Игровые технологии в обучении рассказыванию (средний возраст)
Галина Осипова
Игровые технологии в обучении рассказыванию (средний возраст)
Рассказать о том, что нарисовано на картинке, о своей любимой игрушке, о своих впечатлениях от увиденного или услышанного – кажется, что может быть проще? Однако и воспитатели детских садов и учителя начальных классов школы отмечают, что при составлении разных видов рассказов дети испытывают значительные трудности. В чем причина этого?
Во-первых, возможно педагоги не уделяют должного внимания подготовке детей к составлению рассказов, недостаточно хорошо умеют рассмотреть предмет, картину.
Во-вторых, анализ детских рассказов показывает, что они испытывают трудности в умении передавать предложенное содержание логично, последовательно, интересно.
В-третьих, в рассказах детей проявляется бедность словаря, некоторая речевая стереотипность, шаблонность, использование повторяющихся речевых штампов.
В-четвертых, в обучении детей рассказыванию, возможно, отсутствует необходимая система, и не используются разнообразные приемы и технологии.
В игре ребенок чувствует себя свободным, действует не принужденно. Игры возбуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результат занятия. Использование игровых технологий в процессе обучения детей рассказыванию будет эффективным средством при условии:
— соблюдение принципа развивающего обучения;
— последовательного усложнения содержания обучения детей;
— комплексного подхода к развитию речи детей;
— личностно индивидуального подхода к обучению детей.
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью
обучения и соответствующим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средства побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённая общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В работе по формированию у детей навыков рассказывания мы использовали такие игры – занятия,как:
1. Занятие — дидактическая игра.
2. Занятие — сюжетно-ролевая игра.
3. Занятие — игра путешествие.
Все занятия были объединены сюжетом сказки ”Зимовье”.
Работу начали с обучения пересказу сказки.В это занятие ввели:
— игрового персонажа,
— включили дидактические игры: «Найди героя сказки»
,
«Исправь ошибку»
— дидактическое упражнение «Расскажи сказку по цепочке»
.
Использование разнообразных игровых приемов в занятии позволило детям в интересной для них форме поупражняться в монологических высказываниях, в пересказе текста различными способами.
На следующем занятии учили детей составлять описательный рассказ по игрушке.В ход занятия включали:
1. Дидактическую игру «Принеси игрушку — героя сказки «Зимовье»
»
2. Совместное описание игрушки
3. Игровое упражнение «Правильно — неправильно»
.
Различные игровые приёмы использовали при составлении рассказа по картине: дидактическая игра «Исправь ошибку»
(найди пару детенышу,
рассмотрели картину, провели игровое упражнение с мячом «Что умеет делать кошка»
, совместно составляли
рассказ по картине.
Как средство закрепление, уточнение и расширения знаний, полученных детьми на других занятиях, была проведена игра – путешествие «Путешествие в сказку»
. В ходе занятия была использована дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
, ввели
игрового персонажа (героя сказки «Зимовье»
,
рассматривали иллюстрации к сказке «Зимовье»
, использовали
игровое упражнение «Письма доброго сказочника»
, а затем побывали в лесу, где живут герои сказки
«Зимовье»
вспоминали и
рассказывали сказку.
В работе использовали не только групповые, но и индивидуальные приемы в работе.В индивидуальной работе использовали дидактические игры: «Так бывает или нет»
,
«Магазин игрушек»
,
«Встреча с Незнайкой»
,
«Кто заблудился»
. Во все эти игры так же старались вводить персонажей той же сказки. Таким образом, задачу по
обучению детей рассказыванию мы решали через разные виды игр объединенных сюжетом одной сказки.
Используя в работе дидактические игры, сюжетно — ролевые игры, игры путешествия мы помогли детям овладеть знаниями о структуре текста; умением описывать предмет, игрушку; логически рассуждать, объяснять, доказывать, обобщать. Значительно повысился уровень навыков монологической речи. Разработанная нами игровая технология показала хорошие результаты.