Образовательная ситуация в старшей группе «Фронтовое письмо»
Гущина Юлия Михайловна
высшая квалификационная категория
г. Сызрань Самарской области
СП ГБОУ ООШ № 23 «Детский сад № 70»
образовательная ситуация «Фронтовое письмо»
старшая группа
Образовательная деятельность в старшей группе: «Фронтовое письмо»
Задачи:
«Познавательное развитие»:
Закрепить представления о Великой Отечественной Войне, ветеранах, празднике Победы. Расширить представления о средствах связи в военные годы – переписке между фронтом и тылом. Упражнять в умении соотносить последовательность работы с алгоритмом выполнения. Закрепить состав семьи.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать умение изображать сюжет на заданную тему, используя разные техники рисования. Научиться складывать бумагу в фронтовой конверт. Развивать умение слушать песни военных лет, понимать смысл песен.
«Социально-коммуникативное развитие»
Объяснить, что письмо – это личное сообщение, и читать чужие письма некорректно.
«Речевое развитие»:
Упражнять в умении связно и грамотно высказывать свои мысли, доказывать свое мнение. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя точно и лаконично.
Методы и приемы:
Беседа, вопросы, создание проблемной ситуации, самостоятельная работа детей, рассматривание фронтового письма, составление схемы последовательности выполнения работы..
Материалы и оборудование:
Обруч, фронтовое письмо, бумага, карандаши, восковые мелки, алгоритм складывания письма на каждого ребенка
Программное обеспечение:
Магнитофон. Запись военных песен.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности: |
Продуктивная | Складывание бумаги в фронтовое письмо. |
коммуникативная | Беседа, рассматривание письма, ситуативный разговор о войне и родах войск, активизация словаря |
двигательная | Перемещение между разными зонами деятельности , пролезание в землянку |
Познавательная | Закрепление знаний о войне, ветеранах, военной переписке |
Музыкально-художественная | Слушание военных песен |
Логика образовательной деятельности:
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель собирает детей около себя. Ребята, какой скоро будет праздник? 9 мая – день Победы. Кто празднует этот праздник? Кому мы благодарны за праздник, за Победу? (ветеранам ) | Дети отвечают на вопросы | Настроить детей на образовательную деятельность. Подвести к беседе о фронтовых письмах. |
Ветераны сейчас очень-очень старенькие. Это наши прадедушки и прабабушки. И в праздник 9 мая они любят вспоминать годы войны: как воевали, как защищали Родину. У каждого солдата в тылу была семья. (попросить перечислить членов семьи). | Перечисляют членов семьи. | Закрепить состав семьи. | |
Каждая семья переживала за своего бойца. У кого-то на войне воевали мамы, папы, у кого-то дети, братья. И случалось так, что родные месяцами ничего не знали о своих военных. А как раньше можно было узнать друг о друге? (Не было телефонов, телевизоров и т.д.) Подвести к тому, что люди переписывались друг с другом, посылали письма. Во время войны очень опасна была работа почтальона. Ему приходилось доставлять письма с самой линии фронта, находясь под обстрелом врага | Высказывают свои версии. Слушают педагога. | Расширить представления о средствах связи во время войны. | |
2 | Слушание песни «Здесь птицы не поют» Вопросы по содержанию песни: «Почему почтальону было тяжело находить солдат?» «Что приносил солдатам почтальон?» | Дети слушают песню внимательно, отвечают на вопросы. | Закрепить представления детей о работе военного почтальона |
3 | Показать и рассмотреть фронтовое письмо. Обратить внимание на то, что раньше письма посылали без конвертов, сворачивая особым образом само письмо. Предложить догадаться, почему не использовались конверты? | Дети рассматривают письмо, наблюдают за его складыванием, высказывают свои мнения по заданному вопросу. | Познакомить с фронтовым письмом. |
4 | А вы хотите побыть солдатами? Давайте представим, что мы – солдаты и будем писать письмо своим родным. Кому вы будете писать? О чем? (предложить нарисовать солдатские будни, военные действия, состояние здоровья и т.д.) А как же мы пошлем наши письма? Мы умеем складывать фронтовое письмо? Я буду почтальоном и научу вас складывать письмо по-фронтовому. | Дети отвечают на вопросы, обнаруживают проблему. | Введение в игровую ситуацию |
5 | Объяснение алгоритма складывания. Показ последовательности складывания письма. Рассматривание алгоритма складывания. Нацеливаю детей на то, что модель может нам помочь вспомнить что, за чем и как нужно делать. | Дети слушают и изучают схему последовательности работы. | Использование схемы последовательности действий. |
6 | Выполнение работы. Солдаты писали письма в землянках или в укрытиях, чтобы чувствовать себя в безопасности. В землянку надо подползти. Дети пролезают через обруч, берут бумагу, приступают к работе. Во время выполнения работы звучат военные песни. | Пролезают в землянку, рисуют письмо, складывают письмо. | Использование схемы в работе. |
7 | Итог. Любование. Дети показывают свои письма друг другу, передают почтальону (воспитателю). Обращаю внимание детей на то, что письмо – это личное сообщение. Читать и подсматривать в письмо, даже если очень интересно – некрасиво. Так поступать нельзя. | Дети показывают свои письма друг другу, передают почтальону (воспитателю). | Создание благоприятной обстановки в группе, нацеливание на дальнейшее применение новых знаний. |