ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Памятка по организации дежурства по столовой во всех возрастных группах
МЛАДШАЯ ГРУППА
Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
Ø дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
Ø дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
Задачи:помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела.
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».
· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Задачи:
-Формировать ответственное отношение за порученное дело.
-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
-Уметь правильно сервировать стол.
· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
Организация труда дежурных в детском саду в разных возрастных группах
Содержание труда дежурных
В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и младшего воспитателя.
Дети 2-3 лет
В 1 младшей группе
дети перед едой расставляют стулья к столам(чтобы было удобнее ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью младшего воспитателя или воспитателя.
Дети 3-4 лет
Во 2 младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой.
Перед тем, как ввести дежурство, воспитатель организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению. Детей обучают выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Воспитатель руководит работой дежурных, закрепляя навыки раскладывания приборов
(Приложение 1).
У детей- дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.). Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.
1. Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).
2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).
3. Раскладывает ложки, вилки.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.
Дети 4-5 лет
Дежурство организуется с начала учебного года.
У ребят формируется ответственное отношение к делу. В этой возрастной группе каждый дежурный обслуживает один стол. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы
(Приложение 1)
. В средней группе обязанности дежурного увеличиваются:
1.Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).
2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).
3.Расставляют тарелки под первое блюдо.
4. Раскладывают вилки, ложки.
Второе блюдо раздают младший воспитатель и воспитатель (дети не встают из-за стола в процессе приема пищи).
После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи после первого и второго блюда убирает младший воспитатель, воспитатель.
Дети 5-6 и 6-7 лет
Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка – дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня. Важной задачей организации труда дежурных является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой в старших группах входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды:
Старшая группа
В старшей группе труд детей по уходу за растениями организуют в форме дежурства. Оно вводится в начале года, и обучают детей этой новой форме организации труда на занятии.
Примерный конспект занятия «Дежурство в уголке природы»
(беседа с показом приемов работы).
Программное содержание.
Уточнить и, закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, сегодня мы поговорим о том, как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют)». Далее задает вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем? (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как нужно правильно поливать? (Предлагает кому-либо из детей показать, как надо поливать.) Правильно ли Вова полил растение? Правильно, он держит носик леечки над самым горшком, поливает осторожно и аккуратно. А что мы делаем прежде всего, поливаем или протираем горшок, блюдце и подоконник? Почему нужно сначала полить? (Потом можно набрызгать на блюдце и подоконник и придется протирать еще раз. Ребенок показывает, как надо протереть горшок.) Когда все растения политы, что нужно еще сделать? (Налить в лейки воды и поставить на завтра, чтобы вода согрелась.) Что еще нужно для ухода за растениями, кроме леек? (Тряпочки, миски, клеенки.) Что нужно с ними сделать после того, как работа закончена? (Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить.) Где хранится все, что нужно для ухода за растениями? (В столике под аквариумом, все на своих местах.)
Поскольку для детей на первых порах оказывается сложна сама форма организации труда (они забывают о том, что они — дежурные, отвлекаются, не доделывают дело до конца и т. д.), воспитатель вначале не показывает им новые приемы ухода за растениями. Они вводятся постепенно, по мере того, как дети привыкнут дежурить. Большое внимание уделяется организации дежурств, особенно на первых порах. Для выработки у ребят привычки к дежурству воспитатель использует разные приемы: одним детям напоминает о том, что они забыли полить растения или убрать за собой инвентарь, другим приводит в пример товарищей, хорошо справляющихся со своими обязанностями, у третьих спрашивает, все ли они сделали, и предлагает вернуться и посмотреть, так ли это, и т. д. Но нельзя нацеливать детей только на выполнение приемов ухода за растениями; следует обязательно обращать их внимание на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех ребят, которые больше увидели.
Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течение 2-3 дней, но только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Дежурство не исключает использования поручений. Если в группе много растений, не все из них дежурный может обслужить; за некоторыми ухаживают дети, получившие индивидуальные задания — трудовые поручения. Эти поручения могут быть эпизодическими и более длительными, рассчитанными на несколько дней.
Время от времени, также во вторую половину дня, воспитатель собирает дежурных, беседует с ними о том, как выполняют они свои обязанности, что и как делают, что нового заметили в жизни растений.
Когда дети привыкнут к дежурству, воспитатель знакомит их с новыми видами ухода за растениями: опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, затем рыхлением почвы; обучает новым приемам ухода. Это лучше делать в конце занятия по ознакомлению с комнатными растениями, причем следует объяснить значение каждого приема, обеспечить ребят необходимым для выполнения работы инвентарем. Рыхлению почвы воспитатель обучает детей на растениях, имеющих достаточно глубокую корневую систему (чтобы они не повредили ее).
В старшей группе вводятся усложнения и в уже известные детям виды ухода: воспитатель обращает внимание на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие не цветут, поэтому поливать их нужно реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, на них появляются молодые листья и бутоны. Педагог подводит детей к выводу, что в это время растения поливают чаще. В конце марта — начале апреля, когда пробуждается жизнь растений, их начинают удобрять.
Примерный конспект занятия «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их»
Программное содержание.
Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить детей с новым видом ухода — удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора — в зависимости от размера растения). Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Ввести в словарь детей слова: удобрение (подкормка).
Подготовка к занятию.
Воспитатель вместе с дежурными расставляет на столы растения (на каждого ребенка; за крупными будут ухаживать двое-трое детей), раздает инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки. На каждый стол ставят миску с водой, пульверизатор, ножницы, лейку. Недалеко от столов размещают таз и большую лейку. На столе воспитателя — пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полные и налитые до половины.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям завернуть рукава и сесть на свои места. Говорит: «Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать. (Дети перечисляют приемы и порядок ухода.) Чему вы недавно научились? (Рыхлить землю.) Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Почему такие палочки? (Чтобы не поранить корни.) Как нужно правильно рыхлить? Коля, иди покажи. (Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно.) Правильно Коля делает? Правильно, ближе к стеблю рыхлит неглубоко, а дальше от стебля — немного глубже. Как надо мыть растения? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки.) Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.)»
Далее педагог просит посмотреть на растения, за которыми они ухаживают. Замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде? (У герани появились новые листья, у бальзамина — бутоны.)
«Сейчас начинается весна,- говорит воспитатель,- наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели, их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с розовым порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение один раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых — до краев. После того как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмете у меня стаканчики с удобрением. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик: полный или с половиной жидкости (если растение большое — полный, для растения меньшего размера потребуется меньшее количество раствора). Когда польете удобрениями, поставьте стаканчики на место, уберите свои рабочие места, а растения унесите туда, где они стояли (кроме больших по размеру). Кто работает вдвоем, договоритесь, кто из вас что будет делать». Дети начинают работу.
Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
В конце занятия воспитатель подводит итог, спрашивает ребят: «Чему вы сегодня научились? (Подкармливать растения.) Для чего их подкармливать (удобрять)? (Чтобы они лучше росли и цвели.) На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения нужно лить в горшок с растениями? (На мокрую землю, удобрять после поливки, лить полстаканчика или целый стаканчик в зависимости от величины растения.)»
Затем сообщает: «Сегодня вы подкормили растения, а дальше эту работу будут выполнять дежурные один раз в неделю. Накануне я буду разводить удобрения в ведре, а потом дежурные будут их разливать в горшки с растениями. Теперь вы все должны наблюдать за растениями, чтобы увидеть изменения в них после подкормки. Дома расскажете своим мамам, чему вы сегодня научились, ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду».
Педагог подчеркивает коллективную значимость труда детей: все потрудились, растения стали красивыми, украшают группу, будут еще лучше развиваться.
После занятия воспитатель организует наблюдение за ростом и развитием растений. Беседуя с дежурными, выясняет, что они увидели нового в своих растениях, сообщили ли всем ребятам об изменениях, отмечает работу наиболее внимательных и наблюдательных дежурных.
В природоведческой работе с детьми старшей группы широко используются дидактические игры с растениями и их изображениями (картинками). Игры могут проводиться индивидуально, с подгруппами детей и включаться в занятия по ознакомлению с растениями. Такие занятия проводятся 4-5 раз в год. Для занятий подбирают растения, имеющие ярко выраженные признаки различия и сходства (например два вида герани, бегонии), растения с разными стеблями (например плющ и фуксию), разной поверхностью листьев (например колеус и бальзамин) и т. п., всего не более пяти-шести растений. Желательно, чтобы на каждом занятии предлагалось новое, незнакомое детям растение (лучше цветущее); это оживляет интерес детей к работе.
Примерный конспект занятия «Знакомство с комнатными растениями»
Программное содержание.
Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида. Внести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками и т. д. Познакомить детей с новым растением — абутилоном (комнатным кленом), отметить характерные особенности его внешнего вида. Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за растениями.
Подготовка к занятию.
На столе воспитателя стоят растения: герань душистая и зональная, комнатный виноград, примула, папоротник. Абутилон в начале занятия убран.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы рассмотрим некоторые наши комнатные растения и расскажем о них. Как называются растения, которые стоят на столе? (Дети называют.) Давайте сначала рассмотрим комнатный виноград».
Чтобы облегчить детям описание, о первом растении воспитатель задает вопросы: «Какого размера виноград? На что он похож, на дерево или на кустик? (На кустик, у него несколько длинных стволов.) Какой стебель у винограда, прямой или нет? (Стебель у него не прямой, он вьется вокруг планки.) Правильно. Он так и называется — вьющийся. А чем виноград цепляется за планку? Да, у него есть усики. Какие они, на что похожи? Правильно. На пружинки, ими виноград цепляется за опору. Какие листья у винограда? Расскажи, Рая. (Большие, темно-зеленого цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками.) Погладь листочек: какой он? (Гладкий.) Цветет ли виноград? (Нет, у нас он не цвел.)»
Педагог вызывает одного ребенка и просит его рассказать о винограде все, что подметили и рассказали другие дети.
После этого рассматривают примулу и папоротник. Воспитатель предлагает детям рассказать об этих растениях так же, как они говорили о комнатном винограде; если кто затрудняется, помогает ему вопросом или предлагает другому ребенку продолжить рассказ.
Далее педагог говорит: «Теперь сравним два растения. Похожи ли примула и папоротник? (Нет, не похожи.) Рассмотрите их внимательно и скажите, чем они не похожи. Какие листья у них? (У примулы листья круглые, не гладкие, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные; молодой листочек папоротника на конце закручен.) Еще раз посмотрите на них внимательно и скажите, чем они похожи. Какие по величине оба растения? (Небольшие.) Какого цвета их листья? (Светло-зеленые.) Правильно, этим они похожи, а чем еще? Виден ли у них стебель? (Нет, и у примулы, и у папоротника стебля не видно.) Значит, оба растения не только отличаются друг от друга, но и чем-то друг на друга похожи».
Затем педагог предлагает рассмотреть два разных растения герани, просит сравнить их и отметить, чем они похожи и чем отличаются. Дети рассказывают.
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями
«Теперь я вам покажу новое растение,- говорит воспитатель и вносит абутилон.- Оно называется комнатный клен. Посмотрите на него внимательно и скажите, почему оно так называется. Правильно, у него листья похожи на листья дерева — клена. Расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассказывают.) Комнатный клен хорошо растет в светлом месте. Как по-вашему, где он должен стоять у нас в группе? Правильно, вот на этом окне часто бывает солнце, после занятия мы поставим его сюда. Поливать его надо чаще. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы о растениях, а вы — отвечать. У какого растения самые большие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой? А какие из них начали цвести весной? Как у растений разворачиваются листья? У какого растения лист «одет в рубашку»? (У фикуса.) А у какого растения молодой лист сначала свернут в светло-зеленую трубочку, а затем он разворачивается и темнеет? (У дружной семейки.) У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника.) У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани.) У каких из растений ярко-красные цветы? А белые? А розовые? У каких растений большие одиночные цветы, а у каких много маленьких? А теперь сами придумайте вопросы о растениях уголка природы».
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями
Дети учатся задавать подобные вопросы, педагог помогает им, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида растения, его размер и др., хвалит тех, кто придумал интересные вопросы, подчеркивает — все вопросы детей говорят о том, что они любят растения и внимательно наблюдают за их ростом и развитием.
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями
В заключение занятия обобщает: «Вы хорошо сегодня занимались, правильно рассказывали о растениях, увидели в них много интересного. Продолжайте и дальше наблюдать за нашими растениями; если кто-либо из вас увидит у них что-то новое, расскажите всем».
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями
В начале года целесообразно предлагать детям для рассматривания и описания более простые растения, затем можно давать и посложнее. В конце некоторых занятий по ознакомлению с растениями используют и такие дидактические игры, как, например, «Угадай по описанию». Воспитатель загадывает какое-то растение, а дети отгадывают. «Растение большое, стебель не виден, листья узкие, плотные, темно-зеленые, гладкие, края листа ровные, цветы похожи на оранжевые колокольчики, они все собраны на одной^ стрелке,- говорит педагог.- Что это за растение? (Кливия.) А теперь вы загадайте, а я буду отгадывать».
Воспитатель вопросами помогает детям при описании растений отметить характерные признаки каждого из них.
На занятиях дети наблюдают за распусканием почек на срезанных ветках, рассматривают и сравнивают растения
На таких занятиях дети учатся внимательно рассматривать и описывать свои растения. Если в ходе занятия дети не смогут ответить на тот или иной вопрос о растении, педагогу не надо спешить самому на него ответить; следует предложить детям после занятия подумать, о каком растении так говорится, и через некоторое время спросить, догадались ли они, о каком растении был вопрос.
Кроме подобных по построению занятий, можно провести такое, которое полностью отводится дидактической игре, например «Цветочный магазин», где дети упражняются в умении описывать растения и угадывать их по описанию.
На занятиях дети наблюдают за распусканием почек на срезанных ветках, рассматривают и сравнивают растения
Во время рассматривания растений (на занятиях и вне их) воспитателю следует обращать внимание ребят на внешний вид растения, подчеркивая его привлекательность, как оно украшает группу. Например, спросить, какое из растений самое красивое; предложить детям рассказать о нем, отметить, чем оно привлекательно; найти самое красивое растение, рассмотреть, с тем чтобы на следующем занятии нарисовать его, сделать анализ рисунков и отметить, как удалось детям отразить в своих рисунках характерные особенности натуры.