Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ
Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.
Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.
Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства
Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.
Малыши должны быть развиты
Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:
- Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
- Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
- Архитектура — создание зданий и сооружений.
- Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
- Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.
Дети любят картины
Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:
- карандаши;
- гелиевые ручки;
- тушь и перо;
- краски гуашь;
- акварель;
- масло;
- акрил;
- пастель масляная и сухая;
- уголь;
- сангина;
- фломастеры;
- бумага;
- глина;
- пластилин;
- мрамор;
- металлы;
- стекло;
- гипс и многие другие.
Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка
Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:
- Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
- Помощь в развитии фантазии дошкольника.
- Свобода в использовании материалов для творчества.
- Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
- Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).
Малыши любят оформлять территорию садика
Эстетическое воспитание в условиях детского сада
Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:
- видеть прекрасное вокруг;
- понимать и ценить искусство;
- тянуться к красоте.
Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.
Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.
Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.
Музыкальное воспитание дошкольников
Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:
- насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
- росу на траве;
- первые пожелтевшие листья;
- красные гроздья рябины;
- ранний приход зимы.
Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.
Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию
Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).
Вид: практическое занятие.
Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.
Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.
Продолжительность: один академический час.
Ход:
- «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
- «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
- «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
- «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
- «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
- «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
- «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
- «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
- «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!
Коллективное развитие приоритетнее
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Обучение и тренажеры для чтения по слогам для дошкольников
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
«ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» материал на тему
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
- Актуальность технологии художественно-эстетического развития
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и
воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно — творческая деятельность, ведь искусство — это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:
— образного мышления;
— эстетического восприятия;
— воображения, без которого невозможна ни одна художественно-
творческая деятельность,
— эмоционального отношения к предметам эстетического
характера;
— мелкой моторики рук.
2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития
Концептуальность технологии художественно-эстетического развития
Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер,
индивидуальность.
Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к
изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.
Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Концептуальные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.
Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:
— восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);
— воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);
— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;
— художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.
3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития
3.1 Цель технология художественно-эстетического развития: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.
3.2 Основными задачами данной технологии являются:
-развитие художественного восприятия;
-формирование эстетических чувств и эмоций;
-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;
-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
-формирование основ художественно-творческой культуры личности.
3.3 Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие
личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,
воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент
Предусматривает развитие психических
процессов — эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;
развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;
эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент
Заключается в формировании у ребенка
художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в
воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент
Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.
Практический компонент
Заключается в овладении ребенком ручных
умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.
3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития
1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение
пространства (развивающая среда), мотивация на активную творческую деятельность.
2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.
3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.
4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития
4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности
взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,
развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от
организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и
обучения, соответствующих возрасту ребенка.
Для организации работы с детьми дошкольного возраста
необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и
психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста
чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой
утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-
двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов
следует учитывать такие критерии, как:
— комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
— целостное развитие личности ребенка;
— разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
— игровая организация обучения, способствующая двигательной активности
детей;
Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных
видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.
Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.
Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками
участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической
деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:
— организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
— общение с искусством, материальное обеспечение;
— учет индивидуальных особенностей ребенка;
— бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
— организация атмосферы творчества и мотивация задания;
4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии
Учитывая немаловажный фактор — охрану здоровья ребенка, нужно
отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.
Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых
композиций, узнавание и выбор материала — все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.
Основой художественно-эстетического воспитания ребенка
средствами творческой деятельности являются:
— личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;
— развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят
эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство
цвета, формы, композиции, ручная умелость);
— создание художественного образа — личностное отношение ребенка,
эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств
выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-
прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор
детьми;
— изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического
руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве
помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и
ребенка принимает характер сотворчества.
5. Заключение
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон
педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески
создавать продукты ручного творчества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:
развивает творческие способности, формирует художественный вкус,
приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус,
творческие умения и навыки.