Урок химии в 8 классе по теме «Основания, их классификация и свойства»


Урок химии «Основания» /8 класс/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиновская средняя общеобразовательная школа»

пер.Школьный, д.2,с.Зиново, Ялуторовский район, Тюменская область,627031

тел. 8(34535)99117, тел/факс: 8(34535)99183, e-mail: [email protected]

Воробьева Людмила Валерьевна,

учитель химии,

первая квалификационная

категория

Тема урока химии в 8 классе: «ОСНОВАНИЯ»

Цель урока

: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.

Задачи урока

:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся об оксидах; познакомить

с основаниями; изучить классификацию и физические свойства; научить распознавать эти основания ; познакомить с применением в жизни оснований

  • Развивающие: закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать вывод
  • Воспитательные: способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе; вырабатывать у учащихся аккуратность

Оборудование

: карточки «Знаки химических элементов»; кроссворд; карточки с таблицей, комплект мультимедиа

Ход урока:

  1. Организационный момент.

«Мягкая посадка» (назвать знаки химических элементов)

  1. Проверка домашнего задания

Составьте формулы названных в тексте оксидов:

В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия ____(глина), оксид кремния (IV) ___ (песок), оксид железа (III) ___ (содержится в красном железняке).

Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода _____.

В воздухе есть оксид углерода (IV) ____ (углекислый газ).

В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _________ (угарный газ), оксид серы (IV) _____ (сернистый газ), оксид азота (II) _________ и оксид азота (IV)__________ .

Взаимопроверка

(на доске написаны ответы и шкала оценок:
Al2O3,SiO2,Fe2O3,H2O,CO2,CO,SO2,NO,NO2.
9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 6-4 балла – «3», 3 и менее баллов – «2»)

  1. Сообщение темы и целей рока

На доске записаны формулы веществ, обучающимся предлагается прочитать и дать название тем формулам, которые они знают:

Fe2O3, CuO, ZnO, NaOH, N2O5, H2O, Mg(OH)2, Li2O, Fe(OH)3, CaO, K2O, BaO, Ba(OH)2, SO3, Fe(OH)2

— К какому классу неорганических веществ они относятся? Как назвать одним словом?

— Можно ли сказать, что это бинарные соединения? Почему?

— Как назвать другие вещества?

— Чтобы узнать, нам необходимо отгадать кроссворд и в выделенных клетках вы прочтете их название.

1. Химический элемент или хвойный лес (БОР)

2. Химический элемент, заряд ядра которого +47. (СЕРЕБРО)

3. Химический элемент, этимология которого связана с географическим названием (названием страны) (ГЕРМАНИЙ)

4. Сложная нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов, нейтронов (АТОМ)

5. Самый распространенный оксид на Земле (ВОДА)

6. Неметалл, у которого относительная атомная масса равна 14. (АЗОТ)

7. Металл, у которого 11 электронов, 11 протонов и 12 нейтронов в атоме (НАТРИЙ)

8. Положительная или отрицательная частичка (ИОН)

9. Химический электрон, название которого состоит из названий двух животных (МЫШЬЯК)

— Как называются наши вещества? (ОСНОВАНИЯ)

— Таким образом, тема нашего урока ______ («Основания»)

— Какую цель поставим перед собой? (фиксируется на доске)

— А для достижения нашей цели, какие задачи поставим? (ответы детей фиксируются на доске)

  1. Изучение нового материала

1. Выведение определения.

— Чтобы решить нашу первую задачу, необходимо сравнить наши вещества. Чем отличаются и в чем их сходство. (ответы детей)

— Таким образом, делаем вывод, что основания – это … (совместно с детьми выводится определение)

— Сравним наше определение с определение в учебнике на с. 98.

(дети читают его, затем записывают в словари)

— Какова же общая формула оснований? (М(ОН)п, где М – металл, а п – число групп ОН-.

— Ион ОН- — это какой ион: простой или сложный? Почему?

— Положительный или отрицательный? Почему? (доказывают через заряд простых ионов).

2. Чтение и название оснований.

— Как будем читать формулы?

