Практикум для педагогов на тему «Социоигровые технологии в развитии личности ребенка -дошкольника»


Социоигровые технологии в работе с дошкольниками

Педагогическая технология. Социо-игровая деятельность дошкольников
«Главная забота воспитателей- не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь недидактическая вещь как дружба». Е.Е.ШулешкоОснователи социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов.АКТУАЛЬНОСТЬ Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». ЦЕЛЬ: — организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Законы общения: — не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его; — не ворчать, не ныть, не бурчать; — умейте найти ошибку и имейте смелость признать её; — будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными; — относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании; — поддержи, помоги подняться и победить; — задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче; — не возноси себя над другими, вознеси ближнего; — дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему. ЗАДАЧИ: -Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. -Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя. -Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия. -Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью. -Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.


ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе. ПРИНЦИПЫ: — Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. — Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. — Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. — Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. — Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. — Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно. — Движение и активность. — Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: — Игры с правилами. — Игры-соревнования. — Игры-драматизации. — Режиссёрские игры. — Сюжетно-ролевые игры. — Сказкотерапия. — Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. — Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности. — Тренинги. — Самопрезентация. ГРУППЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ 1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; 3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. 4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия. 5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. — Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым. — Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию. — Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам. -У детей нет чувства страха за ошибку. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА: 1 ПРАВИЛО: Работа в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. В таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими. Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «чужими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения. 2 ПРАВИЛО: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться. 3 ПРАВИЛО: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. 4 ПРАВИЛО: Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 5 ПРАВИЛО: Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме. 6 ПРАВИЛО: В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше. ЭТАПЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ: — на первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); — на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу; — на третьем этапе общение – это педагогическое средство, то есть через общение педагог обучает дошкольников. ПЛЮСЫ СОЦ- ИГРОВОГО СТИЛЯ: — отношение «ребенок – сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком; — дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога; — дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения; — дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих); — общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами; — дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; — социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ДОУ: 1 СОВЕТ: Быть готовым к собственным промахам: -Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам, так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной. -Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание образовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и самого ребёнка. 2 СОВЕТ: Не разжевывать смысл задания -Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку. -В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться. -Иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей. 3 СОВЕТ: Обращать внимание на интересные неожиданности -Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей. -Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же тётя меня похвалит». 4 СОВЕТ: Видеть в детских отказах ценные подсказки -Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) — снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволят отказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе. -Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его как своевременную подсказку, подаренную ребёнком. 5 СОВЕТ: Умейте порадоваться шуму -Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей. -Необходимо быть внимательным к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! -Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций». И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детей желание работать. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Цель:
побуждение их к социальной активности и саморазвитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Задачи:
— усвоение родителями активных форм познания; — совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе; — обеспеченье душевного благополучия; — коррекция импульсивного поведения. Оригинальность СМИ в ее универсальности: их можно использовать как на разных этапах (родительские собрания), так и на отдельно взятых мероприятиях.
Эффективность:
применение данной технологии приводит: — к сплочению детско- родительского коллектива группы; — к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы и ДОУ, в различных интелектуальных и творческих конкурсах; — к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

(Для участия в мастер-классе приглашаются 6 человек.)

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.

Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.

Новизна опыта моей работы состоит в том, что игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Выбрав тему, поставила перед собой цель:

Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у детей.

2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т.д.).

3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.

4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

I. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

Участники мастер-класса работают в парах, у каждой пары 5 конвертов.

В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.

Задание участникам: Как бы вы использовали на образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?

Пока участники готовятся, работа с аудиторией.

Чистоговорка «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра). Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру). Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

Отгадайте загадки и решите кроссворд.

· На резиновом ходу все дороги обойду. Пассажира отвезу и на стройке помогу.

· Его пинают, а он не плачет. Его бросают – назад скачет.

· Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел под облака.

· Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.

– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

– Как их можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Ответы участников мастер-класса.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.

Задание участникам: Провести сюжетную линию через все этапы образовательной деятельности по обучению грамоте. Составить примерный план образовательной деятельности в ходе, которой дети выполняют разнообразные задания с героями сюжета.

Работа с аудиторией.

Игра «Собери слово».

Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять (ра – ду – га).

Игра «Кто больше составит слов».

Из букв словарадугасоставим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да )

Ответы участников мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

Конверт №3.

1 пара. Пособие «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

2 пара. Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.

3 пара. Пособие «Веселые путешественники». Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения.

Задание участникам: Рассказать с какой целью используются данный наглядный материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

«Поиграем в рифмы»:

  • чайка – майка, гайка, лайка, зайка; печь – речь, течь, меч, жечь; дом – том, ком, ром, сом, лом.

Ответы участников мастер-класса.

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

В конверте №4 находятся стихотворные тексты, картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.

Задание участникам: Рассказать, как можно использовать этот материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

Игра «Новое слово»

— Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (коньки).

— Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (фасоль).

Ответы участников мастер-класса.

V. Использование дидактических игр. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.

Задание участникам: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя, сказочный персонаж или игрушку.

Работа с аудиторией.

Игра «Измени слово»

· В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).

· Измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (пар, бар, дар, жар).

Ответы участников мастер-класса.

Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.

Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение. Прикрепите бабочку.

Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.

Социо – игровая технология

Выступление на семинаре «Социо – игровая технология в ДОУ»

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, постоянно самосовершенствоваться и непрерывно учиться. Чтобы эти качества проявлялись, необходимо уметь слышать ребенка.

Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». В развитии всех этих качеств может помочь социоигровая технология.

2 слайд: Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

3 слайд: Поэтому Девизом каждого из педагогов должны быть слова: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

4 слайд: Социоигровая технология основывается на социоигровом методе Шулешко, Букатова, которые о. Поэтому социоигровая технология отличается от традиционной педагогики.» Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

5 слайд: Основными задачами социоигровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

6 слайд: Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

7слайд: Что это значит?

-Движение — под любым предлогом. Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать.

-Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

-Работа малыми группами 3-6 человек. Все группы должны подчиняться правилам, которые заранее обговариваются и постоянно напоминаются детям.

— один за всех и все за одного

— капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана

-одна команда отвечает. а другие слушают

— когда работаешь – не мешай другому

— справился сам – помоги друг

— умей принять помощь

— главное не бояться отстаивать свою правоту.

Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

-Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.

-Открыть широкий путь игре.

-Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.

8 слайд: Существует несколько принципов, руководства в работе с детьми по социоигровой технологии:

  • Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно –то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
  • Принцип полифонии. За 133 — мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Что это значит: ребенку добывать знания вместе с ровесниками более интересно, он более мотивирован. В итоге дети получают новые знания, одни побольше. другие поменьше в силу своих индивидуальных особенностей.

9 слайд:

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

  1. Игры — задания для рабочего настроя («Тень — потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает — не летает» и др.).
  2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом («Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.).
  3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха («Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.)
  4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно — исполнительский результат («Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.).

10 слайд: таким образом, применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков. в результате работы у дошкольников проявляется любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами предметов, с законами жизни природы, у детей преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень творческих способностей.

11 слайд: литература по технологии

12 слайд: заказ литературы.

13 слайд: спасибо за внимание

Презентация на тему «Использование элементов социоигровой технологии в развитии дошкольников»

Игры и упражнения для работы с детьми в рамках социо – игровой технологии

В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.)

Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.

На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в группу рабочего настроя («Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри» и др.)

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки: «Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда» и др.

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. Сюда входят: «Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.

Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;

одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.);

по количеству стульев, расставленных за каждым столом;

по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;

со своими друзьями;

с тем, с кем живешь рядом;

с кем спишь рядом в детском саду;

с кем вместе сидишь за обеденным столом;

с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);

по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;

найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.

отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;

геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;

геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;

мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.;

муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

Каждому ребенку даётся какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами) и представляет его для всех

Возможные варианты заданий:

составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.

нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;

составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Предлагают детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.

Игры:

«Тень»

У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на неё внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, спит, занимается. Я предлагаю вам побыть не собственной тенью, а тенью других. Пусть один из вас будет человеком, а другой тенью.

«Общий круг»

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас встанем, но только так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (единственным верным решением здесь является круг). Когда все дети встали в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнёт здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Передай движение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причёсывается, моет руки, подметает и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему, своё движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдёт очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают своё движение и не передадут его по кругу.

Буклет «Социо-игровая технология»

Буклет «Социо-игровая технология»

Карты социо-игровая технология

Игры социо-игровой технологии

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Мастер-класс «Применение игровых технологий в реализации педагогического проекта «Зеленый огонек».

Рязанова Татьяна Викторовна, воспитатель МДОУ ДС №52 г.Копейск

— Добрый день, уважаемые коллеги! Из 15 лет педагогической деятельности 6 из них я работаю воспитателем, получая огромное удовольствие от того, чем я занимаюсь. В свое работе мне удалось выделить наиболее актуальные вопросы взаимодействия с детьми. Они обозначены на слайде и у вас на карточках.

  • Какие методы обеспечат своевременное интеллектуальное развитие ребенка?
  • Как обучить ребенка безопасному поведению?
  • В чем особенности экологического воспитания дошкольников?
  • Как приучить детей к труду?
  • В чем своеобразие воспитания патриотизма у дошкольников?
  • Где граница между воспитанием безопасного поведения и бесконечными запретами?

— Хотите еще добавить? Пожалуйста.

— Прошу вас назвать 3 наиболее актуальных вопроса, на ваш взгляд.

— Картина пестрая, и это объяснимо. Ведь все обозначенные проблемы важны для полноценного, своевременного развития ребенка и решаются комплексно, но в работе каждый из нас определяет для себя приоритеты.

Мне близка позиция тех педагогов, которые поставили вопрос обучения ребенка безопасному поведению на первое место. Он актуален для всех звеньев образования. Именно эту тему мы и обсудим сегодня в мастер-классе, конкретизируя ее так: «Применение игровых технологий в реализации педагогического проекта «Зеленый огонек».

Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей.

Итак, другими словами, мы ведем речь о профилактике ДДТТ. Все ли у нас идет гладко? Какие основные трудности возникают? Давайте обменяемся мнениями. (Отсутствие должной поддержки со стороны родителей – говорим одно, а делаем другое, психологические особенности развития детей, нарушение ПДД водителями.)

— Наша задача научить детей ориентироваться в дорожной ситуации, руководствуясь правилами дорожного движения. На мой взгляд, игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

Цель мастер-класса: раскрыть применение игровых технологий в реализации задач проекта.

-Уважаемые коллеги, давайте представим, что мы с вами оказались на оживленной улице, где нет ни светофора, ни пешеходного перехода. Перейти на другую сторону дороги мы сможем, если выполним все задания и выложим пешеходный переход.

1. Для начала предлагаю выполнить игровое упражнение «Веселый жезл», перед его проведением я даю детям такую установку: «Слушай, запоминай, будь таким) Тот, кому я в руки дам жезл, должен закончить фразу, не повторяясь. «Пешеход должен быть …»

На слайде появляется первая полоска перехода.

2. Более глубокому вхождению в тему способствует дидактическая игра «Словарь определений». Ее я использую на родительских собраниях по теме нашей сегодняшней встречи, организуя взаимодействие между детьми и родителями, расширяя активный словарный запас по теме, активизируя мышление, закрепляя понятийный аппарат.

За одну минуту найдите пару

Четырем участникам даются определения, четырем – понятия.

  • Дорога — путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
  • Пешеход — человек идущий пешком.
  • Светофор- …
  • Перекресток-…

— Давайте проверим, правильно ли вы организовались в пары. Читаем расшифровку терминов.

-Карточки термины садятся за столы под номером 1, карточки определения – 2.

На слайде появляется вторая полоска перехода

3. — Один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения дороге – пример родителей. Даже единственное неправильное действие на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения и наставления.

2 чел – родители-водители. Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю побывать в роли родителей-водителей. Сейчас мы проверим, знаете ли вы дорожные знаки и умеете ли правильно реагировать на них. Это игровое упражнение выполняют родители и дети на совместных встречах, меняясь ролями.

— Держите руль. Будьте внимательны.

Показываю участникам дорожный знак, а он должен назвать действие, которое необходимо сделать водителю, увидев этот дорожный знак.

«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов;

«Подземный переход» — проезжаю мимо;

«Въезд запрещён» — остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак;

«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место;

2 чел – выполняют задание «Определи, какой знак».

Пользуясь карточкой-моделью, вы должны определить зашифрованный знак, выбрать его среди предложенных и назвать.

4 чел – задание «Буриме». (На карточках написано задание Используя рифмованные слова, вы должны за небольшой промежуток времени сочинить стихотворение на заданную тему. 1 подгруппа- 2 чел. (каток, свисток, мостовой, постовой)

2 подгруппа-2 чел. (мотор, светофор, пешеход, переход)

— Как здорово, когда родители соблюдают правила дорожного движения, так они делают большой шаг не только к собственной безопасности, но и к безопасности своего ребенка.

Проверка других заданий

Появляется 3,4, 5 полоска на переходе

5. Работа со зрителями мастер-класса.

— Пока участники мастер-класса выполняют свои задания, давайте отгадаем ребусы, посвященные ПДД.

— Вы помогли участникам мастер-класса выложить еще одну полоску пешеходного перехода.

Задание для столов.

1) Прибор этот выявляет Тех, кто скорость превышает. Говорит локатор строгий: — Нарушитель на дороге!

(радар)

3) У него суровый норов – Длинный, толстый, словно боров, Он залег у перехода, Защищая пешехода.

(Лежачий полицейский)

2) Ночь темна. Уж солнца нет. Чтобы ночь пришла без бед, Нужен людям маячок – Одноногий светлячок.

(Фонарь)

4) Все водителю расскажет, Скорость верную укажет. У дороги, как маяк, Добрый друг… дорожный знак

5)Выходя на улицу Приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное —

(Внимание)

  1. ст. Перед проверкой загадок. Одна из подгрупп получила задание отгадать загадки по ПДД. Выбирая загадки для детей, я стараюсь чтобы они содержали в себе правило дорожного движения или оценочную характеристику того, кто это правило нарушает. Так, разгадывая загадки, ребенок и усваивает правило и запоминает, как делать нельзя.
  2. стол – «Определи нарушителя»

3стол «Дорожная ситуация»

  • Назовите обстоятельства, при которых Кар-карыч может перейти дорогу

4стол — при которых – не может перейти дорогу.

Проверка

— Появляется7 полоска пешеходного перехода

— А теперь, уважаемые коллеги, приглашаю вас перейти дорогу, по пешеходному переходу, который вы проложили своими знаниями, умениями и навыками по ПДД. Дорога привела нас к светофору. Зажгите тот сигнал светофора, который вам хочется зажечь после нашего мастер-класса- А теперь я попробую дать оценку собственному опыту, используя рефлексивные вопросы.

Слайд с вопросами

Что я делаю? Формирую умения и навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной ситуации.

С какой целью? Хочу воспитать детей, для которых соблюдение правил дорожного движения не только норма поведения, но и в будущем – потребность человека.

Каковы результаты моей деятельности? Заметна положительная динамика в представлениях о ПДД и их соблюдении как детьми, так и родителями.

Как я этого достигла? При помощи взаимодействия с родителями, другими педагогами, социальными партнерами, комплексного использования средств и методов, интеграции различных образовательных областей.

Можно ли сделать лучше? Да

Что я буду делать дальше? Широко использовать и распространять накопленный опыт.

Мы должны задавать себе такие вопросы, потому что отвечая на них, совершенствуем свое педагогическое мастерство.

Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: