Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ


Задачи, цели, принципы ФГОС ДО

Цели нового ФГОС в ДОУ:

1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи нового ФГОС в ДОУ:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС в ДОУ:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей

Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.

Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:

  • детство сохранилось и приносило радость;
  • образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
  • процесс не был однообразным;
  • дети и педагоги получали от него удовольствие;
  • сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.

Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:

  • Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
  • Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
  • Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.

Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.

Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.

Воспитание и образование в детском дошкольном учреждении

воспитывание и образование

Под воспитанием, понимаемым в широком смысле, подразумевается социализация. Это социальная функция общества, заключающаяся в подготовке подрастающего поколения к будущей жизни, слиянию с обществом и принесении ему пользы.

В том узком смысле, который используется в контексте педагогической науки, воспитание – это специально организованный управляемый процесс, направленный на формирование ребенка как личности, осуществляемый воспитателями и педагогами в детских образовательных учреждениях разного уровня. Целью воспитания и обучения является получение выраженных изменений в лучшую сторону, которые происходят в ребенке и или группе детей под влиянием применяемых воспитателями и педагогами специальных методик, систем и разработок.

Таким образом, исходя из вышеуказанных формулировок, главная задача воспитателя в детском саду это получение всесторонне развитой, свободной, творческой и гармоничной личности. Это достигается путем решения множества различных задач.

Виды задач по математике в ДОУ

В дошкольных учреждениях дети учатся решать задания в одно действие. Их подразделяют на три группы:

Первая группа включает в себя задания, во время решения которых изучаются значения арифметических действий.

Во вторую группу входят основанные на понимании взаимосвязей частей и результата вычислений.

Виды заданий на поиск неизвестных частей:

  • найти первое слагаемое;
  • найти второе слагаемое;
  • найти уменьшаемое;
  • найти вычитаемое;

Третья группа состоит из простых задач, основанных на определении разности отношений:

  • увеличить число на несколько единиц;
  • уменьшить число на несколько единиц;

Аналогично задания делят еще на два вида: задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Тип задач определяется исходя из используемого наглядного материала. У каждого вида есть свои отличительные особенности, они помогают развивать умение подбирать для сюжета жизненный и игровой материал, логически мыслить.

В сюжете задачи-драматизации содержится жизнь самих детей, то, чем они занимаются или только что делали. В таком типе заданий наглядно представлен их смысл. Благодаря решению таких задач дети начинают осознавать, что в них всегда отражена реальная жизнь людей.

Во время решения задачи-драматизации важно научить детей замечать многообразие связей и количественных отношений.

Обратите внимание! Очень важно решать подобные задания на начальном моменте обучения. Потому что дети пробуют придумывать задачи о себе, а также описывать деятельность друг друга и учатся формулировать вопрос.

Задачи-иллюстрации – важный вид заданий в системе наглядных пособий. Большое разнообразие сценариев создается при помощи игрушек. Они помогают фантазировать, тренировать память, учат детей придумывать задачи и подводят тем самым к составлению и решению устных задач.

Дидактические игры для детей старшей группы

Наглядные материалы довольно часто используют для иллюстрирования задач. Легкость сюжета, динамичность содержания и очевидные количественные отношения между предметами – главные требования к материалу.

Наглядный материал для счета

Создать задачу-картинку воспитатель вполне может самостоятельно. Наглядные пособия помогают легче усвоить смысл арифметических заданий и их структуру.

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи

В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

Развитие связной речи

Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества

Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок.

Занятия по ПДД в подготовительных группах детских садов

Ознакомление с художественной литературой

Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей. Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

Чтение литературы

Итоги

Система современного дошкольного образования в России до сих пор нуждается в реформировании. Её проблемы тесно связаны с проблемами общества. Решить их помогут стратегические цели, реализация которых определяет перспективы развития дошкольного образования в России:

  • реализация образовательных программ, отвечающих современным требованиям;
  • образование должно быть демократичным;
  • подготовка квалифицированных кадров со специализацией «Дошкольное образование»;
  • обеспечение эффективности труда на контрактной основе;
  • реформирование в структуре органов управления образованием и т.д.

Только такие положительные изменения могут внести значимые преобразования в дошкольное образование России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: