Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников


Разнообразие игр

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг — вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

  • Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» — мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы — возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги — отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

  • Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

  • Подвижные игры

Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте — он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры — это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ru Срочный ремонт холодильников на дому от Rmh24 Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру
и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните

Вызвать мастера

Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста

Харченко О.И., Медведева Е.А. Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста // Совушка. 2020. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 313523

Как часто слышим мы просьбу от детей: «Поиграйте со мной!» И сколько радости они получают, когда мы начинаем с ними играть, следовать за их желаниями, выполнять их требования. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. В игре ребенок приобретаешь новые знания, умения, навыки, развивать способности, что самое интересное, подчас он и не догадываясь об этом.

И это конечно же так. Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания и обучения детей, развития у них мышления, воображения, речи, различных способов и средств общения. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Значение игры в дошкольном возрасте особенно велико, т. к. именно в этот период у детей складываются черты характера, формируются нравственные и эстетические качества, развиваются способности, идет процесс становления психики. В психологии игра понимается как один из ведущих видов деятельности, который направлен на создание и усвоение социального опыта, развития общения не только между детьми, но и между детьми и взрослыми.

Одним из важных факторов общего психического развития детей является общение. Развитие ребенка как личности невозможно без человеческого общения. Дефицит общения ребенка со взрослым ведет к возникновению задержки психического развития, к педагогической запущенности, отставанию в развитии. Поэтому взрослым необходимо как можно больше времени уделять общению с детьми. В дошкольном образовательном учреждении роль взрослых выполняют воспитатели, возлагая на себя огромную ответственность за развитие детей.

Так как игра является ведущей деятельностью малышей и именно в игровой деятельности проходит все его дошкольное детство, то процесс общения детей со взрослыми наиболее эффективно будет осуществляться в процессе игровой деятельности.

В детских садах накоплен достаточный опыт использования игровой деятельности для развития, воспитания и обучения детей, однако зачастую воспитатели забывают о главном достоинстве игры: возможности непринужденного общения взрослого с малышами в процессе игровой деятельности. Игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не партнера по игре — в результате ограничивается и самостоятельность детей, и развитие навыков общения в процессе игры. А развитие общения детей через взаимодействие со взрослыми, как и развитие игровой деятельности является приоритетной задачей дошкольной организации.

Очень часто мы слышим от молодых педагогов: «У нас нет мультимедийных проекторов, отсутствуют другие виды современной техники средств обучения» Да, мы согласны, что живём в современном мире, что у всех, даже сельских детей есть гаджеты, их трудно чем -то удивить. Но в этом роль настоящего компетентного педагога, чтобы в любой среде, любой ситуации заинтересовать ребёнка, найти необычное в обыденном пространстве. Мы считаем, что нам в этом плане очень повезло, ведь в сельской местности столько возможностей для познания окружающей среды, для её исследования.

А что же игра? Сейчас существует масса игр с готовыми атрибутами, сюжетами. Детям эти игры «разжёвывают» до потери интереса. А ведь стоит вспомнить наше детство, когда мы использовали, выражаясь педагогическим языком «заместители». Попробуйте предложить детям сделать то же самое. Уверяем вас, что стебли одуванчика в роли макарон, воображаемая газовая плита или варочная панель на бортике песочницы будут способствовать развитию таких важных психических процессов как воображение, мышление гораздо лучше, чем готовые пластиковые, пусть самые чудесные игрушечные кухни. Очень важно научить детей играть. Когда, то был очень распространён термин «недоигранные дети», так вот этим детям трудней давалось обучение в школе, у них дольше сохранялся инфантилизм и срыв в нереальный мир. А мы с вами знаем, чем могут закончиться такие срывы.

Поэтому, в суете наших дней найдите время для вашего малыша. Вспомните свои любимые детские игры, научите их фантазировать и придумывать реальные предметы «понарошку». Уверяем вас, это время не будет потрачено зря не только для детей, но и для вас

Игры с правилами: сущность и классификация

Определение 1
Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила.

Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Данный вид игр – это сложное и многогранное явление со своими функциями: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, компенсаторной и функцией самовыражения.

Через игру ребенок отражает взрослый реальный мир и стремится всё познать через игру. Игра – это большие возможности для обучения ребенка в дошкольном учреждении.

Дидактическим играм большое внимание уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.П. Усова и многие другие.

Для старшего дошкольного возраста ведущим видом игры является игра с правилами. В ходе этих игр происходят важные изменения психики ребенка, формируются произвольные формы общения с окружающими людьми, идет подготовка к новой сложной деятельности – учению.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Игры с правилами в дошкольном возрасте 420 руб.
  • Реферат Игры с правилами в дошкольном возрасте 240 руб.
  • Контрольная работа Игры с правилами в дошкольном возрасте 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Игры с правилами делятся на две большие группы в зависимости от характера обучающей задачи. Это:

  • дидактические игры;
  • подвижные игры.

В свою очередь эти группы классифицируются по разным основаниям. Например, по содержанию дидактические игры могут быть математические, речевые, природоведческие.

По дидактическому материалу, используемому в процессе игры, выделяют игры с предметами и игрушками, словесные игры, пастельно-печатные.

По степени подвижности вторая группа игр классифицируется следующим образом – игры малой, средней, большой подвижности.

По движениям, преобладающим в игре – игры с прыжками, игры с перебежками и др.

По используемым предметам подвижные игры могут быть с мячом, с обручами, с лентами и др.

Среди подвижных и дидактических игр есть сюжетные игры, где играющим надо выполнять свои роли, например, «кошки-мышки», «магазин сувениров», а также бессюжетные игры – «палочка-выручалочка», «что изменилось?».

В игре с правилами ребенка привлекает желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В ходе игрового процесса решается определенная задача – не просто переложить картинки с одного места на другое, а разместить их парами, подобрать по определенному признаку и др.

Поведение ребенка во время игры подчиняется игровым правилам, о чем говорил ещё А.Н. Леонтьев – овладеть правилом игры, значит овладеть своим поведением и этот факт определяет воспитательное значение игры.

Каждый участник игр с правилами может сравнивать свои результаты и действия с результатами других участников. Ребенок самостоятельно учится оценивать себя в игре, а это развивает у дошкольников способность к самооценке и взаимооценке. Видя свои промахи в игре в сравнении с другими детьми, ребенок стремится к самосовершенствованию. Успешная игра поднимает авторитет ребенка и побуждает его к новым достижениям.

Замечание 1

Игра с правилами, таким образом, является для детей дошкольного возраста важным средством обучения и воспитания.

Консультация для родителей. Игра в жизни ребенка

О роли игры для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Тема беседы «Игра в жизни ребенка»

Автор: Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. ВоронежОписание: данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое игра? Значимость и важность игры в жизни и развитии ребенка; 2. Рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком. «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные
игры
, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
Игра
– это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние
игра
оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть,
игра
способствует гармоничному развитию личности ребенка. Для любого ребенка
игра
– способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего малыша. Итак, во что можно поиграть дома?Игры нашего детства.Холодно-горячо
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

Крокодил
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.Историческое путешествие
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.

Ролевые игры.Дочки-матери наоборот
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте. Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые. Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!

Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.Сделай красоту!
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин… Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.

Игры на развитие внимания, сообразительности.Птица — не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха — это кто?» Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Мухи
и стрижи… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки,
макароны
… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Лебеди,
куницы
, Галки и стрижи, Чайки и
моржи
… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,
Майки
и орланы. Прилетали птицы: Голуби, синицы, Цапли, соловьи,
Окуни
и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки,
коровы
… Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Палки
и стрижи,
Бабочки
, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки — и спасибо шутке!
Игра «Третий лишний»
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые. Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. Еще примеры для младших дошкольников: — молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают. — машина, лошадь, трамвай; — шапка, платок, сапоги; — роза, береза, ёлка. Для детей 5-7 лет задания усложняются: — дождь, снег, река; — врач, турист, шофер; — тень, солнце, планета; — мороз, вьюга, январь; — камень, глина, стекло; — дверь, ковер, окно; — море, река, бассейн.

Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас — прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! А что еще нужно?..

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий танцевального развлечения с детьми 5-7 лет Творчество дошкольников. Советы для родителей Консультация для родителей. Готовность ребёнка к школе Рекомендации для родителей от логопеда

Похожие статьи:

Консультация для родителей «Современные дети. Проблемы воспитания»

Сказка «Три медведя»

Материал: Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей — спичечные коробки.

Цель: Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат:

Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички — это Мишутка, целые спички — мама и папа, коробки — постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички — мама, а целая — Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: «Так не бывает».

Но предметная игра, игра с предметами заместителями — это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

Но, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную игровую роль. То есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, и осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым и внимательным с пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий при лечении. При этом он имеет право пользоваться игрушками — атрибутами, которые у него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, но в то же время имеет право жаловаться на самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более «развернутыми», дошкольники переходят от отдельных действий с игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) к воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую на себя роль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: