Урок химии «Основания» /8 класс/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
пер.Школьный, д.2,с.Зиново, Ялуторовский район, Тюменская область,627031
тел. 8(34535)99117, тел/факс: 8(34535)99183, e-mail: [email protected]
Воробьева Людмила Валерьевна,
учитель химии,
первая квалификационная
категория
Тема урока химии в 8 классе: «ОСНОВАНИЯ»
Цель урока
: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.
Задачи урока
:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся об оксидах; познакомить
с основаниями; изучить классификацию и физические свойства; научить распознавать эти основания ; познакомить с применением в жизни оснований
- Развивающие: закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать вывод
- Воспитательные: способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе; вырабатывать у учащихся аккуратность
Оборудование
: карточки «Знаки химических элементов»; кроссворд; карточки с таблицей, комплект мультимедиа
Ход урока:
- Организационный момент.
«Мягкая посадка» (назвать знаки химических элементов)
- Проверка домашнего задания
Составьте формулы названных в тексте оксидов:
В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия ____(глина), оксид кремния (IV) ___ (песок), оксид железа (III) ___ (содержится в красном железняке).
Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода _____.
В воздухе есть оксид углерода (IV) ____ (углекислый газ).
В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _________ (угарный газ), оксид серы (IV) _____ (сернистый газ), оксид азота (II) _________ и оксид азота (IV)__________ .
Взаимопроверка
(на доске написаны ответы и шкала оценок:
Al2O3,SiO2,Fe2O3,H2O,CO2,CO,SO2,NO,NO2.
9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 6-4 балла – «3», 3 и менее баллов – «2»)
- Сообщение темы и целей рока
На доске записаны формулы веществ, обучающимся предлагается прочитать и дать название тем формулам, которые они знают:
Fe2O3, CuO, ZnO, NaOH, N2O5, H2O, Mg(OH)2, Li2O, Fe(OH)3, CaO, K2O, BaO, Ba(OH)2, SO3, Fe(OH)2
— К какому классу неорганических веществ они относятся? Как назвать одним словом?
— Можно ли сказать, что это бинарные соединения? Почему?
— Как назвать другие вещества?
— Чтобы узнать, нам необходимо отгадать кроссворд и в выделенных клетках вы прочтете их название.
1. Химический элемент или хвойный лес (БОР)
2. Химический элемент, заряд ядра которого +47. (СЕРЕБРО)
3. Химический элемент, этимология которого связана с географическим названием (названием страны) (ГЕРМАНИЙ)
4. Сложная нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов, нейтронов (АТОМ)
5. Самый распространенный оксид на Земле (ВОДА)
6. Неметалл, у которого относительная атомная масса равна 14. (АЗОТ)
7. Металл, у которого 11 электронов, 11 протонов и 12 нейтронов в атоме (НАТРИЙ)
8. Положительная или отрицательная частичка (ИОН)
9. Химический электрон, название которого состоит из названий двух животных (МЫШЬЯК)
— Как называются наши вещества? (ОСНОВАНИЯ)
— Таким образом, тема нашего урока ______ («Основания»)
— Какую цель поставим перед собой? (фиксируется на доске)
— А для достижения нашей цели, какие задачи поставим? (ответы детей фиксируются на доске)
- Изучение нового материала
1. Выведение определения.
— Чтобы решить нашу первую задачу, необходимо сравнить наши вещества. Чем отличаются и в чем их сходство. (ответы детей)
— Таким образом, делаем вывод, что основания – это … (совместно с детьми выводится определение)
— Сравним наше определение с определение в учебнике на с. 98.
(дети читают его, затем записывают в словари)
— Какова же общая формула оснований? (М(ОН)п, где М – металл, а п – число групп ОН-.
— Ион ОН- — это какой ион: простой или сложный? Почему?
— Положительный или отрицательный? Почему? (доказывают через заряд простых ионов).
2. Чтение и название оснований.
— Как будем читать формулы?
— Прочитайте формулы наших веществ.
— А теперь дайте им название. Чтобы узнать, как назвать основания найдите и прочитайте в тексте параграфа 19.
— Назовите наши вещества.
3. Классификация оснований (по отношению к воде)
— На какие две группы по отношению к воде можно разделить основания? (Растворимые, нерастворимые)
— Как узнать? (По таблице растворимости)
— Растворимые основания называют ЩЕЛОЧАМИ (словарная работа)
— Составьте схему в тетрадях «Классификация оснований» (проверка в парах)
— Приведите примеры растворимых оснований. Запишите их.
— Нерастворимых оснований. Запишите их.
ФИЗМИНУТКА
4. Знакомство с некоторыми представителями оснований.
Работа в группах. Заполнение таблицы
Название основания | Химическая формула | Тривиальное название | Физические свойства | Применение | Примечание |
— Проверка таблицы
- Закрепление изученного материала
— Почему гидроксиды натрия и калия называют едкими щелочами? (т.к. они очень едки, т.е. разъедают бумагу, кожу, ткани и другие материалы)
— Составьте формулы следующих оснований: гидроксид цинка, гидроксид алюминия, гидроксид меди (II), гидроксид меди (I), гидроксид лития.
— Составьте формулы оксидов, соответствующих нашим основаниям, и дайте им названия (ZnO,
Al2O3,CuO,Cu2О,Li2O)
— Рассчитайте массовые доли элементов кислорода (1 ряд) и водорода (2 ряд) в гидроксиде натрия.
Дано : NaOH ___________ Найти : w (O2)- ? w(H2) — ? | Решение : 1. Массовые доли элементов в веществе рассчитывают по формуле: w (Э) = п*Аг(Э) Мг(в-ва) 2. Найдем относительную молекулярную массу вещества (гидроксида натрия): Мг (NaOH) = 23+16+1=40 3. Рассчитаем массовые доли элемента кислорода (1 ряд) в гидроксиде натрия: w (O2) =1*16/40=0,4, или 40% 4. Рассчитаем массовые доли элемента водорода (2 ряд) в гидроксиде натрия: w(H2) = 1*1/40=0,025, или 2,5% Ответ : w (O2) =0,4, или 40% ; w(H2) = 0,025, или 2,5% |
- Подведение итогов урока
— Вспомните, какую цель и какие задачи урока мы ставили перед собой? Достигли ли мы цели урока? (ответы детей)
— Все ли задачи урока реализованы? Ничего не забыли? (ответы детей)
— Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку на полях в тетрадях, тетради оставьте на партах.
- Домашнее задание
— Параграф 19, повторить определения, химические знаки, формулы, решить задачи 4 или 5 на с. 102 (на выбор) и № 3, с.101
Приложение 1
ОСНОВАНИЯ
Название основания | Химическая формула | Тривиальное название | Физические свойства | Применение | Примечание |
Гидроксид натрия | NaOH | Едкий натр | Твердое, белое вещество, гигроскопичное, хорошо растворяется в воде, при этом выделяется теплота. Раствор в воде мылкий на ощупь и очень едкий. | В мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности | С этим гидроксидом и его растворами надо обращаться осторожно, опасаясь, чтобы они не попали на одежду и тем более на руки и лицо, на коже от этого вещества образуются долго не заживающие раны |
Гидроксид калия | КОН | Едкое кали | Твердое белое вещество, хорошо растворимое в воде, при этом выделяется теплота. Раствор в воде мылкий на ощупь и очень едкий. | В качестве добавки при производстве мыла, тугоплавкого стекла | |
Гидроксид кальция | Са(ОН)2 | Гашеная известь Прозрачный раствор Са(ОН)2 — известковая вода | Рыхлый, белый порошок, немного растворимый в воде | В строительстве при кладке и штукатурке стен, для побелки деревьев, для получение хлорной извести, которая является дезинфицирующим средством | Получается при взаимодействии негашеной извести СаО с водой. Этот процесс называют гашением |
Название основания | Химическая формула | Тривиальное название | Физические свойства | Применение | Примечание |