Презентация по физкультуре для начальных классов «Подвижные игры»


Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе

«СВЕТОФОР».

Описание: Дети стоят в шеренгу, у учителя три круга (жёлтый, зелёный, красный) Учитель показывает любой из трех кругов, а дети- выполняют задание, которое заранее обговаривается . Правила игры: Цвета кругов и команды к ним :

красный — дети присели

жёлтый — дети хлопают

зеленый — дети шагают

кто ошибается делает шаг вперед. Игру повторяют несколько раз, внимательные дети остаются на месте .

«ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»

Описание игры: Дети стоят в кругу или шеренге, выбирают водящего, он выходит вперед или центр круга, закрывает глаза или завязывает шарфом. Учитель приглашает но одному игроку, тот подходит к водящему, кладет руку на плечо и произносит фразу, которая обговаривается заранее, возвращается на место, водящий отгадывает кто это был . Правила игры: Подглядывать нельзя, изменять голос нельзя Если водящий отгадал кто это был, они меняются местами , если нет остается водящим.

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Описание игры : Дети стоят в шеренгу. Учитель говорит и показывает положение рук и ног . Дети повторяют, а одно положение которое обговаривается заранее , выполнять нельзя. Запрещенное движение , к примеру- руки вперед ставить нельзя, кто ошибается шаг вперед, игру повторяют несколько раз , Кто остался на месте , тот и выиграл .

«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Описание игры: До начала урока учитель прячет предмет, а можно спрятать в

тот момент когда дети не видят. Потом дает задание найти его. Кто нашел предмет, спокойно, чтобы остальные не догадались где он, подходит к учителю и на ушко говорит где нашел его и садится на лавочку К примеру первые 10 человек кто нашел, считать победителями.

«СОВУШКА» «ДЕНЬ НОЧЬ»

Описание игры: По команде «День» дети изображают животных, птиц и произвольно передвигаются по залу. По команде «Ночь» все замирают, а «Совушка», которую выбрали предварительно,

«летает» между «зверушками», «птичками» и наблюдает за ними. Ребята могут поменять положение или перейти с одного места на другое, но так, чтобы «совушка» не увидела и не услышала. Кого «совушка» увидела, выходит из игры. Последние 5 игроков , которые не пойманы, считаются победителями количество победителей обговаривается заранее.

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Описание игры: Дети произвольно ходят по залу, площадке и все вместе, спокойно произносят слова: Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три…

А дальше учитель выбирает варианты, что будут изображать ученики. / пример/

вариант 1: «буква -А» замри . Дети изображают туловищем, руками, ногами

буквы, которые называют.

вариант 2: «цифра 6 «

замри Дети изображают цифру которую называет учитель,

вариант 3: Дети изображают любой из предложенных предметов группами, «самовар замри» «Книга замри» «слоненок замри». Дети произвольно: лежа, стоя находят свои варианты, для показа задания . Учитель поощряет, отмечает, кто лучше справился с заданием.

«СНАЙПЕР»

ВАРИАНТ 1.

Описание игры: Площадка делится пополам, играют две равные команды. Выбирают капитана, которые разыгрывают мяч и уходят за линию противоположной команды. Правила игры: если игрока выбивают он уходит к своему капитану и помогает выбивать соперников. Когда всех игроков выбивают, заходит капитан . Если и его выбивают команда проиграла, /считается выбитый , если мяч попал в игрока без касания об пол, можно обговаривать по какой части тела считается выбитый, а по какой не считается/, ВАРИАНТ 2. Так же, но за определенное время .

ВАРИАНТ 3. Также , но двумя мячами.

ВАРИАНТ 4. Тоже , можно двумя, тремя мячами . Последний игрок бежит к капитану Выполняет предварительно обговоренное задание, к примеру:

прыжки со скакалкой 10 раз или

— сгибание рук в упоре 5 раз

— приседание 10 раз и т.д.

и возвращается в команду. Играют определенное время

ВАРИАНТ 5.

Тоже что вариант 1, но игроки передвигаются парами, взявшись за руки. Руки расцеплять нельзя.

«ОХОТНИКИ И УТКИ»

Описание игры : Играют две команды, Одна команда «Утки» , другая «Охотники», «Утки» плавают в «озере» , «Охотники» стреляют — бросают мяч пытаясь попасть в «Утку». Правила игры : Если попали в «Утку» , то она садится на лавочку.

Последняя выбитая «Утка» считается самой ловкой. Когда все «утки» будут выбит, игроки меняются ролями . «Охотники» становятся «Утками» , а «Утки» — «Охотниками».

«ВОРОБЬИ, ВОРОНЫ»

Описание игры : Играющие делятся на две равные команды, подходят к линии и становятся парами с соперником, одна команда «вороны» другая «воробьи» . Учитель предлагает занять указанное исходное положение и называет одну из команд , Кого назвал, та команда должна убегать, а другая не названная догоняет, Правила игры; Догонять только до указанной линии , толкать нельзя.

Игру повторить несколько раз. Чья команда поймает большее количество соперников, та и выигрывает.

«К СВОИМ ФЛАЖКАМ»

Описание игры: Играющие делятся на равные команды занимают указанное учителем исходное положение за линией, закрыв глаза .Учитель на одинаковом расстоянии от игроков устанавливает (меняет местами флажки) Заранее оговаривается у кого какой флажок . Кто первый / чья команда/ первая встанет в круг возле своего флажка, та команда и выигрывает. Игру повторить несколько раз ,

«КОСМОНАВТЫ»

Описание игры : Игроки стоят за линией старта . Обручи разложены произвольно по залу . Игроки произносят слова: «Ждут нас быстрые ракеты на различные планеты на какую захотим на такую полетим, после слов «…. Но в игре один секрет,

опоздавшим, места нет!»

игроки бегут в обруч, заранее оговорив по сколько человек . Но мест всем не хватает, Кому не хватило места, садятся на лавочку, а один обруч убирается , Игра повторяется до тех пор, пока не останется один обруч и в нем оговоренное количество игроков . Они и победители,

«УДОЧКА»

Описание игры : Играющие становятся в круг . Посередине водящий «рыбак» , Он вращает скакалку по кругу. А «рыбы» игроки подпрыгивают так , чтобы «удочка» не задела им но ногам. Вариант 1. Кому попало по ногам , тот и «рыбак».

Вариант 2. Учитель водящий, по кругу повторяет несколько раз, к примеру 15 раз . Кто за это количество раз не попался на «удочку» тот и выигрывает.

«ВЫЗОВ НОМЕРОВ»

Описание игры : Играющие делятся на равные команды . Выстраиваются в колонны. У каждого игрока свой номер. После того, как учитель называет любой из „6„ номеров , тот бежит до определенной линии и назад. Игрок из чьей-либо команды приходит первый, тем и присуждается первое место,

Игру повторить несколько раз . У какой команды окажется больше 1 мест, тот и победитель .

«ЛИСА И КУРЫ»

Описание игры : Играющие размещаются на лавочках — «Куры», а «Лиса» — водящий, ходит между „жердочек,, — лавочек и пытается поймать «курицу». «Куры» могут спрыгивать с лавочек., перебегать на другую лавочку. Кого «Лиса» поймает, тот и становится «Лисой». А «Лиса» — «Курицей» . ,

«ДРУЖНАЯ
СЕМЕЙКА»
Описание игры : Играющие передвигаются по площадке произвольно. Учитель называет любое число, к примеру „4„ Игроки как можно быстрее пытаются встать в круг «семейки» по четыре человека.

Вариант 1. Кто первый встал в «дружную семейку» , тот и победитель.

Вариант 2 Тоже, но только с ведением мяча в движении ,

«НЕ УРОНИ ПАЛКУ»

Описание игры : Играющие делятся на 2

равные команды и встают напротив друг друга. У одной из команд у каждого игрока гимнастическая палка , Палку поставить одним концом на пол, за другой придерживать рукой . По команде /сигналу/ игроки с палкой отпускают ее, а другие бегут к ним и стараются схватить /поймать/ палку. Правила игры: Толкать палку нельзя . Раньше сигнала за палкой бежать

нельзя , Игру повторяют несколько раз . Чья команда меньше уронит палок, та и выигрывает.

«ГОНКА МЯЧА ПО КРУГУ»

Описание игры : Играющие делятся на равные команды.

Становятся в круги . Мяч капитану. По сигналу учителя мяч передается рядом стоящему игроку и т.д. пока не окажется у капитана. Правила игры: Вариант 1. Передавать мяч двумя руками от груди . Передал присел . Кто вперед — победитель

Вариант 2. Передавать двумя руками от груди ударом об

пол

Вариант 3.Передавать двумя руками от груди сидя на полу.

Вариант 4. Передавать катом по полу ноги врозь

Вариант 5. Повернуться на 360 градусов передать и т.п.

« МЯЧ КАПИТАНУ»

Описание игры : Тоже, что игра « ГОНКА МЯЧА ПО КРУГУ» Только капитан в центре. Передача через капитана. Выполнять строго то задание, которое назначает учитель. Игру повторить несколько раз ,

«ПОПАДИ В ОБРУЧ»

Описание игры : Играющие находятся за линией . В руке малый /большой/ мяч . Учитель называет исходное положение , играющие принимают его . По команде бросают мяч в обруч . Правила игры: Бросать по сигналу. Кто попал — победитель , Игру повторить несколько раз .

Вариант I. Кто первый встал в «дружную семейку» , тот

и победитель.

Вариант 2. Тоже, но только с ведением мяча в движении .

«КВАДРАТ».

Описание игры : Играющие делятся / 2, 4, 6,/ равные команды по три человека /2, 4, 5, ,,./. Определяется площадка на которой будут играть . Капитаны разыгрывают мяч /подбрасыванием/ У кого окажется мяч , та команда передает его своим игрокам стараясь-» чтобы мяч не попал соперникам . А соперники стараются завладеть мячом. Касаться соперника нельзя ,

Вариант 1. Оговаривается количество передач , чья команда первой наберет оговоренное количество передач, та и выигрывает.

Вариант 2. Оговаривается время . Чья команда за это время выполнит большее количество передач, та и выигрывает

«ХВОСТИКИ»

Описание игры : Назначается /выбирается/ водящий /можно 2, 3, …/ У игроков за поясной резинкой с

боку или сзади висит ленточка «хвостик» По команде игроки разбегаются, пытаются оторвать

«хвостик» у игроков и прицепить его себе.

«ГОЛОВА, ХВОСТ»

Описание игры : Играющие выстраиваются в колону, руки на пояс впереди стоящему. Первый кто стоит, это «голова» , последний — «хвост» , По команде .«голова» пытается поймать «хвост» . Отпускать руки нельзя, если «голова» поймала «хвост» , меняются водящие и «голова» и «хвост» . Игру повторить

можно несколько раз,

«ЗАЙЦЫ В ОГОРОДЕ»

Описание игры : Играющие находятся за кругом , это «зайцы» . В кругу «огороде» , «зайцы» пытаются вбежать в круг «огород» и выбежать, а водящий его поймать . Кого из игроков поймали , тот становится водящим, а водящий «зайцем» . Через определенное время подводятся итоги , Кто ни разу не был водящим , тот и выигрывает,

Игры по физической культуре на тему «Олимпиада – гордость страны»

1 конкурс

Девиз. Приветствие. Эмблема и её защита. (1 минута)

2 конкурс «Саперы» — вы знаете, что сапер при разминировании ошибается только раз, поэтому при выполнении этого конкурса не урони «мину» на пол. Прыжки с мячом между ног до отметки – возвращение бегом, на финише мяч передать другому и т.д.

3 конкурс

Солдат должен быстро бегать, чтобы выполнять задачу и метко стрелять, поэтому следующий конкурс «Мотострелки».

Участники ведут мяч одной рукой до щита, забрасывают мяч в корзину и возвращаются бегом, передавшие мяч на финише следующему и т.д. (если участники 1-4 класса, можно броски в корзину пропустить).

4 конкурс

В армии есть род войск, как инженерные войска их задача прокладка дорог, мостов, переправ в трудно проходимых местах после их работы идут мотострелки и выполняют свою боевую задачу.

И так переправа: Участник в колонну по одному, у первого обруча и у последнего обруча по сигналу первые кладут обруч на пол и в строй становятся все команды, последний подаёт обруч первому, тот кладёт его вперед и снова осуществляется «переправа» до отметки, назад бегом в обруче всей командой.

5 конкурс

Марш-бросок на лыжах. По сигналу первые надевают лыжи, берут палки бегут до отметки. Снимают лыжи бегут назад с лыжами в руках, на финише передают следующему и т.д.

6 конкурс

Музыкальный. Ну, какой же солдат без веселой строевой песни. Задание. За три минуты подготовить песню и исполнить её в строю, выполняя строевой шаг, первый куплет и припев, можно и больше.

7 конкурс

Вы знаете уже, что есть «минеры» и есть «саперы» так вот следующий конкурс «минеры-саперы». Первые участники — это минеры они бегут и по сигналу с маленьким ведерком и кладут, «минируют» кубики «мины» в заранее нарисованные круги на полу (их три), добегают до отметки и возвращаются бегом, передавая ведерко следующему «саперу», он бежит и обезвреживает, собирает кубики в ведерко, возвращается бегом и т.д.

8 конкурс Иногда в армии бывает, что нужно помочь своему товарищу и пословицы, и поговорки типа «Один за всех и все за одного», «сам пропадай, но друга выручай», и т.д. не просто слова, в армии всегда должна быть взаимовыручка.

«Переноска раненного». Два участника берутся за руки, на плечи к себе стоящего между ними раненного и бегут по сигналу до отметки, возвращаются за следующим и так пока не перенесут всех участников своей команды (можно тем, то переносит, меняться). Музыкальная пауза. Солдатская песня.

9 конкурс

Все участники садятся на скамейки у всех руки за спиной, спиной к жюри, у первого мяч за спиной по сигналу он передаёт мяч следующему или соседу, последний принявший мяч бежит на новый край скамейки, садится первым и снова передаёт мяч и т.д. пока не сядут в такой же последовательности, как при начале конкурса.

10 конкурс

Вы знаете, что снайперы это меткие стрелки, сейчас будем проверять свои способности на точность попадания. «Снайперы» — один участник из команды становится на средней линии спортзала, держит обруч, первый участник в колонне с мячом. По команде пускает, стреляет по полу, попадает в обруч. Добегает до средней линии, сменяет участника, державшего мишень. Тот бежит за мячом, добегает до своих и передаёт мяч и т.д.

11 конкурс

Пограничные войска обеспечивают охрану наших рубежей, нашей границы от перебесщиков и врагов, которые посягают на нашу Родину, с пограничником всегда есть верный пёс, который всегда возьмёт след и отыщет нарушителей. Следующий конкурс пограничник и его верный пёс «Мухтар», по команде сильный участник начинает движение в упоре лежа (Мухтар), его держит его за ноги «пограничник», бегут до отметки, возвращаются назад уже бегом, затем участвует следующая пара и т.д.

12 конкурс

«Письмо на Родину» или «Кто больше напишет слов на военную или олимпийскую тему. Первый участник бежит до доски, берет мел и пишет слово. Возвращается назад, передавая мел другому участнику и т.д. , пока не напишут письмо (время 3 минуты)

Доклад: «Подвижные игры младших школьников как средство физической культуры»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа – интернат»

Доклад на методическое объединение учителей младших классов:

«Подвижные игры младших школьников как средство

физической культуры»

Подготовил учитель:

Таймазов Сейдали Айдерович

28. 03. 2020 г.

Подвижные игры младших школьников

как средство физической культуры

Данная тема является актуальной т. к. подвижные игры широко применяются на уроках в начальных классах. Они являются эффективным средством общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших школьников.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. В настоящее время использование физических упражнений на занятиях физической культуры направленно не на достижение высоких результатов, а на сохранение и повышение здоровья младших школьников. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные игры. Подвижная игра – это не просто физическое упражнение, т. е двигательное действие, а целая совокупность разнообразных двигательных действий, объединенных мотивом, который определяет форму поведения играющих. Подвижные игры используют для развития физических качеств, для закрепления элементов техники различных видов спорта. Именно в игре ребёнок развивает себя физически, познаёт окружающую действительность и формы общественной жизни. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания младших школьников.

Через подвижные игры на уроках физической культуры мы решаем задачи развития физического воспитания, т. к. это необходимо детям в их жизни. Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы, практически закрепляют некоторые знания, получаемые на уроках по познанию мира, математике, чтению. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей стремления к здоровому образу жизни, а также воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она писала «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, метче глаз, игра развивает сообразительность, выполняет воспитательную функцию, мы знаем, что дети взрослеют не только в процессе учебы, что и в процессе игры они познают жизнь». Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств и инициативы. Велико значение игр в развитии ловкости, скорости, быстроты, находчивости, в совершенствовании двигательной способности.

На уроках физкультуры в младших классах подвижным играм должно отводиться половину урока. Особенное значение имеет соблюдение правил игры и осознание своих действий. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всём организме. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Правильно организованные игры являются не только средством воспитания младших школьников, но и отличным средством активного отдыха.

Игра — это средство подготовки ребёнка к жизни, подготовительная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитываются активность, инициатива. Игра богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая деятельность — это накопление навыков, привычек, традиций. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями.

При отставании физического развития у детей, необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития. Подвижные игры младших подростков должны способствовать их дальнейшему всестороннему гармоническому развитию и физическому образованию.

К подбору игр учитель физической культуры должен относиться критически, так как игра должна соответствовать возрастным особенностям школьников, а также иметь образовательное, развивающее, воспитательное значение. Каждая подвижная игра на уроке должна решать определённые задачи, чётко должна быть организована и проведена, лишь в этом случае игра даст положительный эффект. Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому, вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры. Объяснить правила игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях всё изложенное руководителем. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или другую роль в игре. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким способом рекомендуется пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны и когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки.

Педагогическая ценность подвижных игр заключается в том, что они оказывают воздействие в целом на все физические и духовные функции младшего школьника одновременно. Проведение подвижных игр на уроках физической культуры является наиболее эффективным развитием физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков, можно добиться повышение познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры. Интерес ребёнка – наиболее управляемое состояние хотя бы потому, что учитель может его контролировать и вызывать с помощью игры. И управляя интересами школьника, учитель может действовать на его способности. Интерес ведёт к знанию. Развивая интересы, мы тем самым развиваем и чувства. Интерес – это радость детской жизни; интересное учение – счастливое детство. А задача педагога – научить ребенка ценить все доброе, живое и ярко чувствовать ценность всего, что является самым важным в жизни. Интерес – это чувства, радость, положительный заряд бодрости и хорошего настроения. Заинтересоваться – значит попробовать что-то сделать, увидеть, что у тебя получается, почувствовать радость и потому – желание продолжить работу, испытать эту радость вновь и вновь. Так кто же поможет ребенку найти свой интерес, увидеть предмет интересным? Конечно же – учитель. Поэтому, можно сделать вывод, что используя подвижные игры на уроках физической культуры, учитель у учащихся повышает интерес и эффективность урока.

Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.

Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

При подборе игры продумываются следующие вопросы:

  • цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
  • какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
  • посильна ли она для учащихся;
  • все ли учащиеся будут в ней участвовать;
  • что даст игра каждому ребенку.

Подведение итогов должно быть простым и четким.

Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.

У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.

В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами. Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов.

Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры.

Проведение подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.

Организуя обучение, учитель должен стремиться:

  • воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  • укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
  • содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека.

Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.

Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность игрой не только мобилизует физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Ученики усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, анализировать свои действия и действия товарищей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры воспринимаются как закон, и сознательное их выполнение формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения человеком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

В игре интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызывать положительные эмоции.

Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что ребенок сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья.

Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем непременно связаны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле, привлекает к подвижной игре всех ребят, независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания.

Наблюдая за игрой, преподаватель не должен быть назойливым наставником. Его задача сводится к наблюдению, чтобы правила соблюдались одинаково всеми, и не унижалось достоинство отдельных игроков. Основными задачами физического воспитания являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение студентов жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.

В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся.

Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся, способствующих укреплению здоровья.

Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников младших классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.

Подвижные игры широко используются как средство физического воспитания. Содержание игры составляют сюжет и двигательная деятельность, ограниченная правилами. Один лишь перечень игр говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий, что привлекает занимающихся, а преподавателям дает возможность выбора в управлении развития нужных качеств и навыков. Организация действий участников в подвижных играх представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает еще и потому, что как объект информации она не представляет неопределенности. Процесс игры связан с приятными для занимающихся физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия участников не идентичны.

Игра рекомендуется как эффективное средство освоения таких разделов, как легкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры. Специально подобранные игры помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимой в кроссовом и спринтерском беге.

Подвижные игры направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике, в последнее время беспокоит проблема гиподинамии.

Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся, способствующих укреплению здоровья.

Подвижные игры как средство и метод физического воспитания широко применяются в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание уделяется образовательной и оздоровительной стороне игры, а также воспитанию физических качеств. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока.

Применение методики использования подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры у учащихся младших классов позволит повысить уровень их физической подготовленности.

При планировании системы уроков по физической культуре разрабатывается методика подбора подвижных игр для развития быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Данный подход с использованием рациональных методов обучения, несомненно, способствует развитию физических качеств младших школьников. Он дает возможность учащимся осваивать их перемещения в подвижных и спортивных играх, а также принимать нужные решения в игровой обстановке.

Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. Подвижные игры детей младшего школьного возраста

● У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление. Многие игры детей 7-9 лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласовывая слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх, что доставляет детям большое удовольствие.

● Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях.

● У детей в возрасте 7-9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела.

● У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В тоже время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве («Команда быстроногих»), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча («Гонка мячей»), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения («Салки»).

Подвижные игры детей среднего школьного возраста

● У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную игру, делятся впечатлениями («Мяч капитану», «Борьба за мяч»).

● Восприятие детей 10-11 лет постепенно совершенствуется. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания.

● Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию.

● В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11 летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера.

● Для детей 10-11 лет соответствуют подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок (эстафета по полосе препятствий и т.п.).

Подвижные игры подростков

● Мышление и речь детей 12-14 лет становится более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, «Мяч капитану») требует расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций.

● Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

● Мышечная система продолжает развиваться, но ещё отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

● Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.

Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих, игры можно разделить на три группы: некомандные, переходные к командным и командные.

● В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам игры.

● В переходных к командным играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участие действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно.

● В командных играх соревнование проходит между игровыми коллективами (командами). Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.

В основу другой группировки игр положен принцип преимущественного их воздействия на воспитание двигательных качеств.

Игры, направленные на развития скоростно — силовых качеств: «Попрыгунчики -воробушки», «Воробьи-вороны», «Перепрыгни ручеек», «Простые пятнашки», «Гонка мячей по кругу», «Охота на уток», «Мяч среднему».

Игры, направленные на развитие координации: «Передал мяч – беги», «Чье звено скорее соберется?», «Бери ленту», «Волк во рву», «Зоркий глаз», «Мяч над веревкой», «Передачи волейболистов», «Только снизу», «Бомбардиры», «По наземной мишени».

Игры, направленные на развитие скоростных качеств: «Перелет птиц», «Не давай мяч водящему», «Путешествие на корабле», «Ловля бабочек», «Вызов номеров», «Эстафета», «Черные и белые», «Волки и овцы».

Игры, направление на развитие выносливости: «Рыбаки и рыбки», «Кто быстрей», «Перехват мяча», «Тигриный-бол», «Регби», «Футбол на спине», «Скачки», «С кочки на кочку».

Игры, направленные на развитие силовых качеств: «Кто самый меткий», «Кто дальше о, «Толкание ядра», «Перетягивание», «Кто сильнее», «Удержись в круге», «На прорыв», «Крепче круг», «Ванька — встань-ка», «Бой петухов», «Бег на руках».

Игры на развитие гибкости: «Кто быстрее передаст», «Кто быстрее», «Скамейка над головой», «Мостик и кошка».

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая, сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку уважение к культурному наследию окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Таким образом, подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств, способствующее сохранению здоровья школьников.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Савина Е.А. Учитель физической культуры Школа-интернат 52. — презентация


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Савина Е.А. Учитель физической культуры Школа-интернат 52

Подвижные игры Подвижные игры-это… Подвижные игры в системе физического воспитания. Развитие игр. Классификация подвижных игр. Взаимосвязь подвижных игр с другими средствами физического воспитания. Игры на переменах; в группах продленного дня. Игры. Список литературы.

Подвижные игры это… Подвижные игры-это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростковобщефизическое Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Индивидуальные ПИ вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства ПИ необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Кроме того, что ПИ оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.осанки Игра для взрослых и игра для детей совершенно разные вещи. И если для взрослых это чаще всего хобби или развлечение и отдых после работы, то для ребенка игра намного более важна. В младшем возрасте это практически единственно занятие, доступное ребенку. Играя с малышом, взрослые «рассказывают» ему о мире. К примеру: «Дай мне красный шар, — просят ребенка. И тот должен среди игрушек выбрать именно шар, и именно красный, показывая взрослому, что он уже что-то умеет и чего-то достиг. Взрослея информации становиться больше, она усложняется, и вместе с ней усложняются игры. Бег, лазание, катание с горок, прыжки и прочее – характерный набор «уличных» игр для детского сада. По мере взросления ребенка к просто бегу или просто прыжкам добавляются правила и сам процесс становиться более осмысленным. Появляются ограничения, условия, делающие занятия более интересными и захватывающими. В подростковом возрасте на первый план выходит соперничество: кто дальше, кто больше, кто сильнее, быстрее и т.д.младшем возрастеигр для детского сада

Подвижные игры в системе физического воспитания. Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Развитие игр. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими. Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный* инвентарь). Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгайте через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей. Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости. Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять минут. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

Классификация подвижных игр. Классификация подвижных игр Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.классификаций специфики Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса. Игры на реакцию. Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом. Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты. Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д. Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу. Игры на меткость. Различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням. Игры на воде. Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д. Дополнительное описание (требуемый инвентарь, место проведения, что развивает и т.д.) прилагается непосредственно к правилам каждой конкретной игры. Правила некоторых игр будут даны в статье с пометкой «авторская». Возможно, в такие игры играл и еще кто-то, но наша дворовая , придуманными самостоятельно. Деление условно, так как некоторые игры подходят более чем к одной категории.

Взаимосвязь подвижных игр с другими средствами физического воспитания Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент. Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность. К числу обусловленной природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом. Игра, как объект информации о предстоящей работе, не представляет для человека неопределённости.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить «эмоциональный» рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. При подборе и проведении игр (как вспомогательные средства) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра — морально волевое воспитание. Подвижные игры помогают подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы. Игры служат дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу.

Игры на переменах и в группах продленного дня. Игры на переменах. Игры, проводимые на переменах, имеют воспитательное и гигиеническое значение. После длительного статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых. Подвижные игры у детей вызывают положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность, у играющих возбуждаются те нервные центры которые при занятиях в классе были заторможены. Такое переключение работы позволяет учащимся отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке. Для организации и проведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игры самостоятельно, так и под руководством преподавателей. Так как на перемене собираются школьники из разных классов, эти игры должны быть простыми по содержанию, доступными учащимся разного возраста и кратковременными. Нежелательны соревновательные игры с разделением участников на команды, так как их трудно организовать.

Игры в группе продленного дня. Игры- активный отдых школьников после учебных занятий. В режиме продленного дня они являются составной частью физкультурно-оздоровительной работы в школе. Подвижные игры проводятся ежедневно во время прогулок на воздухе, а в плохую погоду- в хорошем проветренном помещении. С младшими школьниками можно играть до 2 часов до приготовления уроков и после. В группах воспитателям рекомендуется использовать национальные игры и игры, пройденные учащимися на уроке физкультуры (смотрите практический материал ).С учащимися 1-4 классов начинать и заканчивать занятие рекомендуется с малоподвижных игр, требующих внимание, чтобы организовать детей и постепенно вовлечь в активное действия вначале и снизить двигательную активность в конце занятий. Если проводятся несколько игр с высокой двигательной плотностью, желательно, чтобы они были разнохарактерными по движениям. Заканчивать занятия рекомендуется относительно спокойной игрой на внимание, ориентирование, быстроту реакции.

Игры. Игры с мячем.. Вышибалы Инвентарь: мяч. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: командная. Развивает: тактические навыки, общефизический эффект. Чем больше игроков, тем увлекательнее эта игра. Играющие делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами. Стрелок Инвентарь: мяч, разметка. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: с водящим. Развивает: меткость, быстроту, ловкость. Башкирская игра. На земле, на расстоянии метров друг от друга проводят две черты, между которыми чертится круг диаметром около 2 м. Один из игроков выбирается на роль стрелка и с мячом в руках становиться в круге. По сигналу остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой, а стрелок старается попасть в них мячом. Как только ему это удается, он меняется с выбитым игроком ролями.

Штандер-стоп Инвентарь: мяч Место проведения: открытая площадка, двор Минимальное количество игроков: 5 Вид: с водящим Развивает: ловкость, координацию, глазомер Игра популярная среди подростков СССР в е годы XX века. Мяч подбрасывается вверх кем-то из игроков, и пока он летит игроки разбегаются. Как только мяч пойман водящим (не важно с лета или с отскока от земли), поймавший кричит «Штандер — стоп!» (у нас, если не ошибаюсь, кричали «Черевички — стоп» прим. авт.) и все игроки должны замереть на месте. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное количество. Чем точнее определяется расстояние, тем ближе ведущий оказывается к игроку. Существовало несколько разновидностей шагов, в которых велось определение расстояния. Обычные, лилипутские (делались поочередным приставлением пятки одной стопы вплотную к носку другой), и великанские (можно было делать длинный шаг-прыжок). После этого водящий старается попасть мячом в этого игрока. Если тот уворачивается (или ловит мяч) или водящий промахивается, все разбегаются еще дальше, пока водящий снова не догонит мяч и не выкрикинет «Штандер – стоп!». Если бросок удачен, то водящий меняется ролями с осаленным игроком и игра начинается опять с подбрасывания мяча. Чаще всего игровая площадка имела разумное ограничение по размерам и покидать ее пределы игрокам воспрещалось. Иногда целью игры было достижение «домика», который располагался на другом конце площадки. Игрока, укрывшегося в «домике» нельзя было осаливать.

Игры на воде. Салочки в воде Инвентарь: нет. Место проведения: водоем с обширной отмелью. Минимальное количество игроков: 4. Вид: с водящим. Развивает: выносливость, быстроту, ловкость. Играют на обширной отмели. Как и в обычных салочках, водящий старается осалить кого-то из остальных игроков. Можно убегать, нырять и плавать, но запрещено перемещаться на место, в котором глубина больше, чем по шею игроку. Нарушивший считается осаленным и меняется местами с водящим. Морской бой Инвентарь: надутые тракторные камеры большого размера, например от тракторов «К-700» или «Т-150». Место проведения: водоем со слабым или отсутствующим течением, например пруд или озеро. Минимальное количество игроков: 6. Вид: командная. Развивает: тактические навыки, общефизический эффект. На каждой камере-корабле размещается по 3-6 игроков. Их задача – перевернуть вражеское «судно» или столкнуть всех членов его команды вводу. Когда играющих много, то можно играть команда на команду, или каждому «кораблю» сражаться саму за себя. Иногда прямому столкновению предшествовала перестрелка заранее заготовленными снарядами. Например, легкими камушками керамзита. Попадание в такой перестрелке не выводит игрока из игры, а просто разжигает боевой пыл игроков.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста. «Мы — веселые ребята»: Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав; «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!», играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадке, между двумя чертами, должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последний осаленный игрок. «Волк во рву»: На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (между линиями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки» стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят из игры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игра заканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями. «Охотники и утки»: На площадке на расстоянии метров проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалить всех «уток». «Бой петухов»: Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга. «Удочка»: Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим. «Перетягивание через линию»: Участники игры встают друг к другу лицом на расстоянии 1 метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры для одной пары играющих 3-5 минут.

Список литературы. Детские подвижные игры- Спортивные игры. Игры на перемене и в группе продленного дня. Подвижные игры в системе физического воспитания. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: