Самостоятельная работа по теме ‘Однородные члены предложения’
Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения»
5 класс вариант 1
Расставь недостающие знаки препинания, внизу под текстом построй схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
Это случилось поз..ней осен..ю или в самом начале зимы. Было
очень хол.. дно. Я н..дел тёплое п.. л.. то ша..ку п..рчатки и вышел
из дома. Я ш..л по аллее нашего ст.. ринного парка. Этот чудес.. ный
парк славился на всю округу. В нём росли пр.. крас..ные развесис-
тые д.. рев.. я дубы и ясени клёны и берёзы. Белки и птич ки были законными привычными жителями этого мален.. кого царства природы.
И вдруг на аллею из-за д..рев.. ев и кустов выб жал олень.
Это было чудо! Он стоял и см.. трел на меня своими уд.. вительно добрыми умными нежными глазами. Я тоже стоял и молчал но хотел ск..зать
ему много восторженных и бл.. годарных слов.
В воздухе з.. мел.. кали, з.. кружились первые сн.. жинки. Они
ложились на в.. твистые рога, на бл..городную голову ж..вотного, на
его зимнюю шу.. ку. Передо мной была не настоящая жизнь а восхитительная ска.. ка.
Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения»
5 класс вариант 1
Расставь недостающие знаки препинания, внизу под текстом построй схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
Это случилось поз..ней осен..ю или в самом начале зимы. Было
очень хол.. дно. Я н..дел тёплое п.. л.. то ша..ку п..рчатки и вышел
из дома. Я ш..л по аллее нашего ст.. ринного парка. Этот чудес.. ный
парк славился на всю округу. В нём росли пр.. крас..ные развесис-
тые д.. рев.. я дубы и ясени клёны и берёзы. Белки и птич ки были законными привычными жителями этого мален.. кого царства природы.
И вдруг на аллею из-за д..рев.. ев и кустов выб жал олень.
Это было чудо! Он стоял и см.. трел на меня своими уд.. вительно добрыми умными нежными глазами. Я тоже стоял и молчал но хотел ск..зать
ему много восторженных и бл.. годарных слов.
В воздухе з.. мел.. кали, з.. кружились первые сн.. жинки. Они
ложились на в.. твистые рога, на бл..городную голову ж..вотного, на
его зимнюю шу.. ку. Передо мной была не настоящая жизнь а восхитительная ска.. ка.
Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения»
5 класс вариант 2
Расставь недостающие знаки препинания, внизу под текстом построй схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
X..роши все времена года и зима и весна и лето и осень. Осенняя пора — это л..стопад и дождь грибы и лё..кие заморо..ки по утрам. Под ноги стелются р.. зноцветные листья ж..лтые и крас..ные бурые и серые. Лес ст..новится сырым пустым и страшным.
Зима н..р..жает всё в праздничную одежду прикрывает землю рассыпчатым одеялом. В лесу теперь не страшно а радос..но и весело. Снег искрится и переливается. Он покрыт сл..дами мален..ких звер..ков и мышей и белок и куниц.
Весной всё ож..вает луга и леса птицы и звери реки и озёра. На веточ..ках беспеч..- но распевают зяблики синицы щеглы.
А лето — трудовая пора. Ребята бегут в лес за ягодами за гр..бами. Взрослые р..- ботают в поле косят на лугах траву пол..вают огороды. А для путешественников наступает пора п..ходов. Весело и интересно жить на земле!
Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения»
5 класс вариант 2
Расставь недостающие знаки препинания, внизу под текстом построй схему предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
X..роши все времена года и зима и весна и лето и осень. Осенняя пора — это л..стопад и дождь грибы и лё..кие заморо..ки по утрам. Под ноги стелются р.. зноцветные листья ж..лтые и крас..ные бурые и серые. Лес ст..новится сырым пустым и страшным.
Зима н..р..жает всё в праздничную одежду прикрывает землю рассыпчатым одеялом. В лесу теперь не страшно а радос..но и весело. Снег искрится и переливается. Он покрыт сл..дами мален..ких звер..ков и мышей и белок и куниц.
Весной всё ож..вает луга и леса птицы и звери реки и озёра. На веточ..ках беспеч..- но распевают зяблики синицы щеглы.
А лето — трудовая пора. Ребята бегут в лес за ягодами за гр..бами. Взрослые р..- ботают в поле косят на лугах траву пол..вают огороды. А для путешественников наступает пора п..ходов. Весело и интересно жить на земле!
Причастие как часть речи. Вариант 1
А1. Какое слово является причастием?
- 1) детальный □ 3) могучий
- 2) тонущий □ 4) зелёный А2. Укажите страдательное причастие.
- 1) постригающий □ 3) оставленный
- 2) обозначивший □ 4) выскочивший A3. Укажите причастие настоящего времени.
- 1) передавший □ 3) заимствованное
- 2) настигающий □ 4) выросшая А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- 1) о выпавш м снег_ □ 3) о скачущ й лошад_
- 2) о затаившейся мыш_ □ 4) с бьющмся сердц м А5. В каком словосочетании причастие является частью причастного оборота.
- заполняющий дневник 3) промелькнувший хвост
- улетевшие на юг 4) написавший доклад А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный
из
прутьев ивы.
- 1)2,3 □ 2) 1,3 □ 3)1, 2,3 □ 4) 1, 2 А7. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Извивались между деревьями (?) спускавшиеся к реке (?) тропинки.
- Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
- Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
- Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
- Предложение с причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом, запятые я* нужны.
В1. Из данного предложения выпишите причастие (причастия).
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой — одно из прелестнейших зрелищ.
В2. Продолжите предложение:
Причастие легко отличить от имени прилагательного, потому что…
ВЗ. Укажите признаки прилагательного у причастия. B4. Из предложения
Желание воскресить минувший век во всей его истине привело Пушкина к изучению исторических материалов.
Выпишите определяемое слово и согласованное с ним причастие.
С1. Докажите справедливость высказывания: «Сегодня причастие еще не определилось, знаменательная это часть речи или только форма одной из частей речи».
Причастие как часть речи. Вариант 2
А1. Какое слово является причастием?
- 1) алюминиевый □ 3) сигнальный
- 2) прыгучий □ 4) командующий А2. Укажите страдательное причастие.
- 1) причёсанная □ 3) нуждающийся
- 2) маячивший 4) перегоревший A3. Укажите причастие настоящего времени.
- 1) обсуждающие □ 3) разочарованный
- 2) выступавший □ 4) открытый А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- 1) о прошедш м времен_ □ 3) на раскалившейся крыш_
- 2) о расплескавш йся жидкост_ □ 4) о строящ мся здани_ А5. В каком словосочетании причастие является частью причастного оборота.
- собравший урожай 3) заглянувший в окно
- убежавшее молоко 4) читающий текст
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,2 4)2,3
А7. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) листья.
- Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
- Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.
- Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
- Предложение с причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом, запятые tie нужны.
В1. Из данного предложения выпишите причастие (причастия).
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
В2. Продолжите предложение:
Причастие легко спутать с именем прилагательным, потому что…
ВЗ. Укажите признаки глагола у причастия. В4. Из предложения
Желание воскресить историю во всей её истине привело Пушкина к изучению материалов предшествующих эпох.
Выпишите определяемое слово и согласованное с ним причастие.
С1. Докажите ошибочность высказывания: «Сегодня причастие еще не определилось, знаменательная это часть речи или только форма одной из частей речи.
1) Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. (А. Толстой) 2) В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3) Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. (В. Белов) 4) И лягушкам не поется если осень настает. (С. Козлов) 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
1) Бежит заяц по полю а след за ним тянется. (В. Бианки) 2) Я увидел что выпал снег. 3) Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4) Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. (Ш. Перро) 5) Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус. (Ш. Перро)
1) Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2) Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3) Я заметил что мои спутники устали. 4) Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5) Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.
1) Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2) Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3) Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4) На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5) Жилин знал что его письмо не дойдет. (Л. Толстой)
1) Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. (Л. Толстой) 2) Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3) Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4) Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин) 5) Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.
1) Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2) Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3) Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4) Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5) Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.
1) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. (В. Бианки) 2) Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара. (Н. Носов) 3) Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков. (Г. Скребицкий) 4) Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. (Н. Сладков) 5) Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.
1) Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2) Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. (В. Песков) 3) Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. (В. Песков) 4) Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. (В. Песков) 5) Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.
Повторительные упражнения на употребление знаков препинания при однородных членах предложения
Дата: 27.08.2014 Автор: Dictread Тема: Пунктуация при однородных членах предложения
Упражнение 298. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.
1. Я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу твоему. (П.) 2. Видит Карл могучий уж не расстроенные тучи несчастных нарвских беглецов а нить полков блестящих стройных послушных быстрых и спокойных и ряд незыблемых штыков. (П.) 3. Я или Володя отправляемся в карету, а Любочка или Катенька садятся в бричку. (Л. Т.) 4. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 5. Отец — человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем густо пахнущем овчиной и мятой. (Бун.) 6. И бело-голубой флаг и стремительные линии синей надстройки и разноцветные спасательные круги все неожиданно красиво привлекательно. (Лип.) 7. Вдруг все вокруг стало мне необыкновенно дорого и это серое выцветшее небо и лысые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут. (Федос.) 8. Здесь все было большим просторный, как зал, кабинет магазинные необъятные окна два громоздких старинных дивана кресла, тяжелые, как рояли, стол, размером чуть не с палубу. (Лавров) 9. Рубленые домишки под замшелым тесом мохнатые охрипшие дворняги, кубарем катившиеся под колеса машины чумазые свиньи, с неимоверным трудом поднимавшие свои рыла к серому осеннему небу, все это напоминало старую Россию. (Карп.) 10. Овальное лицо Плеханова отличалось редкой соразмерностью черт вдумчивым и властным выражением больших продолговатых глаз. (Серебр.) 11. Анна так бывала захвачена этим ясным вопрошающим и жадным взглядом, что не видела на лице подруги ни вздернутого носа ни пухлого рта ни обильных веснушек. (Серебр.)
Упражнение 299. Подберите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера на основные правила пунктуации при однородных членах предложения.
Упражнение 300. Составьте предложения на все случаи употребления знаков препинания при однородных членах предложения.
Упражнение 301. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где надо, строчные буквы прописными. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.
1. В числе посуды привозят много глиня…ых и стекля…ых игрушек как-то уточек гуськов дудочек и брызгалок. (Акс.) 2. В бричке с…дел господин, (н…) красавец, но и (н…) дурной наружности (н…) слишком толст (н…) слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар однако (ж) и (н…) так, чтобы слишком молод. (Г.) 3. Они шли пели и смеялись; му…ины бронзовые с пышными ч…рными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и широких шароварах; жен…ины и девушки веселые гибкие с (темно) синими глазами (то) же бронзовые. (Горьк.) 4. В дорог… я испыт…вал ощущение радости от сухих стекл…неющих степей от широких станиц от голубых гор, сверкнувших за Кубанью, от крынок с топле…ым молоком и желтых ноздреватых бубликов. (Пауст.) 5. Вот р…стишь ее нян…чишь кормишь, сам (не) доедаешь ночей (не) досыпаешь, а станет большой-выйдет замуж и забудет про отца родного. (Алекс.) 6. Как только (аспидно) черн…ю тучу (на) двое рассекла огненная сабля, в ту же секунду раздался сухой резкий, как орудийный залп, удар. (Бабаев.) 7. Я угадывал в машиных словах (не) прямой смысл, она говорила о молодости души о тихом звездном разговоре, который мы должны слышать. (Сарт.) 8. Вот так бултыхат…ся в реке есть у костра уху тайно думать о Грузинцеве таскать камни в рюкзаке искать людям золото ехать долго-долго к морю мечтать о полете на венеру бродить под черемуховым цветопадом ведь это и есть счастье. (Лавров) 9. Зверь зашатался; несколько секунд он силился удержать р…вновесие но стал оседать (на) зад и мягко, будто боясь ушибит…ся или наделать шуму, свалился на камни. (Федос.) 10. Сулакикан, как бы между прочим, (то) же урывками продолжает рассматривать меня. Ее интересует и мой карабин и пуговиц… на понош…ой штурмовке и нож и тяжелые солда…ие сапоги. Но (н…) единым жестом она не выдает своего любопытства. (Федос.) 11. Спустя полтора часа Андрей Воронков, рядовой первого года службы (парашютно) десантного полка рослый но с (мальчишески) узкой талией с крепкими плечами но с тонкой шеей с красивыми хотя и (не) большими (ярко) синими глазами на загорелом с гладкой кожей лице, стоял перед старшиной в шеренге таких же, как он, чисто до блеска на щеках умытых отпускников, одетых в выпускные гимнастерки стоял и томился, ожидая, когда же старшина раздаст им увольнительные записки. (Бер.)