Рассказы о воде для ребенка должны быть увлекательными и веселыми! Знания о воде необходимы в случае, если наряду с другими необходимыми для правильного развития личности компонентами уделяете внимание такой составляющей как воспитание экологической культуры. Сегодня воспитание правильного отношения к природе и ресурсам, которыми мы пользуемся, является одной из основных задач дошкольных и общеобразовательных учреждений. В процессе работы над экологической культурой детям необходимо рассказывать и о воде. Ведь именно вода является основой жизни на Земле, без этого ресурса не может существовать и человек, а ограниченность запасов пресной воды заставляет всерьез задуматься об этой проблеме целые народы уже сейчас.
Как рассказать детям о воде?
Выбор тематики и способ повествования зависит от возраста детей. Обычно для дошкольников используются специальные познавательные мультфильмы. Так дети могут лучше освоить материал, воспринимать информацию, дошкольникам проще с уст главных героев любимого мультфильма, нежели на обычном занятии.
Детям школьного возраста рассказывать о воде можно и на обычных занятиях и в нестандартных формах. Например, можно проводить в контексте определенной дисциплины эксперименты с водой, смотреть научные фильмы о воде. Важно правильно подбирать материал и доносить до детей действительно важную и интересную информацию.
Удивительные факты о воде
- Человек выпивает около 1 кубического метра (1000 литров) воды в год.
- Для выращивания кофейных зерен весом на одну чашку кофе требуется 200 литров воды. (Рекомендуем прочитать 80 фактов про кофе, которые оценят настоящие любители этого напитка).
- Купание под пятиминутным душем использует 200 литров воды.
- Для получения 1 кг говядины требуется 15 000 литров воды, если учитывать жизненный цикл крупного рогатого скота.
- Протекающий кран, капающий со скоростью одной капли в секунду, может расходовать более 11,355 литров воды в год.
- Для изготовления пол литра пива, требуется 150 литров воды.
- Сейчас на Земле примерно столько же воды, сколько было миллионов лет назад.
- Для производства одного килограмма хлопка (достаточного для рубашки и джинсов) требуется 10 000 литров воды.
- Если бы весь водяной пар земной атмосферы выпал в виде дождя за один раз, то он покрыл бы Землю всего лишь на 2,5 см воды.
- Для производства галлона (3,79 литра) кукурузного этанола в общей сложности необходимо 170 галлонов (644 литра) воды, начиная от полива до получения конечного продукта. С другой стороны для производства галлона (3,79 литра) обычного бензина нужно всего пять галлонов (19 литров) воды.
- Обычный бассейн только на естественном испарении теряет около 3785 литров воды в месяц.
- В ванне используется до 70 литров воды, тогда как пятиминутный душ использует от 35 до 90 литров.
- Около 25 700 литров воды требуется для выращивания дневной пищи семье из четырех человек.
- С одного акра (40 соток) кукурузы ежедневно испаряется около 15 000 литров воды.
- Курице для одного яйца требуется 120 литров воды.
- Удивительно, но факт, что на планете Земля столько же воды, сколько было почти миллион лет назад, хотя за последние 100 лет резко возросло использование ресурсов.
- Для смыва унитазов американцы ежедневно используют до 21,5 миллиарда литров воды.
- Требуется около 24 литров воды, чтобы сделать пол килограмма пластика.
- Для производства килограмма риса требуется около трех с половиной тонн воды.
- Чтобы сделать пару джинсов, требуется около 10 тонн воды.
Что рассказать детям о воде?
Рассказ о воде для детей школьного возраста должен предполагать наличие интересных фактов и раскрытие ранее неизученных вопросов.
Интересные факты о воде
Вода – основа жизни на нашей планете. В то же время этот вещество является одним из наиболее распространённых на Земле. Но запасы пресной воды все же не очень большие, некоторые страны уже сегодня испытывают большие трудности с обеспеченьем населения водой, а людям там приходится экономить каждый литр воды.
Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет
Экологическая сказка о круговороте воды в природе «Приключения капельки».
Авторская сказка знакомит детей с круговоротом воды в природе в доступной для них форме.Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Борисова Надежда Алексеевна, воспитатель, ГБОУ Школа 1191, города Москва.Цель: Дать представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе. 2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению. 3. Воспитывать доброту и отзывчивость.
Сказка «Приключения капельки».
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами. Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него. И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере. Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако. Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь. Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте. Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие — круговорот воды в природе.
В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Рекомендуем посмотреть:
Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Конспект беседы с детьми старшей группы. Тема: Энергосбережение Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа Игра викторина по экологии для детского сада. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия для детей 5-6 лете на тему «Берегите лес»
Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии
Экологический праздник «День земли» в ДОУ. Старшая группа
Занятия по экологии в старшей группе детского сада
Экология в музыке
Смотреть видео фильм «О воде для ребенка»:
Человек на 70% состоит из воды. Некоторые обитатели подводного мира и вовсе состоят из воды на 99%. Это еще раз подтверждает теорию о том, что жизнь появилась именно в воде и лишь спустя миллионы лет путем эволюции смогла выйти на поверхность.
Несмотря на распространённость воды на Земле найти ее за пределами нашей платы достаточно проблематично. Если она и есть на других небесных телах, то лишь в небольших количествах или в форме водяного льда с примесями мусора.
Ученые предполагают, что наличие на Земле такого количества воды говорит о бурной истории развития планеты. По словам специалистов, такие запасы воды могли сформироваться только в результате многочисленных столкновений комет с Землей. Кометы в основном состоят из водяного ляда и космической пыли.
Человек может прожить без воды всего несколько дней. Вода является основой множества процессов в организме. Для нормальной жизнедеятельности человеческому организму необходимо 1,5-2 литра воды ежедневно.
Разновидности воды
Уникальная особенность воды заключается в том, что она может находиться на планете в различных состояниях:
- Ученые определили четырнадцать состояний твердой и пять жидкой воды.
- Горячая вода замерзает дольше, чем холодная до состояния льда.
- Плотность льда выше, чем плотность воды. Поэтому льдины держатся на поверхности морей, рек и океанов.
- Самые большие запасы льда сосредоточены на полярных шапках полюсов Земли.
- Арбуз состоит на 93%, а медуза на 99% из воды.
- Средняя температура мирового океана выше на 4 градуса, чем ближний к поверхности воды слой воздуха.
- Вода может гореть, если в её составе содержится большое количество метана.
- В ЮАР из-под крана можно пить природную воду, которая не нуждается в очистке. Первое место по чистоте данного ресурса занимает Финляндия.
- Антарктическое озеро в 12 раз солонее моря, поэтому замерзает только при 50-градусном морозе.
- День мировых водных ресурсов отмечается 22 марта.
Беседы с детьми о воде: с чего начать?
Беседы с детьми о воде: с чего начать?
Беседа №1
«Вода вокруг нас»
Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши. Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.
Беседа №2
«Вода вокруг нас» (продолжение)
Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.
Беседа №3
«Путешествие капельки» (рисуем круговорот)
Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.
Беседа №4
«Без воды нет жизни»
Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.
Беседа №5
«Волшебница вода»
Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.
Беседа №6
«Берегите воду»
Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь. Объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ее воспользуемся. Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду. Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.
Беседа №7
«Дождь»
Цель этого занятия – знакомство с таким понятием как «дождь». В ходе беседы следует объяснить детям, в каком состоянии находится вода, когда идет дождь. Также следует поговорить о том, что дождь – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя.
«Звуки природы: шум дождя»
Беседа №8
«Туман»
Цель данного занятия – знакомство с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится водичка, которую мы называем туманом и как она влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты.
Беседа №9
«Град и снег»
Цель данного занятия – знакомство с понятием «снег и град». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем градом или снегом. Также следует рассказать детям о таких понятиях как «снег» и «град». Нужно объяснить, что когда пары воды попадают в условия с очень низкой температурой, может выпасть снег или град. Приём, снег всегда идет зимой, а вот град может выпасть в любое время года. Также следует объяснить, что град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.
Беседа №10
«Роса»
Цель данного занятия – знакомство с понятием «Роса». В ходе этой беседы малыш должен понять, что вода не всегда может возвращаться на землю из неба, иногда она туда не доходит. Нужно объяснить детям, что роса выпадает из-за того, что некоторые предметы изменяют свою температуру на более холодную и капельки пара, не долетев до туч, снова лежаться на землю. Больше всего росы можно найти в траве, как правило, роса выпадает летними ночами. В данном случае тоже можно провести опыт с изменением температуры предметов и водяным паром.
Беседа №11
«Водоёмы»
Цель данной беседы – объяснить детям, что существуют рукотворные и природные водоемы. В ходе занятия детям следует объяснить, а лучше всего наглядно показать (на картинках), что в природе существуют очень много типов водоемов. Так, например, природными водоемами считаются реки, озера, пруды, моря, океаны (добавить, что их всего 4). А вот бассейны и фонтаны – это дело рук человека. Также в ходе этой беседы до ребенка следует донести, что бывают водоемы подземные. В подземных реках течет очень чистая и полезная вода, и если она выходит на поверхность, то образуется родник.
Факты о воде малоизвестные и удивительные
- Четыре литра бензина могут загрязнить приблизительно 2,8 миллиона литров воды.
- Для ежедневной экономии 85 миллиардов галлонов (321,725 литров) воды достаточно того лишь, чтобы все жители США принимали душ на одну минуту короче.
- Бутилированная вода может быть в 2000 раз дороже, чем водопроводная вода, и при этом быть не такой безопасной.
- Вес, который человек теряет непосредственно после интенсивных физических нагрузок — это вес воды, а не жира.
- Вода составляет примерно 80 процентов массы тела ребенка при его рождении.
- Ультрафиолетовое излучение — это безопасный способ обработки воды, поскольку ультрафиолетовое излучение эффективно уничтожает 99,99 % вредных микроорганизмов, передающихся через воду.
- В среднем женщины в развивающихся странах проходят 6 километров в день, чтобы обеспечить свою семью водой.
- Работающий туалет может ежедневно тратить до 200 литров воды.
- В США и Канаде насчитывается более полутора миллиона километров водопроводных труб и акведуков, которых достаточно, чтобы 40 раз облететь земной шар.
- Поскольку водопроводный кран в среднем выпускает семь с половиной литров воды в минуту, то можно каждое утро экономить до 15 литров, всего лишь закрывая кран, пока чистим зубы.
- За период с 3000 г. до н.э. до 2012 г. известно о 265 случаев произошедших сильных водных катастроф.
- Американцы ежедневно используют 21,5 миллиарда литров воды для туалетных смывов.
- Все американцы вместе взятые пьют более одного миллиарда стаканов водопроводной воды в день.
- 260 миллиардов долларов — это предполагаемые ежегодные экономические потери от плохого водоснабжения и канализации в развивающихся странах.
- Сорок миллиардов часов уходит на сбор воды только в Африке. (Рекомендуем узнать интересные факты об Африке и ее странах)
Как вы думаете, можно ли получить радугу в домашних условиях? Реально ли вырастить настоящие кристаллы в обычном стакане? Получится ли из подручных материалов собрать опреснительную установку? Ответ – да, и дело не в алхимии и не в колдовстве! Все это и многое другое вы можете сделать дома вместе с детьми. А поможет нам простая вода и набор элементарных гаджетов.
Опыты с чистой водой
Даже самая обычная вода, текущая из крана, далеко не так проста, как кажется. Ее физические свойства таят в себе множество загадок и тайн. Попробуем разгадать некоторые из них.
Радуга. Красивейшее природное явление, приводящее в восторг и детей, и взрослых, оказывается, можно наблюдать не только в небе после дождя. Соскучились по радуге? Так создайте ее у себя дома! Для опыта надо выбрать солнечный день, запастись зеркалом и относительно большим сосудом с водой, вроде трехлитровой банки. Опустите зеркало в банку, поймайте луч солнца и с удивлением наблюдайте, как солнечный зайчик превращается в радугу.
Вода в решете. Прекрасный пример того, как народные поговорки можно опровергнуть с помощью науки. Для эксперимента вам понадобится сито для просеивания муки, стакан воды и растительное масло или парафин. Для начала вылейте воду в решето. Как видно, она спокойно просачивается сквозь ячейки. А теперь смажьте ячейки маслом или парафином и повторите опыт. Вода остается в решете, никуда не выливаясь! Объясняется это силой поверхностного натяжения. Кстати, можно рассказать ребенку о том, что с помощью этой волшебной силы насекомые-водомерки бегают по воде, а во время дождя можно наблюдать, как капли не сразу попадают в лужу, а сначала отскакивают от ее поверхности.
Лавовая лампа. Опыт основан на том, что с некоторыми жидкостями вода не смешивается. Возьмите прозрачную бутылку и на две трети наполните растительным маслом. Долейте воды, смешанной с любым пищевым красителем. Вода сразу устремится вниз, так как она тяжелее масла, но это еще не все. Теперь бросьте в воду четверть таблетки любого «шипучего» лекарства и вместе наблюдайте за танцем цветных пузырьков.
Опыты со льдом и кипятком
Холодная и горячая вода обладают разными свойствами, что нам и предстоит проверить экспериментально. Только не грейте воду слишком уж сильно, чтобы не обжечься.
Куда делась вода? Налейте в стакан воды до самого верха. А теперь осторожно положите на поверхность кубик льда и наблюдайте. Ведь сразу понятно, как только лед растает, воды в стакане станет больше, и она начнет выливаться. Но результат сильно удивит ребенка, ведь растаявший лед почти не добавил воды в стакане. Разгадка проста – при замерзании вода расширяется, и объем кубика льда окажется больше объема талой воды. Не верите? Так проверим это вторым опытом.
Лед в трубе. Это свойство воды доставляет немало хлопот коммунальным службам в холодные зимы. Возьмите любую полую трубку, к примеру, коктейльную соломинку. Запечатайте один край пластилином, наполните водой, замажьте другой край и оставьте на некоторое время в морозильной камере. Замерзая, объем воды увеличится и ледяная «колбаска», выдавив одну из пластилиновых заглушек, окажется снаружи.
Быстрые и медленные молекулы. Простой, но впечатляющий опыт, для которого вам понадобятся стаканы с горячей и холодной водой и пипетка с красителем. Добавьте по капельке красителя в каждый из стаканов и наблюдайте, какая вода окрасится первой. Благодаря тому, что молекулы горячей воды двигаются с большей скоростью, вода в этом стакане окрасится гораздо быстрее. На данном опыте можно наглядно объяснить малышу такие «взрослые» понятия как диффузия и броуновское движение.
Опыты с водой и солью
Растворяя в себе различные минералы, вода приобретает множество необычных свойств. И даже ваша кухня, на которой всегда найдется самая простая соль, сможет оказаться лабораторией для интересных экспериментов.
Всплывет или утонет? В банку с водой нужно опустить сырое куриное яйцо. Так как яйцо тяжелее воды, оно сразу же опускается на дно банки. А теперь добавляем в воду несколько столовых ложек соли. Плотность жидкости увеличивается, и вода как будто выталкивает яйцо на поверхность. Кстати, добавляя соль постепенно, можно добиться так называемой «нулевой плавучести», когда яйцо не будет ни плавать, ни тонуть, зависнув в середине банки.
Выращиваем кристаллы. В сосуде с теплой водой растворяем максимальное количество соли. Затем опускаем в нее нитку и ждем несколько дней. Соленая вода будет подниматься вверх по нитке, а потом испаряться, оставляя на ее поверхности чудесные кристаллы, похожие на иней зимой. Чтобы кристаллы росли вертикально, обмотайте нить вокруг спицы или кусочка проволоки.
Опреснительная установка. Серьезный опыт, не раз показанный в телепередачах, посвященных выживанию на необитаемом острове, где нет питьевой воды. Требует времени и терпения, зато в результате вы станете для ребенка круче Робинзона Крузо. Итак, в пластиковый таз налейте соленой воды. Закрепите на дне стакан таким образом, чтобы он не всплывал и не переворачивался. Можно использовать водостойкий клей или просто положить на дно стакана увесистый предмет. Герметично накройте таз пищевой пленкой, сделав воронку, углубление которой находится над стаканом, и выставьте конструкцию на солнце. Испаряясь из таза, опресненная вода будет конденсироваться на пленке, и стекать прямо в стакан. Дополнить картину можно, торжественно выпив чистую воду из стакана.
Опыты в стиле «эко»
Все мыслимые эксперименты проведены, опыты поставлены, а ваш маленький ученый только вошел во вкус и требует еще? Что ж, если вы проживаете в Петербурге, вам повезло. Теперь вы можете доверить своего ребенка специалистам Музея Воды, в котором есть Детский Экологический Центр. На Шпалерной, 56 для юных почемучек создана целая научная база. Никаких нудных лекций – на школьные уроки интерактивные занятия в ДЭЦ похожи меньше всего.
Самые маленькие могут отправиться в путешествие по круговороту воды, по Петербургу и даже по Балтийскому морю вместе с веселой Капелькой. Здесь есть почти настоящий корабль, игрушки в виде обитателей Балтики, лаборатория с микроскопом, и показывают мультфильмы!
Ребят постарше ожидает «Балтийский круиз», где каждый почувствует себя не просто зрителем, а непосредственным участником действа. Эффект полного погружения создает фильм со стерео–голографическими эффектами и 3D-анимацией.
Все подробности вы найдете на сайте Центра.
Музей Воды, оборудованный по последнему слову техники, будет комфортным местом для современного ребенка, с младенчества окруженного электронными гаджетами. Ведь не так уж важно, какими средствами прививается бережное отношение к воде и экологическое сознание. Главное, чтобы из веселой игры это со временем превратилось в привычку.
Фото: Музей Воды, Фото: Музей Воды, Yutorial.com, Learning4kids.
Фото: Музей Воды
, Yutorial.com https://yutorial.com/, Learning4kids. www.learning4kids.net/wp-content/uploads/2012/08/How-to-make-Hanging-Crystals-6.jpg?98f3a8