Конспект НОД для детей средней группы, по теме: «Плывёт кораблик по реке»


Подготовительный этап

Дети с большим удовольствием знакомятся с водными видами транспорта в форме игры или выполнения аппликации

Основной этап работы воспитателя в детском саду заключается в подготовке интересного сценария занятия. И если говорить об аппликации, то успех всей работы будет зависеть не только от аккуратности выполнения аппликации, но и грамотной предварительной деятельности взрослого.

Материалы

Дети в средней группе — 3–4 лет — могут работать не только с бумагой и пластилином. Для творчества можно привлекать природные материалы (например, сделать лодочки из сухих листьев), плотную бумагу (например, бархатную цветную бумагу для лодочек или в качестве основы для имитации воды). Некоторые опытные методисты считают, что в средней группе можно подключать в качестве сырья для аппликации ткань. Дело в том, что при всей «капризности» материала, работать с ним малыши могут на уровне тактильной памяти: когда родители давали в ручки ещё крохе разные текстуры для разработки моторики. Правда, стоит отметить, что тканевые элементы нужно давать ребятам в качестве готовой детали, чтобы им не требовалось их резать или обрабатывать края (к слову, даже в старшей группе ткань вводится в работу только частично и также в виде готовой части аппликации, которую остаётся только приклеить).

Участие детей в подготовительной работе

Малыши средней группы могут самостоятельно готовить свои рабочие места, раскладывая необходимые материалы и инструменты

Это интересно. Учёные, занимающиеся вопросами детской психологии, считают одним из самых сложных переходных этапов в жизни человека кризис 3-х лет. Это возраст, когда ребёнок впервые сталкивается с такой пропастью между тем, что он хочет делать и что он может — такое несоответствие болезненно переживается психикой малыша, ещё непривыкшего мириться с обстоятельствами. Но с другой стороны, карапузы начинают понимать авторитет взрослого («Он может всё!»). Хотят быть похожим на него, а значит, и выполнять ряд функций старшего товарища (вытирать посуду, мыть пол и т.д). Именно этой особенностью можно воспользоваться при подключении малышей к организации рабочих мест для занятия аппликацией.

Итак, ребята могут

  • раскладывать инструментарий на столы;
  • распределять заготовки для аппликации (основу, прямоугольники для лодочек);
  • готовить салфетки для работы с клеем.

Отдельно стоит сказать о вырезании заготовок. Под эту поделку нужны лишь прямоугольники, из которых дети и будут вырезать лодочки. Такие четырёхугольники могут быть сделаны взрослым, но если в группе есть усидчивые, сосредоточенные ребята, то разрезание листов бумаги на прямоугольники можно доверить им. Также в пользу бОльшей самостоятельность ребят говорит и тот факт, что они уже хорошо ориентируются в элементарных геометрических фигурах, отличают их по форме.

Варианты выполнения

Что касается техники, то здесь выбор не слишком разнообразен. Такое положение вещей объясняется тем, что у детворы ещё не слишком большой опыт создания поделок.

  • Классика. Наклеивание бумажных деталей на бумажную основу — самый доступный вид аппликации для малышей.
  • Дорисовка. Добавление в композицию рисованных деталей (например, речной глади) внесёт оригинальность в работу.
  • Раскрашивание. Чтобы усложнить задачу аппликации, можно сделать все детали из белой бумаги, а потом их раскрасить.
  • Пластилин. Как и в случае с обычной бумагой, занятия с пластилином малышам хорошо знакомо. Более того, детали получаются фактурными, то есть дети обучаются созданию объёмных картин.
  • Гофрированная бумага. Использование этого материала не считается слишком уж сложным. К тому же он приклеивается быстро, что не может не радовать нетерпеливых «творцов». Важный нюанс: не стоит доверять карапузам мазать гофробумагу клеем, так как из-за излишков она быстро промокает. Эту миссию лучше оставить за собой.
  • Мозаика. Дети очень любят работать с крупой, но делать это лучше под контролем взрослого, так как материал может оказаться во рту ребёнка. Так что применять эту технику можно, только если в группе немного человек, и дети по возрасту приближаются к 4 годам.

Как реализовать индивидуальный подход

Риторический вопрос всей образовательной системы не обошёл и частный случай: подготовку занятия по аппликации в средней группе. Чтобы индивидуализировать выполнение коллективной поделки, детям нужно предлагать задания исходя из их темперамента и способностей. Конечно, ребятам, которые опережают в интеллектуальном развитии своих сверстников, под силу и подготовка к работе, и наклеивание сложных элементов, и оформление фона. Но поскольку таких ребят единицы, то лучше всё же ориентироваться на темперамент. Так, непоседы могут составлять композицию насухо, а те, кто обладает более сдержанным нравом, отлично справятся с приклеиванием этих деталей или украшением лодочки декоративными элементами, такими, как, например, бусины, стразы и т.д.

Как мотивировать

Малыши с удовольствием слушают истории про кукол или зверей, которые пришли к ним из сказочной страны, и с большой готовностью принимаются за поделки, призванные помочь попавшим в неприятности гостям

Правильная мотивация поможет успешно выполнить аппликацию, уложившись во время, отведённое для занятия. Можно использовать какой-то один приём, а можно комбинировать их в зависимости от трудоспособности и степени включённости малышей в работу.

Беседа

Занятие можно начать с вопросов о том, какие виды транспорта дети знают, но, учитывая возраст подопечных, лучше, если это будет разговор от лица сказочного героя. Например, от имени куклы Маши, дом которой находится далеко, за рекой. И чтобы перебраться через водоём ей пришлось воспользоваться транспортом. Каким? После ответа на вопрос воспитатель показывает малышам картинки с изображением лодок и других видов водного транспорта (яхту, пароход, паром, корабль). Такое начало — удачный приём для создания собственно аппликации: ребятам нужно сделать лодочки, чтобы Маша и её новые друзья смогли вернуться домой.

Стихотворения

Рифмованные строчки очень нравятся детям, так что такая мотивация тоже имеет место быть. Однако всё равно воспитателю вопросами нужно будет подвести малышей к сути занятия.

  • Летом жарким дома Скучно оставаться… Мы поедем в лодке По реке кататься!
  • Раз-два, взяли! Раз-два, дружно! Лодку на воду столкнём. В руки вёсла мы возьмём — На рыбалку поплывём.

Больше стихотворений про лодочку можно найти здесь Ошибка:

«>https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-lodku.html«>https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-lodku.html

Песни

Малыши хорошо воспринимают ритм и мелодику, так что песни — это приём, который не только настраивает на рабочий лад, но и дарит хорошее настроение. В качестве примера можно предложить https://yandex.ua/video/search?text=песни%20про%20лодочку%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1481839276798259–1816341218547199392616902-myt1–0790&noreask=1&filmId=17838796170432786074 Тем более что это не просто песня, а целый короткий обучающий мультфильм.

Наглядность

Дети мыслят образами, так что без картинок не обойтись при использовании любых приёмов мотивации. Это могут быть и изображения на бумаге, и слайды на презентации. Старайтесь подобрать изображения нескольких видов лодочек, а также 2–3 других видов водного транспорта.

Как работать над конспектом занятия

При составлении конспекта занятия аппликацией нужно планировать время, которое требуется на реализацию той или иной задачи, чтобы дети вовремя выполняли задания

Разработка плана занятия начинается с формулировки целей и задач работы. Занятие аппликацией в средней группе на тему: «Лодки плывут по реке» имеет цели

  • обучать детей создавать детали, срезая уголки у заготовок прямоугольной формы (если композиция составляется из бумаги);
  • развивать умение составлять композицию по образцу, а также аккуратно наклеивать её элементы (вне зависимости от техники выполнения);
  • воспитание вкуса и чувства меры при соединении деталей в одно целое.

Задачи можно сформулировать так

  • расширять представления малышей об эталонах цвета, размере (ширине-длине);
  • развивать умение сравнивать детали по этим признакам, классифицировать и обобщать;
  • продолжать работу над развитием речи (все комментарии по ходу работу должны даваться малышами полными предложениями);
  • тренировать глазомер;
  • обучать навыкам самостоятельного поиска поставленной задачи;
  • формировать навыки самооценки и самоконтроля.

Схема конспекта может быть представлена так

  • мотивация;
  • основная часть;
  • рефлексия.

Образец конспекта

Лагуткина Надежда, Конспект занятия (аппликация) в средней группе «Лодки плывут по реке»

В руках воспитателя колокольчик. -Колокольчик поёт, всех ребят в кружок зовёт! Покажите мне ладошки, я поглажу их немножко. а вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите! Давайте улыбнёмся и подарим хорошее настроение друг другу! (Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд») -Ребята, как вы думаете, кто поёт эту песенку (А как думаешь ты Саша?) Слайд 1. -Сегодня к нам в гости пришёл кот Леопольд! Давайте с ним поздороваемся! -Ребята, кота Леопольда пригласили мышата в гости, но они живут далеко. Там, где они живут, протекает большая река. Слайд 2. -Как вы думаете, на чём можно переправиться через реку коту Леопольду и попасть в гости к мышатам (ответы детей — корабле, паруснике,моторной лодке, лодке) Слайд 3 -Поможем Коту Леопольду попасть в гости к мышатам? Послушайте стихотворение и подумайте, на чём мы отправим кота Леопольда. -Летом жарким дома Скучно оставаться. Мы поедем в лодке По реке кататься! (ответы детей полным предложением) Слайд 4 – Ребята, сегодня мы с вами сделаем красивые лодки. Посмотрите у меня в руках вот такой прямоугольник, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получилась лодка? (срезать углы ножницами) – В какой руке будем держать ножницы? (А как думает Оля?. (напомнить технику работы с ножницами) 1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых. 2. Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо 3. Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко (воспитатель показывает) – А что будет делать левая рука (ответы детей полным предложением) -Посмотрите, как я буду делать. (показ) -А что нужно сделать с лодкой, после того как срезали углы (Ответы детей) -Ребята мы берём лодку. положим на салфетку цветной стороной вниз и намазываем клеем аккуратно. Затем берём и аккуратно наклеиваем на голубой фон. -А как вы думаете, почему на голубой фон (ответы детей) – Чтобы хорошо ножницы держать, надо пальчики размять. . Поиграем в игру с пальчиками. Раз, два, три, четыре,пять – Будем листья собирать.Сжимают и разжимают кулачки. Листья берёзы, Загибают большой палец. Листья рябины, Загибают указательный палец. Листики тополя, Загибают средний палец. Листья осины, Загибают безымянный палец. Листики дуба мы соберём,Загибают мизинец. Маме осенний букет отнесём. Сжимают и разжимают кулачки. Слайд 5 -Проходите за свои рабочие места и начинаем работать.За столом не наклоняемся, спинку держим прямо (напоминаю технику работы с ножницами) Физкуль Раз, два, три, четыре,пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнём мы ножки. Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнём левую ножку, Раз, два, три. Руки высоко подняли (Подняли руки вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) -Ребята возьмите свои работы и станьте в кружок. -Ребята мышата узнали, что вы помогли коту Леопольду и сделали много лодочек, обрадовались,забрались высоко на дерево и ждут его. Слайд 6. Рефлексия. -Как вы думаете понравились ваши лодочки коту Леопольду (ответы детей) -Чему вы сегодня научились? -Что вам понравилось на занятие? – А кому было трудно?

Конспект»Лодки плывут по реке»

Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения:

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область:

творчество

Пән/Предмет:

аппликация

Өтпелі тақырып/Сквозная тема:

Мир вокруг нас

Тақырыбы/Тема:

«Вырежи и наклей, какую хочешь постройку» (по замыслу)

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная

: Воспитывать заинтересованность на занятии
.
2.Дамытушылық развивающая:

Формирование у детей умения создавать разнообразные изображения построек в аппликации.

3.Оқыту- обучающая:

Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:

игровая, здоровьесберегающая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:

Детали конструктора (деревянные и пластмассовые, разной формы: кубики, кирпичики, трехгранные призмы). Полоски бумаги разных цветов размером 3х8 см, квадратные листы бумаги 16х16 см, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка). Чудесный мешочек, детали конструктора (куб, кирпичик, трехгранная призма).

Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент:

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Игровая ситуация: Я чудесный мешочек всем ребятам я дружочек, очень хочется мне знать с чем вы любите играть. Ребята, хотите узнать, что спряталось в чудесном мешочке?

— Проблемная ситуация: ребята достают из мешочка детали конструктора.

+Что это? (детали конструктора)

2.
Негізі бөлімі/основная часть
рассматривание деталей, уточнение формы и цвета деталей (куб, кирпичик, трехгранная призма).

Что можно построить из этих деталей (ворота, дом, гараж, мост, арку).

Предложить нескольким детям построить различные постройки. (Пока дети строят, уточнять какие детали используются для постройки).

Рассмотреть и уточнить у детей, какие геометрические фигуры лежат в основе деталей конструктора (куб – квадрат, кирпичик – прямоугольник, трехгранная призма – треугольник).

— Физкуль

— Обратить внимание детей на лежащие на столах полоски бумаги.

Какого они цвета.

А можно из этих полосок составить постройку?

— Подвести их к тому, что полоски необходимо разрезать, чтобы получить необходимые детали.

Как нужно разрезать полоску, чтобы получить детали нужной формы? (Если дети что-то упустят, напомнить, как необходимо разрезать полоску)

— . Предложить детям подумать, какую постройку они хотели бы создать, и какие детали им нужны для этого.

— Предложить подумать, какие цвета в сочетании смотрятся красиво и подобрать их для аппликации.

— Пальчиковая гимнастика «Дом»

На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу) В этот домик приглашаем.

— Предложить детям начать работу, вырезать и наклеить красивую постройку, кто какую захочет.

— Самостоятельная работа детей (контролирую работу с ножницами)

3. Қорытынды/итоговая часть

— В конце занятия полюбоваться работами. Дети рассказывают, что у них получилось. Выбрать самые интересные постройки.

Чем мы сегодня занимались?

Сложно было делать постройки?

Что расскажете дома родителям?

Схемы работы над аппликацией «Лодки плывут по реке» в средней группе

Рассмотрим три пошаговых объяснения выполнения аппликации «Лодки плывут по реке».

Вариант №1

Для этой аппликации фон выпоняет воспитатель

Это коллективная аппликация. Дети делают бумажные лодочки на белой подложке, а затем приклеивают их на «речку».

Инструкция:

  1. Делаем основание лодки. «Ребята, делаем как я. Берём прямоугольник вишнёвого цвета, обрезаем уголки у длинной стороны».
  2. Вырезаем мачту. «Теперь фиолетовый прямоугольник разрезаем по диагонали как я».
  3. Накладываем детали на подложку.
  4. Приклеиваем.
  5. Располагаем подложки на общем фоне — нарисованной на нескольких склеенных листах А4 реке.

Вариант №2

Несмотря на то, что эта мозаичная аппликация является индивидуальной работой, материалы могут быть общими на 3–4 детей

Это мозаичная аппликация.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям листы бумаги синего цвета (лучше если это будет нетолстый картон) с нарисованными очертаниями лодки.
  2. «Ребята, намажьте основание лодочки клеем и присыпьте его аккуратно пшеном».
  3. Повторяем предыдущий шаг с мачтой.
  4. Даём аппликации высохнуть.

Вариант №3

Основание этой лодочки делает воспитатель, так как малышам будет сложно вырезать несимметричные детали с закруглением

В этой работе комбинируются разные виды бумаги: тонкий картон для подложки, жатая бумага для реки, цветная бумага для лодки и солнца, салфетки для облаков. Но все детали воспитатель раздаёт уже готовыми. Дети будут только правильно располагать и клеить.

Инструкция:

  1. «Ребята, приклеиваем фиолетовое море внизу листа».
  2. «Теперь берём коричневую деталь и располагаем её на волнах так, как это делаю я. Приклеиваем».
  3. «Теперь приклеиваем мачту, слегка сместив её влево». Если дети не различают лево-право, то воспитатель должен показать каждому.
  4. «Наверху располагаем солнце».
  5. Завершаем композицию двумя облаками.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]