Лабораторная работа по биологии в 6 классе «Строение семян двудольных растений»
Лабораторная работа № 1 по биологии для 6 класса «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)»
Цель
: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Задачи:
— Расширить знания о строении растительных организмов. — познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. — Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения. — Раскрыть значение семян в жизни растений. Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.
Теоретическая часть
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения. Снаружи у семян имеется плотный покров – кожура. Главная функция семенной кожуры – защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания. У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.). На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение. У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон – «внутри», сперма – «семя») – особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения. Эндосперм – запасающая ткань семени. Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени. Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень. Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.
Практическая часть
Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму. 2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух. 3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру. 4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку. 5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части. Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части. Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток. Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).
Рис. 1. Строение семени фасоли Задание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод. Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений? Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы
Вывод
: В ходе работы ___________________________________________.
Особенности строения семян двудольных
Типичные семена двудольных имеют горох и фасоль. Под толстой кожурой у них расположены две крупные симметричные семядоли, которые при прорастании выносятся с побегом на свет, и вскоре засыхают.
Рис. 3. Строение семени двудольного растения.
Между семядолей зажат зародыш.
Кожура фасоли и гороха плотная. Семя может долго находиться в состоянии покоя. Но, при попадании во влажную среду, вода проникает через микропиле и семя набухает. Клетки зародыша начинают делиться и корешок прорывает кожуру.
Как развиваются растения
После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.
Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:
- Вода. Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.
Рис. 3. Молодой росток.
- Кислород. Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
- Тепло. Даже если будут соблюдаться два важных условия – наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.
Ход урока
I. Организационный момент
Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.
II. Актуализация знаний
1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. (планета Земля)
Вопросы учителя:
–
Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)
– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)
– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)
– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)
– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)
– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)
III. Постановка проблемы
ВЕСНА – это солнце, ВЕСНА – это радость, Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня… Улеглись в полях метели В свои белые постели. И ВЕСНА идёт повсюду, Гонит зиму со двора. (Г. Ладонщикова)
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».
Дышит, растёт, А ходить не может. (Растение)
IV. «Отрытие детьми нового знания»
1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
–
Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).
2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- «Условия прорастания растения из семени»,
- «Условия развития растения из семени»
Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)
Таблица №76.
Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.
- Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
- Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
- Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
- Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)
Таблица №77.
Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.
- Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
- Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
- Растение сбрасывает оболочку семени.
- На новом растении появляются первые листочки.
- Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.
Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.
3) Фиксирование нового алгори нового знания)
Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.
ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
ЗАГАДКИ
- Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. (Росток)
Он без рук, Он без ног, Из земли пробиться смог. (Росток)
Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки – дробинки. (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)
КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА
В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.
Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.
V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек
«Я – исследователь».
- Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
- Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.
1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –
ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)
2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –
(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).
VI. Создание ситуации успеха
Дополнительно:
Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)
1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
Самопроверка.
2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);
Самооценка. Дети довольны работой.
– Что понравилось больше всего?
– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.
Общие черты строения семян
Семя имеет следующие части:
- зародыш;
- эндосперм;
- семенная кожура.
Зародыш развивается из зиготы – это главная часть семени. Зародыш хорошо заметен у бобовых растений (боб, горох, фасоль). Он выглядит как миниатюрное растение и имеет:
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Покрытосеменные растения
- 2. Прорастание семян
- 3. Класс Однодольные
- корешок;
- побег;
- семядоли.
Корешок первым начинает рост при прорастании семени и образует главный корень. Побег – это зачаточный стебель с почкой. Семядоли прикреплены к побегу и являются первой парой листьев будущего растения.
Эндосперм состоит из крупных клеток запасающей ткани. Его назначение в том, чтобы питать зародыш, пока он не перейдёт на самостоятельное питание путём фотосинтеза.
Семенная кожура предохраняет семя от высыхания, повреждения и преждевременного прорастания. Для проникновения внутрь семени воды кожура имеет отверстие (микропиле).
Самым тяжёлым семенем является семя сейшельского ореха, его вес достигает 25 кг.
Особенности строения семян однодольных
Семядоля однодольных называется щитком. Её функция – передача питательных веществ от эндосперма к зародышу. Эндосперм занимает большую часть семени.
Рис. 2. Строение семени однодольного растения.
Различия в строении семени – не всё, что разделяет два класса цветковых растений. Двудольные и однодольные имеют различное жилкование листа, строение корневой системы и стебля.