.
Ход игры:
Дети по желанию выбирают себе пару, становятся друг против друга. Ударяют в свои ладони, затем в ладони своей пары. Далее после удара в ладони, следует поочередный хлопок правой и левой рукой. При этом оба партнера произносят:
Хлопай, хлопай, посильней
И ладошки подогрей.
Левой, правой, а потом…
Поделись своим теплом.
Игра в ладони продолжается с сопровождением детской считалочки «Кони, кони, сидели на балконе…» или любой другой. «ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА»
Цель игры:—
учить детей направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
Ход игры:
Вдох свободный, на выдохе звук «З-зз-зз». Представляем, что пчелка села на нос, на руку, на ногу.
«ХОЛОДНО – ЖАРКО»Цель игры:—
развивать умение напрягать и расслаблять мышцы туловища.
Ход игры:
внимание детей на то, как дерево становится гуще и пышнее. Все вместе прочитывают надпись на листьях, повторяют добрые слова.
«БЕЗОБИДНЫЙ РУЧЕЕК»Цель игры:—
учить забывать обиды и прощать обидчиков,
—
сбрасывать с себя негативную энергию,
—
развивать умение визуализировать.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям принять удобную позу на ковре. Говорит: «Сейчас мы будем учиться отпускать свои обиды, чтобы они не мешали нам быть здоровыми. Представьте себе чистый звенящий ручеек, а ваши обиды – это камни. Выбросьте эти камни в ручеек, освободитесь от своих обид, а ручеек унесет их далеко-далеко».
Во время игры воспитатель создает звуковой тон: вначале звучит веселое журчание ручейка, затем более тяжелое (ручеек полон обид – камней), затем снова веселое и легкое звучание уже «безобидного» ручейка. «ХРУСТАЛЬНОЕ ОБЛАКО»
Цель игры:—
учить при помощи визуализации пополнять свой «Сосуд самоисцеления» чистой энергией,
—
развивать умение ощущать свою энергию,
—
воспитывать любовь к своему телу, желание быть здоровым.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям, в какой части тела находится «Сосуд самоисцеления», объясняет, что его необходимо постоянно пополнять чистой энергией. Говорит: « Представьте себе чистое голубое небо, по которому плывут легкие белые, хрустальные облака. Выберите для себя облако, которое вам больше всего понравилось. Вдохните в себя его звенящий, чистый воздух, впустите облако к себе в животик».
«ЗЕРКАЛО»Цель игры:—
помочь детям открыться, почувствовать себя более свободным раскованным, увидеть себя как бы со стороны;
—
развивать умение давать оценку не только своему внешнему виду, но и своим действиям;
—
учить думать о себе положительно, любить себя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает подойти к зеркалу, посмотреть в глаза своему отражению и, упомянув свое имя, произнести слова: «Я сильный и мужественный…», «Я добрый и справедливый…», «Я могу…» и т.д. Закончить работу с зеркалом словами: «Любовь везде в мире, а я люблю и любим!»
«ИГРА ПРИЯТНЫХ ФАНТАЗИЙ»Цель игры:—
учить детей настраиваться на приятные, красивые фантазии через визуализацию, отпускать из своей памяти моменты неудач и неприятностей, заменять их воспоминаниями об удачах и успехах.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям подумать о чем-нибудь приятном, представить себе самые приятные сцены: «Веселый цирк», «Магазин игрушек», «День рождения» и т.д. Посидеть немного в тишине, затем поделиться своими приятными картинами, впечатлениями. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кого бы из своих друзей и близких вы взяли бы в свою приятную фантазию?»
«СОЛНЫШКО ЗДОРОВЬЯ»Цель игры:—
развивать умение визуализировать;
—
воспитывать любовь к своему организму, желание быть здоровым.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям представить, что какая-либо их неприятность, неудача или болезнь — это сосулька. «Вы держите в руках эту сосульку. Вам холодно и неприятно от этого. Но вот выглянуло солнышко. Вам становится теплее. От теплого и ласкового солнышка ваша сосулька начинает таять, превращаться в воду и капать на пол. И вот, вам стало тепло и приятно, а от вашей сосульки (неприятность, неудача, болезнь) осталась только лужица на полу. Вытрите ее тряпкой. Молодцы! Теперь вам хорошо и радостно. Вы в безопасности. Вы здоровы!»
«ТЕПЛЫЕ ЛАДОШКИ»Цель игры:—
развитие быстроты реакции;
Ход игры:
Дети выстраиваются в круг, берутся за руки. Каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему партнеру, смотрит ему прямо в глаза и говорит: «Улыбнись, подружись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой.
«ДЕРЕВО ДОБРЫХ СЛОВ»Цель игры:—
обогатить словарный запас детей,
—
учить видеть в окружающем доброе и самое лучшее,
—
создавать эмоционально – благоприятную среду в группе.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям дерево, изготовленное из бумаги и картона. Сообщает, что это — «дерево добрых слов», но оно совсем без листиков.
«Каждый листик – это доброе слово, давайте поможем листикам распуститься. Мы будем говорить с вами добрые слова, а на дереве будут появляться листья».
Затем воспитатель выбирает ребенка и о нем высказываются все положительные качества. Воспитатель записывает названные слова на специально приготовленных листочках и помещает их на дереве.
Игра продолжается в последующие дни. Дети могут охарактеризовать друг друга, знакомых и т. д. Если будут названы новые добрые слова – на дереве будут появляться новые листочки. Время от времени воспитатель вместе с детьми рассматривает «дерево добрых слов», обращает