ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Пермский край с.Посад, ул. Набережная 13 МДОУ «Посадский детский сад 6» Автор проекта: Мякишева Е.З. Руководитель проекта. — презентация


Круговорот воды в домашних условиях

Один из лучших способов узнать о круговороте воды — увидеть его в действии. Демонстрация может отображать все четыре этапа гидрологического цикла: испарение, конденсацию, осаждение и накопление. Хотя мы видим некоторые этапы водного цикла в нашей повседневной жизни, демонстрация этого процесса в контейнере обеспечивает его лучшее понимание. Опыт будет интересен не только школьникам, он также увлечет детей дошкольного возраста.

Ниже приведен простой способ создания искусственного круговорота воды в домашних условиях.

Возьмите большой пластиковой контейнер и на 1/4 заполните его горячей водой. (Горячая вода не является важным условием, но способствует быстрому испарению.) Добавьте несколько чайных ложек соли, чтобы имитировать соленость океанов. Поместите другой меньший контейнер внутрь большого контейнера с водой. Расположите меньший так, чтобы он находился выше, чем окружающая соленая вода, и оставался пустым. Этот контейнер в конечном итоге будет собирать осадки.

Плотно закройте контейнер прозрачной пленкой. Пленка играет роль облаков, парящих над Землей, и создает место для сбора конденсата. Наверх пленки уложите несколько кубиков льда. Лед охлаждает «облака», благодаря чему испаренная вода будет лучше конденсироваться.

Подождите, пока лед растает. Количество времени ожидания зависит от того, насколько горячая вода была в начале эксперимента, а также температуры в помещении. Это может занять от нескольких минут до часа. Через некоторое время вы должны увидеть конденсат под пленкой. Затем начнется осаждение. Через прозрачные стороны контейнера вы сможете увидеть крошечные конденсированные «капли дождя», которые будут капать в меньший контейнер. Это и будет осаждением.

С помощью нескольких простых шагов вы смогли создать круговорот воды в домашних условиях.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Урок №12. «Превращение и круговорот воды». Раздел «Эта удивительная природа», 3 класс

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока:

комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое круговорот воды в природе?

Задачи:

научить определять разные состояния воды и причины образования облаков и выпадении дождя.

Предметные результаты

Научатся

-различать три состояния воды,

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-моделировать круговорот воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные:

формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы: 1. Из чего состоят облака? 2. Почему идёт дождь? 3. Как образуется снег?

Подумай, в каких трёх состояниях вода на­ходится в природе

Изучение нового материала

Превращения
икруговоротводы
ТРИ
состояния воды
При температуре 0°С вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в обла­ках. Там они увеличиваются, превращаются в сне­жинки и падают на землю. Так образуется снег. Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии.

Мы протёрли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в
газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверх­ности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воз­духе всегда содержится невидимый водяной пар.

Ты знаешь, что вода при охлаждении сжима­ется. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется! Из-за этого зимой иногда лопаются водопроводные трубы. Вода в них за­мерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

Три
состоянияводы
Как вода становится паром и росой

КРУГОВОРОТ
воды
Проделаем опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона та­релки станет влажной. Мы увидим на ней капли, которые начнут па­дать вниз. Как же объяснить то, что мы наблю­дали?

Вода при нагревании быстро испаряется. Не­видимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрыва­ются и падают. Так мы с помощью опыта смо­делировали круговорот воды в природе.

С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаж­дается там и образует множество водяных капе­лек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.

Круговорот
воды.
Круговорот
водывприроде.
Осмысление и понимание полученных знаний

Круговорот
водывприроде
Рассмотрите рисунок. Что на нём показано? Что обозначают стрелки на этом ри­сунке? Расскажите, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда.

С помощью рисунка объясните, почему при превращении в лёд вода расширяется. (Обра­тите внимание на особое расположение частиц льда и образующиеся между ними промежутки.)

Рассмотрите схему. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Попросите других ребят проверить вас.

Вывод

Вода

находится в природе в трёх состояни­ях:
жидком, твёрдом и газообразном.
Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в ви­де дождя и снега возвращается на землю.

Самостоятельное применение знаний

1. В каких трёх состояниях вода находится в природе? 2. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает? 3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жид­кую воду? 4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его модели­ровали?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: состояние, испарение, круговорот.

2.Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды

Источники информации

:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт
YouTube
: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций
окружающий мир
— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Проект «Опреснение воды»

Вода – очень важный природный ресурс. Земля покрыта водой. Однако приблизительно 97% мирового океана – это солёная вода. Это значит, что большая часть воды на Земле непригодна для питья. Благодаря процессу, известному как опреснение соленой воды, есть возможность убрать из нее соль, превратив ее в пресную воду. Опреснители в виде сложных установок, расположенные по всему миру, играют важную роль в сохранении запасов воды.

Во время проведения этого эксперимента вы выясните, как происходит опреснение морской воды и ее превращение в пресную, пригодную для употребления. Также вы создадите модель круговорота воды в природе и будете использовать его принципы.

Что нам понадобится:

  • целлофан;
  • канцелярская резинка;
  • ложка;
  • миска;
  • небольшой пластиковый контейнер;
  • соль;
  • соломинка (трубочка);
  • глина для лепки;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Добавьте 2 полные ложки соли в воду и перемешайте. Возьмите соломинку и попробуйте на вкус раствор соли. Но никогда ничего не пробуйте на вкус во время экспериментов, если нет прямых указаний это сделать!
  2. Разровняйте небольшой кусочек глины на дне миски.
  3. Налейте солёную воду в миску (приблизительно на 2,5 см).
  4. Поместите небольшой контейнер на глину внутри миски с солёной водой так, чтобы он не двигался. Он должен быть выше уровня воды и не содержать воду.
  5. Натяните целлофан поверх миски. Целлофан должен немного свисать, но не касаться воды. Прикрепите целлофан при помощи резинки.
  6. Сделайте небольшой глиняный шарик. Поместите его на целлофане, осторожно расположив его над маленьким контейнером.
  7. Поместите контейнер на солнце на весь день.
  8. Выскажите предположение. Как вы считаете, что произойдёт?
  9. На следующий день посмотрите внимательно на миску, целлофан и маленький контейнер. Запишите свои наблюдения.
  10. В маленьком контейнере не было воды. Как она там оказалась? С помощью соломинки (трубочки) попробуйте на вкус воду из маленького контейнера. Какая она на вкус: солёная или пресная?
  11. Как это произошло? Этот проект показывает круговорот воды в природе в действии. Вода испарилась, поэтому на целлофане остался конденсат. Затем пресная вода переместилась внутрь небольшой ёмкости (подобно атмосферным осадкам).
  12. Изобразите модель круговорота воды в природе в виде иллюстрации, отмечая пути, которые проделала солёная и пресная вода.

Вывод:

Что происходит во время круговорота воды? Каким образом круговорот воды используется для опреснения? Как солёная вода становится пресной? Какие существуют способы опреснения морской воды?

Проект «Круговорот воды»

Круговорот воды – это перемещение воды на Земле. Самое большое количество воды собрано в океанах. Существует множество мелких процессов, посредством которых вода попадает из одного места в другое. Однако главных процессов, на которых основывается перемещение воды на планете, всего несколько.

Испарение – это процесс, во время которого молекулы воды в жидком состоянии получают достаточно энергии для того, чтобы испариться или превратиться в газ. Когда пар охлаждается, вода конденсируется или превращается обратно в жидкость. Мы можем увидеть конденсат на поверхности стакана с холодной водой или на небе в виде облаков. Атмосферные осадки – это процесс, во время которого конденсат воды, образовавший облака, падает на землю, например, в виде дождя.

Цель проекта – понаблюдать за процессом испарения и конденсации в разных условиях.

Что нам понадобится:

  • стеклянная банка с металлической крышкой (лучше всего подойдёт банка с завинчивающейся крышкой);
  • кубики льда;
  • вода;
  • секундомер;
  • термометр.

Ход эксперимента:

  1. Налейте в стеклянную банку воды глубиной 1 см от дна. Закрутите крышку.
  2. На металлической крышке разместите кубики льда.
  3. Измерьте температуру внутри комнаты.
  4. Включите секундомер. Определите, сколько времени потребуется для того, чтобы кубики льда полностью растаяли.
  5. Осторожно поднимите банку, удерживая её параллельно полу, и посмотрите на дно крышки с внутренне стороны. Запишите свои наблюдения. Что вы видите? Если есть возможность, сделайте фотографию или быструю зарисовку.
  6. Немного наклоните банку, чтобы несколько капель с крышки сгруппировались. Что произошло?
  7. Повторите эксперимент на улице во время теплой солнечной погоды, а также в прохладном темном месте.

Вывод:

Проводя этот опыт, основанный на знаниях про круговорот воды в природе, вы заметите, что вода будет испаряться быстрее в тепле, и медленнее – в условиях прохлады. Вода конденсируется, и на внутренней стороне крышки образуются капли. Если наклонить банку в сторону, мелкие капельки, образованные во время процесса конденсации, объединяются. Когда они становятся достаточно большими, они падают на дно банки. Почему? В тепле кубики льда будут таять быстрее, поскольку температурные различия между окружающей средой и кубиками более ощутимы. К тому же, в тепле вода быстрее испаряется. Испарение происходит тогда, когда молекулы получают достаточно энергии, чтобы перейти в пар или газообразное состояние. В тёплой окружающей среде воздух содержит больше энергии тепла, которая способствует переходу молекул воды. Это позволяет преобразовать в пар больше молекул воды. Испарившаяся вода внутри банки образует конденсат на прохладной металлической крышке.

Конденсат, который при охлаждении из газового состояния вновь переходит в жидкое, – это антоним пара. Лёд охладил металлическую крышку, благодаря чему вода из газообразного состояния перешла в конденсат.

При комнатной температуре и в холоде вы получите идентичные результаты. Но лёд будет таять медленнее, а количество пара и конденсата будет меньше.

Если наклонить банку в сторону, мелкие капли, образовавшиеся на крышке во время конденсации, объединятся. То же самое происходит тогда, когда формируются атмосферные осадки. Капли конденсата, образующие облака со временем становятся достаточно тяжёлыми, чтобы упасть на землю в виде дождя. При низкой температуре они образуют град или снег.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: