Родительское собрание на тему «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе»


Психологическая готовность детей к школе. Родительское собрание.

Родительское собрание на тему:

«Психологическая готовность детей к школе»

Учитель: Барабанова Е.Я.

Здравствуйте уважаемые родители!

Пройдет еще немного месяцев и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка. И сейчас я хотела бы провести с вами опрос — игру «Корзина чувств».

Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные».

Также многих из вас волнует вопрос: Как подготовить ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе.

1.

Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению.

Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность. (Спросить у родителей?)

2. Психологическая готовность

к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную, физическая.

3. Интеллектуальная готовность.

Предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.

4.

В детском саду у ребенка ведущий вид деятельности — игра. Полезны игры разные (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительные игры). Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей.

Это развивает коллективизм, ребенок учится строить

взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.

Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения,

обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно.

Во время игр развиваются мышление, память, воображение, внимание, усидчивость. Мы решаем с детьми задачи на логическое мышление, ребусы, кроссворды. Мелкую моторику развиваем через различные игры «Собери бусы», «Золушка» и так далее; Также в детском саду, проводятся пальчиковые гимнастики.

5.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов.

ему следует уметь различать домашних и диких животных.

Знать состав числа до 10, считать до 20. Использовать порядковый и количественный счет. Составлять и решать задачи.

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости листа.

Составлять по плану и образцу рассказы. Называть последовательно слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

В нашем детском саду, на протяжении многих лет мы учим детей делать звуковой анализ слов. Так как программа в школе сложная. Конечно, мы берем слова несложные. Например: слово КОТ

,
Лиса
. (В слове кот первый звук К- согласный твердый, обозначаем синим цветом; второй звук О – гласный, обозначаем красным цветом; последний звук Т- согласный твердый, обозначаем синим цветом. В слове КОТ – три звука, один слог). Лиса (В слове лиса первый звук Л- мягкий согласный, обозначаем зеленым цветом; второй звук И – гласный , обозначаем красным цветом; третий звук С – согласный твердый, обозначаем синим цветом; последний звук А – гласный, обозначаем красным цветом. В слове лиса — четыре звука, два слога.)

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

6.

М
отивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

7.
Волевая готовность.
предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

8. Социальная готовность.

Это умение общаться с детьми и с взрослыми людьми. Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.

9. Физическая готовность.

Очень важно, чтобы у ребенка было здоровье, высокая работоспособность. Дети с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться с объемом работы в соответствии с учебным материалом.

К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть развита способность переносить статические нагрузки сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребёнка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности.

У ребенка должна быть развита ловкость, быстрота, координация, ориентировка, выносливость.

(Краткий анализ родительских переживаний. Корзина чувств).

В основном это — волнующие чувства, чувства тревоги.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Модератор:

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Когда говорят о «психологической готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность,
  • интеллектуальная подготовка,
  • эмоционально-волевая зрелость,
  • социально-личностная готовность.

Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.

1.Физиологическая готовность

включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА.

К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук.

2. В плане интеллектуальной готовности

у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

3.Эмоционально-волевая готовность к школе

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

4. Социально-личностная готовность

  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса).
  • Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.
  • Умение конструктивно решать конфликтные ситуации
  • Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
  • Умение правильно оценивать себя и свое поведение
  • Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: