Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи

Ознакомление дошкольников со словом, слоговым строением и ударением.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами(а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей

— осознания принципа слогового строения слова,

-умений слышать и называть количество слогов в слове,

-определять их последовательность,

-составлять слова из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована (квантование — разбиение диапазона значений некоторой величины на конечное число интервалов) слоговым образом.

Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов.

Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

Умение слышать и выделять ударный слог необходимоне только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги.

В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение дети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).

Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги(«Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят.

Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова»известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая.

При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

Возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе. Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.

С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку.

После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка

Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).

На последующих занятияхдети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Ударение демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки(ее движение замедляется при произнесении ударного слога).

Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях:

— графическое изображение ударного слога в разных словах;

— придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога);

— произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса;

— классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

Как обучать ребенка правильному словесному ударению

Как приятно общаться с ребенком, речь которого характеризуется фонетической правильностью, внятностью и выразительностью. Однако в настоящее время речь все большего количества детей характеризуется совсем уж не с положительной стороны. Как часто мы встречаем детей в возрасте трех лет, которые вместо развернутых фраз, которые должны уже к этому возрасту обязательно появиться, используют отдельные звукоподражания и лепет. Многие родители полагают, что такое положение вещей нормально, и не обращают внимания на рекомендации специалистов. Тут-то они совершенно не правы. У таких детей на лицо задержка речевого развития (ЗРР), и искоренить ее с каждым последующим годом будет все сложнее.

Новые слова, которые в результате целенаправленного обучения (без него никак) все же появятся, зачастую будут характеризоваться нарушением логического и словесного ударения, искаженностью в последовательности произнесения звуков, отсутствием внятности и разборчивости и т.д. В нашей статье мы познакомим вас с направлениями работы над словесным ударением, являющимся одним из элементов фонетической системы языка, который выражается в выделении основного слога посредством громкого и длительного произнесения.

Особенности словесного ударения

Первая особенность словесного ударения в русском языка – это подвижность, заключающаяся в изменении его места в слове.

Вторая особенность словесного ударения состоит в том, что в пределах одного слова оно может перемещаться с одного на другой слог. Например, в слове «река» ударение падает на второй слог, вместе с этим во множественном числе в слове «реки» словесное ударение перемещается на первый слог.

Представленные особенности способствуют высокой изменчивости и выразительности речи. Вместе с этим у детей дошкольного возраста вплоть до обучения в школе, а иногда еще и в начальных классах встречаются случаи наличия нарушений в выделении словесного ударения.

Типичными ошибками в произнесении слов детьми дошкольного возраста и выделении ими словесного ударения являются: послоговое произнесение слова с ударением на каждом слоге; двойное ударение; нечеткое произнесение всех слогов слова, неправильное месторасположение словесного ударения, несоответствующее нормам орфоэпии.

Направления работы над словесным ударением

Первое направление – обучение технике выделения ударного слога. Для того чтобы овладеть этим умением, следует научиться изменять силу голоса и более длительно выделять ударный гласный звук. С этой целью рекомендуется обучать ребенка в воспроизведении различных ритмов с простыми слогами типа та, па, ма, например, Тата, таТа, Татата и др. При воспроизведении ритмов можно использовать дополнительный канал – тактильную чувствительность ребенка. Это помогает акцентировать внимание малыша на более интенсивной вибрации гортани и длительном произнесении ударного гласного звука.

Кроме этого приема целесообразно применять отхлопывание ритма с одновременным правильным произнесением соответствующих ему слогов. Эффективным методическим приемом также является дирижирование рукой в воздухе, которое может быть двух видов: движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением; движение руки сопровождает только ударный слог. В результате использования данного приема ребенок контролирует место положения ударного слога в произносимом слове.

Второе направление – выполнение игровых упражнений, направленных на закрепление умения выделять ударный слог. Вот несколько примеров: составление схемы слова из разноцветных квадратиков (красный – ударный слог, синий – безударный); подбор слов по заданному ритму; определение места ударения в слове; придумывание слов по заданной схеме; расстановка ударения и др.

Немного теории

Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.

Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.

А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.

Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:

Свободное ударение. В. Пахомов

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки — отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр. Полки делает столЯр.

Как у нашей Марфы Все в полоску шАрфы.

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый, под мостом поёт цыгáн, а танцóвщицы сбежали, напугал их таракан.

Раз лохматая горилла крокодилу позвонúла. Он с гориллой не дружил, сразу трубку положúл. Ему лучше не звонúть, кто звонúт, тому водить.

В яслях дети баловáлись, воспитатели ругались: «Не балýйтесь, ремешок вас посадит на горшок».

Раз, два, три, четыре, пять. Чтобы нам игру начáть, встанем все по алфавúту: Ани, Вани, Коли, Риты. Кто не знает алфавúт, тот расчёт наш облегчúт.

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

Ударение в русском языке — ДИКТОРЫ.com

Особенности ударения в русском языке
(продолжение)
Отдельного разговора требуют безударные слова

. Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них — односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение:
на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ.
Другие — односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.:
пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они.
В этих сочетаниях частицы
то, ка, ведь, же, ли
становятся
энклитиками
.

Бывает, предлог принимает удар. на себя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ. НА — нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, нА зиму, нА год, нА дом, нА пол.

Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим
выйти на мОл
(но не
нА мол
),
взобраться на хОлм
(но не
нА холм
),
указать на двЕрь
(но не
нА дверь
),
сесть на мЕль
(но не
нА мель
).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возможен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить внимание на слОво «преобразование»; спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду; этот человек нечист нА руку, но: на рУку была наложена повязка; взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи; сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр поставил на нОс картонный цилиндр; старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу

. Это устойчивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить:
столько-то продукции приходится нА душу населения.
Мы говорим
свалиться как снег нА голову
. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить:
он бросил конфетти нА головы друзей.
Часто ударение в русском языке переносится на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит:
уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток
. Произнесение
нА два-три, нА три-пять
— неверное. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ:
на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе илитрОе суток.
Не переносится ударение в русском языке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните:
уехать нА два месяца — уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год — командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа — встреча назначена на трИ часа тридцать минут.
Наконец, следует сказать, что иногда содержание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ

русские темы (а не
нА две
). Ведущий специально выделил слово
две
, чтобы обратить на это внимание аудитории.

ЗА — зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА город, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину — спрятаться за спИну матери; схватить зА руки — схватить за рУки и нОги; туда можно добраться зА два часа — за двА часа сорок минут.

ПО — пО лесу, пО полю, пО полу, пО носу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять…
сорок
и сложными числительными
одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.:по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек.
Ударение не переносится и в описанных выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕсть человек; по двОе-трОе суток, по двА или трИ дня; по двОе ши трОе суток, по трОе с половиной суток; пО два центнера, но по двА и три десятых центнера.

ПОД — пОд ноги, пОд руки, пОд гору, пОд нос, пОд вечер.

ИЗ — И
з дому, Из лесу, Из виду, Из носу.
БЕЗ —
бЕз вести, бЕз году неделя, бЕз толку.
ОТ-
час От часу, год От году, Отроду.
Некоторые двусложные предлоги всегда бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО — из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова

— это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.:

мать стояла сзади детЕй — река осталась сзАди; поезд мчался мимо полЕй — машина проехала мИмо; он помахал вслед автОбусу — люди что-то кричали вслЕд; мы придём после чАса — мы придём к вам пОсле; около дОма был родник — довольно ходить вокруг да Около.

Побочное ударение (или второстепенное) обозначается знаком «гравис», в отличие от основного удар., обозначаемого знаком «акут». Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн.

Всегда несёт на себе побочное удар. и предлог КРОМЕ:
собрались все, кроме негО; ничего не надое собой брать, кроме кнИг; кроме берЁз, здесь былии липы.
Слабоударяемыми бывают некоторые глагольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл было взяться за чтение; сидЕли мы, бывало, вечерами вместе и беседовали; Он, стало быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочными ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов — с второстепенным удар., а слабоударяемых слов — с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, которая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением

привлекают к себе особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово имеет всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и побочное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем сложения двух основ: цельнометаллИческий, черепно- мозговОй, бессрочноотпускнОй;

слова с некоторыми префиксами иноязычного происхождения:
антиклерикАльный, ультрареакциОнный, супероблОжка, ремилитаризАция;
сложносокращенные слова:
земснарЯд, райсовЕт, обллИт, энергосбЫт, партконферЕнция
.

Если в слове два ударения, то основное ударение будет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет значение и удалённость основного удар. от начала слова: человеконенавИстник, времяпрепровождЕние, хлопкоочистИтельный

.

Широко употребляемые сложные слова, если они невелики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, чернозЁм, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй

. Без побочного удар. произносятся и такие распространённые слова, как
землетрясЕние, сельскохозЯйственный
и другие.

Побочные ударения чаще появляются в книжных по стилистической окраске словах: (клятвопреступлЕние, книгохранИлище

) и в специальных словах: (
электронновАкуумный, гальваноакУстика, радиорепортАж, киносценАрий, фотокорреспондЕнт, шахтоподъЁмник
).

Бывает, при образовании сложного слова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на который падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц — но молотобОец, сваебОец; волновОй — но коротковолнОвый, длинноволнОвый; заводскОй — но электрозавОдский; леснОй — но малолЕсный; привознОй — но дальнепривОзный; проводнОй — по электропровОдный; продавЕц — но книгопродАвец; сплавнОй — но лесосплАвный; творЕц — но стихотвОрец; ушнОй — но околоУшный; цветнОй — но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные порядковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60… 100, нередко произносятся с двумя ударениями (побочное — на числительном): одиннадцатиметрОвый, пятнадцатилитрОвый, семидесятикилометрОвый, девяностолЕтний, стотЫсячный.

С двумя побочными удар. на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова
четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик
. Всегда имеют побочное удар. сложные слова, пишущиеся через дефис:
контр-адмирАл, кают-компАния, плащ-палАтка, яхт-клУб.
Побочное ударение может падать на некоторые приставки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Например, с побочным удар. произносятся слова послеубОрочный, послеоперациОнный, послеродовОй

. Но оно отсутствует у слов
послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие
. А в словах с приставками МЕЖ- к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда:
межнационАльный, межотраслевОй, межпланЕтный; сверхглубИнный, сверхмобИльный сверхскоростнОй
.

Побочное ударение необходимо, чтобы правильно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хозмАг

без второстепенного удар., то оно будет звучать так:
хазмАк
. Слушатель может не догадаться о значении такого слова. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную стилистическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельствует о просторечном стиле, например:
общежИтие, восемьсОт, девятьсОт.
Кроме недопустимой просторечной окраски, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для восприятия.

Изобразительно-выразительные возможности

ударения широко используются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персонажу яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, национальная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступление от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и действенности звучащего слова.

Правила постановки ударений.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем. Поэтому английские заимствования звучат так: гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер; а французские так: гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог: киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-: бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд. НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы: (веру) исповЕдать – вероисповЕдание обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: аэропОрт – аэропОрты бАнт – бАнты – с бАнтами бухгАлтер – бухгАлтеров Икс – с Иксом – Иксы – Иксов крАн – крАны лЕктор – лЕкторы – лЕкторов тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Правила постановки ударений в именах прилагательных. 1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы: слИва – слИвовый кУхня – кУхонный щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание: прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-: больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе. Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве: гулЯть – гулЯл, гулЯла прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание: брАть – брАл, бралА, брАло, брАли лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли. взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла. Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение: лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ: включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт. По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание: опОшлить – опОшлят освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ: быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть. НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом: зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание: занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание: включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ. По той же схеме изменяются причастия: наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы: задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях: дОверху, дОнизу, дОсуха. НО: добелА, донЕльзя. 2. На приставку ЗА- ударение падает в словах: зАгодя, зАтемно, зАсветло. НО: завИдовать – завИдно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: