Методические рекомендации по оформлению речевых уголков в старших возрастных группах дошкольного учреждения


Назначение уголка речевого развития в ДОУ

Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:

  • насколько он уверен в себе;
  • как легко он может формулировать мысль;
  • степень восприятия больших объемов поступающей информации.

Зона развития речи

Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.

Задачи и цели создания речевого уголка

Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.

Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.

Оформление речевого уголка своими руками

Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.

Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития

Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:

  • Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
  • Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
  • Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.

Включение пальчикового театра

Паспорт речевого уголка

Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):

  • Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
  • Перечень книг, из которых состоит библиотека;
  • Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
  • Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
  • Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
  • Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)

Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Как назвать уголок развития речи

Название уголка должно привлекать детей и вызывать у них положительные эмоции. Лучше, если оно будет связано с одушевленной куклой — хозяйкой образовательной зоны. Например, если в качестве хозяина уголка выбран попугай, его можно назвать Говоруном, а уголок — «Остров устных сокровищ». Когда хозяйкой является Василиса Премудрая, ее развивающее владение можно назвать «Королевством слов», а если к обучению будет приглашать лягушка, в качестве названия подойдет словосочетание «Речевой ручеек».

Виды и способы оформления речевого центра

Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.

Использование табличек и знаков

Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.

Придумываем одушевленный персонаж

В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.

Оснащение речевого уголка старшей группы

Екатерина Котёлкина

Оснащение речевого уголка старшей группы

Речевой уголок представлен собой специальное оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а так же занятий организационной образовательной деятельностью.

При подборе составляющих речевого уголка я учла: программы общеобразовательного развития МБДОУ детский сад №229.

Из задач по речевому развитию для детей старшей группы:

Наполняемость группы,

Разнообразия материалов,

Возрастные и индивидуальные особенности детей,

Структуру речевых нарушений некоторых воспитанников,

Доступность,

Системность,

Эстетику оформления.

В его оборудование входит: полка стеллажа, игровой, дидактический и наглядный материал стимулирующую речевую деятельность и речевые общения детей.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал,направленный на развитие:

Формирование фонематического восприятия и слуха

Правильное звукопроизношение

Развитие мелкой моторики

Развитие связной речи

Формирование лексеко-грамматических категорий

Развитие словарного запаса.

Материл содержащийся в уголке речевого развития носит многофункциональный характер, используется в разных целях.

Игры подобранны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющую психическую базу речи.

Дидактическое оснащение речевого уголка удовлетворяет потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития.

Создавая развивающую среду группы, педагог постарался учесть комфорт и эстетику обстановки.

Так как формирование должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Дидактический материал в речевом уголке группы

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Детские музыкальные инструменты, дудочка, бубен, погремушка, барабан, игры со звуками (звуки З, С, Ж, Ш, картотека фонематических потешек.

Закрепление навыков правильного звукопроизношения

Чистоговорки со звуками, скороговорки, игры со звуками (З, С, Ж, Ш)

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика, картотека артикуляционной гимнастики по сказке «Веселая прогулка язычка»

Дыхательная гимнастика: воздушные шарики, домик, мыльные пузыри, футбольное поле.

Развитие мелкой моторики

Мозаика, шнуровка, игры с прищепками, счетные палочки (выкладывание по рисунку, обведи линии и фигуры по пунктиру, закончи штриховки фигур, прописи печатные буквы «От буквы к слову»

, прописи печатных цифр от 1 до 10, картотека пальчиковых игр.

Развитие связанной речи

Наглядные — дидактические пособия, мини — энциклапедии, книги беседы (автор Татьяна Андреевна Шорыгина, стихи, загадки, разные виды театра, мнемотехника, детские книги сказок.

Активация словаря, обобщающих понятий и лексика — грамматических категорий

Кубики азбука, развивающая игра — лото, предлоги (С, ИЗ, ЗА, У, НАД, игра «Назови ласково»

, игра
«Один — много»
, игра
«Мои, моя, мое»
, игра
«Посчитай-ка до 10»
.

Развитие словарного запаса

Наглядные – дидактические пособия, сюжетные картинки, игры с мячом для развития речи детей.

Я считаю, что, таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

Информационное наполнение речевого уголка

Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи:

  • мелкая моторика;
  • логоритмика;
  • артикуляция;
  • фантазия;
  • познавание мира через чтение;
  • дыхательная гимнастика;
  • театр пальчиков.

Рекомендации по наполнению речевых уголков в разных возрастных группах

Рекомендации

по наполнению речевых уголков в разных возрастных группах

Рекомендации

по наполнению речевого уголка
младших групп.
Для развития артикуляционного аппарата (предметные картинки- карточки с артикуляционными упражнениями: «Лягушки, слоник, Блинчик, Сытый хомячок, Голодный хомячок»), артикуляционная гимнастика в стихах.

Для развития мелкой моторики (шнуровки; массажные валики, мячики, прищепки; пальчиковые игры и т.д., соответственно возрасту.

Для развития речевого дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);

Для развития слухового внимания игры на развитие слухового внимания типа «Где позвонили?» с музыкальными инструментами, колокольчиками и т.д.

Для развития словаря, грамматического строя речи картинный материал по лексическим темам

Для развития связной речи программные произведения для младшей группы, сюжетные картинки.

Рекомендации

по наполнению речевого уголка
средней группы
Для развития артикуляционного аппарата (предметные картинки- карточки с артикуляционными упражнениями: «Лягушки, слоник, Блинчик, Чашечка, Часики, Качели, Лошадки»), артикуляционная гимнастика в стихах.

Для развития мелкой моторики (шнуровки; массажные валики, мячики, прищепки; пальчиковые игры соответственно возрасту.

Для развития речевого дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);

Для развития слухового внимания игры на развитие слухового внимания, дидактический материал: з

вучащие предметы
(
музыкальными инструментами, колокольчиками, тарахтелки);

Для развития правильного звукопроизношения дидактические игры и упражнения. Игры, формирующие и закрепляющие правильное произношение звуков (с, з, ц.), картотека чистоговорок, потешек на данные звуки.

Для развития словаря, грамматического строя речи картинный материал по лексическим темам, игры на обобщение, классификацию предметов, игры «Один, много», «Скажи ласково» и т.д.

Для развития связной речи программные произведения для средней группы, сюжетные картинки.

Рекомендации

по наполнению речевого уголка
старшей группы
Для развития артикуляционного аппарата (предметные картинки- карточки с артикуляционными упражнениями: «Блинчик, Чашечка, Часики, Качели, Лошадки, Грибок»), артикуляционная гимнастика в стихах.

Для развития мелкой моторики карточки со штриховкой, с упражнениями по клеточкам для развития мелкой моторики.

Для развития речевого дыхания набор предметов на развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, свистки, воздушные шары, шарики, палочки. погремушки с вращающими частями, бабочки на ниточке, снежинки и т.д.

Работа с детьми в уголке

Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.

Формы образовательной деятельности в речевом уголке

Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.

Наличие зоны для индивидуальных занятий

Речевые дидактические игры

Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:

  • «Закончи слово»;
  • «Ассоциации»;
  • «Назови слова на заданную букву»;
  • «Выбери лишнее слово из предложенного ряда».

Речевой центр развития связной речи

Артикуляционная гимнастика для детей

Для наилучшего развития артикуляции зона должна иметь одно общее зеркало, где ребенок вместе с преподавателем будет тренироваться, и одно индивидуальное, — в котором воспитанник сам будет трудиться над постановкой звуков.

Детская речь как средство общения: этапы развития и функции

Привлекательный образовательный центр, уроки в котором проходят весело и интересно, способствует непосредственному развитию речи с богатым словарным запасом, которая станет надежным помощником в адаптации ребенка в школе и повысит его уверенность в себе.

Оформление центра речевого развития

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками.

Это может быть коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность.

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

    «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название. «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
Названия центра речевого развития

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.

    Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».

Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».

Содержание центра речевого развития

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

    Шкаф/стеллаж с полками. Столик или полка для временных выставок. Рабочий стол и стульчики.

Оборудование в уголке развития речи:

Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.

Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.

Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».

Состав материальной базы уголка речевого развития

Наглядные материалы, пособия
    Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д. Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития
    Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры. Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов. Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания
    Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки. Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики. Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы
    Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей. Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.). Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Материалы для игр-драматизаций
    Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо. Старшие дошкольники: марионетки, головные уборыперсонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: