«Мои зелёные друзья». Конспект беседы по экологическому воспитанию для детей средней группы


Теоретические нюансы проведения бесед в средней группе

Прежде чем рассматривать виды и тематики бесед в средней группе, сделаем небольшой экскурс в теорию вопроса, чтобы понять основные направления в работе с детьми 4–5 лет.

Главными особенностями беседы в средней группе является опора на жизненный опыт малышей и направленность на развитие диалогической речи

Таблица: цели и задачи проведения бесед в средней группе

ЦелиЗадачи
  • Обогащение багажа знаний ребят (в средней группе расширяется спектр изучаемых тем, углубляются уже известные, например, «ПДД» или «Дикие животные»);
  • развитие речи (дети активно осваивают правила ведения диалога не только со взрослым, но и с товарищами);
  • воспитание результативного взаимодействия в коллективе (малыши в процессе беседы приучаются слушать и слышать друг друга, быть вежливыми)
  • Активное обращение к познавательному опыту детей (в сравнении со второй младшей группой, где в беседе педагог опирался на собственный монолог по теме, в средней воспитатель часто обращается с косвенными или прямыми вопросами по проблеме к малышам);
  • стимулирование наблюдательности (многие беседы в средней группе строятся на основании опытной деятельности детей, к примеру, часть бесед на тему природы строится на наблюдениях малышей во время прогулки за осенними деревьями);
  • формирование умения выстраивать логичные высказывания по теме при помощи предложенного педагогом плана (например, в беседе на патриотическую тему о Родине дети по опорной схеме рассказывают о том, как называется город, страна, в которой они живут, для чего нужен флаг, когда звучит гимн и т. д., то есть обобщают ту информацию, что была получена во второй младшей группе);
  • воспитание навыка отвечать только тогда, когда закончил своё высказывание предыдущий говорящий (это очень важно в условиях усвоения правил диалогической речи)

Картотеки бесед

При составлении картотеки бесед в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) педагогу важно учитывать видовую классификацию разговоров, так как она позволяет охватить всю тематику учебно-воспитательного процесса в средней группе.

Беседа может проводиться и на прогулке, особенно если она носит ситуативный характер

Таблица: виды картотек бесед в средней группе, автор — Наталья Василишин

ВидПримерЦели
По критерию содержания разговора
Познавательная«Природа весной. Первоцветы» Педагог задаёт вопросы:
  • Какое сейчас время года?
  • Какие весенние приметы вы знаете?
  • Когда появляются первые цветы в лесу, как они называются?
  • Почему подснежники ещё называются первоцветами?

Дети слушают стихотворение:

  • У занесённых снегом кочек Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек Полузамёрзший, чуть живой. Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.

Дети подбирают определения для весны: тёплая, солнечная, красивая. Педагог предлагает сыграть в игру «Солнышко и дождик», а затем показывает картинки с первыми весенними цветами и даёт их краткое описание (подснежник, медуница, крокус, гусиный лук), после чего говорит о том, что некоторые первоцветы занесены в Красную книгу, поэтому их нельзя рвать. В заключение дети смотрят на иллюстрации цветов и определяют их общие черты

  • Выучить названия первых весенних цветов;
  • воспитывать бережное отношение к природе
Этическая«Поговорим о вежливости» Педагог задаёт вопрос о том, как нужно приветствовать взрослых (словом «здравствуйте»). Затем малыши обсуждают значение этого слова («желаем здравия, то есть здоровья»). После чего ребята складывают «букет вежливых слов»: называют слово или словосочетание («извините», «пожалуйста», «будьте добры»), берут бумажный цветок и ставят в вазу. Дети слушают стихотворение:
  • Папа разбил драгоценную вазу Бабушка с мамой нахмурились сразу, Но папа нашёлся, взглянув им в глаза. И робко, и тихо «простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже — Мы купим другую, есть лучше в продаже. «Простите», казалось бы, что в нём такого, А вот ведь какое чудесное слово.

Обсуждают значение слова «простите»: говорим, когда сделали что-то плохое. Физкультминутка: воспитатель называет движение (например, поднять вверх руки), и дети выполняют, если было произнесено слово «пожалуйста», или не выполняют, если вежливое слово не звучало. В конце малыши с педагогом формулируют выводы о том, что значит быть вежливыми

  • Побуждать малышей совершать положительные поступки;
  • воспитывать доброжелательность и нравственность поведения
По этапу представления материала
Вводная«Семья» Дети рассказывают о том, с кем они живут, иллюстрируя речь фотографиями. Педагог обращает внимание на то, что семья может быть большой («как у Васи») или маленькой («как у Серёжи»). Воспитатель зачитывает стихотворение о маме:
  • Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешит, И умоет, и причешет, В щёчку поцелует — чмок? Вот она всегда какая — Моя мамочка родная!

Затем педагог спрашивает, какие ласковые слова дети говорят своим мамам, как реагируют, если она просит помочь. После этого воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, что они будут делать, если папа придёт с работы уставший. Взрослый подводит итог: всех членов семьи нужно любить, уважать, следует помогать им. Примечание: представление каждого члена семьи можно проиллюстрировать стихотворением или загадкой

  • Формирование представления о составе семьи;
  • развитие навыка давать ответ полным предложением;
  • воспитывать уважительное отношение к родным людям
Обобщающая«Обитатели леса» Педагог на фланелеграфе вывешивает картинки с изображением диких животных (лисы, волка, медведя, ежа). Дети называют их, отвечают на вопросы о том, где живут, чем питаются. После этого педагог рассказывает историю из своего детства, когда они с сестрой нашли ёжика, у которого была повреждена лапка. Девочки принесли ежа домой, поили молоком, выхаживали. А когда наступила осень, выпустили в лес. После рассказа ребята обсуждают, почему ёжик ушёл от девочек, ведь они его кормили и заботились о нём. В результате беседы приходят к выводу о том, что дикие животные должны жить в лесу, и обсуждают, как человек может помочь зверям выжить зимой или при чрезвычайных ситуациях, например, при наводнении или пожаре
  • Обобщить знания образа жизни диких животных и его отличие от привычного существования домашних питомцев;
  • развивать умение вести диалог, инициативность в диалоге;
  • воспитывать уважение к партнёру
Итоговая«Зима» Педагог представляет ребятам гостя — Мишку, который вдруг проснулся среди зимы и не понял, что происходит вокруг. Дети отвечают на вопросы Мишки, который никогда не видел зимы:
  • Почему я сплю зимой?
  • Что произошло в природе, пока я спал?
  • Какая она, зима?
  • Что бывает зимой? и др.

Затем, показывая детям презентацию о зимних забавах, воспитатель предлагает ребятам рассказать Мишке об их любимых зимних развлечениях. Мишка благодарит за интересную беседу

  • Систематизировать знания ребят о состоянии природы и видах развлечений зимой;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать бережное отношение к животным и растениям
По числу участников
Групповая«Дружба» Дети слушают песню «От улыбки хмурый день светлей» и отвечают на вопрос, о чём поётся в песне. Педагог просит назвать ребят имена своих друзей, после чего малыши слушают стихотворение о дружбе и дают определение этому понятию:
  • Друг всегда меня может выручить. «Не разлить водой», — скажут все вокруг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.

Дети играют в игру «Найди половинку»: складывают части лепестков цветов по парам. После игры выполняют физкуль, иллюстрируя текст движениями в парах:

  • Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать.

В конце педагог подводит итог: дружба очень важна, без друзей тяжело живётся

  • Сформировать представление о понятиях «дружба», «дружить»;
  • учить дорожить друзьями
ИндивидуальнаяЭти беседы являются ситуативными, то есть проводятся для разъяснения того или иного материала ребёнку. В средней группе, когда дети активно вступают в контакт во время игры, индивидуальные беседы часто носят нравственный или этический характер. Так, в моей практике был случай, когда девочка постоянно обижала мальчика: щипала и кусала. При этом он в долгу не оставался, отвечая «взаимностью». Беседу я проводила с ними по отдельности, мы обсуждали отличия девочек и мальчиков (элементы гендерного воспитания), какие качества — только девичьи (нежность, забота), а какие — только мальчиковые (сила, умение защитить) и пришли к выводу, что очень важно оставаться настоящей девочкой и настоящим мальчиком
По времени проведения
Утренняя«Транспорт моего города» Педагог спрашивает малышей, кто как добирался в детский сад. Дети называют виды транспорта, подбирают обобщающее название для автобуса, метро, троллейбуса (общественный транспорт), сравнивают, что быстрее едет. Затем воспитатель предлагает сформулировать правила поведения в транспорте для Петрушки, который совсем не знает, как себя вести:
  • не толкаться;
  • оплатить проезд;
  • сесть или держаться за поручни;
  • не прислоняться к окнам и дверям и т. д.
  • Настроить детей на рабочий лад;
  • повторить названия видов общественного транспорта;
  • развивать навыки сравнительного анализа
ВечерняяНосит прецедентный характер. Может быть на этическую тему, например, о правилах поведения на улице, если кто-то их нарушил во время прогулки. Или носить познавательный характер, если организуется, к примеру, во время экскурсии по городу (по поводу красот достопримечательностей, истории тех или иных культурно-архитектурных объектов)
Ситуативная
По образовательной направленности
По окружающему миру«Человек — часть природы» Педагог начинает беседу с рассказа о том, что Землю населяет много народов, каждый из которых зависит от природы, её ресурсов. При этом человек загрязняет планету, а это приводит к тому, что многие растения и животные заносятся в Красную книгу. Затем воспитатель задаёт детям вопросы, провоцируя их на аналогию собственного опыта с природой:
  • Животные — наши друзья?
  • Чем наша жизнь похожа на жизнь животных и растений?
  • Как за вами ухаживают ваши мамы? Нужен ли растениям уход и почему?
  • Испытываете ли вы боль, когда вам наступают на ногу? А цветку или дереву, когда отрывают лист, тоже больно?

После обсуждения педагог предлагает малышам представить, в какого бы животного они хотели превратиться, и объяснить, почему

  • Расширить представления о мире вокруг;
  • сформировать представления о культуре общения, добре и милосердии
По музыке«Музыкальные инструменты» Педагог предлагает малышам разгадать загадки о музыкальных инструментах. Затем взрослый показывает картинки с изображением инструментов, дети называют. В обобщающей беседе картинки можно раздать детям и предложить им показывать звучащий инструмент. Педагог предлагает вспомнить интересные факты, которые малыши знают об инструментах. Понравившийся инструмент ребята рисуют или раскрашивают
  • Повторить названия музыкальных инструментов;
  • развивать слух;
  • воспитывать любовь к музыке
По физкультуре«Я и моё здоровье. Здоровый образ жизни» Дети отвечают на вопрос о том, какой человек может считаться здоровым. Мысль о важности спорта подтверждается фразой: «Спорт — помощник, спорт — здоровье, спорт — игра, физкульт-ура!». Педагог предлагает детям выполнить упражнения на ходьбу:
  • на носках;
  • на пятках;
  • носки врозь, а пятки вместе и наоборот;
  • сделать «паучков» — на ладошках и ступнях.

Перейти к беговым заданиям:

  • высоко поднимая колени;
  • захлёстывая голени;
  • не сгибая ноги.

Затем дети выполняют релаксационное упражнение «Солнечный зайчик», пытаясь «погладить» его на своём лице, шее, животе. В заключение дети вместе с педагогом формулируют правила здорового человека:

  • заниматься физкультурой;
  • кушать то, что даёт мама или воспитатели в детском саду;
  • помнить о гигиене.
  • Систематизировать знания о ЗОЖ и важности спорта;
  • тренировать разные виды ходьбы и бега;
  • осваивать релаксационные упражнения;
  • воспитывать потребность в ЗОЖ
По безопасности«ОБЖ. Гололёд» Педагог зачитывает стихотворение: Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололёд, И машины все несёт. Тротуары, как каток, Сделать бы ещё шажок, Но подошва подвела — Очень скользкая она. Сколько бед от гололёда! Есть для дворников работа — Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог. Затем дети пытаются дать определение слову «гололёд», отвечают на наводящие вопросы:
  • Почему зимой бывает гололёд?
  • Почему происходит много аварий?
  • Как обезопасить себя от травм?

После этого малыши рассматривают и комментируют предупреждающие знаки по теме. Затем дети вместе с педагогом формулируют основные правила поведения во время гололёда (не толкаться, не торопиться и пр.). На прогулке дети посыпают дорожки песком вместе с дворником

  • Познакомиться с правилами безопасности в период гололедицы;
  • учиться определять и описывать опасную ситуацию по картинке
По воспитанию культурно-гигиенических навыков (КГН)«Зачем мы моем руки?» Педагог предлагает малышам ответить на вопрос о том, зачем нужно мыть руки, если они чистые. Затем дети обсуждают, что такое микробы, педагог подводит итог стихотворением:
  • Микроб — ужасно вредное животное: Коварное и, главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет — и спокойно там живёт. Залезет, шалопай, и где захочется Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот.

Обсуждение рифмовки (все болезни от микробов, которые попадают в организм через немытые руки с пищей). Подведение итога: нужно регулярно мыть руки с мылом

  • Показать важность гигиены рук;
  • расширять представления детей о вредных микробах;
  • воспитывать умение выслушивать собеседника

Видео: познавательная беседа как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром, посвящённого изучению темы «Фрукты и овощи» в средней группе

Это интересно. В ДОУ также практикуются беседы узкой направленности, например, индивидуальный разговор ребёнка, испытывающего трудности в общении со сверстниками, с психологом. Такие беседы носят терапевтический характер и находятся в ведении узких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.

Примеры картотек бесед разной направленности в средней группе

Педагог обычно составляет общую картотеку бесед на год, то есть перспективный план, о котором пойдёт речь ниже. Однако для полноценного использования этого методического приёма в работе, то есть составления полноценного конспекта проведения беседы с целями, воспитатель готовит тематические блоки разговоров — картотеки.

С примером картотеки утренних бесед, составленной по тематике недели, можно ознакомиться в публикации Н.В. Жарковой, воспитателя МБОУ «Ермаковская начальная школа-детский сад» (Джанкойский район, Республика Крым), которая представлена здесь.

Образец составления картотеки бесед по безопасности можно найти здесь, автор работы — И.С. Балашова, воспитатель МБДОУ д/с № 7 (Кавказский район, Краснодарский край).

Пример составления картотеки бесед о здоровье Н.И. Арекатаевой, воспитателя МБДОУ д/с «Марьинский» (г. Бронницы, Московская область), можно увидеть здесь.

В работе Н.В. Гармоновой, воспитателя МДОУ д/с №4 (Талдомский, рабочий посёлок Северный, Московская область), представлена картотека бесед по экологическому воспитанию.

Перечень тем и целей проведения бесед на нравственные темы, которые могут стать основой составления картотеки индивидуальных разговоров, можно увидеть в подборке О. Попковой, воспитателя МАДОУ ЦРР д\с № 22 (Кавказский район, Краснодарский край), представленной здесь.

Это интересно. Картотека ситуативных бесед составляется на основе подходящих тем из блоков разговоров разных направлений.

Составление картотек бесед является частью методической подготовки педагога

Картотека бесед по воспитанию нравственности (средняя группа). картотека (средняя группа) на тему

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

карточка-9

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..

карточка-21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

nsportal.ru/detskii-sad/…

Перспективный план бесед в средней группе

В средней группе в среднем проводится 2–3 беседы в неделю. При этом индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. При проведении тематических недель, а также накануне праздников, беседы могут организовываться ежедневно.

Таблица: пример перспективного плана бесед в средней группе, автор — Олеся Раевская

ДатаТемаЦели
Март«Зима недаром злится»
  • Познакомить детей со стихотворением Ф. Тютчева;
  • рассказать о народных приметах: «Март не верен, то плачет, то смеётся», «Как зима не злится, всё равно весне покорится»
«Нельзя обижать девочек»Формировать заботливое, внимательное, «рыцарское» отношение к девочкам (не обижать, не дразнить, уступать, защищать)
«Мамочка любимая»
  • Вызвать желание рассказать о своей маме, где она работает, как заботится о своей семье (убирает, стирает, готовит, играет с детьми, чем любит заниматься в свободное время);
  • воспитывать любовь к самому близкому и родному человеку
«Весна идёт»
  • Отметить изменения в природе;
  • рассказать о жизни зверей и птиц, о труде людей весной (рассмотреть иллюстрации, вспомнить стихотворения о весне);
  • развивать наблюдательность, любознательность, речь детей
«Как поступить»Научить детей принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение при общении с другими людьми
«Волшебные слова»
  • Учить детей правилам этикета, формам общения при встрече со взрослыми и детьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности;
  • способствовать преодолению застенчивости и скованности детей
«Моё любимое животное»Учить детей делиться впечатлениями, составлять описательные рассказы о своём любимце (как выглядит, как с ним играть, ухаживать, какие у него привычки)
«Мы умеем вежливо разговаривать»
  • Закрепить умение благодарить за услугу;
  • учить пользоваться разными речевыми формами при встрече и прощании
Неделя спорта
«Спорт — залог здоровья»
  • Отметить, какие виды спорта бывают (футбол, баскетбол, гимнастика, бокс, фигурное катание);
  • выяснить, что они разнообразны;
  • отметить, что спортивные люди имеют хорошее здоровье
«Туристы»
  • Познакомить с таким видом спорта, как туризм;
  • отметить, какими атрибутами пользуется турист (палатка, компас, рюкзак, котелок);
  • дать знания о значении и пользе этого вида спорта
«О футболистах»
  • Дать знания о виде спорта — футбол;
  • отметить, какими предметами пользуются футболисты;
  • вызвать желание заниматься спортом
«О хоккеистах»
  • Дать знание о таком виде спорта, как хоккей;
  • познакомить с предметами игры (шайбой и клюшкой);
  • развивать связную речь, внимание;
  • вызвать желание заниматься спортом
Апрель«Первое апреля — день смеха»Рассказать детям о традиции в этот весенний день подшучивать друг над другом, веселиться, рассказывать смешные истории
«Как играть и не ссориться»Формировать умение поступать справедливо, разрешать спорные ситуации, используя очерёдность в выполнении ролей, пользовании игрушкой и т. д.
«На зарядку становись!»
  • Поговорить о значении для здоровья утренней зарядки и режима дня;
  • прочитать сказку Т. Шорыгиной «Зарядка и простуда»
«Не буду бояться»
  • Выяснить, чего боятся дети;
  • научить их преодолевать свой страх;
  • учить слушать высказывания товарищей не перебивая
«Зелёные друзья»
  • Закрепить названия знакомых растений;
  • продолжать учить различать части растения и необходимые условия для его роста (полив, свет, тепло)
«Что я люблю»
  • Учить поддерживать разговор, высказываться на предложенную тему;
  • учиться внимательно слушать других не перебивая;
  • развивать связную речь
«Когда разговаривают взрослые»
  • Продолжать формировать навыки вежливого обращения к взрослым;
  • учить не перебивать их, не вмешиваться в разговор
«Отдыхаем всей семьёй»
  • Развивать умение составлять небольшой рассказ из личного опыта, опираясь на вопросы воспитателя;
  • учить правильно строить предложения
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-besed-v-srednei-grupe-mart-aprel-mai.html

Картотека утренних бесед в средней группе.

Картотека

утренних бесед в средней группе.

Сентябрь

Тема: « До свидания лето, здравствуй детский сад! »

1неделя.

1. «Все о детском саде»

Цель: Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д\c. Воспитывать любовь к д\с, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие « Я- воспитанник д\с»,» д\с – мой родной дом».

2. «Наш любимый воспитатель»

Цель: Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду. Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества , интересы.

3. «Я и друзья»

Цель: Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

4. «Увлечения друзей»

Цель: Расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях.

5. «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Цель: Уточнить знания детей о д\с. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в д\с.

Тема: «Семья – это мы! Мой город – это тоже моя семья!»

2 – 3 неделя.

  1. «Моя семья»

Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

  1. « Семья – это я!»

Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. ( помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

  1. « Что такое улица»

Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.

  1. «Что отличает город от деревни»

Цель: Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.

  1. «Мой город»

Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.

  1. «Ребенок и взрослые»

Цель: Углублять представления о людях : понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.

  1. « Что ты знаешь о себе?»

Цель: Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)

  1. «Семья»

Цель: Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.

  1. «Доброе слов лечит ,а худое калечит»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

  1. «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях

Тема: «Есть много профессий хороших и нужных!»

4 неделя.

  1. «Наш трудолюбивый дворник»

Цель: Познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда; воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать взрослым.

  1. «Помощник воспитателя»

Цель: Обратить внимание детей на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. Воспитывать уважение к его труду.

  1. «В гостях у работника прачки»

Цель: Развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.

  1. «Замечательный врач»

Цель: Формировать понятие о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

  1. «В гостях у музыкального руководителя»

Цель: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

Октябрь

Тема: «Мир искусства» 1 неделя.

  1. «Ребенок и книга»

Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.

  1. «Изобразительное искусство»

Цель: Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать художественное восприятие произведений искусств. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображение) в разных видах искусства.

  1. «Ребенок и музыка»

Цель: Развивать музыкальный кругозор детей путем их знакомства с музыкальными произведениями (народными, классическими и современными) Развивать представление об элементарных жанрах музыки.

  1. «Мы танцуем и поем»

Цель: Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей.

  1. «Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора»

Цель: Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картины (репродукция), скульптура (изображение ), здание и сооружение (архитектура).

Тема: «Осень , собираем урожай.

2 – 3 – 4 неделя.

Золотая осень.

Осень в лесу ( деревья, животные, птицы.)

  1. «Что нам осень принесла?»

Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

  1. «Небо осенью»

Цель: Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием “облака“ и ” тучи”.

  1. «Вода и осадки»

Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.

  1. «Осень – добрая волшебница»

Цель: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.

  1. «У цветочной клумбы»

Цель: Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).

  1. «Листопад»

Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.

  1. «Растительный мир осенью»

Цель: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

  1. «Птицы осенью»

Цель: Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

  1. «Ветер»

Цель: Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.

  1. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

  1. «Знакомство с декоративными птицами»

Цель: Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

  1. «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.

  1. «Беседа о диких животных в лесу»

Цель: Дать детям представление о о жизни диких животных осенью. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

  1. «Беседа о перелетных птицах»

Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

  1. «Хмурая осень»

Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

Ноябрь

Тема: «Моя Родина» 1 – 2 неделя

  1. «Мой дом, мой город»

Цель: Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным городом.

  1. «Мой край родной»

Цель: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

  1. «Транспорт моего города»

Цель: Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

  1. «Берегись автомобиля»

Цель: Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

  1. «Как избежать беды»

Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

  1. «Праздники»

Цель: Формировать представление о государственных праздниках.

  1. «Знаменитости»

Цель: Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

  1. «Люблю березку русскую»

Цель: Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

  1. «Знакомство с русской народной куклой»

Цель: Знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

  1. «Моя родина»

Цель: Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении.

Тема: »Я выросту здоровым» 3 – 4 неделя

  1. «Путешествие в страну Носарию»

Цель: Познакомить с анатомо-физиологическим строение носа: его нахождением, строением, правилом безопасности и ухода. Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

  1. «Утро радостных встреч с доктором Айболитом».

Цель: Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

  1. «Я вырасту здоровым».

Цель: Знакомить с понятиями «Правильное питание». Приобщать к здоровому образу жизни.

  1. «Если хочешь быть здоров- закаляйся»

Цель: Знакомить с понятиями «Закаливание». Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

  1. «Наш любимый врач».

Цель: Расширять представление о профессии врача (педиатр, стоматолог, окулист)

  1. «Для чего у человека два глаза»

Цель: Формировать представление о человеке, о функциях и возможностях частей тела человека, о способах ухода за ними.

  1. «Почему болят зубы?»

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Расширять представление о профессии врача стоматолога.

  1. «Частота – залог здоровья»

Цель: Воспитывать у детей любовь к частоте.

  1. «Телефоны экстренных служб»

Цель: Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

  1. «Как сохранить здоровье?»

Цель: Сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов.

  1. «Я выросту, здоровым!»

Цель: Закреплять понятия «правильное питание», «режим дня». Приобщать к здоровому образу жизни.

  1. «Микробы в жизни человека»

Цель: Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни.

Декабрь

Тема: »Зимушка-зима»» Зима в природе» 1 – 2 неделя

1. «Ура! Зима!»

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

2. «Первый снег»

Цель: Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

3. «Зимний спорт»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта.

4. «Зимние травмы»

Цель: Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

5. «Почему растаяла Снегурочка?»

Цель :Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

6. «Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель: Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.

7. «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.

8. «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

9. «Зимние явления в природе»

Цель: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь).

10. «Зимушка — зима»

Цель: Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы.

Тема: «Новый год у ворот» 3 – 4 неделя

1. «Новый год детям радость принесет»

Цель: Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

2. «Новый год у ворот!»

Цель: Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.

3. «Путешествие в канун нового года»

Цель: Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

4. « Мы – друзья природы»

Цель: Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.

5.«Кому зимой хорошо»

Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.

  1. «Узоры на стекле»

Цель: Развивать творческие способности, воображение.

  1. «Как ходят в гости»

Цель: Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года.

  1. «Лесная сказка»

Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

  1. «Как отмечают Новый год в других странах»

Цель: Расширять знания детей о различных способах поздравлений. Познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах.

10. «Скоро, скоро, Новый год!»

Цель: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем.

Январь

Тема: «Зимушка — хрустальная» 1 – 2 неделя

1. «Как узнать зиму?»

Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.

2. «Кто главный в лесу»

Цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных.

3. «Зимушка — хрустальная»

Цель: Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

4. «Зимние игры»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.

5. «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

6. «Осторожно лед!»

Цель: Формировать представления о безопасном поведении зимой.

7. «Стайка снегирей»

Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.

8. «Растительный мир зимой»

Цель: Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.

9. «Явления неживой природы»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

10.«Как мы заботимся о животных и птицах зимой»

Цель: Расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года. Формировать желание заботится о них.

Тема: «В гостях у сказки» 4 неделя

  1. «Здравствуй сказка»

Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.

  1. «Наш театр»

Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.

  1. «Признаки сказок»

Цель: Расширять представления о характерных признаках жанра сказки.

  1. «На кого из сказочных героев я похож»

Цель: Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

  1. «В гости к книге»

Цель: Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

Февраль

Тема: «Транспорт» Наземный, водный, воздушный. 1 – 2 неделя

  1. «Наземный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах наземного транспорта и его назначении.

  1. «Водный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах водного транспорта и его назначении.

  1. «Воздушный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах воздушного транспорта и его назначении.

  1. «Школа пешехода»

Цель: Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения.

  1. «Машины — помощники»

Цель: Расширять представления о видах специального транспорта и его назначении.

  1. «Все профессии важны»

Цель: Расширять представления о профессиях связанных с транспортом.

  1. «Правила поведения в общественном транспорте»

Цель: Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

  1. «Дорожные знаки»

Цель: Знакомить детей с основными знаками дорожного движения.

  1. «Зачем человеку машина»

Цель: Совершенствовать знания детей о необходимости машин в жизни человека.

  1. «Путь от лошади к машине»

Цель: Рассказать о развитии автомобиля.

Тема: «День защитников Отечества». 3 неделя

1. «Наша армия»

Цель: Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

2. « Защитники Отечества»

Цель: Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

3. «Военная техника»

Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.

4. «Будущие защитники»

Цель: Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

5. «Как сражались наши деды»

Цель: Расширять представления о том, как в годы войны храбро сражались и защищали от врагов наши деды, прадеды.

Тема: «Международный женский день». 4 неделя

1. «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель: Воспитывать чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

2. «Кем работает моя мама»

Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.

3. «Международный женский день»

Цель: Расширять знания об истории возникновения праздника 8 марта.

4. «Бабушки и внуки»

Цель: Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке.

5. «Как порадовать воспитателей»

Цель: Воспитывать уважение к воспитателям, формировать потребность радовать окружающих добрыми делами.

Март

Тема: «Международный женский день». 1 неделя

1. «Поздравляем наших мам с праздником весны»

Цель: Почитать стихи о маме , бабушке и сестре. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям.

2. «Зачем дарят цветы»

Цель: Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания.

3. «Мамины любимые цветы»

Цель: Расширять знания о цветах, воспитывать любовь и чуткое отношение к маме.

4. «Моя мама любит…»

Цель: Закрепить знания детей об увлечениях своих мам.

5. «За что я люблю свою маму и бабушку»

Цель: Развивать умение развернуто отвечать на вопрос. Воспитывать любовь и внимание к близким людям.

Тема: «Народная культура и традиции». 2-3 неделя

1. «Каков он – русский народ»

Цель: Расширять представление об обычаях русского народа.

2. «Как празднуют масленицу»

Цель: Ознакомить с праздником масленицы. Расширять знания о народных традициях.

3. «Народная игрушка»

Цель: Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.

4. «Русские народные праздники»

Цель: Расширять представление детей о народных традициях русского народа.

5. «Русские народные сказки»

Цель: Учить детей делать нравственный вывод из содержания сказок, развивать творческое воображение.

6. «Пословицы и поговорки»

Цель: Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.

7. «Детский фольклор»

Цель: Познакомить с закличками, песенными обращениями к силам природы.

8. «Считалки»

Цель: Познакомить, вспомнить считалки.

9. «Колыбельные песни»

Цель: Познакомить с разнообразием колыбельных песен. Вспомнить с детьми колыбельные песни.

10. «Приговоры — мирилки»

Цель: Познакомить с разнообразными приговорами – мирилками. Выучить с детьми несколько приговоров- мирилок.

Тема: «Весна идет! Весне дорога! » Весна в природе. Животные и птицы весной . 4 неделя

1. «Весна идет! Весне дорога!»

Цель: Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы.

2. «Почему растаял снеговик»

Цель: Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи.

3. «Путешествие ручейка»

Цель: Уточнять представление детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках.

4. «Как мы весну встречаем»

Цель: Расширять знания о сезонных видах труда.

5. «В гости к хозяйке луга»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.

Апрель

Тема: «Весна идет! Весне дорога! » Весна в природе. Животные и птицы весной . 1 неделя

1. «Приметы весны»

Цель: Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.

2. «Птицы прилетели»

Цель: Расширять знания о перелетных птицах.

3. «Весной на водоемах»

Цель: Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях.

4. «Войди в лес с другом»

Цель: Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.

5. «Международный день земли»

Цель: Расширять представление детей об экологических праздниках.

Тема: «Дружим с книгой» 2 неделя

1. «Ребенок и книга»

Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Воспитывать бережное отношение к ней.

2. «Дружим с книгой»

Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, расширять словарный запас.

3. «Книга – источник знаний»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг).

4. «Здравствуй сказка!»

Цель: Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.

5. «Ты и я с книгой лучшие друзья»

Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения.

Тема: «Что из чего и для чего» Мебель, Посуда, Одежда 3 неделя

1. «В мире стекла»

Цель: Помочь выявить свойства стекла. Воспитывать бережное отношение к вещам.

2. «В мире пластмассы»

Цель: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

3. «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: Расширять представление детей об истории возникновения одежды.

4. «Путешествие в прошлое кресла»

Цель: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода.

5. «В мире дерева»

Цель: Выявить свойства и качества дерева. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Тема: «Волшебная сила театра» 4 неделя

1. «Волшебная сила театра»

Цель: Развивать артистические способности детей. Приобщать детей к миру театра.

2. «Театральные профессии»

Цель: Дать представление детям о профессиях, имеющих отношение к театру.

3. «Театр кукол Шут»

Цель: Расширять знания о родном городе, воспитывать интерес к театру.

4. «Что мы знаем о театре»

Цель: Расширять знания детей о различных видах театра.

5. «Театрализованная игра»

Цель: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к воплощению в роли.

Май

Тема: «Цветущая весна» 1 — 2 неделя

1. «Наша клумба»

Цель: Расширять знания детей о посадке растений, необходимости ухода за ними.

2. «Фруктовые деревья весной»

Цель: Уточнять и расширять представления о плодовых деревьях. Формировать положительное отношение к природе.

3. «Солнце в жизни растений»

Цель: Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе.

4. «Деревья, кустарники и травянистые растения»

Цель: Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники.

5. «Дикорастущие и культурные растения»

Цель: Уточнять и расширять представления о дикорастущих и культурных растениях. Учить различать по внешнему виду.

6. «Лесные опасности»

Цель: Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду.

7. «Цветущая весна»

Цель: Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений.

8. «Мир комнатных растений»

Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать по внешнему виду.

9. «Огород»

Цель: Расширять представления детей об овощных культурах. Рассказать о труде человека по выращиванию овощей и фруктов.

10. «Когда цветет сирень»

Цель: Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание любоваться красотой весны.

Тема: «Насекомые» 3 неделя

1. «Проснулись бабочки и жуки»

Цель: Учить различать насекомых по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми.

2. «В гости к хозяйке луга»

Цель: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых.

3. «Опасные насекомые»

Цель: Расширять представления детей об опасных насекомых. Учиь различать их по внешнему виду.

4. «Наши маленькие друзья»

Цель: Расширять представления детей о насекомых, их особенностях, местах обитания. Формировать основы экологической культуры.

5. «Насекомые других стран»

Цель: Познакомить с многообразием насекомых других континентов.

Тема: «Скоро лето!» 4 неделя

1. «Скоро лето»

Цель: Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе.

2. «Сад и огород»

Цель: Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать представления о сезонных работах в саду и огороде. Прививать любовь к труду.

3. «Цветы»

Цель: Вызвать интерес к жизни растений. Расширять представления о многообразии цветов.

4. «Солнце – друг или враг»

Цель: Расширять представления о пользе и вреде солнца ( тепловой и солнечный удар). Формировать основы собственной жизнедеятельности.

5. «Лето»

Цель: Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте летней природы.

Как составить конспект обобщающей беседы

Структура организации беседы в средней группе не зависит от её разновидности и возраста воспитанников. Единственное отличие будет в хронометраже этапов разговора, так как с детьми 4–5 лет беседа длится до 15 минут. Таким образом, время распределяется между тремя этапами:

  • вводным (до 3 минут), на котором педагог подбирает вопросы для включения детей в работу над темой, наглядные материалы, а также продумывает роль персонажа, если он вписывается в тему (например, в итоговой беседе о зиме это рано проснувшийся Мишка);
  • основным (до 10 минут), предполагающим разработку темы беседы в играх, прослушивании сказок, рифмовок, а также практической деятельности (например, создании рисунков, аппликаций, поделок);
  • заключительным (до 2 минут), обычно включающим формулирование педагогом совместно с ребятами выводов по теме.

Беседа включает три этапа работы, каждый из которых подразумевает максимальное включение ребят в обсуждение

Таблица: конспект беседы в средней группе на тему «Семья и семейные ценности», автор — Надежда Станчева

ЭтапСодержание
Вводный– Ребята, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адресовано нам от девочки Маши. Давайте его прочитаем. Воспитатель достаёт из конверта картинку с изображением семьи (вывешивает на доску) и письмо
– Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображён на этой фотографии? (Взрослые, дети, родители, сын, дочь). А как одним словом можно назвать? (Семья). И ещё она написала стихотворение. Я сейчас вам его прочитаю, а вы потом ответите, о чём же это стихотворение. Семья (Олег Бундур) Семья — это счастье, любовь и удача, Семья — это летом поездки на дачу. Семья — это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья — это труд, друг о друге забота, Семья — это много домашней работы. Семья — это важно! Семья — это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! – Скажите, пожалуйста, о чём это стихотворение? (О семье.) – Правильно! Для автора семья — это что? (Ответы детей по стихотворению.) – Молодцы! А для вас что такое семья? (Ответы детей.) – Хорошо! Кто скажет, о чём мы сегодня с вами поговорим? (О семье.) – Правильно, о семье, но и о традициях, которые существуют в вашей семье. И Маше очень интересно услышать о вашей семье, и о том, какие у вас есть традиции. Потом мы с вами напишем ей ответное письмо и вышлем фотографии с вашими семьями
Основной– Семья — это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни! – Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестрёнки и братики, бабушки и дедушки.) – Молодцы! Вот посмотрите на машину фотографию. Маша живёт с мамой Ириной и папой Сашей. У неё есть сестричка Соня, а также с ней живёт бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. А Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция отмечать день рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьёй на море отдыхать. – Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (Ответы детей.) – А какие традиции у них существуют? (Ответы детей.)
– Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4–5 человек.) – Спасибо! Молодцы! – Чей рассказ вам больше всего понравился и почему? (Ответы детей.) – Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей.) Воспитатель с детьми обсуждают, какие семейные традиции существуют в семьях воспитанников
– Вы знаете, у Маши в семье есть традиция делать каждое утро зарядку. И сейчас мы с вами тоже попробуем сделать её. Осенью, весною, Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает, Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой
– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей.) – Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? (Ответы детей.) – Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи
Заключительный– Теперь скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей.) – О чём мы напишем Маше в нашем письме? – Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик.) – У вас есть на столах смайлы, какого они цвета? (Зелёный, жёлтый и красный.) – Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зелёный смайл, если же не очень понравилось, то жёлтый, если вам беседа была неинтересна, то красный. Дети берут смайлы и прикрепляют их на домик
Цит. по: https://a2b2.ru/methods/27144_konspekt_besedy_dlya_detey_sredney_gruppy_semya_i_semeynye_traditsii_vospitatel_stancheva_nv

Видео: беседа о дружбе с воспитанниками средней группы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: