Задачи, цели, принципы ФГОС ДО
Цели нового ФГОС в ДОУ:
1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи нового ФГОС в ДОУ:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы ФГОС в ДОУ:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей
Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.
Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:
- детство сохранилось и приносило радость;
- образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
- процесс не был однообразным;
- дети и педагоги получали от него удовольствие;
- сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.
Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:
- Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
- Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
- Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.
Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.
Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.
Воспитание и образование в детском дошкольном учреждении
Под воспитанием, понимаемым в широком смысле, подразумевается социализация. Это социальная функция общества, заключающаяся в подготовке подрастающего поколения к будущей жизни, слиянию с обществом и принесении ему пользы.
В том узком смысле, который используется в контексте педагогической науки, воспитание – это специально организованный управляемый процесс, направленный на формирование ребенка как личности, осуществляемый воспитателями и педагогами в детских образовательных учреждениях разного уровня. Целью воспитания и обучения является получение выраженных изменений в лучшую сторону, которые происходят в ребенке и или группе детей под влиянием применяемых воспитателями и педагогами специальных методик, систем и разработок.
Таким образом, исходя из вышеуказанных формулировок, главная задача воспитателя в детском саду это получение всесторонне развитой, свободной, творческой и гармоничной личности. Это достигается путем решения множества различных задач.
Виды задач по математике в ДОУ
В дошкольных учреждениях дети учатся решать задания в одно действие. Их подразделяют на три группы:
Первая группа включает в себя задания, во время решения которых изучаются значения арифметических действий.
Во вторую группу входят основанные на понимании взаимосвязей частей и результата вычислений.
Виды заданий на поиск неизвестных частей:
- найти первое слагаемое;
- найти второе слагаемое;
- найти уменьшаемое;
- найти вычитаемое;
Третья группа состоит из простых задач, основанных на определении разности отношений:
- увеличить число на несколько единиц;
- уменьшить число на несколько единиц;
Аналогично задания делят еще на два вида: задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Тип задач определяется исходя из используемого наглядного материала. У каждого вида есть свои отличительные особенности, они помогают развивать умение подбирать для сюжета жизненный и игровой материал, логически мыслить.
В сюжете задачи-драматизации содержится жизнь самих детей, то, чем они занимаются или только что делали. В таком типе заданий наглядно представлен их смысл. Благодаря решению таких задач дети начинают осознавать, что в них всегда отражена реальная жизнь людей.
Во время решения задачи-драматизации важно научить детей замечать многообразие связей и количественных отношений.
Обратите внимание! Очень важно решать подобные задания на начальном моменте обучения. Потому что дети пробуют придумывать задачи о себе, а также описывать деятельность друг друга и учатся формулировать вопрос.
Задачи-иллюстрации – важный вид заданий в системе наглядных пособий. Большое разнообразие сценариев создается при помощи игрушек. Они помогают фантазировать, тренировать память, учат детей придумывать задачи и подводят тем самым к составлению и решению устных задач.
Дидактические игры для детей старшей группы
Наглядные материалы довольно часто используют для иллюстрирования задач. Легкость сюжета, динамичность содержания и очевидные количественные отношения между предметами – главные требования к материалу.
Наглядный материал для счета
Создать задачу-картинку воспитатель вполне может самостоятельно. Наглядные пособия помогают легче усвоить смысл арифметических заданий и их структуру.
Речевое развитие
По ФГОС образовательные области включают в себя:
- развитие владения речью;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с литературой;
- развитие звуковой культуры речи.
Формирование звуковой культуры речи
У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.
Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.
Формирование словаря
В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи
В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.
Развитие связной речи
Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества
Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.
Занятия по ПДД в подготовительных группах детских садов
Ознакомление с художественной литературой
Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.
Чтение литературы
Итоги
Система современного дошкольного образования в России до сих пор нуждается в реформировании. Её проблемы тесно связаны с проблемами общества. Решить их помогут стратегические цели, реализация которых определяет перспективы развития дошкольного образования в России:
- реализация образовательных программ, отвечающих современным требованиям;
- образование должно быть демократичным;
- подготовка квалифицированных кадров со специализацией «Дошкольное образование»;
- обеспечение эффективности труда на контрактной основе;
- реформирование в структуре органов управления образованием и т.д.
Только такие положительные изменения могут внести значимые преобразования в дошкольное образование России.