Урок-викторина по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Викторина по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» тест по литературе (11 класс) на тему

Викторина по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Из какого произведения взят эпиграф к роману? (И.В.Гете «Фауст»)

2. Какова была внешность Воланда? (Рост высокий, с левой стороны – платиновые коронки, с левой – золотые. В дорогом сером костюме, в цвет костюма туфли, серый берет. Рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый – зелёный, брови черные, но одна выше другой. Трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.)

3. Каков был возраст Воланда на первый взгляд? (40 с лишним)

4. О скольких доказательствах жития Божия говорит Воланд? (О пяти)

5. О каком профессоре упоминает Воланд, называя его Иммануилом? (Кант)

6. Как описывает М. Булгаков портсигар Воланда? (Громадных размеров, червленого золота, и на крышке сверкнул синим огнем бриллиантовый треугольник.)

7. От какой болезни страдал Понтий Пилат? (Гемикрания)

8. Сколько лет было Иешуа? (27) Почему не 33, как у Христа? М.Булгаков ошибался?

9. Каков главный вопрос, по которому шел спор Понтия Пилата и Иешуа? Кстати, известная картина русского художника так же называется. (Что есть истина?)

10. Под каким псевдонимом писала морские рассказы Настасья Лукинична Непременова? (Штурман Жорж)

11. Кто до описанных событий был жертвами квартиры № 50? (Вдова ювелира де Фужере Анна Францевна, жилец с утраченной фамилией, Беломут, мадам Беломур, Анфиса.)

12. Почему Иван Бездомный не написал заявления в милицию?

13. Как поверялись деньги в варьете? (На вид – водяные знаки, на запах)

14. Что испортило москвичей? (Квартирный вопрос)

15. За какое время до дня происшествия был написан мастером роман ?

(За год)

16. Какая была у мастера фамилия? Почему?

17. Сколько языков знал мастер? (Пять)

18. Какие цветы несла в руках Маргарита? (Жёлтые, скорее всего мимозы)

19. Какие стадии прошёл мастер? (1/ смех; 2/ удивление; 3/ страх.)

20. Какой свежести была осетрина у Андрея Фокича? (Второй)

21. Сколько сбережений было у буфетчика? (249 тысяч в сбербанках, 200 золотых десяток)

22. На какой горе происходила казнь Иешуа? (На Лысой горе.) Как называется эта гора в мифологии? (Голгофа)

23. Сколько лет было Маргарите? (30) Во сколько лет она вышла замуж? (19)

24. В какой день недели Маргарита стала ведьмой? (В пятницу)

25. В каком измерении живет нечистая сила у М.Булгакова? (В пятом)

26. Какие условия должны были соблюсти, чтобы выбрать хозяйку бала? (Обязательно носить имя Маргарита и должна быть местной уроженкой).

27. Кто был дирижором на балу? (Иоганн Штраус)

28. Что ел Бегемот в праздничную ночь? (Кусок ананаса посолил, поперчил, съел и после этого тяпнул стопку спирта.)

29. Что можете сказать о происхождении Понтия Пилата? (Сын короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.)

30. Как закончил роман мастер? («Свободен! Свободен! Он ждет тебя!)

31. В какой день происходят события в романе? (В воскресенье)

32. В кого превращаются Фагот-Коровьев и Бегемот? (Фагот-Коровьев – в темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом; Бегемот – в демона-пажа.)

33. Сколько же прошло времени со дня начала мук Понтия Пилата? (Около двух тысяч лет.)

Урок-викторина по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс.

Урок-викторина по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс.

Цель:

обобщить материал после изучения произведения:

–фактология романа

— проблематика романа

-идейно-художественное своеобразие

-характеристика образной системы

Участники: две команды по 6 человек, выбирают себе название.

Обязательное условие: отвечающие в конкурсах не должны повторяться.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, две презентации «М.Булгаков», «Игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», кинофрагмент фильма Бортко

(Презентация «М.Булгаков»)

Слово учителя (

на фоне сменяющихся слайдов»)

(Читается отрывок из романа)

« — О чем роман?- спросил Воланд.

-Роман о Понтии Пилате.

Тут опять запрыгали языки пламени, задребезжала посуда, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал. …

-О чем, о чем? О ком?- заговорил Воланд, перестав смеяться. –Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»

Действительно, ОН не мог найти другой темы!

О чем же Закатный роман самого Михаила Афанасьевича Булгакова?

МИР-ЧЕЛОВЕК-ИСТИНА, но за этой кажущейся простотой в своем романе –завещании, в романе отчаяния и надежды, в своем «Евангелии» Булгаков поднимает глубокие нравственные и философские вопросы. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 30-х годов XX века ясно просматривается общечеловеческая проблематика.

МИР, в котором вечная борьба сил созидания и разложения, избравших полем битвы умы и души людей.

И ИСТИНА, вечная и непреходящая для всех и всегда!

Воланд и его компания, помогают людям разных эпох встретиться и понять друг друга и самих себя. А роман Михаила Афанасьевича помогает нам заглянуть в самих себя.

Итак, «За мной , мой читатель!». Перелистаем еще раз «книгу на все времена» бессмертного великого Мастера, ведь «рукописи не горят!».

1. Конкурс «Пора! Пора!»

Знание фактологии романа.

Презентация « Игра по роману»

Вопросы (высвечиваются в презентации) по порядку каждому участнику. По 1 «ордену» за правильные ответы.
Если ответа нет, то ход переходит к противнику.

  1. Назовите знаменитое место в Москве, где происходит завязка действия в романе М.Булгакова? (Патриаршии пруды).
  2. Что требовали зрители на сеансе в Варьете и в конце концов получили? (Разоблачений).
  3. Как известно, москвичей испортил «квартирный вопрос». Кто претендовал на жилплощадь Мастера? ( Алоизий Могарыч).
  4. Подскажите точный адрес того места, где проходил знаменитый бал у Сатаны. (ул. Садовая дом №302-бис кв.50)
  5. Как звали знаменитого дирижера на балу у Воланда? (Штраус)
  6. За что наказан Понтий Пилат? (за трусость)
  7. Чего боялась Банга, собака прокуратора Понтия Пилата ? (грозы)
  8. Сувенирчик, подаренный Воландом Маргарите и «приватизированный» незабвенной «чумой» Аннушкой? ( Золотая подкова с бриллиантами).
  9. Вид одежды, который не полагается носить котам? ( Штаны)
  10. Настоящее имя Ивана Бездомного? (Понырев)
  11. Что теряет Иван Бездомный после купания в Москве-реке? (членский билет МАССОЛИТА).
  12. Последнее слово, с которым умирает Иуда из Кириафа? (Низа..).

2.Конкурс «Извлечение.. истины»»

Вопросы, помогающие определить идейно-художественное своеобразие романа

Для
«Тестов» по 1 человеку, садятся за столы, вопросы написаны, обводят правильный ответ.
Команда решает «проблемный вопрос»: в ходе жеребьевки команде достается 1 вопрос для обсуждения (3 минуты), затем отвечает один представитель от команды. Вопросы высвечиваются в Презентации.

После сдачи тестов обсуждение проблемных вопросов.

Проблемные вопросы.

1. Один из исследователей романа Булгакова считает, что структурным стержнем «древних» глав является тема виновности Пилата, «Пилатов грех». Решение предать смерти Иешуа приводит Пилата к «ужасному» разладу, внутреннему конфликту. Что это за разлад и какова одна из проблем романа, связанная с ним?

2. Чем отличается от остальных гостей Воланда Фрида? Почему именно она прощена, в чем ее «сходство» с Пилатом и какова проблематика романа, связанная с ее образом?

Оценивание: по 5 «орденов».

3.Тесты.

Позволяют оценить глубину постижения произведения. Каждый вопрос содержит три ответа, оцениваемые определенным количеством баллов: (0)- неверный ответ либо очень примитивный;

(1)- формально правильный ответ, но неполный или нет содержащий необходимой глубины понимания текста;

(2)- правильный ответ, отличающийся глубиной и точностью.

Секретариат проверяет правильность ответов, выдает соответствующее количество «орденов».

1.В чем вы видите основную проблематику романа?

А) в проблеме выбора и нравственной ответственности человека (2)

Б) в проблеме соотношения добра и зла (1)

В) в проблеме жизни и смерти (0)

2.Каков смысл эпиграфа?

А)Добро и зло неразделимы: и то, и другое служит справедливости (2)

Б)Не делай людям добра- не получишь зла (0)

В)Эпиграф выражает внутреннюю противоречивость «князя тьмы» (1)

3)Зачем в романе необходимы «ершалаимские главы»?

А)Это главы романа, написанного Мастером (0)

Б)Чтобы показать, что такое добро (1)

В) Чтобы показать, как подлинное добро способно злого человека превратить в доброго (2)

4)Как связаны «московские» и «ершалаимские» главы?

А) Главы контрастно противопоставлены (0)

Б)И в тех, и в других главах действуют единые нравственные законы (2)

В) связаны фигурой Мастера как автора романа о Понтии Пилате (1)

5)Каковы функции «ведомства» Воланда?

А)Отпущение грехов (0)

Б)Вершит суд на людьми (1)

В)Проводит «ревизию» человеческих душ, обнажая зло и пороки (2)

4. «В соавторстве с Мастером»

«В соавторстве с Мастером»: раздается текст с пропущенными словами, необходимо его восстановить.. Оценивание секретариатом: «орден» за каждое слово.(Текст смотри далее).

Пока выполняется эта работ, проводится следующий конкурс.

5. «А вы загляните к нему внутрь, что он там думает… вы ахнете!»

«Создаем литературный образ»: литературный персонаж и средства его создания.

От каждой команды по два представителя, которые по словесным портретам узнают литературных героев. Затем с ними проводится «литературное интервью».

Портреты и вопросы к героям высвечиваются в Презентации.

« Узнай себя»»

Воланд:

« Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черны, но одна выше другой»

Мастер:

«…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос …»

Маргарита:

« Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу… бесследно пропала. Кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась»

Иешуа Га-Ноцри:

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной».

Каждый герой выбирает свой предмет-атрибут.

(Предметы: трость с набалдашником пуделя, шапочка с буквой М,

(«старый альбом коричневой кожи, где фотокарточка мастера, сберегательная книжка на 10000 руб., лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанный на машинке и с обгоревшим нижним краем»- то единственно ценно, что имела в жизни Маргарита), волосок), завернутый в бумагу («Из разговора с П.П.: Пилат призывает Иешуа поклясться, что тот не призывал к уничтожению храма.

И: -Чем хочешь, чтобы поклялся?

П.П.: -Ну, хотя бы жизнью твоей, так как она висит на
волоске!
И.:- Не думаешь ли ты, что ты подвесил ее, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.

П.П.: -Я могу перерезать этот волосок.

И.: -И в этом ты ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто его подвесил?

6.Конкурс «А иконка зачем?»

(«Мир литературных вещей»)

Два стола с накрытыми предметами. По одному участнику из команды. Их задача вспомнить, где в романе встречается данный предмет и как он связан с содержанием) Оценивание: по «ордену» за два предмета, максимальное количество -3. Возможны предметы-обманки.

1 стол:

1.Шахматы ( в них играл Воланд с , фигурки живые)

2.Носовой платок с синей каемкой (подавали Фриде)

3.Резаная бумага ( в нее превратились деньги, которыми расплачивались в буфете варьете после сеанса, об этом говорит буфетчик Андрей Фокич в разговоре с Воландом, там же разговор об осетрине второй свежести).

4.Свеча, иконка, булавка (атрибуты Ивана Бездомного, не хватает кальсон).

5.Сантиметр (он «болтался» на шее у Бегемота в Варьете )

6. Колготки (обманка, были чулки)

2 стол:

1.Половая щетка (на ней летала Маргарита)

2.Глобус ( символ власти Воланда)

3.Футляр с флаконом духов (его дарят храброй даме (как презент от фирмы, по словам Фагота),первой решившей принарядиться в дамском магазине ).

4.Обглоданная куриная косточка (атрибут Коровьева)

5.Яд ( «Яду мне, яду!»- мысли Прокуратора, когда у него болела голова)

6. Лото (обманка, были шахматы)

Подведение итогов.

Дополнительно: показ материалов из домашнего задания: Буклеты по роману, «визитки» героев.

Заключительное слово учителя:

Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, сострадание, выбор и личная ответственность за него.

Это Булгаков, это настоящая литература.

Булгаков прошлым проверил настоящее. Так давайте же этой книгой будем проверять ценность того, что читаем мы сегодня.

7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: