Конспект беседы о музыке «Его величество вальс» для детей разновозрастной группы


Первые русские вальсы

История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума». Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, — незамысловатый, однако душевный и проникновенный.

Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор

Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.

Михаил Глинка. Вальс-фантазия (оркестровая версия)

Воспоминания о вальсе

Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» — на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.

Макс Кюсс. Вальс «Амурские волны»

Матвей Блантер. «В лесу прифронтовом»

В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».

Дмитрий Шостакович. Вальс из Джазовой сюиты №2

Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, — «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.

Ежи Петерсбурский. «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: