«ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» материал на тему


Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

Музыкальное воспитание дошкольников

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

Ход:

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Обучение и тренажеры для чтения по слогам для дошкольников

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

«ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» материал на тему

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  1. Актуальность технологии художественно-эстетического развития

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно — творческая деятельность, ведь искусство — это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:

— образного мышления;

— эстетического восприятия;

— воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,

— эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

— мелкой моторики рук.

2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития

Концептуальность технологии художественно-эстетического развития

Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер,

индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к

изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Концептуальные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:

— восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

— воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

— художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития

3.1 Цель технология художественно-эстетического развития: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.

3.2 Основными задачами данной технологии являются:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

-формирование основ художественно-творческой культуры личности.

3.3 Дидактическая организация содержания художественно-

эстетического воспитания

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических

процессов — эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;

развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;

эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка

художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в

воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных

умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.

3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение

пространства (развивающая среда), мотивация на активную творческую деятельность.

2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития

4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от

организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и

обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и

психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой

утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-

двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов

следует учитывать такие критерии, как:

— комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

— целостное развитие личности ребенка;

— разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

— игровая организация обучения, способствующая двигательной активности

детей;

Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками

участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:

— организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

— общение с искусством, материальное обеспечение;

— учет индивидуальных особенностей ребенка;

— бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

— организация атмосферы творчества и мотивация задания;

4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор — охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых

композиций, узнавание и выбор материала — все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка

средствами творческой деятельности являются:

— личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

— развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят

эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство

цвета, формы, композиции, ручная умелость);

— создание художественного образа — личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств

выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-

прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор

детьми;

— изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического

руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве

помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и

ребенка принимает характер сотворчества.

5. Заключение

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески

создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:

развивает творческие способности, формирует художественный вкус,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус,

творческие умения и навыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: