Природная зональность. план-конспект урока по географии (7 класс) по теме


Конспект урока по географии «Географическая зональность» 7 класс

Шестяева Флюра Гайфулловна

МБОУ СОШ № 35

П. Метлино Челябинской области

Учитель географии высшей категории

Географическая зональность

Цель урока:

Сформировать понятия: «
широтная зональность и высотная поясность», показать роль климата в формировании природных зон.
Обучающие задачи:

закрепить знания о значении климатических условий в формировании природных комплексов.

Развивающие задачи:

развитие навыков работы с картами, умение сопоставлять различные по содержанию карты, продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, развивать умение оформлять опорный конспект.

Воспитывающие задачи:

формирование бережного отношения к природе.

Основные представления и понятия:

широтная зональность и высотная поясность.

Основное содержание:

изменение природных зон на равнинах в меридиональном и широтном направлениях, смена природных зон в горах, причины, определяющие смену природных зон.

Практическая работа:

составление опорного конспекта, сопоставление карт различных по содержанию.

Средства обучения:

карты — природных зон, климатическая, физическая мира. ИКТ — слайды «Типичные представители природных зон.» Видеофильм «Природные зоны».

Методы и формы учебной деятельности:

рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал. Беседа на основе анализа карт, слайдов, видеофильма, составление опорного конспекта. Работа с текстом учебника.

Региональный компонент:

природная зона нашей местности, лекарственные растения нашей местности.

Тема урока:

знания о природных зонах, причинах, определяющих смену ПК, по сути, основные знания учащихся о природных комплексах материков.

Степень трудности:

учащиеся обладают опорными знаниями о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли; навыками по сопоставлению карт различных по содержанию.

Уровень формирования знаний:

доступность материала,
умений —
прочность отработанных умений по сопоставлению карт и составлению опорного конспекта.

Урок соответствует

специфике класса, уровню учебной подготовки учащихся, теме
МО учителей естественных наук «Комплексное восприятие детьми природных явлений и процессов при изучении естественных наук».
Организация деятельности учащихся адекватна целям урока.

Степень активности учащихся на уроке:

и слабые, и сильные ученики вовлечены в работу, так как, задания упорядочены в соответствии с принципом «от простого к сложному» (задания, подводящие к воспроизведению, способствующие осмыслению и закреплению материала учеником).

В ходе урока организована опора

на предыдущие знания, усиление практической направленности учебного материала.

Психологическая атмосфера урока —

дети доброжелательны, с удовольствием работают на уроке; отвечая на вопросы домашнего задания по ОК, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая память.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

    Учитель объявляет тему и цель урока:
    сформировать понятия «широтная зональность и высотная поясность».
    А в этом нам поможет составление опорного конспекта.
    Запись темы урока и Д/З (§ 12, повторить § 10, 11; подготовка к тестам по теме «Географическая оболочка»).

  2. Дифференцированный контроль домашнего задания.

    Учитель: «
    Для того чтобы, понять тему сегодняшнего урока, нам нужно повторить тему прошлого урока».
    Учащиеся по желанию отвечают Д/З на «3» с помощью ОК и на «5» без ОК. Весь класс в это время готовит анализ устного ответа.

  3. Подготовка к основному этапу занятия.

    Учитель повторяет тему и цель урока, классу задаётся вопрос: Зачем мы изучаем тему «Географическая зональность»? (Это основной закон географии, зная его, мы сможем объяснить расположение природных зон, описать окружающую природу, от которой зависит жизнь и занятия людей. Эти знания и умения нам нужны будут не только на следующем уроке, но и в течение всего года). Учитель напоминает классу о том, что оценку можно получить за активность на уроке при изучении нового материала, поэтому отвечаем не хором, а поднимаем руку, если знаем ответ.

  4. Усвоение новых знаний.

    Вопрос учителя: «
    Что такое природная зона и какие природные зоны вы знаете?»
    Изучение новой темы осуществляется по вопросам плана (1-2) опорного конспекта, используя карты природных зон и климатическую.
    Первый вопрос.
    Учитель рисует на доске таблицу, в которой прослеживается смена ПК по меридианам и изменение температурных условий. Ученикам предлагается сделать вывод о том, какие причины вызывают изменения ПК в направлении север — юг. Учащиеся просматривают в/ф «Природные зоны», перед просмотром получают задание — правильно ли они сделали вывод. Таблицу и вывод заносят в тетради. В такой же последовательности проводится работа по изучению смены ПК по широтам. Поставив перед учащимися вопрос: «
    Почему на одной широте, при одинаковом притоке солнечного света и тепла, формируются разные ПК?»-
    учитель помогает им сделать вывод. Таблицу и вывод записывают в тетрадях.
    Второй вопрос
    включает блоки А, Б и задания, направленные на обобщение причин, вызывающих смену ПК в горах. Учащиеся делают
    анализ текста
    для того, чтобы ответить на этот вопрос и составить ОК по этому вопросу (стр. 81).
    Блок А
    (краткое пояснение): атмосфера прозрачна, а значит, беспрепятственно пропускает солнечные лучи на Землю. Красный цвет на схеме символизирует нагревание земной поверхности, которая затем отдаёт тепло атмосфере. Ученикам сообщается о том, что при поднятии на 1км tº воздуха понижается на 5-6º. После объяснения учащиеся решают задачи по вычислению температур.
    Блок Б:
    на схеме изображается поднятие массы воздуха по склону горы. По мере поднятия и охлаждения воздуха происходит конденсация пара и выпадение осадков. Воздух изменяет свои свойства и становится более сухим, с этим связано уменьшение количества осадков в горах с высотой. Обобщая полученные сведения, ученики приходят к выводу о том, что изменение tº и осадков определяет изменение природных компонентов (почв, растительного и животного мира), что в свою очередь и обусловливает смену ПК в горах. Ученики выполняют рисунки в тетрадях и записывают вывод.
    Проблемный вопрос классу: как определить — какая природная зона находится у подножия горы, и в каких горах имеется наибольшее количество природных зон?
    (если ученики затрудняются в ответе, учитель предлагает найти ответ в тексте учебника — стр. 81 — 82).

  5. Первичная проверка понимания:

    с помощью ОК один из сильных учеников составляет рассказ о смене природных зон на равнинах, а другой о смене ПК в горах.

  6. Закрепление знаний. Физкультминутка.

    Учитель объявляет о том, что на урок пришел Незнайка и пытается составить рассказ о пройденной теме. Если ребята не согласны с его ответами, встают со своих мест, если согласны, сидят.
    Рассказ Незнайки: 1. Образование природных зон обусловлено влиянием человека (
    нет, климатом — соотношением тепла и влаги).
    2. Смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения тепла и влаги называется высотной поясностью
    (нет, это широтная зональность).
    3. С высотой tº воздуха повышается, поэтому происходит изменение природных зон
    (нет, tº понижается).
    4. Чередование природных зон в горах называется широтной поясностью
    (нет, это высотная поясность).
    Незнайка всё перепутал, а вы молодцы!

  7. Обобщение и систематизация знаний:

    показ слайдов «Типичные представители природных зон», «Высотная поясность».

  8. Региональный компонент.

    По карте природные зоны, ученики определяют в какой природной зоне мы живём. Опираясь на свой жизненный опыт, привлекая дополнительный материал, рассказывают о растительном и животном мире нашего края, какие лекарственные растения у нас встречаются.

  9. Подведение итогов:

    анализ и оценка успешности достижения цели, самооценка учащихся и оценка учителя.

  10. Рефлексия:

    цели урока достигнуты, так как, мало времени потратили на опрос Д/З, большинство ребят были активны при изучении нового материала. Учитель благодарит класс за работу.

  11. Повторная информация о Д/З (тесты по теме «Географическая оболочка» §10-12).

Географическая зональность (ОК)

ПЛАН:

  1. Смена ПК на равнинах (блок А — по меридианам, блок Б — по широтам)
  2. Смена ПК в горах.

№ 1 Блок А.

Природная зона — … (крупный ПК, обладающий общностью tº условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).

Восточно — Европейская равнина по 40º в.д.

Природная зона

ОС Ср. tº июля
Тундра
Тайга
Смешанный лес
Широколиственный лес
Степи и лесостепи
  • Смену ПК определяет ! г.ш. или ☼
  • Смена ПК от экватора к полюсам носит название широтной зональности.

1
Блок Б. Евразия по 40˚ с.ш.
Жестколистные леса

Обл. высотной поясности Степи и лесостепи пустыни Обл. высотной поясности пустыни Степи и лесостепи Переменно-влажные леса Обл. высотной поясности

? Почему на одной широте, при одинаковом ☼, формируются разные природные зоны?

● Смену ПК на одной широте определяют ▬ , Р, и др. КФ.

2.

● При поднятии на 1 км tº воздуха понижается на 5º — 6º.

? Как изменится tº ?

20º 30º
● По мере поднятия количество осадков уменьшается.

● Изменение tº и осадков с высотой определяет смену ПК в горах.

П

Высотная поясность — это смена ПК в горах.

Разнообразие видов

Географические области земного шара состоят из характерных для этих регионов особенностей, включающих в себя процессы геохимического и гидрологического характера, условия климата. В список основных природных зон, а также их промежуточных областей входят:

  1. арктические и антарктические пустыни;
  2. тундра и лесотундра;
  3. таёжная зона;
  4. смешанные и широколиственные лесные массивы;
  5. степи и лесостепи;
  6. пустыни и полупустыни;
  7. субтропическая зона;
  8. влажные и сухие тропики.

Пустыни Арктики и Антарктики располагаются вблизи полюсов. Почвенный покров находится в состоянии вечной мерзлоты, покрыт слоем льда и устойчивым снежным покровом. Эти края отличаются скудной растительностью, в основном это водоросли, лишайники и мхи, во многих местах она отсутствует. Животные и птицы представлены мигрирующими видами, но встречаются и адаптированные к суровой природе, постоянно обитающие здесь представители фауны — пингвины, белые медведи, тюлени, моржи.

Тундра занимает промежуточную зону между полярной и субполярной областями. Здесь наблюдается низкая температура воздуха в течение всего года. На торфяно-глеевых почвах произрастает низкорослая флора с недостаточно развитой корневой системой. В южном направлении тундровая зона постепенно превращается в лесотундру с заболоченными участками и неоднородными полосами редколесья. Фауна представлена перелётными птицами, грызунами и оленями.

Тайга занимает зону северного полушария с умеренным климатом. Для этой области характерны продолжительная суровая зима и короткое, но жаркое лето с обильными осадками. На неплодородных подзолистых почвах произрастают многоярусные хвойные леса. Животный мир богат хищниками — лисами, бурыми медведями, рысями, волками.

Смешанные лесные массивы располагаются в умеренных широтах с холодной зимой, тёплым летом и скудными осадками. Лес состоит из трёх ярусов, на нижнем произрастают мхи и травы. Переходит в зону с лиственной растительностью. Соотношение влаги и тепла благоприятно сказывается на климате. Здесь мягкая зима и тёплое продолжительное лето. Флора и фауна многообразны.

Степные и лесостепные зоны встречаются на равнинных территориях субтропических и умеренных поясов. Для них характерен засушливый климат с жарким летом и холодной зимой. Во флоре преобладают кустарники и травы, в фауне — хищные пернатые и грызуны.

Жаркие климатические пояса

Из засушливых степных районов осуществляется переход в полупустынную зону с малоснежным зимним периодом и знойным летом. Скудная растительность состоит из ковыля и злаковых. Среди животных много грызунов, пресмыкающихся, пауков, в том числе ядовитых.

Пустыни — крайне засушливые районы, которые характеризуются очень малым количеством либо отсутствием осадков. На территории пустынь часто наблюдается такое явление, как песчаные бури. Несмотря на неблагоприятный климат, здесь встречаются такие представители флоры, как саксаул, баобаб, различные травы и кустарники. Животный мир представлен верблюдами, змеями, лягушками. Этому региону характерны резкие контрасты дневных и ночных температур.

Полузасушливые пустынные районы располагаются ближе к экватору. Долгое сухое лето сменяется коротким зимним периодом, во время которого выпадает немного дождя. Почвы песчаные либо каменистые. Среди растений преобладают боярышник, кактус, мескитовое дерево. Фауна состоит из рептилий, скунсов, зайцев, представителей сумчатых.

Саванны — жаркие районы, где наблюдается сухая зима и дождливое лето с обильными осадками (1 тыс. мм). На территории саванн растут эвкалипты, пальмы, баобабы, различные травы. Здесь обитают хищные и травоядные животные: львы, леопарды, зебры, антилопы, слоны, жирафы. Австралийские саванны богаты сумчатой фауной (коалы, кенгуру).

Зона влажных тропических лесов проходит по экваториальной линии. Климат очень тёплый и влажный, количество дождей достигает 7 тыс. мм в год. Благоприятные условия способствуют произрастанию здесь разнообразной флоры. Леса заселены экзотическими животными и птицами.

Роль в экосистеме

Любая из существующих на Земле природных зон имеет важное значение для всех экосистем планеты. Согласно презентации по географии для 7 класса «Природная зональность», арктические и антарктические пустыни обладают колоссальными запасами пресной воды, а также формируют глобальный климат.

Вечная мерзлота тундровых зон участвует в процессе углеродного круговорота Земли. Тайга, смешанные, экваториальные, муссонные лесные массивы, поглощая углекислый газ, обеспечивают планету кислородом. В недрах большинства природных зон находятся полезные для человеческой цивилизации ресурсы.

Любопытные факты

В мировом географическом сообществе термин «природные зоны» используется не так давно. Однако работы по изучению особенностей и компонентов этих обширных регионов проводились задолго до принятия термина. В процессе исследований учёные столкнулись с удивительными явлениями, происхождение которых считается неизвестным.

Арктические области располагают пресноводными озёрами со средней температурой воды плюс 11 градусов Цельсия. В безводных пустынях иногда встречаются небольшие островки зелёной растительности — оазисы.

Почти половина площади Африки занята саваннами. Только на территории этой природной зоны встречается эвкалипт, который считается самым высоким деревом в мире. Влажный климат Амазонии способствует образованию здесь густой непроходимой растительности, поэтому на нижнем ярусе царит вечный сумрак.

Американские континенты располагают всеми природными комплексами, существующими на Земле. Презентация на тему «Природная зональность» за 7 класс является дополнительным материалом для использования на занятиях по программе ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: