ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?
Зачем загадывают и отгадывают загадки?
Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.
Итак , гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).
Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)
Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.
Модель 1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Усатый, но не сом.
Модель 2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Получилась загадка:
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Урчит, но не мотор.
Модель 3
Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.
Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.
Способ сочинять загадку для детей от 7 лет
(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)
Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:
1. Выбрать объект; 2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых; 3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации; 4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление; 5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.
Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.
Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!
LiveJournal
развитие речи
Вам также может быть интересно: 12 творческих дел для весны
Развитие образного мышления: кляксография, handprint и другие интересности
ТРИЗ-игра «Чудесные вещи»
19 занятий для творческого развития
Методика обучения детей составлению загадок
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации)
способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.
Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР)
, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
(приложение1)
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар)
. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
— Какой самовар по цвету? — Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
— Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы)
.
— Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы)
.
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы)
.
ПР: блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации:
целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели «Какой — Что бывает таким же»
на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов
(самовар тусклый, как нечищеные ботинки)
или их «завышения»
(самовар блестящий, как начищенная монета)
.
Модель 2
(приложение 2)
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части)
.
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
— Что делает ежик?
— Пыхтит, собирает, семенит.
— Пыхтит как кто или что?
— Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»)
.
— Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»)
.
— Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»)
.
— Собирает как жадина (сравнение на «занижение»)
.
— Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»)
.
— Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»)
.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
Семенит | Ребенок, который учится ходить |
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3
(приложение 3)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
Протокол составления загадки про гриб:
— На что похож гриб? — На мужичка.
— А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды.
— Еще на что похож? — На дом, но без окон.
— А еще на что похож ? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или “На”, «Но на» или “Но без”.
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: