Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.
Кто входит в группу ОВЗ?
Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».
Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.
Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.
Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:
- Нарушение слуха, зрения, речи;
- Легкая задержка психического развития;
- Негативные психические состояния;
- Психопатоподобные формы поведения;
- Педагогическая запущенность;
- Легкая двигательная патология;
- Сложные формы аллергии;
- Часто повторяющиеся общие заболевания.
Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.
Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:
- охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
- представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
- обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
- оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.
Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью
Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.
В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:
- «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
- «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.
Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.
Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.
Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.
Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.
План-конспект индивидуального занятия для детей с ОВЗ по ФЭМП
План-конспект индивидуального занятия для детей с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений.
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах. Задачи: 1. Образовательные
: развить навыки узнавания геометрических фигур, закрепить соотнесение основных цветов, сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету, сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком и находить лишние.
2. Коррекционные:
развить познавательные навыки, мышление, произвольное внимание, концентрацию, зрительную память, связную речь, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные:
сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие, создать положительный эмоциональный фон.
Оборудование: вырезанные из картона или цветной бумаги фигуры (круги, квадраты, треугольники, ромбы, овалы, прямоугольники), полоски бумаги с нарисованными в ряд фигурами (образец), полоски белой бумаги, коробочка, альбомный лист, клей, фломастеры или карандаши. Тип урока: закрепление пройденного материала.
Ход урока
1. Организационный момент: Учитель: -Здравствуй, дорогой дружок! Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание, помоги нам потрудиться, к нам (имя ребенка) пришел(а) учиться! 2. Актуализация ранее полученных знаний: Учитель: — Сегодня мы с тобой поиграем в одну очень интересную игру, а называется она «Путаница». Закрой глаза! (Ребенок закрывает глаза, в это время учитель стопочками выкладывает на столе геометрические фигуры) Открывай глазки и посмотри, что я для тебя приготовила. Давай вспомним, как называются эти фигуры и назовем их цвета, а потом начнем играть. (Ребенок поочередно называет фигуры и их цвета) Молодец, а теперь поиграем! Сейчас я перемешаю все фигуры, а ты должен будешь найти и отдать мне все зеленые треугольники. (Ребенок находит зеленые треугольники и отдает их учителю) Хорошо, теперь найди все синие круги. (Учитель поочередно называет все фигуры и их цвета, ученик находит нужные) Посмотри, какие фигуры остались и назови их цвета (Фиолетовые и оранжевые прямоугольники, черные и белые ромбы) Положи черные ромбы на оранжевые прямоугольники, а черные ромбы спрячь под фиолетовыми прямоугольниками. Молодец, у тебя очень хорошо получилось! 3. Игра «Восстанови ряд». (тренировка зрительной памяти и произвольного внимания) : Учитель: — С первым заданием ты справился, теперь мы можем перейти к следующей игре. Внимательно посмотри на этот ряд с фигурами и постарайся запомнить все. (Учитель на протяжении 20 секунд показывает ребенку полоску бумаги с нарисованными фигурами, ребенок смотрит и запоминает) А теперь я спрячу картинку, а ты постарайся вспомнить и назвать все фигуры, которые были на ней изображены. (Ребенок называет фигуры) Молодец, попробуй расставить фигуры так, как они стояли на картинке (Учитель дает ребенку полоску бумаги и вырезанные фигуры) Хорошо, давай проверим, правильно ли у тебя получилось! (Учитель демонстрирует ребенку образец, вместе с учащимся находит ошибки. Игра повторяется несколько раз. Количество фигур постепенно увеличивается : от двух до четырех и более) 4. Пальчиковая гимнастика: Учитель: — Прежде чем продолжить играть, давай разомнем наши пальчики! Внимательно смотри на меня и повторяй движения. Будем с пальцами играть и фигуры называть! Вот квадрат (Поднять вверх указательные пальцы, выставить под прямым углом большие пальцы, сначала соединить кончики указательных пальцев друг с другом, потом соединить кончики больших пальцев), а вот кружок (Соединить подушечки указательных и больших пальцев, округлить пальцы), ну-ка не ленись, дружок (Погрозить указательным пальцем), треугольник покажи (Соединить указательные пальцы «домиком», большой палец правой руки положить на большой палец левой), в ромбик пальчики сложи (Опустить большие пальцы вниз, соединив их «домиком»), а теперь прямоугольник и овал всем покажи (Соединить кончики больших и безымянных пальцев для получения прямоугольника,соединить кончики больших и указательных пальцев, после чего предать им форму круга, немного опустить их для получения овала). 5. «Что забыл художник?» (игра для развития мышления и мелкой моторики) : Учитель: — Мы немного отдохнули и подготовили пальчики к работе. Посмотри, один знакомый художник подарил мне четыре картинки, он нарисовал на них узор, но забыл, какая фигура должна стоять в конце. Как ты думаешь, какую фигуру забыл нарисовать художник? (Учитель показывает ребенку бумажные полоски с нарисованным орнаментом из фигур : фигуры расставлены в ряд, одна или две пропущены. Ребенок должен понять закономерность и назвать недостающую фигуру). Молодец, художник действительно забыл нарисовать эту фигуру, давай поможем ему это сделать и закончим картинку! (Учитель помогает ребенку обвести и раскрасить фигуру. Если ребенок может нарисовать фигуру самостоятельно, учитель контролирует правильность выполнения задания и помогает сделать работу аккуратно. Игра повторяется несколько раз) 6. «Найди лишнее» (игра для развития мыслительной деятельности, связной речи): Учитель: — Ты большой молодец! У меня есть для тебя еще одна интересная игра. Она называется «Найди лишнее». Сейчас я расставлю фигуры в ряд, а ты постарайся найти лишнюю и объясни, почему лишняя именно она. (Учитель выкладывает на парте ряд из трех-четырех фигур, добавляя одну лишнюю. Сначала фигура является лишней по форме (напр., 3 круга и 1 квадрат), а затем по цвету (напр., 3 желтых круга и 1 синий). Ребенок должен не только указать на лишнюю фигуру, но и развернуто объяснить свой выбор) 7. «Волшебная коробочка» (игра для развития узнавания геометрических фигур): Учитель: — Посмотри, что у меня есть! Это «волшебная коробочка» и сегодня ты можешь с ней поиграть. Закрой глаза! (ребенок закрывает глаза, учитель помещает на дно «волшебной коробочки» одну геометрическую фигуру. Фигура должна быть достаточно крупной) А теперь опусти руку в коробочку и попробуй определить, какая фигура в ней спряталась. Доставать фигуру нельзя! (Игра повторяется несколько раз. Открывая глаза, ребенок называет цвет фигуры) 8. «Веселые картинки» (тренировка мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, воображения) Учитель: — Давай немного пофантазируем и попробуем составить веселые картинки из фигурок, а потом сделаем из них аппликацию. (Если ребенок испытывает затруднения при выполнении задания и не может самостоятельно составить картинку с использованием геометрических фигур, учитель предлагает ему образец). 9. Заключительный этап: — Давай вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Какая игра понравилась тебе больше всего? Какое задание было самым трудным? Молодец, ты очень хорошо поработал сегодня! Я жду тебя на следующем уроке. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Математический праздник в детском саду. Старшая группа Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Решение задач Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Путешествие по стране «Математика»
Похожие статьи:
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой
Методическое подспорье для педагогов
Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.
Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:
- «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
- «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
- «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
- «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».
В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?
Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.
Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.
Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.
На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.
Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.
Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.
Направления коррекционной работы с детками
С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.
Так, большое внимание уделяется таким направлениям:
- Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.
Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.
- Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
- Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.
Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.
Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.
- Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:
- проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
- развивать моторику пальчиков;
- прививать культурные и гигиенические навыки;
- организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
- создать благоприятную атмосферу в группе;
- консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.
Работа няни с ребенком с ОВЗ
Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.
Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ
Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:
- организует взаимодействие учителей;
- работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
- корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
- разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
- повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
- консультирует родителей малыша.
Работа логопеда с ребенком с ОВЗ
Логопед должен:
- диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
- разрабатывать индивидуальные планы обучения;
- проводить индивидуальные занятия;
- консультировать педагогический состав, включая родителей.
Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ
Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.
Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ
Музыкальный работник:
- занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
- подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
- использует инструменты музыкальной терапии.