— Прочитайте формулы наших веществ.

— А теперь дайте им название. Чтобы узнать, как назвать основания найдите и прочитайте в тексте параграфа 19.

— Назовите наши вещества.

3. Классификация оснований (по отношению к воде)

— На какие две группы по отношению к воде можно разделить основания? (Растворимые, нерастворимые)

— Как узнать? (По таблице растворимости)

— Растворимые основания называют ЩЕЛОЧАМИ (словарная работа)

— Составьте схему в тетрадях «Классификация оснований» (проверка в парах)

— Приведите примеры растворимых оснований. Запишите их.

— Нерастворимых оснований. Запишите их.

ФИЗМИНУТКА

4. Знакомство с некоторыми представителями оснований.

Работа в группах. Заполнение таблицы

Название основания Химическая формула Тривиальное название Физические свойства Применение Примечание

— Проверка таблицы

  1. Закрепление изученного материала

— Почему гидроксиды натрия и калия называют едкими щелочами? (т.к. они очень едки, т.е. разъедают бумагу, кожу, ткани и другие материалы)

— Составьте формулы следующих оснований: гидроксид цинка, гидроксид алюминия, гидроксид меди (II), гидроксид меди (I), гидроксид лития.

— Составьте формулы оксидов, соответствующих нашим основаниям, и дайте им названия (ZnO,
Al2O3,CuO,Cu2О,Li2O)
— Рассчитайте массовые доли элементов кислорода (1 ряд) и водорода (2 ряд) в гидроксиде натрия.

Дано

:

NaOH

___________

Найти

:

w (O2)- ?

w(H2) — ?

Решение

:

1. Массовые доли элементов в веществе рассчитывают по формуле:

w (Э) = п*Аг(Э)

Мг(в-ва)

2. Найдем относительную молекулярную массу вещества (гидроксида натрия):

Мг (NaOH) = 23+16+1=40

3. Рассчитаем массовые доли элемента кислорода (1 ряд) в гидроксиде натрия:

w (O2) =1*16/40=0,4, или 40%

4. Рассчитаем массовые доли элемента водорода (2 ряд) в гидроксиде натрия:

w(H2) = 1*1/40=0,025, или 2,5%

Ответ

: w (O2) =0,4, или 40% ; w(H2) = 0,025, или 2,5%

  1. Подведение итогов урока

— Вспомните, какую цель и какие задачи урока мы ставили перед собой? Достигли ли мы цели урока? (ответы детей)

— Все ли задачи урока реализованы? Ничего не забыли? (ответы детей)

— Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку на полях в тетрадях, тетради оставьте на партах.

  1. Домашнее задание

— Параграф 19, повторить определения, химические знаки, формулы, решить задачи 4 или 5 на с. 102 (на выбор) и № 3, с.101

Приложение 1

ОСНОВАНИЯ

Название основания Химическая формула Тривиальное название Физические свойства Применение Примечание
Гидроксид натрия NaOH Едкий натр Твердое, белое вещество, гигроскопичное, хорошо растворяется в воде, при этом выделяется теплота. Раствор в воде мылкий на ощупь и очень едкий. В мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности С этим гидроксидом и его растворами надо обращаться осторожно, опасаясь, чтобы они не попали на одежду и тем более на руки и лицо, на коже от этого вещества образуются долго не заживающие раны
Гидроксид калия КОН Едкое кали Твердое белое вещество, хорошо растворимое в воде, при этом выделяется теплота. Раствор в воде мылкий на ощупь и очень едкий. В качестве добавки при производстве мыла, тугоплавкого стекла
Гидроксид кальция Са(ОН)2 Гашеная известь

Прозрачный раствор Са(ОН)2 — известковая вода

Рыхлый, белый порошок, немного растворимый в воде В строительстве при кладке и штукатурке стен, для побелки деревьев, для получение хлорной извести, которая является дезинфицирующим средством Получается при взаимодействии негашеной извести СаО с водой. Этот процесс называют гашением
Название основания Химическая формула Тривиальное название Физические свойства Применение Примечание
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: