Презентация к уроку по музыке на тему: Глинка. «Иван Сусанин» — презентация


Презентация «Подвиг Ивана Сусанина»


Центр АРТ- образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)

Презентация к уроку истории.

Тема: Подвиг Ивана Сусанина.

Учитель истории: Мухаметзянова Лариса Викторовна

Ученик: Писарев Иван 7 «Б» класс

МБОУ «СОШ №11» г. Альметьевск

Село Домнино Костромской области

Несколько лет назад в заболоченной местности близ села Домнина Костромской области местные археологи при раскопках обнаружили около сорока непогребенных человеческих останков. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты и — один восьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи сразу же выдвинули версию, что православный крест принадлежал убитому поляками Ивану Сусанину, а католические — тем самым полякам и литовцам, которых он завел в болото.

Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896-1897 годы, считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. Некоторые краеведы утверждали, что тело Сусанина погребли не в Домнине, а в селе Исупове близ Исуповских болот. Но были историки, считавшие, что Иван Сусанин вообще не был похоронен, так как его изуродованные оккупантами останки не сумели найти, а известие о его мученической смерти исходит от тех немногих поляков и литовцев, которым удалось выбраться из болота и выйти к Белу-озеру

.

Земский Собор 21 февраля/ 5 марта 1613г.

21 февраля/ 5 марта 1613 года Великий Земский собор в московском Успенском соборе единодушно избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны.

Михаил Федорович Романов

Однако самого Михаила Романова, как и его отца, патриарха Филарета, плененного поляками, на Соборе не было. 28 октября 1612 года Михаил Федорович и его мать Марфа Иоанновна бежали из захваченного поляками Московского Кремля в Кострому, а оттуда — в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы.

Марфа Иоанновна Романова

По преданию, Марфа Иоанновна оставила сына в Домнино, под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Успененского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням.

20 марта (2 апреля н.ст.) 1613 года поляки, узнав, очевидно, об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова.

Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, присыпав тлеющими головешками — как будто пожар произошел только что.

Вскоре польско-литовский отряд вошел в деревню Деревеньки близ Домнина, где и проживал Иван Осипович. Здесь интервенты, как свидетельствовал в 1731 г. правнук Сусанина И.Л.Собинин, устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам. Кто-то не выдержал, сказал, что Михаил Романов в Домнине.

Поляки силой вынудили старосту Ивана Сусанина идти с ними проводником до этого села. Иван Осипович повел отряд в сторону от Домнина, к болотам. Но перед этим он успел отдать указание верным людям, чтобы они помогли Михаилу Федоровичу выбраться из ямника и бежали с ним в Кострому, в Ипатьевский монастырь.

Ипатьевский монастырь

  • Сусанин, заведя вражеский отряд верст на десять в гибельную топь, решил, что теперь ляхам нипочем не догнать Михаила Федоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести «гостей» обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его «великими, немерными пытками» и «замучили его до смерти», как сказано в грамоте царя Михаила Федоровича от 30 ноября 1619 года.

Грамота царя Михаила от 30 ноября 1619 года.

Слова историка протоиерея П. Островского о Сусанине:

В 1864 г., опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П.Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России».

Что же произошло с Романовыми после 20 марта 1613 года?

Как и надеялся Иван Сусанин, им удалось укрыться в Ипатьевском монастыре.

Торжественное посольство от Земского собора.

Через неделю, 27 марта, сюда прибыло из Москвы торжественное посольство от Земского собора и объявило Михаилу Федоровичу волю народа о призвании его на русский престол.

Юный царь Михаил Романов

Юный Романов отказывался от этого тяжкого бремени, даже плакал.

Тогда архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону Божией матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой (ею великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына, святого благоверного князя Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Бречиславой), и сказал Михаилу и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». Тогда Марфа Иоанновна подвела сына к Феодоровской иконе и, пав на колени, сказала со слезами: «Да будет воля Твоя, Владычице! Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое: наставь его на путь истины, на благо себе и Отечеству».

Венчание на царство Михаила Романова

11 июля 1613 г., в день, когда юному государю исполнилось 17 лет, совершилось его венчание на царство.

Используемая литература

  • Зонтиков Н. А.
    Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность . — Кострома, 1997. — С. 27. — 352 с.
  • Зонтиков Н. А.
    Иван Сусанин: легенды и действительность // Вопросы истории. 1994, N 11;
  • Соловьёв С.
    История России с древнейших времен
  • Зонтиков Н. А.
    «За службу к нам, и за кровь, и за терпение…» // альманах «Костромская земля». 1992, N 2 С. 39-54;
  • Толстов В. А.
    Н. И. Костомаров и В. А. Самарянов: два взгляда на историческую достоверность личности Ивана Сусанина // Смутное время и земские ополчения в начале XVII века. К 400-летию создания Первого ополчения под предводительством П. П. Ляпунова. Сборник трудов Всероссийской научной конференции. Рязань, 11-12 апреля 2011 г. / Отв. ред. д.и.н., проф. В. Н. Козляков. Рязань, 2011. С. 249—257

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)


Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887 год


Федор Федоровский. Эскиз декорации к заключительной сцене оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939


Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1951. Иллюстрация: art16.ru

1. Идею создать оперу о подвиге Ивана Сусанина Глинке предложил его друг Василий Жуковский: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей», — вспоминал потом композитор.

2. В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нем способность сочинять слова уже к готовой музыке: «У Розена по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, то есть размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана. Когда же размер и мысль [не] подходили к музыке и [не] согласовались с ходом драмы, тогда являлось в моем пиите необыкновенное упрямство. Он каждый свой стих защищал с стоическим геройством».

3. Зрители музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

4. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: «Первая редакция была — перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» — в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский». Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй» (Леонид Сабанеев. «Воспоминания о России»).


Петр Вильямс. Эскиз декорации «Доминино» к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939. Иллюстрация: tamart.ru


Рисунок по мотивам оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Иллюстрация: intoclassics.net


Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». Театр имени Кирова. 1940. Иллюстрация: megabook.ru

Конспект урока по музыке на тему «Опера «Иван Сусанин» (7 класс)

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля»

Организация урока «…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

К.Рылеев

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(1 ряд — «Партер», 2 ряд — «Ложа», 3 ряд — «Бельэтаж»).

Учитель: Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

Основная частьУчитель: А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

Ученики: М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает О событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской — войска Польского.

Учитель: Кто главный герой этой оперы?

Ученики: Герой этой оперы — костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой. Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории. Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами: сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдает свою жизнь за отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

Содержание оперы

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:”Беда всем незваным злым гостям!”Отрезвляюще звучат слова Сусанина:“ Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот — враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. «Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!» Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда . Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется. Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами. Действие четвертое. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина. Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же — Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

ИТОГ УРОКА:

Учитель: Сегодня мы …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]